Как попасть в закон о молодежи?
Сейчас в Госдуме рассматриваются поправки к законопроекту “О молодежной политике в Российской Федерации”. Он уже принят в первом чтении и стоит в плане на принятие во втором - на 22 декабря этого года. Что в этом законопроекте есть существенного для профсоюзов и что должно быть?
Для начала надо понимать: зачем в принципе нужен этот закон? Если вкратце - он определяет, что такое эта самая молодежь, кто занимается молодежной политикой в России и в каких формах это делает. Отсюда становится ясно, что закон “рамочный”, или, как написано в сопроводительных документах, “векторный”.
Вообще-то, строго говоря, отсутствие закона не означало отсутствия молодежной политики. Ею как раз занимались. В том числе профсоюзы. Потому что статьи в коллективных договорах или региональных соглашениях, посвященные молодым работникам, молодым специалистам, ученым или их семьям, - это молодежная политика. И участие в молодежных образовательных форумах - тоже молодежная политика. И так далее.
Но! Длительное время такого закона не было. Есть разные версии его отсутствия. Одна из них гласит, что при отсутствии закона - отсутствует нормативная база, а без нее - у региональных органов власти нет оснований целенаправленно заниматься этой весьма затратной темой. Собственно, еще с начала 2000-х годов, когда я счастливо входил в первый молодежный совет ФНПР, тема принятия такого закона тревожила молодежно-профсоюзные умы. Как говорится, шли годы…
Когда в 2020 году проект закона появился-таки, мы обратились к членским организациям ФНПР и молодежным советам с просьбой дать свои предложения. Все-таки, учитывая численность молодых людей в возрасте до 35 лет в профсоюзах (около 7 млн) и количество молодежных структур, - это достаточно широкое, не кабинетное общественное обсуждение. Предложений поступило много. Большинство их сводилось к тому, чтобы ввести в закон трудовую терминологию. Тем не менее после первого чтения в законопроект почти ничего не попало.
Ко второму чтению ситуация изменилась. Уже появились отзывы о том, что включение определений “молодой специалист”, “молодой ученый”, темы уважения к труду - это важные характеристики, и в законе они должны быть. Но! Проблема в том, что другие наши предложения в текст рекомендованных поправок пока не вошли.
27 ноября по инициативе комитета по молодежи, споту и туризму Госдумы состоялся круглый стол. В своем выступлении я коротко представил профсоюзные предложения. Выступавшие говорили о том, что молодежь ждут в бизнесе, в общественных организациях, но ее, если оценивать государственные социально-экономические приоритеты, еще больше ждут на предприятиях. Да - с проблемами первого рабочего места. Но - ждут. А значит, в тексте закона должно появиться определение “молодой работник” и “молодая семья”.
Кроме того, в число субъектов, занимающихся молодежной политикой, нужно включить и профсоюзные структуры. Иначе получается странно: государство и бизнес записали - а мы вроде бы не при делах.
И еще одно качественное предложение: достойное рабочее место и достойная оплата труда на этом месте.
Письмо с профсоюзными предложениями председатель ФНПР Михаил Шмаков отправил и в комитет, и на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина. Но и реакция участников круглого стола скорее обнадежила.
Второе чтение назначено на двадцатые числа декабря, и если сейчас молодежные профсоюзные советы поговорят со своими депутатами Госдумы, это будет дополнительным аргументом в нашу пользу. Как говорится, ждем ответа.
Александр Шершуков, главный редактор газеты "Солидарность"