Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Пятница, 22.11.2024, 21:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [931]
Новости России [726]
Новости планеты [161]
Детские движения [200]
Студенческий строительный [62]
Великая Отечественная... [187]
Память [385]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [112]
Поздравления [216]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [450]
Регионы [279]
Совет ветеранов [114]
История [248]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [80]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1244
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2020 » Январь » 22 » КОВАЛЬ С.А. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
    КОВАЛЬ С.А. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
    11:23

      ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КОМСОМОЛА КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

     В июне 2017 года в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В.Ломоносова (Архангельск) состоялась научно-практическая конференция на тему «Патриотическое  воспитание, историческая память  вызовы современности»[Электронный ресурс]: материалы научно-практической конференции / сост. Н.А. Данилов; под общ. ред. А.М. Тамицкого; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: САФУ, 2018. – 83 с. ISBN 978-5-261-01311-2

    С докладом «Историческая память: страницы истории комсомола как фактор патриотического воспитания молодежи» выступила КОВАЛЬ Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, экс-секретарь Архангельского горкома и обкома комсомола, председатель Архангельского регионального Совета Общероссийской общественной организации содействия воспитанию молодежи «Воспитанники комсомола – Моё Отечество».

    Автор: С.А.Коваль, САФУ имени М.В.Ломоносова, Архангельск, svkov@atknet.ru

    Аннотация. Статья посвящена пониманию исторической памяти, как одной из важнейших ценностей человеческого общества, которая в условиях XXI века подвергается игнорированию и переосмысливанию. Патриотическое воспитание с раннего возраста является мощнейшим фактором формирования нравственно-духовных ценностей. Это формирование начинается с отношения к своей малой родине и родному Отечеству. Страницы истории комсомола, как важнейшая составляющая истории нашей страны в ХХ веке, являются одной из важнейших составляющих патриотического воспитания.

    Ключевые слова: историческая память, молодежь, история комсомола, патриотизм, нравственно-духовные ценности

         Вопросы патриотического воспитания – актуальная тема советской историографии, да и в XXI веке она достаточно серьезно обсуждается и научным сообществом, и практиками, работающими с молодежью. Одним из важных и сложных является вопрос исторической памяти, понимаемый, как «набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Иногда рассматривается как измерение коллективной (или социальной) памяти» [1, с.10].

    Основателем теории исторической памяти считается французский философ и социолог Морис Хальбвакс, судьба которого оказалась трагична: за помощь сыну – участ­нику Сопротивления он был арестован фашистами и скончался в концентрационном лагере Бухенвальд в марте 1945 года. Его продолжателями стали Пьер Нора, Ян и Алейда Ассман, Ж. Ле Гофф, Б. Гене, П. Хаттон, Т.Адорно и другие. В России исследования в этой области ведут И. М. Савельева, А. В. Полетаев, Л. П. Репина, О.Б. Леонтьева, Н. Е. Копосов, А.И. Филюшкин, О.В. Герасимов, Е.А. Ростовцев, Д.А. Сосницкий, О.А.Божченко и другие историки, социологи, философы. 

    Знание источников помогает формированию собственного отношения к феномену «историческая память». В частности, мы разделяем идею, высказанную О.А. Божченко: содержание исторической памяти – это «феномен общественного процесса, представляющий собой отражение, познание, осмысление, интерпретацию, актуализацию, трансляцию, вынесение оценок, изучение человеческой истории как процесса проистекающего во времени, в единстве прошлого, настоящего и будущего. Она формируется на основе социально-психологических представлений об индивидуально-событийных, философско-исторических, теологических проблемах исторического развития, на базе теоретических представлений, на основе художественно-образного отражения исторического процесса, на базе политико-идеологических и морально-оценочных представлений» [2, с.9-10].

    • «исторической памяти» важно для всех, кто занимается или предполагает заниматься вопросами патриотического воспитания молодежи. В этом контексте необходимо рассматривать и само понятие «патриотизм». Это явление нашло отражение еще в XVIII веке в трудах М.В.Ломоносова и А.Н. Радищева, в XIX веке Н.М.Карамзина, А.П.Куницына, И.Ю.Ястребцова, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого, В.Я. Стоюнина и др. В советский период речь шла уже не только о понятии «патриотизм, но и о патриотическом воспитании – в работах С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.В.Голубкова, О.М.Лобовой, В.А.Сухомлинского, И.С.Марьенко, В.А.Сластёнина, Л.Ф.Спирина, Т.К.Ахаян, Н.М.Конжиева и других.

    Определенное забвение проблем патриотического воспитания можно наблюдать в 90-е годы ХХ века, но уже новый век дал немало исследователей этого феномена: А.В. Абрамова, Ю.А. Андрееву, Д.В. Артюхова, А.К. Быкова, Т.Е. Вежевич, В.В. Гладких, С.Ю. Иванову, Д.А. Карманова, А.В.Кузнецову, В.К. Левашова, И.А. Милюкову, В.Ю. Микрюкова, А.Ю. Парашина, В.В. Пионтковского, А.В. Потемкина, Е.Л. Райхлину и др.

    Используем подход А.Н.Вырщикова и М.Б.Кусмарцева к определению патриотизма в современных условиях: «значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается в том, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели – сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей.

    Условия наличия патриотизма – возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» [3, с.31].

    А.Н.Вырщиков выделяет следующие составляющие патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое …

    Для реализации этого подхода огромное значение имеет школьное преподавание истории, которое за последнее двадцатилетие претерпело немало изменений: от резкой критики и отрицания логики изложения советской истории в учебниках советского периода и создания вариативных учебников до концепции единого исторического образования; а также организация внеклассной и внешкольной работы по патриотическому воспитанию, в ходе которой возможно использование страниц истории комсомола, который в 2018 году отметит свое 100-летие.

    Страницы истории комсомола в советских учебниках были представлены с методологических позиций представления истории Советского государства и подчеркивали позитивную роль этой общественной организации для формирования патриотического сознания выпускников советской школы.

    Вариативные учебники по истории практически не содержали материала об истории комсомола. Кстати, и из школьных программ по литературе были убраны такие произведения, как «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева, поэзия «мальчиков лобастой революции», стихи о комсомоле А.Безыменского, М.Светлова и др.

    Отрицательное отношение к истории Советского государства, «разнузданное» в 90-е годы, вроде бы сменилось «нейтральным», а где-то даже есть попытки говорить о его достижениях. Но вызывают вопросы «выпады» некоторых политических деятелей, выступающих на телеканалах с разнузданными обвинениями в адрес компартии,  о создании Государства Советов, с призывами о возрождении царского гимна,  о монархии. Эти эскапады, к сожалению, не подвергаются не то что критике, но даже нет аргументированной исторической справки…

    В логике концепции школьного исторического знания историю комсомола мы предлагаем рассматривать как часть истории страны, как деятельность мощнейшей молодежной общественной организации, как события и судьбы людей, прошедших эту школу воспитания, как память и верность идеям старшего поколения, как преемственную связь поколений…

    Комсомол, прекративший свое существование в 1991 году, когда состоялся самороспуск организации, уже через 7 лет отметил свое 80-летие сбором комсомольских работников и актива разных лет в киноконцертном зале «Россия» в Москве. Этому предшествовало постановление Госдумы , Обращения к Президенту Б. Ельцину и тогдашнему премьеру С.Кириенко.

    Прошедшие годы показали, что интерес к комсомольской теме не иссякает. Появляются новые исследования. В том числе и о сложных страницах нашей истории. Так, уже в 2000-е годы были опубликованы работы исследователей Московского гуманитарного университета (бывшая Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ) И.Ильинского, В.Криворученко, М. Мухамеджанова, Б. Ручкина и др. [4]. Появились новые книги и статьи первых руководителей комсомола [5].

    Сохранению исторической памяти способствуют новые документы и материалы о жизни и деятельности комсомола, в том числе и о тех страницах, которые не были известны широкой общественности. Знание этих источников – одно из важнейших условий для всех, кто занимается воспитанием молодежи.

    После 95-летия комсомола в 2013 году по инициативе бывших первых секретарей ЦК ВЛКСМ Е.Тяжельникова, Б.Пастухова, В.Мишина в России была создана Общероссийская общественная организация «Воспитанники комсомола – Моё Отечество», главная цель которой не только записана в уставе, но вынесена в название организации – содействие воспитанию молодежи. В октябре 2015 года на съезде организации были рассмотрены мероприятия по подготовке к 100-летию комсомола (октябрь 2018 г.).

    Это оживило деятельность не только Центрального Совета организации, Международного Оргкомитета «Комсмолу-100», но и придало новый импульс деятельности региональных отделений. Активно освещается работа по истории отдельных страниц комсомола, мероприятий, которые проводятся в связи с подготовкой к юбилею на сайте «Комсомол в моей судьбе» [11], на сайтах региональных организаций.

    Вниманию к страницам истории комсомола способствовала объявленная по инициативе санкт-петербургских ветеранов комсомола эстафета «Вспомним всех поименно», посвященная тысяче дней до юбилея, которая прошла практически во всех регионах страны. Наиболее активно эта работа проходит в Кемеровской, Московской, Нижегородской и других организациях, что нашло отражение в новогоднем (2016 года) послании ЦС организации.

    Подчеркнем, что в логике патриотического воспитания молодежи сегодня необходимо обращение как к систематизированной истории комсомола, так и к отдельным страницам его истории (в частности, связанными с теми или иными памятными датами). Но обязательно нужно начинать с причин и условий появления молодежных союзов, что, в свою очередь, связано с Октябрьской революцией, столетие которой приходится на нынешний 2017 год. И очень важно сегодня следить за материалами дискуссий, различными точками зрения, оценками, которые даются, по образному выражению Д. Рида, «дням, которые потрясли весь мир»…

    Говоря об истории Архангельской комсомольской организации, необходимо обратиться к историографии, которая, к сожалению, имеет белые пятна. Обратим внимание на нашу статью «Исследователи истории Архангельского комсомола» [6], в которой названы имена исследователей и многие библиографические источники.

    Одно из важнейших мест принадлежит материалам периодической печати. Уже с созданием первых комсомольских ячеек на территории области появилась газета шенкурских комсомольцев. В период подготовки первого губернского съезда комсомола начала выходить газета «На смену» (впоследствии «Северный комсомолец»). Сегодня это богатейший архив, показывающий деятельность комсомольских организаций в различные периоды жизни страны. К сожалению, нет обобщенных материалов об истории газеты и ее очень интересных главных редакторов (Ю. Мишарина, В.Байбикова, В.Добкина, Б.Суфтина, В.Аушева, В.Каркавцева, С.Емельянова, А. Сахарова, С.Емельяненкова, И.Слободянюка, С.Лойченко), великолепных сотрудников, посвятивших газете долгие годы (В.Н.Румянцевой, Т.Б.Шаховой, фотокорреспондента Р.Сысоева и других).

    Обращение к этим источникам (они хорошо доступны даже для школьников) дают богатейшие возможности воспитания молодежи и особо подчеркнем – современных молодых журналистов.

    • несколько конкретных примеров жизни Архангельской комсомольской организации. Прежде всего, события 1-го губернского съезда, день открытия которого 16 сентября 1920 года знаменует день создания Архангельского комсомола. Сама история 1-го губернского съезда, перечень вопросов, которые там обсуждались – это погружение в мир истории. Вот перечень вопросов съезда: 1. Доклады с мест. 2. Текущий момент. 3. Программа Союза. 4.Устав.5.Организационный вопрос. 6. Финансовый вопрос . 7. Культурно-просветительная работа в Союзе . 8. Защита экономических интересов молодежи.  9. Движение молодежи на Западе 10. Выборы Центрального Комитета 11. Доклады с мест.

    Насколько актуальна их формулировка в современных условиях!

    Традицией ветеранов комсомола нашей области стала «Дорога Памяти», которая в 9-й раз состоится 16 сентября нынешнего года на Вологодском кладбище, где находятся могилы наших комсомольских секретарей, воспитанников комсомола, внесших свой вклад в историю области (кстати, 23 сентября – 80-летие ее образования). Дорога от храма до братского мемориала воинам-интернационалистам – вот путь, которым мы проходим вместе с молодыми ребятами, путь, вместивший судьбы комсомольцев разных поколений…

    С 1929 по 1936 год, а фактически по 1937-й год, губернская организация стала частью Северной краевой комсомольской организации. Огромные территории, включившие Архангельскую, Вологодскую и Северо-Двинскую губернии, Коми область, накладывали определенный отпечаток на деятельность крайкома и районных организаций. В истории организации отразились трагические судьбы страны, в том числе и репрессии. К сожалению, в литературе советского периода почти не рассматривались вопросы репрессий, не подвергалась критическому анализу деятельность комсомольских организаций в этот период.

    Обратим внимание на две публикации уже XXI века: исследование В.К.Криворученко и статья В.Грехова [7]. Эта трагическая страница нашей истории требует дальнейшего углубленного изучения и представления. И это важная составляющая исторической памяти…

    • особая составляющая истории комсомола – страницы истории Великой Отечественной войны. На алтарь Победы внесли свой вклад миллионы молодых людей и те, чьи судьбы были связаны с комсомолом. Говоря сегодняшним определением – «воспитанники комсомола». Людская и историческая память хранят страницы фронтовой и трудовой жизни советского народа, деятельность школьных комсомольских и пионерских организаций, студенческого и военного комсомола. Не случайно в 1965 году в комсомоле родилось движение – Всесоюзный поход по местам боевой славы советского народа [8]. Началось мощное поисковое движение, создание музеев, комнат, уголков боевой славы, сохранение памятных мест, шефство над ветеранами войны и семьями фронтовиков, военизированные игры и т.д. – все те формы, что составят содержание патриотического воспитания.

    … Собравшиеся в 1966 году на 2-й Всесоюзный слет участники Похода на Красной площади дали Клятву молодежи. Мы приведем фрагмент текста, отражающий пафос, настрой, дух молодых людей, объединенных идеей преемственности и неразрывности поколений:

    "....Здесь, на Красной площади, у священных стен Кремля, мы внуки тех, кто штурмовал Зимний, дети сокрушивших рейхстаг, от имени нашего поколения сердцами своими присягаем на верность делу Ленина, делу партии, делу Октября!

    Рабочей правдой, не сломленной кандалами и каторгой, Свободой, восставшей на баррикадах, Кровью, пролитой комиссарами,

    КЛЯНЕМСЯ, что вечно будет в наших сердцах огонь борьбы, огонь революции…

    • с Красной площади, уходили на смертный бой наши отцы. Здесь, к подножию Мавзолея, были брошены знамена поверженного фашизма. Святостью братских могил, сединами матерей наших, радостью победы КЛЯНЕМСЯ быть достойными бессмертия отцов и по первой тревоге под овеянными славой знаменами пойти в бой и победить!.."

    К сожалению, в современной истории наблюдается не просто забвение каких-то страниц, но есть факты фальсификации истории, принижение героизма советской молодежи и попытки переписывать историю (в частности, это коснулось и подвига Зои Космодемьянской, и памяти молодогвардейцев). Кстатизпт 75-летие создания подпольной организации «Молодая гвардия» будет отмечаться в этом году, и к чести жителей Луганской республики они уже многое делают не только по сохранению исторической памяти, но и по пропаганде и разъяснению того, что проходило на Украине много десятилетий назад. И это в условиях трагического состояния Донбасса и Луганска сегодня. Активизировали работу и ветераны комсомола Крыма, вернувшись в состав России.

    Мы можем гордиться сохранением памяти о великом подвиге северян и в мемориальных знаках, и в книгах об их подвигах, и в традиционных встречах с ветеранами (в частности, в этом году состоится новая встреча с соловецкими юнгами, посвященная 75-летию  создания Школы юнг), и в рядах «Бессмертного полка», и в преемственной связи юнармейцев воссозданной «Юнармии», и в гордом звании Архангельска, ставшего городом воинской славы…

     Своеобразным «откликом» на Клятву молодежи явилась акция 1967 года, связанная с закладкой «капсул времени». Это были письма, обращенные к поколению молодежи 2017 года. В Архангельске оно было заложено на острове Мудьюг, находящемуся в горле Белого моря. Остров стал священным местом для поколения северян, победивших интервентов и белогвардейцев в годы Гражданской войны. Оно стало священным для последующих поколений, когда здесь открылся музей, и был воздвигнут памятник Жертвам интервенции. В 1967 году здесь собрались участники областного слета по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа.

    Репортажи областных газет сохранили атмосферу того дня, когда была заложена капсула. Непосредственное обращение к тексту помогает лучше передать сегодняшней молодежи атмосферу тех событий. Поэтому мы приводим фрагмент репортажа Е.Салтыкова и В.Цыганова [ 9].

    • Немало есть на земле горьких и скорбных мест, где живет суровая Память человечества. У французов это Орадур. У чехов – деревня Лидице,   советских людей – Бабий Яр, остров Мудьюг… Пусть не гудит над ними набат, но каждый, сюда ступивший, с трепетом узнает правду о мужестве узников и неслыханной жестокости палачей. И тогда всю земную благодать нынешнего дня – и луч солнца на губах любимой, и травы по пояс, и белую ночь, и рокот войны совсем по-иному воспринимаешь – тревожно, бережливо, неспокойно. «Такое никогда не должно повториться!» – стучит в эти минуты сердце, и белеют кулаки от гнева, и колени преклоняются сами перед памятью борцов, что пали здесь навзничь, но не согнули голову перед извергами рода людского. А каратели свободы еще не перевелись на свете. Пылают мирные хижины Вьетнама, подожженные американским напалмом. Кличут на разбойные дела израильских вояк внуки тех, кто ходил с кровавой плетью по песчаным отмелям острова Мудьюг.

    Но разные есть внуки. Внуки героев революции помнят иное родство и, отстаивая мир на земле, свято несут в душе своей имена борцов за счастье и высокое достоинство человека. Вот почему участники слета молодых патриотов Севера, прибыли вчера на остров Мудьюг…Отряды собрались у памятника героям. К участникам митинга обращается секретарь обкома комсомола Т.М.Гудима:

    - В знак нашей верности революции, в знак восхищения перед стойкостью земляков мы, участники второго областного слета, заложим здесь, перед входом в бывший лагерь за колючей проволокой, зеленую Аллею борцов. Посланцы Архангельска и Онеги, Вельска и Красноборска, Виледи и Котласа бережно высаживают в суровую землю острова молодые деревца. У начала аллеи закладывается мраморная доска с памятной надписью. Пройдут годы, поднимутся ввысь пятьдесят саженцев, что укоренили здесь в год 50-летия Великого Октября благодарные внуки героев борьбы за власть Советов. Пусть шелестом своих ветвей они напоминают будущим поколениям о том светлом июньском дне 1967 года, – когда в тишине острова Мудьюг прозвучали слова послания наших современников в 2017 год. ..

    В капсулу из нержавеющего металла матрос нового архангельского большого морозильного траулера «Галактика», что на днях впервые пришел в родной порт Юрий Зимин, укладывает ветки зеленой сосны, номер «Правды Севера» за 23 июня с рассказом о событиях дня планеты, родной страны, зпт о слете молодых патриотов Севера и стеклянный герметический сосуд с письмом в будущее. Потом он опускает в контейнер, изготовленный комсомольцами-мастерами «Красной кузницы» в форме снаряда, свой комсомольский значок. Следом за ним, сняв с парадной белой блузки, передает в капсулу свой пионерский значок Эля Телегина. Торжественно звучат фанфары… С волнением опускают делегаты в углубление металлический контейнер.

    Пройдет пятьдесят лет, и на это заповедное место придут те, кому слет поручил спустя полвека, в год 100-летия Великого Октября,23 июня 2017 года, вскрыть письмо и прочесть его внукам, юности того времени. Это почетное право предоставлено четырнадцати ленинцам Архангельска: Тане Барсуковой и Люде Танашевой, Люсе Линц и Саше Откупщикову, Эле Телегиной и Славе Дружинину, Наташе Медуницыной и Коле Короткову, Ларисе Мотиной и Вите Зброжеку, Сергею Бурову и Жене Костроминой, Валерию Бабину и Маше Бусиной. Им сегодня всего лишь по 13-14 лет… Торжественная минута. Комсомольцы вручают мандаты пионерам.

    Братская могила узников. Со всех сторон подошли к ней участники слета. У могильной плиты возникает холмик из живых цветов. Пятьсот делегатов слета под звуки «Реквиема» опускаются на колен.  Над островом гулко звучат двадцать автоматных залпов – это приехавшие на Мудьюг солдаты Архангельского гарнизона отдают салют в честь павших героев.

    …До новой встречи, Мудьюг. Мы еще придем к тебе, к твоим зеленым соснам и соленым ветрам. Придем не одни – с сыновьями. И сыновьям закажем. Чтобы не забывали сюда с сыновьями дороги. Ибо не знает и не может знать покоя память сердца, память долга.

     Так писали журналисты в середине ХХ века!.....

    Нам предстоит выемка этого письма. Встреча с теми, кому было поручено вскрыть капсулу. Встреча разных поколений. И это еще одно свидетельство исторической памяти… [И такая встреча состоялась. См. об этом Коваль С.А. Пионерское поручение выполнено (письмо из 1967 года // Известия Русского Севера. – 2018 –  № 5-6 – С.100-109. 

    Еще одна страница истории комсомола связана с участием во Всемирных фестивалях молодежи и студентов, инициатором проведения которых стали в 1947 году Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС). История фестивального движения, определенные сложности участия в них России в 90-е – 2000-е годы, два московских фестиваля 1957 и 1985 года, готовящийся XIX Всемирный фестиваль 2017 года в Сочи – эти страницы способствуют пониманию не только чувства патриотизма, но и интернационализма, которые воспитывал комсомол. В современных условиях обостряющего противостояния России и стран НАТО, трагической судьбы Украины, войны в Сирии и проблем Ближнего Востока, решение этих вопросов воспитания являются исключительно актуальными.

    В заключение обратимся еще к одному понятию – «воспитание патриотизма», о котором говорит историк комсомола В.К.Криворученко [10]:

    - Воспитание патриотизма – правомерное действие общества. Но, нам кажется, речь должна идти о формировании, кристаллизации чувства патриотизма всем общественным укладом, жизнью и деятельностью индивида. Отсюда это должна быть не система обязательных мероприятий, напоминающая учебный процесс и административное сочинительство, а осознанные действия человека, которые происходят с рождения, всегда и везде, а общество создает для этого лишь благоприятные условия.

    Патриотизм предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения.

    Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, что может выступать в качестве критериев и показателей эффективности в формировании гражданственности. В современной России особо и объективно необходимо возрождение духовности, воспитание населения в духе патриотизма, любви к Отечеству, а следовательно, необходимо и прекращение пропаганды насилия, жестокости, несвойственного россиянам образа жизни, возвращение к великому разуму и ратным подвигам предков, к могучей культуре, к чувству всеобщей ответственности перед Родиной, как это всегда бывало в российской истории, а поэтому воспитание патриотизма должно стать делом всего общества, всех политических институтов, каждого человека на своем участке, в своих действиях.

    Без патриотизма нет ни государства, ни народа. Патриотизм – это то сокровенное, что связывает человека с прошлым и настоящим его страны, вырабатывает надежду и веру в ее будущее, что интуитивно приводит человека к благоговейному отношению к своему Отечеству. Патриотизм в его подлинном понимании неразрывно связан всегда с утверждением национального достоинства».

    Нам думается, понимание этого высказывания будет способствовать воспитанию тех, кто берет на себя великую миссию – воспитывать современное поколение!

    Библиографический список:

    1. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 44 с. – С. 10.
    2. Божченко О.А Музей в формировании исторической памяти… автореф. канд. культурологи. – СПб, 2012. –
    3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с. – С. 51.
    4. Ильинский И. М. Мой Комсомол (Избранные статьи и очерки). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008; Криворученко В. К. Без истории нет будущего // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 107–116; там же, № 2. С. 116–121. Мухамеджанов М.М. Последние десять лет (1981-1991) // Знание. Понимание. Умение. – 2008. № 6; Б. А. Ручкин. Комсомол: уроки прошлого и опыт для современного молодежного движения. // Молодежь и инновационное развитие России. —М.: МосГу, 2008. С. 124–39. он же Ручкин Б.А. Российское общество: патриотизм XXI века // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 52–70.
    5. Мироненко В.И. Комсомол в период реформации советского общества: 1985-1991 гг. – автореф. дисс. канд истор. наук. - 2000; Пастухов Б. Н. Друзей моих прекрасные черты: Повесть-воспоминания. М.: Молодая гвардия, 2012; Е.М.Тяжельников. Они были первыми. лидеры Ленинского комсомола (1918-1968 гг.).- М.: Мол. Гвардия, 2013; Навечно в памяти народной. Памятники комсомолу и комсомольцам. 95-летию со дня образования ВЛКСМ посвящается : в 2 т. М. : Зарница, 2013.
    6.  Коваль С.А. Исследователи истории Архангельского комсомола // Известия Русского Севера – 2015 - № 3-4. – С.14-28
    7. Криворученко В.К. Молодёжь, комсомол, общество 30-х годов XX столетия: к проблеме репрессий в молодёжной среде. - М.: МосГУ, 2011; Грехов В.Н. Расправа с руководством комсомола в 1937-1938 годах. – М., 2015.
    8. Коваль В.В., Коваль С.А. Поиск… Преемственность… Память… (Поисковое движение в СССР) / Архангельская старина: популярный исторический журнал. 2014, № 2-3, С.3-11
    9. Салтыков Е. Цыганов В. Послание в 2017…// Правда Севера – 1967 – 24 июня
    10. Криворученко В.К. Патриотизм (Энциклопедия гуманитарных наук) / Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3.
    11. Материалы сайта "Комсомол в нашей судьбе" www.komsomol-100.clan.su

     

    Категория: История | Просмотров: 663 | Добавил: komsomol-100 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024