В эти дни много пишут и о говорят в связи с Юбилеем - 95 - летием лучшей детской здравницы, пионерской республики, а ныне - детском оздоровительном центре "Артек".. Пришли книги и из Воронежа....
Одна из книга, изданная ранее, посвящена деятельности Ордена Трудового Красного Знамени и Ордена Дружбы народов Всесоюзного ЦК ВЛКСМ пионерского лагеря «Артек» имени В.И. Ленина – ныне Международного детского центра «Артек». В сборник вошли воспоминания артековских вожатых и пионеров, ныне проживающих в России, ближнем и дальнем зарубежье, работавших и отдыхавших в «Артеке» с 1945 года до наших дней. Составители Г.В. Шатунова, Т.В. Шигина.
* * *
.......Вам когда-нибудь писали письма пионеры – артековцы? Нет? Значит вы не вожатый! О! В этих письмах столько любви, обожания и ответов на многие вопросы, в том числе «Для чего нужен Артек?», «Почему он остается в сердце навсегда?»
«Здравствуйте, моя дорогая, любимая, добрая вожатая Галинка!
Как я радуюсь Вашим письмам, именно Ваших писем я очень жду потому, что когда я читаю Ваши пожелания, я боюсь дышать, просто дух захватывает! Всякий раз как я получаю от вас письмо, прыгаю от радости и плачу весь вечер!
Прошел месяц, как мы уехали из Артека. Ваше письмо у меня двадцать шестое! У меня уже 9 писем от Гоги из Тбилиси. А вот от наших ирландцев Майкла и Шарлотты нет пока ни одного. Я тоже пишу письма каждый день!
Галя, как вы умеете поднимать дух, это удивительно! Я ваше письмо читаю, уже не помню который раз, и все радостнее, увереннее становится душа! Спасибо вам за письма. Вы пишете с таким вдохновением! «Жизнь прекрасна и удивительна, люди кругом золотые!» - этот принцип разделяю с вами и я! (А я вспомнила свою вдохновительницу- Галину Дегтеву. Примечание автора.)
Школа стала для меня каторгой. Сижу на уроках, а не слышу ничего – перед глазами только Артек, наши мальчишки и девчонки из отряда и вы с Толей – наши вожатые! Артек- это рай в раю, самый прекрасный уголок для детей на всей планете!
Галя, я вам признаюсь, что до Артека я была какой-то мещанкой, тряпичницей, я не понимала и не умела ценить человека. Теперь все прошлое куда-то ушло. Я стала другой!
Как я хочу увидеть всех! А вы помните наш КВН с третьим отрядом? Наш блистательный счет 71:68! А наше факельное шествие в Ялте?! Как мы пели! Скандировали речевки и лозунги! А наши замечательные массовки?! А как много дали нам 60 минут встречи с руководителем делегации с острова Шри-Ланка! Я помню нашу дружину «Озерную»- она будет жить в нашей памяти, в наших сердцах вечно!
Как случайно я поехала в Артек, и как много и неслучайно он дал мне, подарил, отдал, оставил во мне на всю жизнь!
Галя, я вас целую, жду весточки, наш дорогой, родной, любимый пионерский родитель! Я сейчас вышиваю для вас подарок. Скоро вышлю. Мне постоянно хочется говорить с вами.
Ваша Люда Булыга – возмутительница всеобщего спокойствия, организатор ансамбля «АВВА» в Артеке, которая поет и танцует на английском языке.
Р.S. Какие прекрасные слова вы тогда на огоньке сказали обо мне и написали в мой дневник! Я плачу сейчас, мои слезы капают на письмо и донесут вам мои воспоминания. Даже одна ваша подпись «Твоя Галя» несет меня в небо, моя Галя!»
Это письмо 1978 года от Люды Булыги на русском языке из города Луцка с Волыни. Она так хотела снова приехать в Артек, что выиграла викторину об Артеке, которая проводилась в республике на украинском радио, и на следующий год опять приехала!
Название книги мне приснилось. Мой мозг, как компьютер, проанализировав все присланные и тщательно прочитанные мною воспоминания об Артеке, выдал то, что повторяется без исключения у всех: «Мечта, сказка, счастье!» Пионерка из моего отряда второй летней смены 1976 года Лена Александрова, отыскавшаяся в «Одноклассниках», написала: « Спасибо, Артек! За состоявшуюся мечту пионерского детства! За подаренную сказку на берегу Черного моря!! И счастье, с которым я живу!!!». Эта вариация звучит и в очерке Заслуженного учителя РФ Натальи Матвеенко: «Что осталось после «Артека»? Яркие воспоминания, стопки ребячьих писем, встречи с артековскими вожатыми, переписка в сети с пионерами и ощущение счастья, что я принадлежу к огромной артековской семье!»
Людмила Менжулина, редактор нашей институтской многотиражки «Учитель», оценивая деятельность оргкомитета по празднованию 90-летия Артека, написала мне в «Одноклассниках: «Вы – артековцы –всегда были народ особенный, такими и пошли по жизни, я вас многих помню. Вы - моя молодость и лучшие годы работы в пединституте». Она учила нас азам журналистики.
У каждого из нас с Артеком сложились свои сокровенные отношения. Почти все статьи, которые были присланы мне, назывались одинаково «Мой Артек». Так люди говорят только о своем, о близком, с чем сроднился навек. Заведующая музеем истории ВГПУ Татьяна Чернобоева написала: «Пусть будет паролем в сердце навек заветное слово «Артек!» Так я и назвала ее воспоминания.
Почти все авторы откликнулись сами, прочитав сообщение о готовящемся издании в социальных сетях, в группах «Воронеж плюс Артек равно любовь навек», «Воронеж – Артек – Липецк», в газете «Профсоюзный щит» обкома профсоюза работников образования и науки, или услышав от своих товарищей. Большую работу по активизации артековского сообщества провела Тамара Шигина – председатель оргкомитета.
Владимир Листенгартен, доцент Воронежского государственного университета, пионером встретил День Победы 9 мая 1945 года в «Артеке». Он, ученик 5-го класса семилетней школы № 16, был направлен за активную работу в городском штабе пионеров, откликнулся на газетную статью: «Для меня (да и, уверен, не только для меня) «Артек» остался важной жизненной вехой. Он многому научил – общению, товариществу, значительно расширив его круг, размышлениями над увиденным и услышанным, осознанию силы государства, дал первые ростки чувству ответственности. Конечно, всё это я осознал не тогда, а много позднее, но помню и ценю до сих пор. И благодарен «Артеку». Замечательно, что он теперь снова будет выполнять свои объединяющие и воспитывающие функции, а, значит, будут продолжаться артековские традиции, к которым вот уже 70 лет я чувствую себя причастным. Девяностолетие «Артека» - это и мой праздник!»
И только один человек.... сказал, долго извиняясь, по какой причине не написал статью: "Когнитивный диссонанс... – настолько яркое расхождение между тем, чем я жил тогда и сегодняшними событиями, особенно связанными с друзьями – артековцами из Украины". И такое имеет место быть.
В Артеке все необычно. Даже простое «Здравствуйте!» Об этом тоже пишут все – и пионеры, и вожатые. Традиция приветствия в Артеке возведена в ранг ритуала. Сколько бы раз в течение дня пионер не повстречал взрослого, он должен был произнести священное заклинание – «Доброе утро!» - это утром, «Добрый день!» - днём, и «Добрый вечер!» - соответственно вечером. Если отряд шел строем, то фраза произносилась хором. Если навстречу шла группа или другой отряд, то хор звучал, не сбивая строя, в такт шагам - «Всем! Всем! Добрый день!!!». Это так усвоилось за время пребывания в лагере, что спустя годы можно узнать бывшего артековца по приветствию - «Добрый день!» вместо - «Здравствуйте!»
А традиция увозить с собой «живой уголек из костра»! А ежедневное отрядное подведение итогов «Как был прожит день?» - и оценки: «Прекрасно!», «Хорошо», «Напрасно!», очень – очень редко допускалось – «Ужасно!». Ужасно, это когда Хуснейдин из Узбекистана, который не видел водоема больше арыка, с восторженными глазами нырнул в волну и начал тонуть, или когда он же продал отцовские ордена люксембуржцам за пять наклеек и двадцать жвачек, и мы бежали с детьми за юными европейскими коллекционерами выручать отцовские награды. Догнали, выручили. И это было прекрасно! Ужасно, когда двое ребят из Газли, молча, ушли из отряда, захотев досрочно покорить Аю-Даг и встретиться с Абсолютом! Только благодаря оперативности работы служб Артека их задержали у подножия Медведь – горы, и это было прекрасно!
Чем силен Артек? Почему он запоминается людям на всю жизнь? Почему «Артековец сегодня – артековец всегда»? А мы с особым трепетом относимся ко всем, кто побывал в Артеке.
«Артек – это воплощение идеального для советского человека образа жизни. Это веселый коллектив вожатых и детей. Это бурные эмоции, зрелищные праздники, артековские песни и мудрые традиции. Это чувство локтя, друзья на всю жизнь!» – такое объяснение дает вожатая 1976 года Марина Книга, ныне кандидат исторических наук, доцент Российского государственного университета правосудия. Марина встретила свою вторую половину в Артеке, что случалось в Артеке довольно часто.
Артековцами становятся все, кто побывал в Артеке в любом качестве. Мой напарник из Черновцов рассказал мне историю, как он провожал в Москву друга, которому там негде было остановиться. Он дал ему адрес доктора из нашей дружины, женщины солидной и строгой. «Ты позвонишь и первое, что ты скажешь – пароль. Это слово «Артек!» Друг нашел адрес, с опаской позвонил в квартиру доктора. Ему открыли. Он сказал: «Артек!» Строгая дама за порогом, широко распахнув руки, ответила с улыбкой: «Заваливай!»
Со Светланой Командоровой мы познакомились в больнице. Разговор об Артеке возник как-то сам собой. Из этого разговора родилась статья. «Артек! Как давно это было! Почти шесть десятков лет назад… Спасибо, Артек, что ты был в моей жизни! Ты стал толчком, который дал мне новое восприятие действительности, подвигнул к самосовершенствованию, расширил для меня жизненные горизонты. Меня и сейчас греют эти воспоминания!» - оценивает значение Артека в своей жизни Светлана Павловна, известная воронежская спортсменка, выполнившая два норматива Мастера Спорта СССР и КМС по трем сложнейшим видам спорта – спортивной гимнастике, прыжкам на батуте и прыжкам в воду. Она – сирота, воспитывалась в Воронежском специальном детском доме. Ее дважды в 1957 и 1958 годах награждали путевкой в Артек за спортивные успехи.
В Артек посылали достойных. «Мы жили бедно: вечно пьющий отец. А где пьянка, там и драки, и слёзы, и невыученные уроки. А мама ежегодно компенсировала отпуск, чтобы одеть нас в школу. Я не знала, чем её порадовать, поэтому старалась учиться» – Наталию Белкину за успехи в учебе и активную общественную работу послали в Артек. Очарование Артека повлияло на ее жизненный выбор – она до сих пор работает пионерской вожатой.
О чем мечтают сегодня артековские вожатые? «Сегодня у меня уже двое маленьких внуков, и я мечтаю о том, что когда они немного подрастут и станут школьниками, наш дорогой «Артек», перешедший под юрисдикцию России, возродится в своих лучших традициях, и им представится счастливая возможность побывать в суперсовременном международном детском центре, имеющем столь богатую и интересную историю» – из воспоминаний Елены Ахматовой, город Россошь. Я ловлю себя на мысли, что я тоже думаю об этом.
Главная миссия «Артека» - это воспитание дружбы народов. «В моем интернациональном отряде все мальчики были палестинцами, а девочки – из разных республик СССР. В Палестине тогда шла война, некоторые из приехавших в «Артек» палестинских детей имели ранения, многие потеряли своих родных. В «Артеке» их окружили заботой и вниманием. Девчонки из нашего отряда быстро подружились с ними, хоть и не знали арабского языка. Эти дети были взрослыми не по годам и очень политизированными. Своего лидера Ясира Арафата почитали, почти как Бога. Привезли с собой массу портретов Арафата, постоянно носили национальные платки и шарфы, часто вскидывали вверх руку со сложенными пальцами, изображавшими букву V – победа. Где теперь мои палестинские артековцы? Живы ли?
Вспоминаю сейчас об этом и невольно напрашивается аналогия с нынешними детьми из Новороссии, тоже страдающими от военных действий. Во многих областях нашей страны сегодня живут семьи, вынужденно покинувшие свои дома. В том числе и в нашей Воронежской области. Вот так опять сплетаются воспоминания о прошлом с мыслями о настоящем. Как было бы здорово, если бы «артековская модель» вошла в жизнь взрослых, чтобы их конфликты и трудности решались так, как это было в наших пионерских отрядах!» – делится с нами своими мыслями Галина Петровна Иванова, кандидат исторических наук, доцент, ныне первый заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
На встрече с детьми в дружине «Озерная» руководитель детской делегации из Республики Шри–Ланка сказал: «Моя старенькая мама верит, что когда она умрет, то попадет в рай. Я приеду и расскажу ей, что рай есть на Земле. Этот рай – Артек!» Мне запомнились эти слова. Пусть будет так!
Хочется, чтобы Артек, вернувшийся на свою Родину, стал для нынешних детей такой же заветной, но исполнимой мечтой, какой он был для советских детей многих поколений. Чтобы глаза артековцев также сияли особым светом счастья, чтобы они по-прежнему привозили из «столицы пионеров и вожатых» горение, от которого зажигаются сердца окружающих.
От сердца к сердцу, от поколения к поколению тяните эту золотую нить воспоминаний. Да не прервется нить времен! Книга об этом.
Галина ШАТУНОВА, секретарь комитета ВЛКСМ Воронежского госпединститута в 1979-1984 годах, редактор издания. |