Международные организации как важный фактор мирового социального
прогресса и развития
В политике ЮНЕСКО большое место занимают вопросы
соблюдения и защиты прав человека в области культуры. Участие человека в
культурной жизни вытекает из процесса его жизнедеятельности и общественного
развития, поскольку сама культура представлена в продуктах материального и
духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях,
в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самому себе. В
понятие культуры включается также своеобразие исторических форм жизни людей, их
самобытность, особенности национальных и этнических общностей, согласующих свои
действия и поступки в традициях и нормах, как способа социального и культурного
наследия. В этом смысле культура носит универсальный характер, поскольку она
унаследует всеобщие, особенные и индивидуальные качественные характеристики
социальной жизни и транслирует их из поколения в поколение.
Мошняга В. П. – доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы Московского гуманитарного университета.
В поле зрения ряда историков-международников находится изучение таких факторов мировой политики, как международные межправительственные организации – ООН, ЮНЕСКО, МОТ, ряд континентальных и региональных организаций – ЕС, ОБСЕ, Совет Европы и др.
Рассмотрим политику и деятельность Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО[1]. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была учреждена в Лондоне, а Конференции министров образования 44 стран в ноябре 1945 г. После ратификации Устава ЮНЕСКО 4 ноября 1946 г. и его вступления в силу и стал датой основания ЮНЕСКО. Согласно ее Уставу, ЮНЕСКО — международная межправительственная организация, членами которой могут стать только суверенные государства. Эта Организация одна из самых крупных специализированных учреждений системы ООН. По состоянию на 1999 г. членами ЮНЕСКО состоят 188 государств (2002 г.). С 1991 г. в состав ЮНЕСКО входит и Россия в качестве правопреемника СССР[2].
Комсомольские организации подвергались локальным чисткам с начала 30-х годов. Так, в ноябре 1932 года ЦК ВЛКСМ принял решение о чистке сельских комсомольских организаций Северного Кавказа, где особенно сильно проявлялось недовольство насильственной коллективизацией. В результате этой чистки только на Кубани было исключено 56,3 % комсомольцев. При этом нередко исключались целые ячейки в полном составе[1].
В 1948 комсомол отметил своё тридцатилетие. 28 октября 1948 Президиум Верховного Совета СССР наградил ВЛКСМ вторым орденом Ленина.
Активное участие комсомол принял в осуществлении мер, разработанных партией по подъёму сельского хозяйства. В совхозы, колхозы, МТС были направлены тысячи молодых специалистов, рабочих и служащих, выпускников средних школ. В 1954—55 по путёвкам комсомола на освоение целинных земель Казахстана, Алтая, Сибири выехало свыше 350 тыс. молодых людей. Их труд был настоящим подвигом. Указом Президиума Верховного Совета СССР за активное участие в коммунистическом строительстве и особенно за освоение целинных земель ВЛКСМ 5 ноября 1956 был награждён третьим орденом Ленина.
История ВЛКСМ, пролетарского юношеского движения неразрывно связана с историей революционной борьбы рабочего класса, всего советского народа под руководством Коммунистической партии за построение коммунизма. Условия жизни молодых рабочих, коренные классовые интересы, вся революционная обстановка в России побуждали их вступать на путь борьбы с царским режимом и капитализмом. Партия следовала заветам К. Маркса, который учил, что «... наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 198).
В 90-е годы упоминание Маркса и прибавочной стоимости вызывали в среде либеральных экономистов фырканье и улюлюканье. Разве что не топтали в гневе портреты автора «Капитала». Но закон образования прибавочной стоимости, прояснивший экономическую сущность капитализма, затоптать так и не удалось. В последнее время, когда по миру ударил экономический кризис, на труды Маркса за границей появился устойчивый спрос.
Игорь ИЛЬИНСКИЙ, доктор философских наук, ректор Московского гуманитарного университета
«МОЙ» КОМСОМОЛ Почему я говорю «мой» комсомол? Привычно для слуха и принято говорить – «наш». Ведь комсомол был единой многомиллионной организацией – «школу» комсомола за время его существования, как известно, прошли около 200 миллионов человек. Но дело в том, что в этой «школе» (что естественно) были разные «ученики». «Двоечники», а иначе говоря, «болото», «выбывшие без снятия с учёта», которых многими тысячами ежегодно исключали из комсомола.
«Троечники» – те, кто «состоял» в комсомоле на всякий случай, изредка выполнявшие отдельные поручения. Миллионы «активистов», которые без всякой корысти тянули лямку групкомсоргов, секретарей первичных организаций, членов бюро и комитетов комсомола, различных комиссий, советов.