Иркутск. Обзор прошедшей выставки «По комсомольской путевке. Из истории Всесоюзных ударных комсомольских строек в Иркутской области»
Выставка представляет собой краткий обзор самых крупных народнохозяйственных объектов, возводимых в Иркутской области в 1950-1980 гг. и объявленных комсомольскими ударными стройками. ЦК ВЛКСМ брал шефство над строительством важнейших объектов, чтобы привлечь на стройки молодежь со всей страны: так решались и проблемы рабочей силы на стройках, и проблемы занятости и профессионального обучения молодежи. По комсомольским путевкам в тайгу, на целину приезжали вчерашние выпускники школ, демобилизованные, возводили заводы, электростанции, города и оставались в них жить.
Движение зародилось в СССР в 1920-е гг. С 1932 г., когда ВЛКСМ взял шефство над Комсомольском-на-Амуре, начался отсчет всесоюзных ударных строек. Основным направлением шефства комсомола над удар¬ными стройками являлась помощь в комплектовании новых трудовых коллективов. Для этого проводились об¬щественные призывы молодежи, ставшие одной из ведущих форм пополнения строительных организаций рабочими кадрами. При¬зыв осуществлялся путем направления групп юношей и девушек по комсомольским путевкам на новостройки. Мы можем ознакомиться с порядком оформления и пути следования по комсомольской путевке на примере выдержки из справки об условиях труда на строительстве Братской ГЭС. (Ф.185, оп.12, ед. хр.181, л.5)
Со временем, по мере увеличения масштабов капитального строительства, молодежное движение наполнялось новым содер¬жанием, становилось более массовым. В годы первых пятилеток адресами ударного строительства, наряду с Днепрогэсом и Магниткой (в европейской части стра¬ны), стали Туркестано-Сибирская железная дорога и Кузнецкий металлургический комбинат.
На новый уровень «ударное строительство» вышло во второй половине 1950-х гг. Самыми известными стройками стали важнейшие энергетические объекты: Братская и Красноярская ГЭС, позднее — Усть-Илимская, Саяно-Шушенская, Богучанская, ГЭС, крупнейшие тепловые станции Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, Западно-Сибир¬ского нефтегазового комплекса, Якутии и других регионов. Всесоюзными ударными стройками объявлялось строительство железных дорог Абакан—Тайшет, Тюмень—Сургут—Нижневартовск, Амуро-Якутской и Байкало-Амурской магистралей, сооружение магис¬тральных трубопроводов, крупнейших промышленных предпри¬ятий черной и цветной металлургии, химической, нефтяной, газо¬вой и угольной промышленности, машиностроения и других отраслей народного хозяйства. Комсомол брал шефство над строительством це¬лых городов, таких как Усть-Илимск, Уренгой, Ноябрьск, новые поселения на БАМе. Количество строек, объявленных ударными, возрастало с каждой пятилеткой. В 1980-е гг. они стали исчисляться сотня¬ми. Преобладающая часть наиболее важных объектов располагалась в азиатской части страны.
Немалая доля из числа крупнейших строек пришлась на Иркутскую область. Одной из первых в 1958 г. была объявлена XIII съездом ЦК ВЛКСМ ударной комсомольской стройкой железная дорога «Абакан-Тайшет». Сквозь тайгу в необжитых местах, преодолевая неимоверные трудности, 35 тыс. посланцев комсомола из 32 областей, краев и республик положили стальную магистраль, которую народ назвал «трассой мужества»: длиной 647 км с 9 тоннелями и самым большим в СССР виадуком. 9 декабря 1965 г. государственная комиссия подписала акт о сдаче линии Абакан Тайшет. Ударная комсомольская стройка получила общую оценку «хорошо». 1 февраля 1965 г. из Тайшета в Абакан пришел первый рабочий поезд.
Покорение Ангары и строительство Братской ГЭС стало желанной возможностью для многих молодых людей совершить свой личный трудовой подвиг, доказать стране свою полезность. Возведение и пуск в работу крупной гидроэлектростанции был сопряжен с другими стройками: строительством ЛЭП-220 кВ, ЛЭП-500 кВ, Братским ЛПК.
17 июля 1955 г. пленум Иркутского обкома ВЛКСМ объявил сооружение линии электропередачи ЛЭП-220 Иркутск-Братск ударной комсомольской стройкой. На выставке представлены выдержки из выступления на VI пленуме Иркутского обкома ВЛСКМ 17 июня 1955 г. главного инженера Братсгэстроя А.М. Гиндина о первейшей необходимости возведения ЛЭП-220. (Ф.185, оп.10, ед. хр.273, л.10,11). Иркутский Обком КПСС обратился к комсомольцам и молодежи области с призывом послать на строительство линии электропередач Иркутск-Братск 1000 добровольцев. Им предстояло преодолеть серьезные трудности: отсутствие дорог, дремучую тайгу, болотистый и горный рельефы местности, суровые климатические условия, так как без тока Иркутской ГЭС вести строительство Братской было невозможно. Через неделю бригада Черемховских комсомольцев вынула первые кубометры грунта из котлована под строительства опор, а 8 декабря 1957 г. ток Иркутской ГЭС поступил на строительную площадку Братской электростанции.
6 апреля 1956 г. V пленум ЦК ВЛКСМ объявил шефство комсомола над строительством Братской ГЭС и приступил к отбору комсомольцев и молодежи, желающих участвовать в строительстве. 5 июня 1956 г. строители встречали отряд комсомольцев из Москвы в количестве 150 человек. Одиннадцать лет шефствовал комсомол над сооружением Братской ГЭС: за это время в стройке поучаствовали тысячи юношей и девушек как из отдаленных уголков СССР, так из дружественных стран. За героический труд Братская городская комсомольская организация решением советского правительства от 17 мая 1966 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени. Участие комсомольцев в строительстве крупнейшей гидроэлектростанции проиллюстрировано такими документами, как постановление VI пленума Иркутского обкома ВЛСКМ 17 июня 1955 г. «Об участии комсомольских организаций в строительстве Братской ГЭС»(Ф.185, оп.10, ед. хр.273, л.106-107) и разнарядка по направлению комсомольцев на строительство Братской ГЭС (Ф.185, оп.10, ед. хр.273, л.108)
После Братской ГЭС пришел черед Усть-Илимской, сооружать которую было поручено «Братсгэсстрою». Усть-Илимск стал городом трех Всесоюзных ударных комсомольских строек: город, ГЭС, ЛПК. 22 августа 1962 г. был издан приказ о начале подготовительных работ по строительству Усть-Илимской ГЭС, подписанный начальником Братскгэсстроя И. И. Наймушиным. 12 июля 1972 г. подписано соглашение заинтересованных стран о совместном создании и первоочередном строительстве целлюлозного завода лесопромышленного комплекса в Усть-Илимском регионе. В 1973 г. ЦК ВЛКСМ объявил строительство ЛПК и г. Усть-Илимска Всесоюзной комсомольской ударной стройкой, а строительство целлюлозного завода объявлено стройкой СЭВ. 26 июня 1974 г. в Усть-Илимск прибыли бойцы Всесоюзного ударного комсомольского отряда им. Н. Островского. Отряд был сформирован из представителей 40 областей, краев, республик, всего более тысячи комсомольцев. С этого времени берет начало и комсомольская организация стройки. В 1976 г. в город приехали строительные молодежные отряды из Болгарии и Венгрии, в 1977 г. – из ГДР – строить Усть-Илимский ЛПК.
Характерно, что если в первое время (в начале 1960-х гг.) в новые районы из-за острой нехватки рабочей силы направлялась и молодежь низкой квалификации, которая уже на месте получала строительные специальности, то с 1970-х гг. размах капитального строительства, оснащение объектов высокопроизводительным, сложным оборудованием потребовали, чтобы прибывающие на стройки юноши и девушки сразу же со знанием дела включались в производственный процесс. Поэтому партийные организации выдвигали перед комсомолом задачи отбора молодых людей, во-первых, наиболее достойных, во-вторых, владеющих строительной специальностью. Руководствуясь указаниями партии, ЦК ВЛКСМ рекомендовал рассматривать заявления молодежи о желании поехать на новостройки на собраниях, заседаниях комитетов ВЛКСМ. На стенде, посвященном строительству Усть-Илимской ГЭС и ЛПК, выставлены заявления и письма в комсомольскую организацию стройки с просьбой выслать комсомольские путевки: письмо комсомолок Г.Наумовой и Г.Конурниковой (Ф.5844, оп.1, ед.хр. 2, л.6), письмо моряков-воинов Советской Армии, желающих после демобилизации приехать на строительство Усть-Илимской ГЭС (Ф.5844, оп.1, ед.хр. 8, л.26 ).
Так же на выставке представлены документы ударных комсомольских строек Иркутского алюминиевого завода в Шелехове, Коршуновского ГОКа, Байкало-Амурской магистрали.
30 мая 1974 г. в Областном доме Советов в Иркутске состоялся сбор бойцов областного отряда – посланцев горкомов и райкомов комсомола Иркутской области на БАМ, каждому была вручена комсомольская путевка. Участие посланцев ленинского комсомола в «строке века», как называли БАМ, проиллюстрировано на выставке следующими документами: выпиской из протокола №29 заседания бюро Иркутского Обкома КПСС от 22 апреля 1975 г. «О направлении комсомольцев и молодежи на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку БАМ» (Ф.127, оп.100, ед.хр.145, л.67); постановлением бюро Иркутского Обкома ВЛКСМ о комплектовании на БАМ ударного комсомольского строительного отряда Иркутской области. (Ф.185, оп.18, ед.хр.94, л.6-7), заявлением и характеристикой комсомольцев для направлении на БАМ. (Ф. 185, оп.26, ед.хр.18, л.29,31).
Говоря об участии молодежи в экономической жизни страны, нельзя обойти вниманием такое общественное явление как студенческие стройотряды. Другая форма организации труда молодежи, нежели комсомольская путевка, она тоже оказала огромное влияние на формирование личных и профессиональных качеств молодых работников и строителей. Бурный рост студенческих отрядов в нашей стране начался с 1959 г: участие студенчества в решении важных народнохозяйственных задач быстро превратилось в массовое движение. В 1960-х гг. студенческие отряды формируются в вузах Восточной Сибири, для руководства их деятельностью были образованы Красноярский краевой, Иркутский, Бурятский и Читинский областные штабы студенческих строительных отрядов (ССО) при соответствующих комитетах ВЛКСМ.
С начала 1960-х годов широкий размах получило участие студентов в летних строительных работах. В 1962 г. в Иркутской области появляются первые студенческие группы, выезжающие на стройки Иркутской, а позднее и Братской ГЭС. В 1966 г. в Иркутске был создан областной штаб ССО, а Иркутский областной строительный отряд стал в этом году самым крупным в стане после Московского и Ленинградского.
На выставке представлена копия постановления бюро Иркутского Обкома ВЛКСМ от 17 марта 1965 г. «О направлении ССО для работы в период летних каникул на ударных стройках, в колхозах и совхозах Иркутской области». (Ф.185, оп.13, ед. хр.8, л.113-114) и выписка из протокола №25 заседания бюро Иркутского обкома ВЛКСМ от 22 февраля 1967 г. «О направлении летом 1967 года студенческих строительных отрядов на стройки области». (Ф.185, оп.17, ед. хр.4, л.46-47). Областной штаб ССО выпускал летнее приложение к газете «Советская молодежь» под названием «Стройфронт», вырезки из которой так же выставлены на стенде, посвященном студенческим стройотрядам. (Ф.185, оп.18, ед. хр.124)
Студенческие стройотряды не только участвовали в строительстве важных жилищных и производственных объектов, но и помогали школам в районе своей основной работы – ремонтировали кабинеты, инвентарь, заготавливали дрова. Кроме этого, велась активная педагогическая работа – при отрядах создавались пионерские лагеря «Спутник», где за лето отдыхало множество детей рабочих и служащих, студенты брали шефство над трудными подростками, стоящими на учете в комнате милиции и включали их в общий трудовой процесс. (Постановление Иркутского Областного штаба ССО от 27 июня 1975 г. «О закреплении за отрядами трудных подростков». Ф.185, оп.18, ед.хр.131, л.14).
Общественный призыв молодежи на новостройки полностью себя оправдал. Он имел огромное экономическое значение, так как позволял в короткие сроки и качественно комплектовать кадрами стройки, а следовательно, своевременно вводить в строй объекты индустрии, увеличивать производственные мощности. Общественный призыв имел большое социальное значение, так как позволял вовлечь широкие массы молодежи в сферу производства. |