Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Четверг, 21.11.2024, 23:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [931]
Новости России [726]
Новости планеты [161]
Детские движения [200]
Студенческий строительный [62]
Великая Отечественная... [187]
Память [385]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [112]
Поздравления [216]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [450]
Регионы [279]
Совет ветеранов [114]
История [248]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [80]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1244
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2023 » Сентябрь » 18 » Вспоминая осень 1991 г. и "самороспуск комсомоа"
    Вспоминая осень 1991 г. и "самороспуск комсомоа"
    13:31

             Приближается  очередная  32 - я годовщина  приснопамятного  XXII   съезда ВЛКСМ  ",состоявшегося в конце сентября  1991 г..  и  " распустившего комсомол".   Сейчас, по прошествии  треть века , многим понятно, что ликвидация такой  масовой общественно - политической  организации молодежи   стала результатом  большого комплекса объективных м субъективных факторов, которые при активной  поддержке Запада и   и  антивосетских  сил как извне, так и внутри страны , вели последовательно к разрущению СССР.  Ни Коммунистическая партия, ни  депутаты  Верховного  Совета,  ни Правительство и руководство страны   не нашли   сил , а главное  -  не проявили политической воли,не подняли народные массы на защиту   социалистических  заваеваний,  деморализовали здоровые силы и допустили,  т даже сплслбсввали тому развалу..  Об \том написаны сотни книг  и   тысячи статей...

           Спусковым  кручком, громывхнувшим заопом сталаь отмена  Втором съездом   народных  депутатом  отмена   Шестой статьи  Конституции СССР о руководящей и направляющей силе  советского общества,  по уществу единого стройного руководсва страной - со стороны  Коммунистической партии СССР .

    Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

    14 марта исполняилось  32  года  со дня принятия закона "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР".  Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) возник весной 1989 года, в дни выборов народных депутатов СССР. Уже тогда многие кандидаты говорили о необходимости перехода к многопартийной системе, о политической демонополизации и отмене 6-й статьи Конституции СССР.

    Статья 6-я Конституции 1977 года гласила: "Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.  Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР ".

    Борьба за отмену или изменение 6-й статьи союзной Конституции развернулась на I Съезде народных депутатов, который начал свою работу 25 мая 1989 года. В острых прениях на съезде сформировалось два направления сторонников перестройки – умеренное, во главе с Михаилом Горбачевым, и радикальное, в виде возникшей Межрегиональной депутатской группы (МДГ), сопредседателями которой стали Юрий Афанасьев, Гавриил Попов, Борис Ельцин, Виктор Пальм и Андрей Сахаров. Члены Межрегиональной группы возглавили растущую в стране оппозицию власти и потребовали полного уничтожения советской политической системы.

    На съезде они требуют отменить 6 статью Конституции, закрепляющую руководящую роль КПСС, и признать политический плюрализм, внедрить рыночные механизмы в экономику, деидеологизировать управление и т.п.Рупором радикального направления стали журнал Огонек", газеты "Московские новости", "Московский комсомолец", "Аргументы и факты".

    Одним из инициаторов кампании за отмену 6-й статьи Конституции СССР был Андрей Дмитриевич Сахаров. Став одним из сопредседателей МДГ, именно он настоял на том, чтобы включить требование отмены 6-й статьи в программные документы "межрегионалки". Позже отмену 6-й статьи стали называть "поправкой депутата Сахарова".

    На II Съезде народных депутатов СССР, который открылся 12 декабря 1989 года, 6-я статья вызвала бурную полемику. Перед открытием Съезда МДГ обратилась с призывом к  всеобщей политической забастовке в поддержку требований об отмене 6‑й статьи. На первом утреннем заседании выступил Андрей Дмитриевич Сахаров с требованием включить в повестку дня вопрос о 6-й статье Конституции.

    Но большинство на Съезде отказалось включить вопрос в повестку дня. Михаилу Горбачеву удалось уговорить депутатов вообще не обсуждать вопрос о 6‑й статье Конституции.

    4 февраля 1990 года в Москве прошли массовые митинги, на улицы столицы вышло по меньшей мере 200 тысяч человек. Это была самая мощная и хорошо подготовленная акция протеста, главным лозунгом которой стало требование отменить 6-ю статью Конституции СССР.

    На другой день – 5 февраля 1990 года состоялся расширенный пленум ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР с одновременной отменой 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и установлении многопартийной системы.

    Анатолий Собчак так писал об этом событии: "Практически все, выступавшие на том пленуме, негативно отнеслись к предложению генсека об отмене 6-й статьи. Более того – в самых резких тонах клеймили "так называемых демократов", говорили о дискредитации партии и социализма и были настроены весьма решительно. А потом так же единодушно проголосовали за".

    Согласно решению Пленума ЦК КПСС, на III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) "в порядке законодательной инициативы" был внесен проект "Закона СССР об изменениях и дополнениях Конституции СССР по вопросам политической системы (статьи 6 и 7 Конституции СССР)".

    14 марта 1990 года был принят закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР".

    Статья 6-я Конституции была изложена в следующей редакции: "Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами".

    Вместо обычного для советской системы "коллегиального главы государства" – Президиума ВС СССР, был учрежден пост Президента СССР с большими полномочиями. Он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование. Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.

    Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 года ввиду неработоспособности.

    Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее двух третей голосов.

    Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР.

    20 марта 1991 года был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа – Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.

    Отмена 6-й статьи Конституции СССР фактически санкционировала создание других политических партий. К этому времени их было в стране немало. Видное место среди них занимали партии демократической ориентации – Крестьянская, Аграрная, Народная, Демократическая партии России. Они выступали за создание правового государства, проведение экономических и политических реформ.

    В октябре 1990 года был принят закон СССР "Об общественных объединениях", признавший наличие в стране многопартийности.

    Все эти события  ярко отразились и  в деятельности последнтх лет колмсомола..

         ========================= Использован  материал  из  подготовлен на основе информации открытых источников.  Справка.   Читать ria.ru   https://ria.ru/20100314/213855855.html?ysclid=lmoqtbchxt324824864

    М. Мухамеджанов,доктор исторических наук, профессор,профессор кафедры истории московского гуманитарного университета
    Объективные и субъективные факторы самороспуска ВЛКСМ

    29 октября  с.г.. исполняется 105 лет  со дня  обоазования   на Первом  съезде  Коммунистического союза  молодежи - КОМСОМОЛА...  Юбилейная веха дает повод для того, чтобы спустя 33 года   после   "самороспуска комсомола"   вновь обратиться к его истории, вспомнить о его заслугах, осмыслить критические этапы и разобраться в причинах самоликвидации. Современные исследователи не жалуют вниманием историю этой организации.

    Труды советского периода устарели, новые фундаментальные работы, свободные от конъюнктурных схем, пока не появились. Многие страницы истории ВЛКСМ остаются не заполненными. В частности,  продолжает  нуждаться  в научном анализе деятельность комсомола в годы перестройки, когда перестал существовать Советский Союз, распались его политические и общественные институты.
    Вторая половина 80-х годов трудна для исследования вследствие того, что события этого периода оцениваются в нашем обществе с разных позиций. Парадокс в том, что реформы, рассчитанные на ускорение социально-экономического развития страны, укрепление социалистического строя, обновление духовной жизни общества, привели к противоположным результатам. То же самое происходило в комсомоле.
          Изучение кризиса и самороспуска ВЛКСМ, кроме общих вопросов социально-экономического, идейно-политического состояния советского общества, требует дополнительно рассмотрения социального самочувствия и психологии молодого поколения. Кроме того, необходимо учитывать субъективный фактор, а именно уровень компетентности и ответственности тогдашнего руководства ВЛКСМ.
    В пределах статьи трудно осветить весь комплекс причин, включая и международную обстановку, приведших к ликвидации комсомола. Ограничимся рассмотрением ряда объективных причин внутриполитического характера и субъективного фактора.
    К проведению в стране реформ толкали прежде всего кризисная ситуация в экономике, ухудшение социального положения населения. М. С. Горбачев апеллировал непосредственно к коммунистам, народу, особую ставку делал на молодое поколение, которое легче воспринимает новое. На начальном этапе перестройки партия не смогла предложить комсомолу концепцию развития. Об этом свидетельствует работа XXVII съезда КПСС (февраль 1986 г.), провозгласившего курс на ускорение социально-экономического развития. Говорилось о необходимости усиления доверия к молодежи, выдвижении достойных молодых людей на руководящую работу и пр. Безусловно, это было важно для того, чтобы направить силы молодежи и комсомола на выполнение планов партии по ускорению социально-экономического развития страны. Но в партийных установках не было идеи преобразования союза молодежи, бытовало сложившееся представление о комсомоле как о помощнике в осуществлении экономических планов.
    Изменившаяся обстановка в обществе помогала во всей полноте выявить изъяны системы, критика стала основным орудием борьбы за совершенствование социализма.
    В комсомоле процесс переосмысления проходил наиболее интенсивно. Дискуссии выявили остроту противоречий и глубину кризиса организации. В центре были вопросы, относящиеся к сущности союза молодежи, его предназначению, основной задаче, организационному строению, формам управления и т. д. Осознание этих явлений было стимулом к реформированию комсомола, но будущая модель организации была туманной, конечная цель — неясной.
    Более года понадобилась ЦК ВЛКСМ, чтобы перестроечным призывам придать какие-то практические формы. Началом реформирования комсомола можно считать XIII пленум ЦК ВЛКСМ в июле 1986 г. Пленум понимал задачу перестройки узко, считая, что надо поднять эффективность системы внутрисоюзного управления.
         В апреле 1987 г. в докладе ЦК ВЛКСМ XX съезду признавалось, что еще рано говорить о положительных результатах борьбы с бюрократизмом и формализмом, комитеты комсомола перегружены поручениями и просьбами вышестоящих органов. Обкомы получали ежегодно от 500 до 700 документов из ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ. ЦК комсомола пытался устранить последствия, а не причины ненормального явления, тормозящего живую работу.
    Инициатором перестройки выступал Центральный Комитет ВЛКСМ. В местных комсомольских организациях все еще сказывалась сила инерции, комитеты по привычке ожидали указаний сверху. Важное значение в деле реформирования приобрела теория. Требовался концептуальный подход к определению роли и места союза молодежи в условиях демократизации общества. ЦК ВЛКСМ имел тесные связи с научными институтами АН СССР. В Научно-исследовательском центре Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ изучались проблемы молодежи и вопросы комсомольского строительства, опыт деятельности зарубежных молодежных союзов. В 1986 г. были сформулированы предложения по разработке комплексной целевой программы перестройки в комсомоле. В этом обширном по объему материале содержались предложения, касающиеся причин, целей, условий, принципов, основных направлений перестройки, критериев оценки деятельности комсомольских организаций. ЦК ВЛКСМ внимательно относился к рекомендациям ученых. Но в целом процесс перестройки шел медленно. Поиски оптимальных проектов не приносили успеха, но идея перестройки все отчетливее проникала в сознание рядовых комсомольцев.

                                                                                        *   *   *  
         Работа XX съезда ВЛКСМ (15–18 апреля 1987 г.) проходила под знаком гласности и критики. Накопившиеся проблемы выплеснулись широким потоком, развернулась острая дискуссия о роли и месте комсомола в новых условиях развития страны. Кроме вопросов, связанных со стилем работы комсомола (бюрократизм, бумажная круговерть, показушные малоэффективные мероприятия, победные рапорты и пр.), обсуждались проблемы молодежи в целом. Речь шла о потребительском отношении к молодежи со стороны министерств и ведомств. Указывалось, что не найден оптимальный механизм реализации потенциала молодежи на ударных комсомольских стройках. Острый характер носила критика социальной политики. Съезд выявил целый клубок противоречий, имевших объективный характер и свидетельствовавших о выраженном конфликте между государственными органами и подрастающей сменой, и сделал вывод, что происходившие изменения в комсомоле еще не соответствовали требованиям времени. «Продолжают оставаться острыми, — говорится в резолюции по Отчетному докладу ЦК ВЛКСМ, — противоречия между демократическим характером организации и бюрократическими методами руководства, стремлением молодежи к новому и застывшими формами работы» .
            На съезде выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, заявивший делегатам, что для «партии ваша позиция имеет огромное политическое значение» . Новым в партийной установке был призыв к молодежи не брать все на веру, самостоятельно осмысливать и активно действовать на основе собственного понимания происходящего. Но при этом сохранялся принцип партийного руководства комсомолом.
           На XX съезде царил дух перемен, был и дух наивного романтизма, вызванного торжеством свободы и демократии. Но, по сути, в решениях съезда не было принципиального поворота к новому, они были направлены на исправление наиболее вопиющих недостатков, относящихся к системе управления, формам и методам деятельности. Не была найдена модель молодежной организации, соответствующая новым демократическим принципам.
    Острой проблемой являлось ухудшающееся социальное положение молодежи. Экономические реформы явно запаздывали, уровень производства снижался, нарастал дефицит продовольствия и товаров первой необходимости. С целью защиты многообразных интересов молодого поколения необходимо было разработать целостную государственную молодежную политику. В силу исторически сложившихся обстоятельств комсомол невольно превратился в своеобразное ведомство по делам молодежи. Ситуацию можно было изменить принятием закона о молодежи, гарантирующего определенные права молодому поколению в его социализации.
           Верховный Совет СССР принял постановление о введении в действие с 1 июля 1991 г.. Закона «Об общих началах государственной молодежной политики СССР». Закон  так  и  остался в числе важной части интеллектуального наследия ВЛКСМ, но никак  не был  и не мог быть реализован. 

         Грянул август 1991 г. Судорожная и вялая попытка  спасти СССР, названная  сходу путчем.  Звезда СССР   ускоренно  уходила с небосклона ...  

    В то же время активно развивавшиеся в обществе политические процессы вызвали необходимость радикальных перемен в комсомоле. VII пленуме ЦК ВЛКСМ в мае 1989 г. принял решение об изменениях в Уставе и разработке Программы комсомола. Предполагалось перенести центр тяжести в работе на низовые уровни, главным образом в первичные организации — необходимость перестройки должна осознаваться и осуществляться рядовыми комсомольцами. К тому же либерализация духовной жизни общества стимулировала создание юношеских союзов, реальными субъектами молодежной субкультуры стали неформальные объединения по интересам, набирал силу сепаратизм. Уже было недостаточно менять формы, методы, стиль работы, требовалось изменение сути и содержания жизнедеятельности комсомола.
    В стране обострилась борьба нового со старым, сопровождающаяся вспышками насилия, национальными распрями, социальной напряженностью, забастовками. Одновременно зарождались реальный парламентаризм, многопартийность, децентрализованная многоукладная экономика. Эти процессы не могли не затронуть проблемы молодого поколения и комсомола. Несмотря на то что ВЛКСМ вел целенаправленную перестройку в интересах молодежи, его влияние продолжало падать, снижалась численность Союза

                                                                              *   *   *

         11–18 апреля 1990 г. состоялся XXI съезд ВЛКСМ. Он был созван для решения неотложных задач, вызванных текущим моментом, характеризовавшимся развалом прежней системы. В стране обострилась борьба нового со старым, сопровождающаяся вспышками насилия, национальными распрями, социальной напряженностью, забастовками. Одновременно зарождались реальный парламентаризм, многопартийность, децентрализованная многоукладная экономика. Эти процессы не могли не затронуть проблемы молодого поколения и комсомола. Несмотря на то что ВЛКСМ вел целенаправленную перестройку в интересах молодежи, его влияние продолжало падать. Это связано со снижением уровня жизни и активной пропагандой антисоциалистических сил. За период между двумя съездами численность комсомольских рядов уменьшилась на пять миллионов человек. Комсомол стоял перед выбором. Имелись два пути дальнейшего существования союза молодежи. Первый — продолжать эволюцию под давлением меняющихся обстоятельств, оставаясь под крылом партии и в отрыве от масс молодежи. Второй — сделать радикальный поворот к молодому человеку, изменить строение комсомола на принципах демократии, повернуться лицом к молодежи, содействовать ее самоутверждению в жизни. Съезд выбрал путь радикальных преобразований.
    Обществу нужна была сильная молодежная организация, выступающая за социальную справедливость; организация, которая должна взять на себя значительную, а может быть, и большую часть заботы о будущем молодежи и страны. Стержневой идеей новой концепции союза молодежи была провозглашена 
    забота о молодом человеке, его всестороннем развитии.
    Смена модели молодежной организации была провозглашена в Декларации XXI съезда ВЛКСМ. В ней говорилось: «Комсомол в его нынешнем виде реализовать эти цели не может. Поэтому, провозглашая себя сегодня организацией социалистического выбора, равноправной частью широкого демократического движения, ВЛКСМ вступает в полосу коренных преобразований... Основывая свою деятельность на понимании коммунистических идеалов как гуманистических, общечеловеческих ценностей, стремясь к демократической модели, отстаивая свою целостность, ВЛКСМ развивается в направлении федерации самостоятельных, разнообразных по формам объединения и деятельности организаций, в центре которых его права и интересы. Считаем необходимым определить нашу организацию как Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи — Федерацию за демократический социализм» .
    Новая модель комсомола требовала изменения прежних взаимоотношений с партией. Признавая КПСС как политическую силу общества, ВЛКСМ заявил о своей полной самостоятельности. Отныне отменялся принцип партийного руководства комсомолом, что означало необязательность решений партии для союза молодежи, выработку им собственной позиции по всем проблемам, в том числе политическим. Принятие этого беспрецедентного решения объяснялось не только расширением демократических прав комсомола, но и отказом поддерживать консервативные, антиперестроечные силы.
    Впервые на комсомольском съезде обсуждался вопрос о хозяйственной деятельности ВЛКСМ. Комсомол был в числе первых организаций и хозяйственных субъектов, перешедших на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Можно сказать, что комсомол стал полем обкатки рыночного механизма в стране.
    Съезд закрепил итоги дискуссии принятием основных документов: Декларации, Устава и Программных целей ВЛКСМ. Содержание программных задач составляли три идеи: «Участие», «Развитие» и «Мир». Участие — сфера деятельности всех членов союза в органах народовластия: от совета трудового коллектива до Съезда народных депутатов. Развитие —осуществление государственной молодежной политики на общесоюзном и региональном уровнях, создание органов государственной власти и управления, занятых проблемами молодежи; общественный контроль за проведением молодежной политики. Мир — включал задачи формирования у молодежи всех наций и народностей страны высокой культуры межнациональных отношений; цивилизованное взаимодействие всех политических сил, обеспечивающее мирный переход к новому состоянию общества; открытость страны внешнему миру, свободный обмен идеями и информацией и пр.
    В Уставе съезд закрепил федеративный принцип построения ВЛКСМ. Субъектами федерации являлись коммунистические союзы молодежи союзных республик, Вооруженных сил СССР, Пограничных войск КГБ СССР, Внутренних войск МВД СССР. Субъекты федерации действовали на основе единства, организационной самостоятельности, добровольности и равноправия. Впервые в истории ВЛКСМ Устав допускал образование в составе комсомола всесоюзных юношеских объединений и ассоциаций. Устав давал широкие полномочия первичной организации, которые отныне имели право самостоятельно решать все вопросы своей деятельности, в том числе распоряжаться финансовыми средствами. Они получили право объединять на основе общности интересов любые молодежные структуры.
    Таким образом, XXI съезд ВЛКСМ в основном завершил демонтаж прежней модели комсомола, создал новый тип организации, отвечающей демократическим нормам общества. По сути дела, это был не обновленный комсомол, а совершенно другой союз молодежи, отличающийся принципами построения, структурой, задачами, методами функционирования и управления. Но он сохранил свое прежнее название и приверженность идеям социализма.
    Комсомол значительно опередил компартию и многие общественные организации в демократизации своей работы. Это был пик его развития. Но многое зависело от субъективного фактора, от стремления и умения ЦК ВЛКСМ воплотить в жизнь решения XXI съезда. Формально признавая решения съезда, новое руководство комсомола больше не возвращалось к формуле коренного поворота организации к нуждам молодежи. Нельзя сказать, что ЦК бездействовал. Была проведена структурная реформа центрального аппарата, сокращены штаты. Комсомол стал соучредителем Всесоюзной службы добровольного труда молодежи. Он оказывал содействие в становлении государственной и общественной социальной службы в ряде городов и районов страны. ЦК оказывал финансовую помощь некоторым местным организациям. Но больше всего он занимался экономической деятельностью, создавая коммерческие банки и преобразуя предприятия и хозяйственные объекты в акционерные общества. Это было очень важно для укрепления финансовой базы комсомола.
    Однако Центральный Комитет на деле не предпринял никаких существенных перемен, которые сделали бы комсомол жизнеспособным в НОВЫХ социально-политических условиях. Ему не удалось остановить отток членов из союза. Но и на начало 1991 г. в комсомоле состояло 23 651 510 юношей и девушек, что составляло 39,5% молодежи комсомольского возраста . По существу, он проигнорировал решения XXI съезда ВЛКСМ и начал исподволь, а затем и открыто готовить роспуск всесоюзной организации. Политические, социальные, воспитательные функции были утрачены. Кризис комсомола нарастал, доверие к нему продолжало падать. В апреле — июне 1991 г. было проведено 24 семинара-совещания секретарей комитетов комсомола, на которых участвовало 4500 активистов. Во время работы этих семинаров проводилось социологическое исследование об оценке текущего момента, деятельности ЦК и будущей модели союза. Было проведено анкетирование 1600 человек — от работника райкома до секретаря республиканской организации ВЛКСМ. Показательны результаты опроса: 76% выразили недовольство деятельностью ЦК ВЛКСМ; 67% высказались за гуманитарную модель организации; 7% — за социалистическую ориентацию с переходом к коммунизму и только 4% — за коммунистическую идеологию. Приоритетным направлением союза была признана социальная защита молодежи — 80% опрошенных респондентов .
    Не было легкого, безболезненного выхода из кризисной ситуации. Всякий вариант решения проблемы имел свои негативные последствия. ЦК выбрал самый простой способ решения сложной проблемы — упразднить комсомол и тем самым снять головную боль. Вопрос об альтернативных вариантах судьбы комсомола в ЦК не рассматривался. Все его устремления были направлены на то, чтобы «цивилизованно» ликвидировать всесоюзную молодежную организацию и осуществить раздел ее собственности между субъектами федерации. Предложение повременить с роспуском комсомола считалось ошибочным, чреватым для молодежного движения непредсказуемыми последствиями.
    Осмысливая прошлое с позиции современности, бывший первый секретарь ЦК ВЛКСМ В. И. Мироненко писал: «Новый ЦК ВЛКСМ оказался совершенно не способным осуществить заложенные в «Декларации» идеи и использовать имеющиеся возможности. Частично под влиянием объективных обстоятельств, частично из-за субъективного недопонимания возможностей, заложенных в новую модель организации и молодежного движения вообще, он пошел по пути самоликвидации союза» 

     ===========   Из статьи   Доктора исторических  наук   Мухамеджанова М.М. Объективные и субъективные факторы самороспуска ВЛКСМ 

    Категория: История | Просмотров: 177 | Добавил: Vitbor2008 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024