Виктор Илларионович Южаков ( на фото 1961 г . он слева , с товарищем) вспоминает о своей комсомольской работе. Ему довелось руководить на протяжении трех лет комсомольской организацией МГУ — это 25000 отряд. Молодым читателям может показаться, что это дела давно минувших лет: было это в прошлом тысячелетии, а глав-ное — в стране другой общественно-экономической формации.
Однако, как это не покажется парадоксальным, это не воспоминания о прошлом — это записки из будущего. Главный редактор К.В. Показеев Сайт физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова см. https://phys.msu.ru/rus/about/sovphys/ISSUES-2018/05(133)-2018/27498/
Главной задачей комсомола считалось воспитание молодежи в духе патриотиз-ма, преданности своей стране.
Оглядываясь на свою «комсомольскую жизнь» убеждаюсь, что комсомол эту задачу выполнял вполне достойно.
Я был принят в ВЛКСМ в декабре 1954 года, когда учился в деревенской семилетней школе. Наше детство (дети войны) проходило в обстановке огром-ного напряжения всего народа — все для победы. Мужчины почти все были на фронтах войны, большая часть их осталась на ее полях, многие вернулись калеками. Ненависть к фашистам, а особенно к предателям, по-моему, была в нашей крови. Мы знали, что комсомол — это героическая организация, кото-рая внесла большой вклад в победу в Гражданской войне (Павка Корчагин был олицетворением мужества, преданности советскому строю), в укрепление обо-роноспособности нашей страны (шефство над ДОСААФ, над военно-морским флотом), в разгром фашистской Германии в армии и партизанских отрядах (Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, молодогвардейцы). Мы любили читать книги о войне, которых было много в школьной библиотеке. В младших классах учи-теля читали нам такие книги. А какие песни тогда пели! Вот вся эта обстановка и делала нас преданными своей стране. Поэтому мы считали, что быть комсо-мольцем — это здорово.
При приеме в комсомол главным критерием была хорошая успеваемость. В то время, по-моему, за количеством не гнались и принимали только школь-ников, которые хорошо учились. Так как с того времени прошло 64 года, то почти не помню процедуру приема в школе, но помню утверждение в горкоме ВЛКСМ — в такой торжественной обстановке я был впервые.
В восьмом классе я учился в другой школе (десятилетке), она находилась в другом поселке, и ходить в нее приходилось 7 км каждый день. Не знаю, в чем причина (ведь меня в этой школе знали только те ребята, которые учились в нашей деревне), но меня избрали в комсомольское бюро школы. Не помню, чем я там занимался, но ходить после комсомольских мероприятий поздно ве-чером домой (дорога по лесу), в общем-то, было не комфортно.
Запомнилось мне школьное комсомольское собрание, на котором зачитыва-лось закрытое письмо ЦК партии о культе личности (В наши дни это трудно представить!!!).
После восьмого класса четыре года учился в индустриальном техникуме в Томске. Конечно, там комсомольская работа проходила, главным направлени-ем которой была успеваемость учащихся, но ввиду того, что я учился нормаль-но, меня она не охватывала. После окончания техникума несколько месяцев поработал в геологии (Курская геофизическая экспедиция), но ощутить работу комсомола там не успел.
Зато в день рождения ВЛКСМ 29 октября 1960 года меня призвали в Со-ветскую Армию, где по полной ее ощутил. Служил я в учебной части и после окончания сержантской школы был оставлен в части и избран секретарем ком-сомольского бюро зенитно-артиллерийского дивизиона. Главные задачи армей-ского комсомола — помогать командирам укреплять дисциплину и повышать боевую подготовку бойцов, т.е. задача простая — учить молодежь защищать Родину. Благородная задача!
В 1963 году поступил на физический факультет МГУ. Хотя я уже не был чле-ном ВЛКСМ, но в комсомольской жизни группы и курса мы — бывшие солда-ты, участие принимали, особенно в работе в общежитии. В 1969 году партком физфака рекомендовал меня для избрания в комитет ВЛКСМ МГУ. Секретарем комитета тогда был Квиткин Владимир Трофимович (сотрудник юридического факультета). Работал я в составе идеологического отдела и занимался работой в общежитии (создавали студкомы в общежитиях факультетов).
В 1970 году был принят в аспирантуру и меня еще оставили на год в составе комитета и избрали членом бюро. Секретарем комитета ВЛКСМ МГУ в тот год был Леонид Александрович Асланов — лауреат премии Ленинского ком-сомола, сотрудник химического факультета. Эти два человека оказали на меня большое влияние, научили работать с людьми. В 1973 году перед окончанием аспирантуры меня избрали секретарем комитета комсомола физического фа-культета. В комитете физфака заместителями секретаря работали замечатель-ные ребята: Саша Илюшин (сейчас зав.кафедрой физики твердого тела), Толя Королев (и.о.зав.кафедрой радиофизики), Саша Глико (директор Института физики Земли, академик РАН), Толя Вороненко, Гена Захаров и др.
В апреле 1975 года в связи с переизбранием был освобожден от комсомольской работы и был зачислен на должность младшего научного сотрудника физичес-кого факультета, и рассчитывал сосредоточиться на научной работе на кафедре оптики. Но где-то перед летними отпусками был вызван секретарем парткома МГУ В.А. Протопоповым, который сказал, что «есть мнение», чтобы меня в ок-тябре избрали секретарем комитета ВЛКСМ университета. Я отказался.
Все доводы секретаря парткома отвергал, разговор закончился на повышен-ных тонах и последние слова Владимира Александровича были: «Иди отсюда!». Я ушел в общем в хорошем настроении, думал, что удалось «освободиться». Но в конце октября 1975 года за несколько дней до отчетно-выборной комсо-мольской конференции университета меня пригласили в партком физического факультета, и секретарь парткома Ольховский И.И. сказал, что мне дается пар-тийное поручение быть членом комитета комсомола МГУ и чтобы на предсто-ящей конференции «не было никаких самоотводов». Мои возражения никто и слушать не хотел…
Подведение итогов Ленинского зачета (слева на право). Секретарь комитета ВЛКСМ МГУ В.И. Южаков, Ректор МГУ Р.В. Хохлов, секретарь парткома МГУ Ю.К. Бурлин, председатель Объединённого профкома МГУ Л.М. Витинг. 1976 г.
Так пришлось три года работать секретарем комитета ВЛКСМ университета (как между собой мы говорили «три срока», так как избирали нас на 1 год, а по-том переизбирали). Моими коллегами были прекрасные работники: Сережа Ту-манов, Вася Павлов, Сережа Никитин (философы), Таня Шишкина (филолог), Коля Култашев и Иван Воскресенский (географы), Володя Караваев (физик), Борис Осминин (юрист), Миша Афанасов (химик), Марина Мякенькая, Володя Черкасов… С теплотой их вспоминаю, а также факультетских секретарей коми-тетов комсомола. Мы и сейчас с удовольствием общаемся. Не хочется, чтобы создавалось впечатление такого рода: «Как же эти люди могли хорошо работать, когда они шли «из-под палки» на эту работу?» Да все просто: в то время нас учили работать честно, выполнять порученное дело и отвечать за свою работу. В этом тоже был элемент патриотизма (об этом мы, правда, не думали). Собс-твенно, в этом был стержень воспитательной работы комсомола.
А добровольцем я, кажется, был один только раз — в армии во время кубин-ского кризиса 1962 года записался защищать Кубу.
Что делали, чем занимались комсомольские организации МГУ? Главная задача комсомольцев была хорошо учиться, поэтому работа всех уровней ор-ганизаций была направлена на воспитание ответственности за учебу, дисцип-линированности. Центром этой работы мы считали комсомольские группы.
Всегда считалось основой воспитания труд. К 1975 году студенческие стро-ительные отряды (ССО) уже превратились в мощную организацию, число студентов, работающих в них, доходило до 5 тысяч (трудовой семестр). ССО — это, вообще, отдельная песня комсомола. Об истории студенческих стро-ительных отрядов можно прочитать в недавно вышедшей книге,одним из ав-торов которой является профессор физфака Кандидов Валерий Петрович. Он был секретарем комсомольской организации факультета в 1959-1960 гг. и внес большой вклад в организацию первых студенческих строительных отрядов.
Архангельск, проверка работы Линейного студенческого строительного отряда. 1977 г.
Под постоянным вниманием комсомольских организаций университета было военно-патриотическое воспитание, привлечение молодежи к спорту.
В эти годы широко развивалось соцсоревнование, и МГУ неоднократно завоевывал переходящее Красное Знамя Министерства высшего и среднего специального образования. Этим процессом в университете руководил Объ-единенный профком МГУ, а комитет ВЛКСМ принимал активное участие в организации соревнования. Заботой комсомольских организаций была охрана общественного порядка (комсомольские дружины, оперотряд).
Комсомольская организация МГУ была крупнейшей первичной организа-цией страны (около 25 тысяч комсомольцев), и она вносила достойный вклад в развитие студенческого движения, в великие дела ВЛКСМ. Все, кто был связан с комсомольской работой на факультетах, в университете (обычные «Ивановы, Петровы, Сидоровы») — это уж точно обычно были неравнодуш-ные люди. И мы всегда помнили, что представляем Московский университет. Это ко многому обязывало. Были, видимо, на комсомольской работе карьерис-ты. Но за многие годы число ушедших работать в вышестоящие органы, на-сколько я знаю, будет меньше, чем пальцев на одной руке.
Мы любили и любим свой Университет, гордились и гордимся, считали и считаем возможность в нем работать огромной честью и счастьем.
Когда началась так называемая «перестройка», в СМИ многие «знатоки» представляли комсомол как какую-то репрессивную организацию. Чушь это! Да, мы работали согласно уставу ВЛКСМ. Были и персональные дела, чаще всего связанные с утерей комсомольского билета, с упущениями в работе, с антиобщественными проявлениями (приводы в милицию, пьянки в общежи-тии и т.п.). Мне тоже было объявлено несколько выговоров на бюро горкома комсомола (в основном связаны с несчастными случаями в ССО). А я хочу задать вопрос: что плохого в том, что комсомол боролся с хулиганством, с наркоманией, с разгильдяйством? Не собираюсь отрицать, что в комсомоль-ской работе не мало было формализма, шумихи, показухи. Ведь ее выполняли обычные люди. К сожалению, эти недостатки, и не только эти, были не только у комсомола. Они и способствовали тому, что произошло в нашей стране в 1990-е годы. Но никакие недостатки не могут перечеркнуть то, что сделал комсомол за свои 70 лет существования, опорочить его историю.
Думаю, что молодежное движение, которое набирает силу в России, еще многое возьмет из опыта ВЛКСМ.
Южаков В.И. |