Геннадий Масленников - Легенда и Слава Ленинского комсомола.
90 лет назад родился Геннадий Владимирович Масленников (14.07.1929-27.02. 2001) — выдающийся советский строитель-новатор и общественный деятель, Строитель № 1 СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат премии Совета Министров СССР, Заслуженный строитель РСФСР, Почётный строитель Москвы, депутат Верховного Совета СССР, делегат ряда съездов ВЛКСМ и КПСС.
Геннадий Владимирович родился в Москве. Детство выдалось очень нелегкое. Рос без отца. Мать в 32 года парализовало. Вместе с ней в октябре 1941 г. в процессе эвакуации он оказался в Киргизии. Чтобы хоть как-то прокормиться, двенадцатилетним мальчиком устроился работать в колхоз в селе Чалдовар Панфиловского района. Но мама все же умерла от голода. Оставшись один, он перебрался во Фрунзе, где в кооперативном техникуме стал работать сначала грузчиком, потом конюхом-возчиком, завхозом. В техникуме он вступил в члены ВЛКСМ. В 1946 году вернулся в Москву, работал на Московском тормозном заводе, получил койку в общежитии и параллельно с работой учился в школе рабочей молодёжи. Понятие «Передовик производства» в отношении к Геннадию Владимировичу уже тогда было отнюдь не плакатным. Так же, как комсомол, энтузиазм - все это было самой сутью жизни. В феврале 1948 года c завода по Комсомольской путевке был направлен на стройки Москвы. Себе он выбрал специальность каменщика. Первым его объектом стал роскошный каменный дом по улице Горького. Строили такие дома, как правило, артели каменщиков, «владимирских богомазов». Это были классные мастера, многие из них знали все секреты каменной кладки, некоторые еще строили церкви. Он попадает в бригаду к Иванову Агею Артамоновичу. При первой же встрече его спросили: «Ты сколько получал?». «Тысячу двести рублей». «Здесь таких денег никогда получать не будешь. Пока не поздно беги отсюда, парень. Мы народ деревенский, привычный. Не потянешь ты наш труд». А мороз двадцать градусов... Одежда у него из общежития - тоненькое пальтишко и кепочка. Но комсомол направил - значит надо стоять. И устоял. Постепенно освоился. «Богомазы» оказались открытыми ребятами и с удовольствием отдавали свои секреты. Постепенно, от дома к дому, росло мастерство и достигло такого уровня, что он мог вполне работать вровень с бригадиром, и однажды было принято решение вызвать на соревнование выдающегося каменщика Василия Васильевича Королева.
В то время Королев был символом всего передового в каменной кладке, построил целый ряд уникальных объектов, в том числе Мавзолей Ленина. Готовились к рекорду специально и капитально. Атмосфера соревнования, характерная для того времени, - репортаж по радио, секундомеры, прямая телефонная линия с места события. В результате за семь часов А.А.Иванов и Г.В.Масленников положили 24 тысячи 100 штук кирпичей. Василий Васильевич Королев со своим товарищем превысил рубеж 23 тысяч. Этот рекорд стал событием, которое в корне перевернуло жизнь двадцатилетнего парня. За плечами была школа рабочей молодежи (семилетка) и всесоюзная слава, которая, впрочем, не помешала службе в рядах Советской Армии с 1949 по 1951 год. По возвращению из армии Геннадию Владимировичу дали сразу высший 7-й разряд и доверили самые сложные работы. Назначили руководителем комсомольско-молодежной бригады каменщиков Треста «Мосстроя N3». Слава каменщика Геннадия Масленникова гремела на весь Союз. Его стали направлять в командировки, чтобы устроить показательные кладки, научить работать ребят на периферии, помочь им овладеть «методом Масленникова».
В 1954 году его избирают делегатом на съезд ЦК профсоюзов, где его выбирают в состав ЦК и членом Президиума. Положение члена Президиума ЦК существенно поменяло жизнь молодого рабочего. Однажды его вызвали со стройки к руководителю ЦК профсоюзов и объявили, что он должен работать в аппарате. На два года он становится работником аппарата, где главным инструментом его становится не мастерок или отвес, а ручка и телефон. Мастерок ему приходилось пускать в ход во время многочисленных командировок по всей стране, когда член ЦК и передовой рабочий в одном лице должен был показать, научить передовым методам труда, передать свой опыт. В 1956 году он возвращается в свой трест, чтобы снова возглавить комсомольско-молодежную бригаду каменщиков. Это была уже новая бригада, причем первая в Советском Союзе, которая апробировала новую технологию - сдать дом «под ключ». Вскоре опыт первой комплексной бригады был широко распространен на подавляющем числе объектов на всех стройках Советского Союза. В 1959 году ей, первой среди строителей Советского Союза, было присвоено звание «Бригада Коммунистического труда».
В конце 50-х в Москве создается Домостроительный комбинат N1, в котором Геннадию Владимировичу предложили возглавить монтажное управление и был дан карт-бланш подобрать лучших специалистов. И он создал - первое в СССР Комсомольско-молодежное монтажного управление N5 из 850 человек, которое взяло на себя весь комплекс работ в поточном строительстве домов и вводило 350 тысяч квадратных метров жилой площади в год. Для сравнения: такой объем вводила вся строительная отрасль города Фрунзе в 60-х годах. К нему ездили учиться со всей страны и из-за рубежа, причем нередко приходилось встречать делегации из развитых капиталистических стран, включая США. В книге Бориса Николаевича Пастухова «Друзей моих прекрасные черты», друга и комсомольского соратника Геннадия Владимировича, есть рассказ о случае на пленуме Московского горкома партии: «Было это еще во времена Хрущева. Геннадий выступал как бригадир строителей. В те годы многие умели говорить сильно и зажигательно… Геннадий начинает говорить, и вдруг… Никита Сергеевич Хрущев поднимается со своего места за столом президиума и спускается в зал. Все похолодели. Кто-то в первом ряду моментально уступил ему место. Хрущев сел в позе роденовского мыслителя и стал слушать Геннадия. Оказывается, Никите Сергеевичу так понравилось выступление Масленникова, что он захотел послушать его из зала. В перерыве мне говорят: «Молодец Масленников! Мы твое выступление после него запланировали, но ты его не перебьешь, выступай лучше завтра…» Это был период настоящего делового и человеческого взлета Геннадия Владимировича. Он в составе различных делегаций объездил буквально полмира. Его выдвигают в руководящие органы ряда обществ, где он, как правило, даже не успевает представительствовать. Исключением является Советско-Кубинское общество дружбы, где его избирают вице-президентом, притом, что президентом был Юрий Алексеевич Гагарин. И комсомол, который его взрастил.
На ХVIII съезде ВЛКСМ он вручал знамя комсомола первому строительному отряду, отправляющемуся на стройки БАМа. На слете, посвященном 50-летию ВЛКСМ, ему выпала почетная обязанность отчитаться перед делегатами от имени комсомольцев 50-х годов. С 1968 года работал управляющим трестом «Мосстрой-1», с 1969 года — заместителем начальника управления жилищного строительства № 3 Главмосстроя, с 1973 года — начальником монтажного управления № 4 Главмосстроя. В 1976 году его направляют в Афганистан на должность главного специалиста Кабульского домостроительного комбината. Его задача сводилась к тому, чтобы организовать еэффективную работу на ДСК, обеспечить современное производство и технологический уровень, помочь подготовить квалифицированные кадры. Из этой командировки Геннадий Владимирович вынес самые теплые ощущения об афганцах, людях открытых, гостеприимных, порой, по-детски наивных. В свою очередь афганцы «боготворили» Геннадия Владимировича, по словам очевидцев, упоминая его в своих намазах. После возвращения из Афганистана его приглашают работать в Управление делами ЦК КПСС, где он принимает участие в строительстве Октябрьской гостиницы, ныне Президент-отеля.
Затем, в 1981 г., он переходит работать в издательство ЦК ВЛКСМ 'Молодая Гвардия' заместителем директора по строительству. Накопленный опыт, плюс комфортная обстановка позволили Г.В.Масленникову поэкспериментировать в плане строительства детских садов, домов отдыха, жилья и оставить добрый след . В 1988 году МИДом СССР он был командирован в Сирию в качестве главного инженера посольства. Возвращение из этой командировки совпало с глобальными переменами в системе управления народным хозяйством и в стране в целом. Лебединой песней Геннадия Владимировича стало строительство уникального жилого комплекса «Золотые ключи» на Минском шоссе, не имеющего аналогов в Москве, Европе. Идею этого проекта Геннадий Владимирович реализовал, что называется, с нуля, опираясь на своего сына Сергея, талантливого менеджера, который взяв на себя тяжкий груз многих организационных и финансовых проблем.
Весной 1999 года детище отца и сына Масленниковых, их друзей-зодчих было представлено на престижнейшей международной выставке MIPIM в г.Канны (Франция). Проект вошел в тройку призеров-лауреатов, что является беспрецедентным достижением для российских архитекторов и строителей в XX столетии. С его сыном, Сергеем Масленниковым, мы подружились 45 лет назад в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Он меня познакомил меня с отцом в ноябре 1974 года, который пригласил в гости, узнав, что я с Киргизии. Потом было несколько встреч в разных ситуациях в том числе и на строительных объектах Геннадия Владимировича . Сам Сергей, после ВКШ прошел путь от инструктора горкома комсомола, заворга райкома комсомола до завсектором Центрального штаба ССО ЦК ВЛКСМ. Курировал работу республиканских штабов ССО нашего региона и часто бывал у рас в республики. Только при первой встрече с Геннадием Владимировичем мы говорили о Киргизии. Он тепло меня принял за своего киргизского земляка. Зная его суровую жизнь в Киргизии, я его не о чем не расспрашивал, но всегда чувствовал его теплое отношение к Киргизии. Ярким подтверждением этого было и то, что в его квартире на почетном месте весел чапан и калпак, подаренный ему коллегами-строителями из Киргизии.
|