В 90-е годы нам постоянно внушали, что патриотизм – это плохо, приводя высказывание английского поэта, критика, историка литературы и лексикографа Сэмюэля Джонсона (1709—1784) «Патриотизм – это последнее прибежище негодяев». Сорос подсунул свои учебники по истории России. Российское телевидение стало воспевать все тяжкие. Учитель остался один на один с противником в этой информационной войне.
На самом деле вышеприведенную цитату необходимо переводить иначе, так, как это понимал сам Сэмюэль Джонсон: «Патриотизм – это последнее прибежище ДАЖЕ для негодяев». То есть, даже в самом падшем человеке не всё потеряно, если в нём живо чувство любви к своему Отечеству. И мы знаем примеры, подтверждающие этот тезис, когда во время Великой Отечественной войны многие заключённые просились на фронт, чтобы защищать свою Родину и кровью искупить свои проступки.
Всесмюзный пионерский лагель "Артек" 70-80-х (не говоря уже о более раннем периоде) был всегда наполнен духом патриотизма в самом высоком понимании этого слова. Всё, начиная с пионерского галстука и поднятия Государственного Флага СССР на утренней линейке и заканчивая яркими и запоминающимися на всю жизнь праздниками и фестивалями, было направлено на воспитание в молодых неокрепших душах чувства безмерной и бескорыстной любви к своему Отечеству, уважения к своим родителям и искренней благодарности к тем, кто защищал нашу страну с оружием в руках и отдал свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. То же самое можно сказать о любом другом пионерском лагере, школе, вузе.
На территории "Артека" есть много памятных мест, где регулярно собирались дружины, чтобы почтить память Неизвестного Матроса или пионеров-героев. Для каждого отряда обязательно проводились экскурсии во Дворце пионеров Суук-Су, Музее космонавтики и Музее Военно-Морского Флота. Каждая смена обязательно посещала город-герой Севастополь, который сам является музеем под открытым небом. Это посещение, как правило, начиналось с общеартековской торжественной линейки на Сапун-горе с возложением гирлянды к Вечному Огню. Посещение Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 годов» художника Франца Рубо, Диорамы "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", экскурсии на боевые корабли и многое другое не могло пройти бесследно для артековцев. Это оставалось на всю жизнь в памяти ребят.
Регулярно в "Артек" приезжали люди, каждый из которых был живой легендой. Они приходили на встречи с артековцами и рассказывали о своей жизни, о своих поступках, которые мы считаем подвигами, но они относились к ним, как к своему долгу, своей профессии. Среди них были ветераны войны, Герои Советского Союза, лётчики, танкисты, разведчики, космонавты, спортсмены – чемпионы мира и Олимпийских игр, артисты, поэты и композиторы.
Лично мне тема патриотизма всегда была близка. Мой дед, Фролов Константин Иванович, был призван 9 марта 1942 года и прошёл блокаду Ленинграда. Далее был Прибалтийский Фронт и завершение войны в Германии. Я бережно храню боевые награды деда и его Боевой лист, в котором перечислены все сражения, в которых он принимал участие, а также выписки из приказов о награждении. К тому же исторический факультет нашего Воронежского пединститута, который я окончил, просто обязывал не только самому знать историю своей страны, но и знакомить с ней своих подопечных. Здесь я использовал особый приём – гитару. Представьте себе – вечер, осталось около часа до отбоя. Отряд собрался на костровой площадке. И в ночной тишине, нарушаемой лишь стрёкотом цикад, вдруг раздаётся серебристый звон гитары и тихий голос поёт:
Я славянин, и прах моих врагов
Клубится под копытами коня.
Пусть колдовство таинственных волхвов
От вражьих стрел убережёт меня!
Я мчусь туда, где смертный бой кипит,
Чтоб, в жаркой схватке преломив копьё,
На вражеских вратах прибить свой щит
И Русь воспеть, погибнув за неё…
Рассказы об удивительных подвигах наших предков потрясают воображение молодых ребят и надолго остаются в их сердцах. Наша тысячелетняя история может затмить историю любого государства мира примерами невероятного мужества и самопожертвования наших людей. Русские солдаты не раздумывая отдавали свои жизни за болгар и сербов, за грузин и армян, а во Второй Мировой – за половину Европы, чтобы освободить эти народы от порабощения и уничтожения. К сожалению, память у тех, кого мы спасли, больно уж короткая.
…Сострадание к ближнему нам от рождения знакомо.
Наши души рыдают, когда кто-то гибнет в огне.
Сколько раз мы к соседям своим приходили на помощь,
А в ответ получали ничем не оправданный гнев.
Ну, а немцу, австрийцу, французу, поляку и шведу
Мой ответ недвусмысленный должен быть ясен вполне:
Почему же Европа так быстро забыла Победу?
Потому что она проиграла в той страшной войне!
У России своя, неподвластная миру, харизма,
Свой незримый Олимп и своя в поднебесье звезда.
В сорок пятом году мы Европу спасли от фашизма.
И такого позора она не простит никогда!
Я глубоко убеждён, что мои пионеры никогда бы не поехали в Бундестаг просить прощения за Победу, потому что у них было правильное воспитание.
Мне не жалко погибших немецких солдат,
Что хотели с землёю сравнять Сталинград,
Этих Гансов и Фрицев, лежащих в могиле,
Потому что они мою землю бомбили.
Мне не жалко лоснящихся, наглых и потных,
Опьяневших от крови безмозглых животных.
И за хворост, что брошен был в пламя пожара,
Их настигла вполне справедливая кара.
Предо мной на столе -желтизна фотографий,
Где смеются довольные асы Люфтваффе.
Это те, кто, нарушив святые законы,
Санитарные подло бомбил эшелоны.
Наши школы, больницы, дома, магазины
С их нелёгкой руки превратились в руины,
А на то, что дышало, любило, мечтало,
Были сброшены адские тонны металла.
Мне румын, итальянцев и венгров не жалко!
И плевать – было холодно им или жарко!
Все они в мою горькую землю зарыты,
Потому что убийцы должны быть убиты.
Я нарочно взвалил эту память на плечи,
Чтоб вовек не дымили в Освенциме печи.
Чтоб никто не познал, что такое – блокада,
Голод, холод и лютая ночь Ленинграда.
Кто-то будет доказывать мне со слезами:
- Мы – солдаты Германии! Нам приказали!
Вот и фото детишек, и крестик на теле.
Мы в России нечаянно! Мы не хотели!
Пусть они будут клясться, больны и плешивы.
Только я им не верю! Их слёзы фальшивы!
Их потомки забудут войны «ароматы»,
И с готовностью в руки возьмут автоматы.
Нам, увы, не вернуть наших жертв миллионы.
Перед нами незримо проходят колонны.
От начала войны до Девятого Мая
В наши души стучит эта бездна немая.
Не осталось живого, поистине, места
От Мурманска до Крыма, от Волги до Бреста.
На полях, где гуляли незваные гости,
До сих пор мы находим солдатские кости.
Между нами и Западом пропасть бездонна.
Но Россия не мстит никогда побеждённым.
Не тревожьте вы Имя Господнее всуе!
С мертвецами наш гордый народ не воюет.
Мне не жалко погибших немецких солдат.
Их порочные души отправились в ад.
Не зовите меня в Бундестаг! Не поеду!
И не буду прощенья просить за Победу!
Когда мне исполнилось 50 лет, мы решили провести в Симферополе, в Крымском Академическом Русском Драматическом Театре, где я работал, мой бенефис. В зале были и мои артековцы, приехавшие специально на это событие. В какой-то момент для поздравления на сцену вышла Эльвира Берсенева, которая была председателем совета отряда в 1975 году в артековской дружине «Кипарисная», и сказала:
- Я уже не помню, что нам пел и рассказывал наш вожатый Костя, но из 24 человек, бывших в нашем отряде, 14 стали учителями истории.
Константин ФРОЛОВ (кор. сайта komsomol36.ru). РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАКАНУНЕ ДНЯ ПОБЕДЫ
P.S. редакции сайта:
Константин Юрьевич Фролов родился 4 января 1956 года в г. Урджар Семипалатинской области. Тем не менее, мы по праву считаем его своим земляком: с 1957 по 1973 год он проживал в г. Новохоперске, где окончил среднюю школу, а также детскую музыкальную школу по классу фортепиано. В 1973 году поступил в Воронежский педагогический институт на исторический факультет, который закончил в 1978 году. Работал директором сельской восьмилетней школы. В 1983 году переехал в Крым, где работал завучем в сельской восьмилетней школе Раздольненского района, затем художественным руководителем сельского Дома культуры в Раздольненском и Сакском районах.
С 1989 года работал в группе Народного артиста СССР Юрия Богатикова в качестве автора своих песен, а также песен для репертуара Ю. Богатикова. С 1996 года служит в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького.
Константин Юрьевич – личность разносторонняя. Онпоэт, исполнитель собственных песен, музыкант, актер театра и кино, видеоооператор, сценарист, летчик-спортсмен, парапланерист, радиолюбитель-коротковолновик, путешественник, а также, как мы убедились, является Вожатым для многих человеческих душ.
Редакция сайта желает К.Ю Фролову новых творческих успехов! Ждем, с нетерпением ждем на сайте, Константин Юрьевич!
|