1.11.2024 г - ОТМЕЧАЕМ 55 ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ ВКШ при ЦК ВЛКСМ Трушенко Николай Владимирович - первый ректор ВКШ при ЦК ВЛКСМ- 1969 по 1986гг
Пять лет с 1981 по 1986 гг я проработал проректором с Николаем Владимировичем Трущенко, вплоть до его перехода в Академию общественных наук в начале 1986г . Сегодня, оглядываясь назад, думаю, что эта заключительная «ректорская пятилетка» стала в карьере Николая Владимировича пиком его наиболее активной и результативной деятельности. А последний год вследствие ухудшения его здоровья наступило и горькое расставания со Школой, кльлолйлг оуклалжтд 17 лет с первого дн\ как ВКШ при ЦК ВЛКСМ.
В ту последнюю пятилетку (1980-1985гг) ВКШ преображалась на глазах. На средства комсомола и с помощью ЦК ВЛКСМ был введен в строй огромный учебный корпус. Он оснащался новейшим оборудованием, богатой и великолепной библиотекой с просторным читальным залом (600 тысяч книг из нмх 205 тысяч на 38 иностранных языках) . Большой конференц – кинозал с новыми кинопроекторами, с первоклассными кабинами для синхронных переводчиков был одним их лучших в Москве.
В распоряжении препожавателей и слушателей и студентов ВКШ оказались просторные аудитории с видео проекторами, множество учебных классов, кабинет ораторского искусства с редкой по тем временам видеотехникой. Обновилась современная столовая, спортзал, бассейн, буфеты в учебных корпусах и общежитиях. В это же время были построены два 22-х этажных дома для преподавателей и сотрудников, что стало событием по-настоящему социально значимым для всего коллектива ВКШ: многие преподаватели, переводчики и сотрудники получили там бесплатно квартиры. Переоборудовались и ремонтировались старые корпуса. Мой коллега - проректор Родзейко Н.К., с которым мы дружили с тех пор, лучше меня об этом знает и больше бы мог рассказать.
Но главное преобразование было в другом. В учебном процессе шло постоянное совершенствование программ, новейших форм и методов обучения, эффективных методик. С 1969 г. в ВКШ были введены 25 новых учебных дисциплин. Ежегодно на трех факультетах читалось 70-80 спецкурсов. Было выпущено почти 60 учебников и учебных пособий. Значительно усилился профессорско- преподавательский состав.
Стабильно работал 4-х годичный факультет высшего образования. Расширилась курсовая переподготовка комсомольских кадров. Плодотворно работала аспирантура, где наряду с с советскими обучались иностранные студенты и аспиранты (15 защитили кандилатские диссертации и 30 работали, учились и готовились к защите ). Ежегодно в школе проходили обучение на 5-ти и 10-ти месячных курсах до 600- 700 представителей братских и дружественных союзов молодежи . Набирал силу
Научно-исследовательский центр. Наряду с приглашенными со стороны профессорами все больше появлялось своих ученых, докторов наук, многие из них и сегодня составляют цвет и гордость нынешнего Московского гуманитарного университета.
Не будет преувеличением сказать, что во многом успехи тех лет обязаны первому ректору м талантливому руководителю Николаю Владимировичу Трущенко . Ему удалось создать крепкую команду, сильный профессорско-преподавательский коллектив, обрасти известными в стране и в комсомоле специалистами . Ректор объединял и направлял усилия всех сотрудников – от членов ректората до заведующих хозслужбами - на решение поставленных пере школой задач.
Как не вспомнить добрым словом вклад Зиновьева А.П., . Мялкина А.В., Прохорова Н.И. , Родзейко Н.К., Томашкевича В.Е., Ильинского, , И.М Ручкина Б.А., Антонова В.А., Карповой Т.И., Бородая А.Д.,Криворученко В.К., Мошняги В.П., Юстеньянца К.А., Коновалова В.с.. Никулина В.Г.. Журко В.И.. Бобровой О.В., Родионова В.А., Хоружего Г.Ф,, Ежова В.Ф., Тратас А.И., заведующих кафедрами, руководителей отделений ФОН, бюро переводов и работников хозяйственных служб.
Ректор был побудителем многих дел и новшеств . Он был генератором и вдохновителем всех начал.. Вовлечен буквально во все процессы. Стремился быть в курсе всего происходящего в школе, чтобы не оставить без внимания ни одну сторону жизни ю Всегда имел свою точку зрения и умел ее убедительног отстаивать. И надо было видеть, как вдумчиво и последовательно он направлял и руководил и учебно-воспитательным процессом, и научной работой, и хозяйственными делами, и общественной жизнью коллектива и студентов.
Должен сказать, Николай Владимирович оставил не просто заметный, а глубокий след и в моей душе. Годы нашей совместной работы стали для меня уникальной школой - жизни, управления, руководства, общения, работы намкафедре. … Для меня Н.В. Трущенко был и останется ярким и живым воплощением поколения наших отцов, вынесших на своих плечах все тяготы Великой войны, познавших горькую радость Победы, сохранивших удивительную силу духа и оставшихся настоящими людьми… О своих ровесниках ( а рожден был Трущенко Н.В. в 1923-м) он не раз говорил – «мои одногодки дети самого расстрельного года». И он сам, и его сверстники безусыми парнями вступали в войну в 18-19 лет, первыми попадали в силу неопытности под пули и в числе первых погибали. Очень мало его одногодков дожило до Великой Победы.
Поколение Николая Владимировича умело работать и ценить время. Жили по пословице «Раз впрягся – тяни, да так, чтоб гужи трещали». И он тянул как коренник на любой работе. И в науке тоже.. В среде ученых, занимавшихся проблемами истории партии и комсомола , Трущенко Н.В. был не просто заметной величиной, он во многом был первопроходцем. .Он стал одним из первых, удостоенных за свои научные труды авторитетной премии Ленинского комсомола .
В конце 60-х годов я работал зав.сектором Отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ Тогда мы и познакомились. Высокий, подтянутый, старше нас на добрых полтора десятка лет, Трущенко Н.В. выглядел моложаво, с энергичным и открытым взглядом, с четкой речью, с военной выправкой, с крепким рукопожатием. Он как-то сразу очень располагал к себе. Помню, как представляя его, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Е.М. Тяжельников подчеркивал очень убедительные факты его биографии: фронтовик, прошедший почти всю войну, имел серьезные ранения и контузии, на груди яркая палитра орденских колодок. После госпиталей с медицинскими приговором - инвалид первой группы - он успел до ВКШ поработать и в комсомоле, и в партийном аппарате. И приобрел настоящий, не дутый авторитет среди коллег-ученых, стал доктором наук, профессором. В общем - по всем параметрам это был профессионально подгтовленный, опытный, энергичный, в общем - удачный стоящий руководитель для Высшей комсомольской школы, для первого высшего комсомольского вуза, каким должна была стать наша ЦКШ после реорганизации по решению ЦК КПСС в известном постановления о 50-летии ВЛКСМ.
Еще при первых встречах запомнилось: Николай Владимирович из города Горький, а я – из Саратова, то есть оба мы родом волжане. К 1969 году у меня за спиной были уже все ступеньки комсомольской работы от секретаря комсомольской организации школы, пионервожатого, члена комитета техникума,, секретаря комитета ВЛКСМ крупнейшего в Саратове военного завода, потом –второго, первого секретаря райкома,завотделом обкома, первого секретаря Саратовского горкома и уже несколько лет работы в ЦК ВЛКСМ ответорганизатора и завсектором, а позже - и второго секретаря ЦК ЛКСМ Узбекистана и председателя ЦРК ВЛКСМ.
Центральная комсомольская школа тоже была мне хорошо знакома. Именно здесь впервые еще в 1964 году мне довелось работать вместе с набранным и из разных городов комсомольким активом в летнем советско-французском лагере. Директором ЦКШ тогда работал Виктор Федорович Погудин, а Ким Селихов из ЦК ВЛКСМ возглавлял штаб лагеря. Помню, ЦКШ - ее территория очень впечатлила. Большой зал с красивым танцеваотным холлом, огромной в десятки га лесной территорией, обустроенные учебные корпусами, общежития. Школа располагала небольшой, но уютной столовой, библиотекой, медпунктом, летним кафе у пруда, кинозалом, простым, но вполне подходящим сталионом, тиром..
.. Программа того советско-французского лагеря была настолько плотной и насыщенной, что позволяла за месяц узнать и увидеть очень многое. Прямо скажу, за этот месяц мы все - и французы и мы - советские -познакомились с Москвой и Подмосковьем основательно, посетили много предприятий, учебных заведений, музеев и выставок, провели столько встреч, столько посетили, что потом годы нужны были, чтоб повторить все это.
Почему об этом вспоминаю? У Центральной комсомольской школы было свое лицо, и был свой многолетний, трудный, но успешный опыт с военного 1944 г .
В конце 60-х годов в ЦК ВЛКСМ прошла смена руководства, вместо С.П. Павлова пришел Е.М. Тяжельников. На волне подготовки к 50-летию ВЛКСМ, после встречи у Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева секретарей и членов бюро ЦК ВЛКСМ во всех краях и областях партийные и советские органы значительно повысили свое внимание к молодежным проблемам. Прошло первое Всесоюзное комсомольское собрание. В Москве состоялась торжественная манифестация делегаций от республик, краев и областей , собранных в многотысячном палаточном городке на Центральном аэродроме на Ходынке. Прошли торжества в Кремлевском Дворце съездов. Партийное постановление о 50-летии ВЛКСМ стало на многие годы ориентиром и для партии,и для комсомола. И как следствие - значительно увеличился и приток молодежи в комсомол.
Новые задачи и новые горизонты требовали и нового подхода к подготовке профессиональных комсомольских кадров. Поэтому решение о реорганизации ЦКШ при ЦК ВЛКСМ в Высшую комсомольскую школу воспринималось как естественная и важная мера. И назначение ректором первого комсомольского вуза такого человека как Н.В. Трущенко было воспринято очень хорошо.
Первое, что почувствовали комсомольские работники – это повышенное внимание к отбору кандидатур на учебу в высшую комсомольскую школу. Начала создаваться сеть республиканских, зональных, а затем и областных школ комсомольского актива. Я это по собственному опыту знаю, поскольку пришлось активно заниматься этой работой в Узбекистане, куда я был направлен в январе 1970г., и работал вторым секретарем ЦК ЛКСМ Республики. Там как раз шло становление республиканской комсомольской школа. И хотя методическое содействие оказывали преподаватели Ташкентской партийной школы, но многие курсы приходилось разрабатывать самим. Неоценимую помощь тут оказали первые учебные пособия и книги, которые к этому времени стали все больше появляться. На наши просьбы ректор ВКШ Трущенко Н.В. реагировал очень быстро. К нам в Ташкент приезжали неоднократно преподаватели ВКШ, обучали неопытных педагогов. Делились своими методиками и наработками Б. Усманов, В. Стуров, В Мухачев , помогали и товарищи из отделов ЦК ВЛКСМ - В. Озирный, Г. Львов, Х.Тооме. Это была огромная помощь. И не раз первый секретарь ЦК ЛКСМ Узбекистана Абдуллалева Р. Х., а затем и сменивший ее Гафуржанов Э.Г. благодарили ректора Трущенко Н.В. В это время на на комсомольские средства строились здания Домов молодежи и комсомольских школ в Узбекистане, Молдавии, в Сибири, в Прибалтике... И этот процесс был тоже в поле зрения Н.В. Трущенко, поскольку новые руководители местных школ приезжали на учебу в ВКШ и стремились установить тесные связи Для справки: В ЗКШ-РКШ с 1971г. было издано и разослано 158 учебных пособий . На кафедрах ВКШ проводилась регулярные стажировка преподавателй ЗКШ-ЗКШ , для них проводились всесоюзные и зональные симинары. .
К началу 70-х годов в регионах страны было несколько респулибликанских и зональных комсомольских школ переподготовки кадров на местах, а к 1985-му году их стало уже 45. Эта разветвленная сеть комсомольских школ была солидной базой переподготовки кадров, кровно связанной с ВК. Он охватывала своим влиянием широкий круг как районного звена на местах, так и комсомольских кадров высшего уровня – республиканского, краевого и областного. Деятельность этой учебной сети всегда находилась под пристальным вниманием ректора ВКШ, Совета школы. Н.В. Трущенко активно инициировал и продвигал создание новых школ. И всегда помогал их становлению.
Николая Владимировича хорошо знали все комсомольские лидеры. Он всегда был участником заседаний Секретариата, Бюро Пденумов ЦК ВЛКСМ и делегатом съездов. Нередко выступал и сносил аргументированные предложения. К его голосу прислушивались все секретари ЦК ВЛКСМ, и Тяжельников Е.М,, и Пастухов Б.Н, и Мишин В.М. Это был известный ученый, писатель, блестящий оратор и профессор, достойный человек своего поколения, настоящий наставник, воспитатель, приме для молодежи...
Мои воспоминания, как и других коллеги слушателей ВКШ, были опубликованы в хорошей памятной книге, освященной Нтколаю Владимировичу ТРУЩЕНКО. Мал был тираж - всего тысяча экзхемпляров.. Но есть электронная версия. Желающие могут прочесть, скачать, сохранить. Это благодарная память свидетелей. ..
Ректор из поколения Победы [к 90-летию со дня рождения первого ректора ВКШ при ЦК ВЛКСМ Трущенко Николая Владимировича / авт.-сост.: В. Н. Перепелица, к.ист.н.]. — Москва : Луч, 2013. — 436, [3] с., [16] л. ил., цв. ил., портр., факс. ил., портр., факс.; 30. — ISBN 978-5-88915-073-
БУДЕМ ВСЕГДА БЛАГОДАРНО ПОМНИТЬ И ЧТИТЬ СВОИХ НАСТАВНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ! \
Вит Бор Арсентьев , Проректор по учебно- воспитательной работе с иностранными слушателями ВКШ при ЦК ВЛКСМ - март 1981-июль 1985г .
1.11.2024 г - ОТМЕЧАЕМ 55 ЛЕТ СО ДНЯ ОТКРЫТИЯ ВКШ при ЦК ВЛКСМ |