Знаменитому полярнику исполняется 80 лет
Правительство РФ объявило благодарность депутату Госдумы Артуру Чилингарову. Как отмечается в опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации распоряжении кабмина, благодарность Чилингарову, которому в среду исполнится 80 лет, объявлена "за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю плодотворную деятельность", передает ТАСС и ИА SakhaNewsи.
Центральный Совет общероссийской общественной организации "Воспитаники комсомола - Моё Отечество, Бюро Международного Оргкомитета "Комсомолу-100" сердечно поздравляют Артура Николаевича с юбилейной датой со дня рождения и шлют ему самые искренние и добрые пожелания здоровья, активной творческой деятельности, бодрости и оптимизма, благополучия семье и отличного настроения!!!
Первые секретари ЦК ВЛКСМ разных лет Е.М. ТяжельниковЮ Б.Н. Пастухов, В.М. Мишин, а так же коллеги по комсомолу и работе В.А. Аксенов, В.Б. Арсентьев, Л.К. Балясная, З.Ф. . Драгункина, А.В. Жуганов, Г.А. Зюганов, Л.Ф. Колычева, В.В. Воронов, В.В. Немчинов и многие еще...,
Справка:
Чилингаров Артур Николаевич родился 25 сентября 1939 г. в Ленинграде.В 1957 г. начал работать слесарем-монтажником на Балтийском заводе.В 1963 г. окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала С.О.Макарова по специальности «океанолог».С 1963 по 1965 гг. – инженер-океанолог обсерватории Тикси Арктического и Антарктического научно-исследовательского института.В 1965 г. был избран первым секретарем Булунского РК ВЛКСМ Якутской АССР. За всю историю ВЛКСМ он был единственным избранным беспартийным секретарем райкома.В сентябре 1969 г. был назначен начальником молодежной научно-исследовательской станции «Северный полюс-19».
В 1971 г. возглавил коллектив станции Беллинсгаузен 17-ой Советской антарктической экспедиции. В 1973 г. на ледоколе «Владивосток» организовал дрейфующую станцию «Северный полюс-22».С 1974 г., на протяжении пяти лет работал в Западном секторе Арктики, начальником Амдерминского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды.
За разработку методики операций по использованию припая для погрузочно-разгрузочных работ Чилингаров и ряд научных сотрудников стали лауреатами Государственной премии СССР.С 1979 по 1986 гг. занимал пост начальника Управления кадров и учебных заведений Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды.
В 1985 г. году возглавил специальную экспедицию по спасению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов», оказавшегося в ледовом плену в Южном океане в районе станции Русская. За успешное выполнение правительственного задания, связанного со спасением полярников в экстремальных условиях, и проявленные при этом организаторские способности и личное мужество Чилингарову было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1986 г. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.В 1986-1991 гг. занимал пост заместителя председателя Госкомгидромета СССР, а также являлся президентом Ассоциации советских полярников (с 1992 г. – президентом Ассоциации полярников).
В 1987 г. возглавил высокоширотную экспедицию на атомном ледоколе «Сибирь», которая выполнила обширный комплекс научных исследований и экспериментов, произвела снятие с льдины коллектива дрейфующей станции «Северный полюс-27», высадку научного и технического состава дрейфующей станции «Северный полюс-29».
В 1988 г. возглавлял группу инспекторов антарктических полярных станций.В 1991-1993 гг. – советник председателя Верховного Совета РСФСР по проблемам Арктики и Антарктики.С 1993 г. – депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации I и II созывов от Ненецкого автономного округа. Заместитель Председателя Государственной Думы.
В июле 1997 г. был избран председателем Российской объединенной промышленной партии (РОПП). В декабре того же года вошел в состав совета директоров ОАО «Совкомфлот».В мае 2001 г. защитил докторскую диссертацию в Санкт-Петербургском государственном университете.
В декабре 2001 г. был избран членом Высшего совета партии «Единая Россия». Будучи депутатом, продолжал организовывать и возглавлять полярные экспедиции: в 2003 г. при его содействии была открыта долговременная дрейфующая станция «Северный полюс-32» («СП-32») – первая после закрытой в 1991 году «СП-31».В апреле 2006 г. был избран членом правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
В январе 2007 г. два вертолета Ми-8 ФСБ России с Артуром Чилингаровым, директором ФСБ Николаем Патрушевым и его заместителем Владимиром Проничевым на борту совершили посадку в центре Антарктиды. Руководителем экспедиции был Чилингаров. Российские СМИ отмечали, что два отечественных вертолета впервые в истории достигли Южного полюса.
Летом 2007 г. был руководителем арктической экспедиции на судне «Академик Федоров», в ходе которой лично руководил погружениями глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на дно океана в точке Северного полюса. «Мир-1» (на его борту находился Чилингаров и депутат – единоросс Владимир Груздев) установил на дне титановый флаг России и капсулу с посланием будущим поколениям.
Со 2 декабря 2007 г. – депутат Государственной Думы ФС РФ V созыва. Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия». Член Комитета ГД по обороне.Является членом Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
10 января 2008 г. за проявленное мужество и героизм в экстремальных условиях и успешное проведение арктической экспедиции на судне «Академик Федоров» Чилингарову было присвоено звание Героя России.
В декабре того же года был назначен спецпредставителем президента РФ по вопросам Международного полярного года.В том же месяце стал лауреатом Международной общественной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность» «за исторический вклад в отстаивание интересов России в Арктике и Антарктике» и был награжден научной премией имени Этторе Майорана – Эриче – «Наука за мир».
В феврале 2009 г. был разработан законопроект «О Северном морском пути», направленный на реализацию Морской доктрины РФ на период до 2020 г. В марте 2009 г. законопроект был направлен на согласование.
3 июня 2009 г. был избран президентом Полярной академии; ранее, 11 ноября 2008 г. – почетным профессором этой академии.Является членом-корреспондентом Российской академии естественных наук (РАЕН), почетным профессором Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова, сопредседателем Совета попечителей Национального фонда «Общественное признание», сопредседателем президиума Независимой ассоциации «Гражданское общество», членом Международного клуба исследователей США, Королевского географического общества Великобритании, президентом Международной организации за сохранение Антарктиды.
Его авторству принадлежит более 50 научных трудов.Как первый в мире человек, который в течение шести месяцев побывал на Южном и Северном полюсах, Артур Чилингаров был занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, знаком Почета, орденом «За морские заслуги» и многими медалями. В 2005 г. указом президента России ему было присвоено звание «Заслуженный метеоролог Российской Федерации». Кроме того, тогдашний министр обороны Павел Грачев наградил Чилингарова именным пистолетом, а в 2006 г. Чилингаров был удостоен знака «За содействие МВД России». В 2008 г. (активный член общества «Россия – Армения») был удостоен высочайшего ордена Армении «Святой Месроп Маштоц» за «значительный вклад в сфере науки и укрепление армяно-российских отношений».
Артур Николаевич избирался члеом ЦК ВЛКСМ, выступал на сьездах комсмола, неизменный учас тник всез торжественных мероприятий комсомола\, член Международного Оргкеомитета "Комсомолу-100" , награжден высшими комсомольскими наградами и Почетными знаками.
Чилингаров женат, у него двое детей: сын и дочь. Живет и работает в Москве.
===========================================================================================================
Артур Чилингаров: "Чем дольше вдали от дома, тем дороже любимые женщины" Начальник Арктики
- Человек-легенда. Человек-глыба. Хотя и не изо льда. Знаменитому исследователю Арктики и Антарктики, дважды Герою — Советского Союза и России, — первому вице-президенту Русского географического общества, президенту Ассоциации полярников, члену Государственной комиссии по Арктике Правительства России, доктору географических наук, полярнику Артуру Чилингарову — 80.
На полу у Чилингарова лежит шкура белого медведя, на столе дружеский шарж в обнимку с пингвином, а в углу — огромный глобус, на котором, наверное, для хозяина этого кабинета уже и не осталось неизведанных мест.
«А в коридоре наш портрет с главным редактором «МК» Павлом Гусевым. Этой общей фотографии уже 25 лет. Третий на ней Юра Сенкевич. Да ты пойди посмотри», — буквально выталкивает он меня из кабинета.
Я возвращаюсь и говорю, что их бороды ничуть не изменились.
Чилингаров: «А это мой портрет с главным редактором «МК» Павлом Гусевым. Фотографии уже 25 лет».
— Артур Николаевич, так уж повелось, что каждые юбилейные пять лет «МК» обязательно берет у вас интервью. Последний раз...
— Крайний раз… — уточняет легендарный исследователь.
— Да, крайний раз это произошло в 2014 году. С тех пор многое в мире изменилось. Поэтому сразу хочется задать коронный вопрос: Арктика — наша?
— Регион сейчас активно развивается. В марте 2019 года президент России Владимир Путин подписал указ, по которому министерство развития Дальнего Востока было переименовано в министерство развития Дальнего Востока и Арктики.
Мы представили нашу заявку по границе российского континентального шельфа Арктики, где прирастаем миллионом квадратных километров. Серьезная подготовка идет со стороны Минприроды, Министерства обороны, Гидрометслужбы, многих других структур. Если не вмешается политика, то мы должны обязательно отстоять наши притязания на расширение Арктического региона. Конечно, законодательно закрепляться там нужно. Прежде мы об этом и мечтать не могли.
— Разве может быть такое, чтобы Арктика — богатейшая кладовая мира, где нефть, газ, другие ресурсы, — вдруг оказалась вне большой политики? Это же вожделенный для всех кусок пирога, от которого каждый захочет отщипнуть свою долю.
— Международное сотрудничество в регионе не предусматривает политических конфронтаций. Мы работаем вместе для общего дела. Европейское сообщество создает международный проект MOSAiC (Многопрофильная дрейфующая обсерватория по изучению арктического климата. — Авт.), он предполагает уже в этом году заморозить в арктических льдах германский ледокол Polarstern. Российскую дрейфующую станцию, я надеюсь, удастся запустить в 2020-м. Она тоже будет международной. Да, европейцы нас несколько опередили. Но мы слишком поздно спохватились. Вернее сказать, трудно и долго доказывали, почему эту программу нужно финансировать. В ближайшем будущем планируем, смотря по ситуации и ледовой обстановке, «вморозить» в лед ледокол «Капитан Драницын» так, чтобы он осуществил дрейф в высоких широтах Ледовитого океана. Это поможет получить новые данные о гидрометеорологическом и ледовом режиме Арктики и в том числе обеспечивать безопасность плавания по трассе Северного морского пути.
«Всегда ваш фотограф» — подарок Чилингарову с подписью от знаменитого фотохудожника Сергея Лидова. Фото: СЕРГЕЙ ЛИДОВ
— Вы сменили азарт исследователя на кресло депутата Госдумы. Затем перебрались в нефтяные структуры. Неужели, изучив весь мир вдоль и поперек, искали спокойствия и комфорта?
— Я пошел в «Роснефть» потому, что она вместе с Арктическим институтом стала активно заниматься арктическими проектами, один из которых транспортировка айсбергов. Это чисто практический интерес. Дело в том, что нефтяные платформы подвержены серьезной опасности столкновения с ледяными горами весом в десять миллионов тонн. Современные ученые рассчитывают, на какое расстояние следует сдвинуть айсберг, как изменить траекторию его движения, чтобы избежать катастрофы. Я знаю, что такое айсберг. Я сам зимовал на ледяном острове зимой 1969–1970 гг. и понимаю, в чем его опасность. Когда вроде бы сверхнадежное ледяное поле толщиной в 15 метров вдруг покрывается трещинами и раскалывается на части...
— В жизни вы столько раз рисковали собой. На другом конце земли, вдалеке от цивилизаций, от мирской суеты. О чем же думается в полном одиночестве среди безмолвных белых глыб?
— О женщинах.
— Гм-м-м. Неожиданно.
— Но это естественно: чем дольше ты находишься вдали от дома, тем дороже те женщины, о которых ты вспоминаешь. Непросто прожить год во льдах в экспедиции. Хотя ощущения разные. В Арктике все-таки есть чувство, что в случае ЧП тебя спасут. Так было на дрейфующей станции «Северный полюс-19», той самой, которая раскололась на части. Антарктида далеко, и там тяжело осознавать: если что-то случится, то рассчитывать придется только на себя.
— В августе 2007 года на подводном аппарате «Мир» вы опускались на дно Северного Ледовитого океана, в 2008-м возглавили экспедицию «Миры на Байкале», побывав в самой нижней точке самого большого в мире озера. Не возникало желания еще и в космос полететь?
— Была у нас одна программа, связанная с повторением экспедиции 1928 года к Северному полюсу на дирижабле «Италия» под командованием Умберто Нобиле. Мы даже нашли организацию, которая делает современные дирижабли. Думаю, что в будущем подобные летательные аппараты могут использоваться при активной транспортировке на дальние расстояния негабаритных грузов. Но проверить на практике пока не получается...
— А как же мечта о покорении Марианской впадины, самой глубокой точки земного шара — 10994 метра ниже уровня моря, — она так и осталась несбывшейся мечтой?
— Опыт строительства глубоководных аппаратов в нашей стране очень большой. Все предварительные работы были проведены. Но это же не просто взять и погрузиться до дна, это целая наука! Пока к этому проекту государство не готово. Есть определенные технические и финансовые трудности. Не исключено, что следует сразу строить такой аппарат, который даст возможность выйти в «глубокий космос» океана.
— Совершенно невероятный замысел! Я читала о том, что, когда вы искали средства на ваши предыдущие глубоководные проекты, за спиной люди руками разводили — не верили, что это возможно.
— Да, я знаю реакцию многих. Пальцем крутили у виска. Конечно, без гигантских инвестиций, в том числе и частных, подобные исследования нереальны. Приходится находить средства. Слава богу, что среди наших богатых людей есть те, кто загорается подобными идеями. Например, Леонид Михельсон (российский миллиардер. — Авт.), побывав в Антарктиде на станции «Восток», принял решение финансировать ее новое строительство.
— Получается, в нашем мире еще остаются увлекающиеся романтики с большими возможностями? А я думала, что это все осталось во временах вашего детства, только тогда простые советские мальчишки мечтали поголовно стать полярниками и челюскинцами.
— Что вы, внимание к этой теме огромно. Не только к Арктике, но и к Антарктике. Антарктика нужна нам, потому что мы великая морская держава. Восстанавливаются полярные станции, расширяется Севморпуть, строятся атомные ледоколы. Владимир Владимирович Путин, Дмитрий Анатольевич Медведев лично бывали на Шпицбергене. И я счастлив, что вижу это...
Газета "ЦМК", автор Екатерина Сажнева |