Фестиваль «Огни магистрали», посвященный 100-летию ВЛКСМ, пройдет в северных территориях Иркутской области 4 – 8 октября
04.10.2018
4 октября из Иркутска на север региона отправился агитационный поезд «Огни магистрали», организованный региональной общественной организацией - движением «Ветераны комсомола Иркутской области» и Правительством Иркутской области в честь 100-летия ВЛКСМ. Поезд сделает остановки в Нижнеудинске, Тайшете, Братске, Усть-Куте, Магистральном и Улькане, в Иркутск состав вернется 8 октября.
В поездку отправились 77 человек – ветераны комсомола, которые отличились на стройках Байкало-Амурской магистрали, представители Иркутского областного комитета ВЛКСМ, внесшие значительный вклад в организацию комсомольских отрядов, работавших на БАМе, представители министерства по молодежной политике и министерства культуры Иркутской области. Также в поездку по северным городам и поселкам отправились студенты четвертого курса Иркутского областного театрального училища, подготовившие театрализованное представление в честь 100-летия ВЛКСМ.
- Начиная с 1975 года, когда магистраль только строилась, на БАМ каждый год приезжал агитационный поезд с ведущими артистами страны, которые выступали перед молодыми людьми, своим трудом менявшими к лучшему жизнь вокруг, возводившими предприятия, до сих пор остающиеся градообразующими, - отметил Александр Попов. – Наш сегодняшний фестиваль – это попытка возродить традицию того времени, организовать встречу ветеранов комсомола, которые строили БАМ.
На всем пути следования поезда участники фестиваля будут проводить митинги, встречи с ветеранами ВЛКСМ, концерты художественной самодеятельности. Готовятся к фестивалю и участники в городах следования поезда «Огни магистрали». В частности, будут организованы встречи на предприятиях, экскурсии по местам Всесоюзных комсомольских ударных строек.
- БАМ строили удивительные люди, которые не только сами великолепно работали, но и могли увлечь товарищей, - рассказал один из участников фестиваля, член движения «Ветераны комсомола Иркутской области» Василий Швайкин. - Это заслуженный транспортный строитель, Герой социалистического труда Виктор Лакомов, который возглавлял отряд из 600 человек. Это Василий Сердюк – командир первого Областного комсомольского отряда, отправленного на строительство западного участка магистрали в будущий поселок Магистральный. Все они едут на фестиваль, чтобы увидеть места, где в молодости трудились, чтобы встретиться с друзьями, поделиться опытом с молодежью.
Напомним, 29 октября 2018 года ВЛКСМ исполняется 100 лет. В честь этого события в Иркутской области пройдет целый ряд мероприятий. Одним из них стала Всероссийская конференция с международным участием «Социальный опыт комсомола и его значение для модернизации современной России», приуроченная также к 100-летию Иркутского государственного университета.
============================================================================================================
Агитпоезд «Огни магистрали» прибыл в Братск
05.10.2018
Агитационный поезд «Огни магистрали» 5 октября прибыл в город пяти ударных комсомольских строек Братск. Состав следует по основным пунктам строительства Байкало-Амурской магистрали в рамках празднования 100-летия Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.
Братчан приветствовали заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Ольга Аксаментова, министр по молодежной политике Иркутской области Александр Попов, директор Иркутского областного Дома народного творчества Людмила Герда, председатель Областного совета ветеранов строителей БАМа, член координационного совета общественного объединения «Ветераны комсомола Иркутской области» Василий Швайкин.
- Фестиваль искусств «Огни магистрали» –традиция, которая существовала во время комсомольских строек и БАМа. Мы рады в год столетия ВЛКСМ эту традицию возродить. В нашем агитпоезде едут ветераны БАМа и комсомола, творческие коллективы, студенты, специалисты Иркутского областного Дома народного творчества, который является основным организатором этого события. Мы очень рады, что это культурное мероприятие состоялось в Братске, здесь нас тепло встречают сотни человек, – сказала Ольга Аксаментова.
Пассажиров на привокзальной площади также встретил начальник управления культуры города Братска Евгений Гудков, члены общественной организации «Ветераны комсомола», студенты Братского госуниверситета, школьники. Участники агитпоезда в течение дня побывают в музее Братскгэсстроя и на Братской ГЭС. Вечером во Дворце искусств пройдет праздничный концерт «Огни магистрали». Студенты Иркутского театрального училища приготовили музыкальную и театрализованную программу «Юность - моя комсомол!».
Поезд отправился из Иркутска в четверг, 4 октября, и уже сделал остановку в Тайшете, для жителей которого также был проведён праздник. Ветеранам комсомола предстоят встречи с участниками фестиваля в Усть-Куте, поселках Магистральный и Улькан. В Иркутск поезд вернется 8 октября.
Движение специального состава организовано министерством культуры и архивов Иркутской области и общественным объединением «Ветераны комсомола Иркутской области». Агитпоезд состоит из трёх вагонов. Его пассажирами стали 77 человек.
Комсомольцы возвели промышленные и транспортные объекты нашего региона и страны. В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. С 1974 по 1985 годы туда было направлено 45 тысяч человек. Тысячи молодых строителей награждены орденами и медалями, многие стали лауреатами премии Ленинского комсомола, Героями Социалистического Труда.
Прислал А.В. Воронов Ссылка_ Иркутские огни
========================================================
Добавил-
Иван Шестак, комсомолец с декабря 1954 года: Мне песня строить и жить помогала. Юность комсомольская моя началась в далёком 1958 году, когда выпускнику Минской республиканской школы ФЗУ Ивану Шестаку Фрунзенский райком комсомола города Минска вручил комсомольскую путёвку и отправил в составе белорусского отряда покорять сибирские пространства. На деле всё оказалось совсем не так. Нас высадили в Северном Казахстане. В Целинном крае нам предстояло влиться в армию покорителей целинных и залежных степей. Мы не пахали и не сеяли. Мы стали строителями, хотя полученная в ФЗУ специальность (электрослесарь по ремонту промышленного оборудования) никаким боком не подходила для этих целей. Целинные совхозы быстро обустраивались, и, тем не менее, не хватало жилья, коровников, свинарников, овощехранилищ. Вот и начали мы возводить эти сооружения под песню Вано Мурадели «Мы пришли чуть свет друг за другом вслед, нам вручил путевки комсомольский комитет, едем мы, друзья, в дальние края, станем новоселами и ты, и я!». Пели её целинники по любому поводу. Пел с друзьями и я, простился с песней, уходя в ряды советской армии. Но я был ей благодарен. Она быстро запомнилась, легко пелась, стала для меня первой песней, зовущей на трудовые подвиги.
Прошло несколько лет, и другая песня позвала меня в дорогу. «Веет свежестью ночь сибирская, собрались друзья у костра, ты навеки нам стала близкою, величавая Ангара…». Автором её был всё тот же Вано Мурадели. И слова были того же поэта Эдварда Иодковского, написавшего стихи к песне о целине. Ничего не скажешь, держали хлопцы руку на пульсе времени. Песню «Расцветай, Сибирь» пели не только строители Братской ГЭС, она часто звучала по радио в передачах о строителях, и я помчался в Братск. После степей, где царствовали ковыль и прочие многолетние травы, сибирская тайга, красавица Ангара, растущая плотина гидростанции ошеломили меня. Трудовой настрой братчан творил чудеса, и я потихоньку стал вливаться в ритм строителей крупнейшей в мире гидроэлектростанции.В Братске я многое познал, многому научился. А главное, сменил профессию, неожиданно для самого себя стал литературным сотрудником газеты «Огни Ангары». Вязание арматуры и работа с бетоном уходили в прошлое. Журналистика предоставляла мне большие возможности, позволяла присутствовать на разного рода встречах, совещаниях, активах, комсомольских конференциях, которые проходили в Братске с особым пафосом и подъёмом. Началась другая жизнь, и я старался насытить её разнообразием происходящих событий. Потом была работа на радио, в городской газете «Красное знамя». Я познавал журналистику, журналистика познавала меня. Так и сдружились.Братск тех лет прославляли писатели, поэты, композиторы. Гремела по стране поэма Александра Твардовского «За далью – даль», появился целый цикл песен «Звёзды над тайгой», написанный молодым композитором, любимицей братчан Александрой Пахмутовой на стихи поэтов Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Одна из их песен сорвала меня из Братска и снова отправила в дорогу. Помните: «Я по карте слежу за маршрутом твоим, это странное слово ищу Усть-Илим…». Так я оказался на строительной площадке Усть-Илимской ГЭС, откуда сообщал братчанам о ходе работ на новой стройке, писал о продолжении в Усть-Илимске трудовых и жизненных позиций, заложенных первопроходцами Братска.В Усть-Илимске, как и в Братске, происходило много интересных событий как на стройке, так и в городе. Но мне особенно запомнилось перекрытие Ангары. В Братске я не застал этого зрелища, а на Усть-Илиме стал свидетелем небывалой борьбы человека с природой. Представьте себе на минутку: могучей Ангаре, веками рвущейся к любимому Енисею, перегородили русло и предложили нести свои воды по прорытому человеком каналу.Перекрывали реку пионерным способом, то есть с левого и правого берега одновременно. Начали работы с утра, в надежде, что к пяти часам дня строители управятся. Поначалу всё шло хорошо. Но чем ýже становился проран, тем серьёзнее становилась ситуация. И вот контрольное время на исходе, а рёв бушующей Ангары всё громче и громче. Огромные глыбы диабаза (крепчайшей скальной породы) с грохотом уносятся на сотни метров от места перекрытия. Чем ýже проран, тем грохот всё сильнее и сильнее. Два часа ночи. Ангара не сдаётся. У строителей создаётся критическая ситуация. Кончается запас камня, приготовленного к перекрытию. Что делать? Оставить на утро – всё начинать заново. Штаб собирается на экстренное совещание. Главное – чем перекрывать? Кто-то подсказывает, что на строительство города завезено из Братска приличное количество железобетона. Надо жертвовать. Так и решили. Вместе с камнями полетели в Ангару связанные стальными канатами и панели пятиэтажек. В пять утра по местному времени многоголосное «ура» всколыхнуло окрестности. Бульдозеры с левого и правого берега стояли друг против друга.
Это было потрясающее зрелище. Человек оказался сильнее. Ангара покорилась его воле. Тогда и я ликовал со всеми строителями. А спустя годы, когда строители Усть-Илимской ГЭС после основных работ на плотине двинулись дальше к Богучану, стало совсем грустно. Прощай, красавица Ангара! Реки не стало. Богучанская ГЭС становилась четвертой преградой на её пути к могучему Енисею. С одной стороны, мы ощущали гордость за страну Советов, покоряющую и космос, и реки, а о сохранении природы мало кто заботился. Сразу вспомнился Братск, благодаря дешевой электроэнергии там заработали крупнейшие в мире предприятия, превратившие город на берегу Братского водохранилища в один из самых грязных городов России.
Простите, увлекся воспоминаниями. После Усть-Илима снова был Братск. И тут, кроме любимой всеми песни «Главное, ребята, сердцем не стареть…» вдруг по стране понеслась другая, взбудоражившая мою душу. Конечно же, эта была песня о БАМе: «Веселей, ребята, выпало нам строить путь железный, а короче БАМ», написанная композитором Зиновием Бинкиным на слова Виталия Петрова. Снова запахло комсомольской удалью. И я умчался на БАМ. Произошло это в сентябре 1974 года. И кто может опровергнуть слова известной советской песни, которая помогала нам и жить, и строить? Она была не только со мной, со многими. Именно песни звали нас в дорогу за туманом и за запахом тайги, туда, где вонзаются в небо кедры, а на сопках зацветает ранней весной багульник. И все они: и слова, и текст – наполнены комсомольским задором, комсомольской юностью, жаждой познать неизведанное. Жаль только, что в наше время мы перестали петь их. Не подходят они к идеологии «Единой России», проповедующей, что ты в этой стране не друг, не брат, не товарищ, а жертва бесконечных реформ, которым нет конца и которые не сбываются.
Давайте вспомним былое и споём комсомольские песни хотя бы в год 100-летия ленинского комсомола. |