Скоро исполняется 100-лет со дня создания ВЛКСМ – самой массовой молодежной организации за всю историю нашей страны
В 80-е годы она насчитывала свыше 36 млн. человек. На ее счету ударные стройки, новые города и дороги, освоение нефтегазового комплекса.
Для ветеранов ВЛКСМ юбилей – отличный повод вспомнить о своей молодости, а для нынешней молодежи – возможность окунуться в историю и, может быть, даже немного позавидовать своим предшественникам.
Публикуем воспоминания наших земляков, комсомольцев разных лет. Чем жили они, что вдохновляло их, какие события запомнились больше всего и какой след оставил комсомол в судьбе каждого? Им слово...
Мы были романтиками
Сергей Корепанов, первый секретарь Ямало-Ненецкого окружкома ВЛКСМ в 1977–1979 годы, ныне – председатель Тюменской областной Думы:
–Начало семидесятых. На Ямале объявлено девять ударных комсомольских строек. Это сооружение газопроводов, строительство городов, разведка полезных ископаемых. В округе насчитывалось 13 тысяч комсомольцев, объединенных почти в 300 первичных организаций, 8 из которых имели права райкомов.
За всю историю комсомола всего дважды проводились выездные заседания бюро ЦК ВЛКСМ. Одно из них – в Тюменской области. Я принимал участие в этом заседании. Члены бюро ЦК побывали в Тюмени , Нижневартовске, Сургуте, Надыме и Новом Уренгое, где базировались самые крупные комсомольские отряды.
Ямальские комсомольцы строили железную дорогу и ЛЭП-500 Сургут – Уренгой, вели газопроводы Север Тюменской области – Урал-Центр, Уренгой – государственная граница СССР, Уренгой – Вынгапур – Челябинск, обустраивали Уренгойское газоконденсатное месторождение, осваивали газовое месторождение Медвежье, строили компрессорные станции, жилые дома, детские сады и школы, автомобильные дороги. Во всех отраслях народного хозяйства были созданы комсомольско-молодежные коллективы. Я как первый секретарь сначала Салехардского горкома ВЛКСМ, а затем окружкома должен быть в курсе всех проблем и забот комсомольцев.
Сейчас приезжающие на Север получают благоустроенное жилье, полный соцпакет. А в начале семидесятых приходилось заботиться о том, чтобы обеспечить людям хотя бы крышу над головой. Помню, по комсомольскому призыву в Надым приехал отряд, которым руководил Иван Заика. Всю зиму ребятам пришлось жить в …овоще-хранилище. И ведь большинство из них выдержали, не сбежали. Остались на Севере, женились, детишек нарожали.
Ко мне шли и с личными проб-лемами: просили помочь с жильем для молодых семей, определить ребенка в детсад, а то и денежек занять. Молодые – они ж безалаберные! Едут на Север, да еще с семьей и без денег. Что самое интересное: сколько раз денег давал – только один не вернул. В то время отношения между людьми были более искренними, бескорыстными. Комсомольско-молодежные коллективы в свободное от работы время безвозмездно строили детские сады, включали в состав своих бригад погибших в годы Отечественной войны земляков и начисляемую им зарплату перечисляли в благотворительные фонды, проводили субботники. Студенческие строительные отряды в свои планы вписывали: организовать столько-то концертов, провести соревнования, включить в отряд трудновоспитуемых подростков. Все это делалось бескорыстно.
Мы были романтиками. В большинстве своем такими и остались.
Комсомольское братство существует
Наталья Западнова, третий, затем первый секретарь Ханты-Мансийского окружкома ВЛКСМ (1990–1991 годы), ныне – депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пятого созыва, председатель комитета по социальной политике:
– Вряд ли можно сказать, что моя комсомольская биография началась случайно. Всегда была активным человеком, уже после второго курса университета областной штаб ССО отправил меня командиром большого отряда учащихся ПТУ и техникумов. Окончив университет, уехала в Нижневартовск, стала преподавать историю в школе. Потом год проработала инструктором горкома ВЛКСМ, после чего мне предложили перейти на должность третьего секретаря Ханты-Мансийского окружкома комсомола .
На собеседование в окружной центр ехала не в самом радужном настроении. Нижневартовск тогда бурно развивался, Ханты-Мансийск по сравнению с ним казался глубокой провинцией. Помню, как Геннадий Корепанов, руководивший в то время орготделом окружкома КПСС, выгонял из парка перед административным зданием коров. Меня это зрелище так поразило и рассмешило, что я предложила ему свою помощь. «Не надо, – ответил Геннадий Семенович, – я уже справился. Всего две коровы осталось!»
Так что переезд в этот город меня не вдохновлял. Чтобы он не состоялся, надо было постараться не понравиться первому секретарю окружкома партии Валерию Чурилову. Поэтому на встрече с ним я показывала характер. В общем, вела себя вызывающе, хотя Валерий Андреевич был человеком молодым, очень прогрессивным и не мог не вызывать симпатии. Владимир Миць, первый секретарь окружкома комсомола , присутствовавший на собеседовании, постоянно наступал мне под столом на ногу. Чурилов с интересом наблюдал за нашей «борьбой» и в результате утвердил мою кандидатуру.
В округе тогда практически не было дорог, а территория огромная. Летом добирались по воде на «Метеоре», а зимой единственное средство передвижения – «малолитражные» самолеты. Не забуду первую командировку в Конду, когда Саша Колотов, первый секретарь Ханты-Мансийского горкома комсомола , сажая меня в такой «кукурузник», напутствовал: «Это самый безопасный самолет. Если что-то случается с мотором, он может спланировать. Но горит всего 12 минут!» Хотя летели при сильном боковом ветре, добралась до места живая. Меня поселили в единственный в кондинской гостинице «люкс». Всю ночь я просидела на кровати, не смыкая глаз и не отводя их от противоположного угла комнаты: оттуда так же пристально на меня глядела крыса размером с кошку…
Несмотря на бытовые неурядицы, работали с воодушевлением. Сейчас, по прошествии многих лет, понимаю, что свой первый управленческий опыт получила в команде, где все происходило не по писаным канонам, все было выстроено иначе, чем в целом по стране. Этот период стал своеобразной прививкой от косности и стандартности мышления. Он во многом сформировал мое мировоззрение – и человеческое, и профессиональное, определил дальнейший стиль работы.
Комсомольское братство существует. Какую бы должность ни занимал сегодня каждый из нас, если можем помочь друг другу, помогаем. До сих пор чувствуем ответственность за судьбы тех, с кем прошли плечом к плечу большой этап жизни.
Кузница кадров
Зуфар Ахтариев, член бюро Нижнетавдинского райкома ВЛКСМ в начале 70-х годов, главный агроном, позже руководитель колхоза «Большевик», глава Нижнетавдинского района:
– День, когда меня принимали в комсомол , помню до сих пор. Мне исполнилось 14 лет, и поездка в райцентр была, пожалуй, первым «выходом в люди» из д. Киндер, где я рос. Райком ВЛКСМ располагался в одном здании с райкомом партии. Вручала мне комсомольский билет первый секретарь Таисья Пантелеймоновна Боброва. Все происходило очень торжественно. Хорошее впечатление осталось надолго.
Абсолютно не согласен с теми, кто утверждает, что комсомольская организация была не нужна. Она была востребована тем временем. Комсомол занимался буквально всем: работа с кадрами, спорт, художественная самодеятельность. В институте, где я учился после школы, комитет ВЛКСМ рассматривал вопросы заселения в общежитие, назначения стипендий, следил за поведением студентов. Сейчас ту работу, которую он вел, не выполняет никто. Образовался вакуум и, на мой взгляд, нужна какая-то форма объединения молодежи.
В колхозе «Большевик», где после окончания института я начал работать главным агрономом, была мощная комсомольская организация. В то время создавались комсомольско-молодежные бригады в животноводстве. Регулярно – раз в месяц, квартал – подводили итоги и определяли лучших по каждой специальности: передовая доярка, телятница, механизатор, комбайнер, водитель. Победителям вручали нехитрые вымпелы, флажки – не было же особого достатка, – и люди гордились этими наградами.
Всем занимались сообща. Домой после работы не спешили, находились общественные дела, хотя среди нас были уже и женатые люди, с детьми. Тогда появились «Голубые огоньки», «Клуб веселых и находчивых», мы тоже начали у себя в районе эти формы применять. Вся комсомольская пора вспоминается мне как яркий, насыщенный событиями период. Общались, на танцы ходили. Даже немного жаль, что мои сыновья уже не застали комсомола …
Комсомол воспитывал кадры руководителей. Это своего рода ступенька профессионального роста. Не случайно все, кто прошел комсомольскую школу, имели опыт работы с людьми, не потерялись в период перестройки и сложные времена рыночной экономики. Они оказались более работоспособными и нашли себя в новых условиях.
Лично для меня этот период тоже стал этапом становления. Очень многому в комсомольском возрасте я научился у председателя колхоза Павла Петровича Прокопьева, участника Великой Отечественной войны, Героя Социалистического Труда. Да и вообще мне в жизни везло на хороших людей.
На одной энергетической волне
Валерий Борисов, заворг Центрального райкома ВЛКСМ (г. Тюмень ) в 1976–1979 гг., секретарь комитета комсомола завода АТЭ, ныне – руководитель управы ЦАО г. Тюмени , председатель попечительского совета ТНБФ «Комсомольское братство»:
– Комсомольцем я стал в шестнадцать лет, в девятом классе. После школы пошел в университет, на исторический факультет, но передумал и с первого курса махнул в училище геологов. Уехал из родительского дома, взяв только теплые носки. На футболке рядом с «Ну, погоди!» написал: «Мы найдем тебя, нефть!».
Потом – служба на флоте. Вернулся в Тюмень , поступил заочно в университет. В 1976 году предложили работу в райкоме инструктором орготдела. Позднее стал заведующим отделом комсомольских организаций.
В 1979-м меня пригласили на завод АТЭ возглавить комсомольскую организацию, объединявшую более 700 комсомольцев. Завод тогда переживал трудности. Появление нового директора Рифа Карачурина связывали с надеждами на добрые перемены. Так и произошло. Завод начал выполнять план, хозспособом строить жилье, объекты соцкультбыта. Стали создаваться комсомольско-молодежные бригады. Среди промышленных предприятий мы начали занимать призовые места. Комсомольские начинания поддерживал весь коллектив. Вскоре в комитете комсомола стало тесно знаменам, вымпелам, дипломам, призам.
Не расстался я с комсомолом и став главой администрации Калининского округа. На территории округа находится сквер Комсомольский, заложенный в 1961 году секретарем горкома ВЛКСМ Майей Смирновой. В то время он был в запущенном состоянии. Начал организовывать комсомольские субботники. Все вычистили, посадили новые деревья, сквер получил вторую жизнь. Установили там памятный знак в честь 80-летия ВЛКСМ и заложили капсулу с обращением к потомкам XXI века. Сейчас собираемся в обновленном сквере.
Отсюда по юбилейным датам отправляемся в Москву, в Кремлевский Дворец съездов, где проходят масштабные торжества, на которые собирается молодежь со всего бывшего Советского Союза. В этом году делегацией из 40 человек 29 октября вновь будем представлять в Москве комсомольскую организацию Тюменской области. Хотя комсомола официально уже нет, он и сегодня живет. Потому что люди, прошедшие комсомольскую школу, остались на одной энергетической волне. Это общность людей особой породы. Одна большая семья. Наше комсомольское братство.
Оргкомитет ТНБФ «Комсомольское братство» работает уже 16 лет, заседания проходят ежемесячно. В ряде тюменских организаций действует движение «Новая волна», которое является преемником комсомольских традиций. Наша цель – развивать это движение, чтобы молодежь становилась более инициативной, самостоятельной.
День рождения ВЛКСМ отмечаем каждый год. А к 95-летию комсомола в области тоже пройдут мероприятия с участием не менее 900 человек. Юрий Неелов выступил с идеей установить памятник молодым покорителям Западной Сибири на площади около железнодорожного вокзала. Считаю, такой памятник необходим. Эшелоны молодых посланцев со всех концов страны мы встречали именно на этом вокзале. Планируем открыть памятник к 100-летию ВЛКСМ.
Не только юность, это моя жизнь
Наталья Осинцева, в 70-е годы секретарь комсомольской организации, сегодня – генеральный директор Тюменского ЦУМа:
– Мне с детства нравилось быть лидером. В первом классе возглавляла октябрятскую звездочку. После приема в пионеры меня избрали председателем совета дружины Вагайской средней школы. В седьмом классе вступила в комсомол , и мне сразу же доверили возглавить комсомольскую организацию школы.
В 1974 году окончила техникум, где была комсоргом группы. В 19 лет по распределению пришла на работу в Тюменский ЦУМ. На должности заместителя заведующей секцией «Мужские сорочки» отработала год, меня избрали в комитет комсомола универмага. Помню первое поручение: рассказать на комсомольском собрании о воспитательной работе, которая проводилась в нашей секции. Мы боролись за культуру обслуживания, выполнение планов, трудовую дисциплину. Предложила наш опыт распространить на другие комсомольско-молодежные бригады. А их в то время в ЦУМе было 38. Они объединяли в своих рядах 750 человек.
В 1979 году универмагу присвоено звание комсомольско-молодежного коллектива. Одновременно Министерство торговли удостоило предприятие звания «Коллектив образцового обслуживания покупателей». Мы очень гордились этим.
О комсомоле могу говорить часами. Это не только моя юность – это моя жизнь. Не будь комсомола , она сложилась бы не так интересно, не так полно. Комсомол подарил мне огромное количество друзей. И это самое большое богатство, которое у меня есть.
Когда отмечали 90-летие ВЛКСМ, мне удалось собрать комсомольский актив ЦУМа разных поколений, в том числе пятерых секретарей комитета комсомола . Мы вспоминали без преувеличения лучшие годы. Я 16 лет отработала при социализме, больше 20 – в новых экономических условиях, и мне есть с чем сравнивать. Точно могу сказать: огромный минус перестройки в том, что был разрушен ВЛКСМ.
Потому и родилась идея создать в ЦУМе молодежную организацию подобно комсомольской. 15 октября 2009 года провели организационное собрание, на которое пришло около 200 человек. Причем возраст желающих вступить в организацию не ограничивали 28 годами, пришли даже 40-летние. Участникам выдали специально изготовленные членские билеты. До этого объявляли конкурс на лучшее название, которых оказалось очень много. Коллективно выбрали «Новая волна». Избрали комитет из семи человек. К настоящему моменту у нашего Союза молодежи уже есть своя история.
Если в создании организации участвовали и я, и мои комсомольские друзья – Валерий Борисов, Евгений Акулич, Майя Смирнова, то потом ребята начали действовать абсолютно самостоятельно. Ко мне приходят только утвердить план мероприятий. Среди продавцов организуют соревнования, лучшим в торжественной обстановке вручают переходящие значки. Проводятся тематические балы: «Королева ЦУМа», «Осенний бал». Члены молодежной организации активно участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проходящих в городе.
Конечно, «Новая волна» не может заменить комсомол , но главное – нам удалось объединить молодежь, передать ей славные комсомольские традиции.
Образец для новых поколений
Владимир Чертищев, руководитель фракции КПРФ Тюменской областной Думы:
– Сердечно поздравляю ветеранов комсомола с замечательным всенародным праздником – Днем рождения Ленинского комсомола . Образованный девяносто пять лет назад Союз молодежи стал школой трудового и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Неувядаемой славой покрыл себя комсомол в Великую Отечественную войну. Три с половиной тысячи комсомольцев стали Героями Советского Союза, четыре миллиона награждены орденами и медалями.
А после Победы началась эпоха трудовых свершений. По комсомольским путевкам молодые люди направлялись на восстановление народного хозяйства, освоение целинных земель, создание Тюменского нефтегазового комплекса, строительство БАМа и другие ударные стройки.
В день рождения ВЛКСМ желаем, чтобы славные годы комсомольской истории всегда были образцом и примером для новых поколений, для возрождающегося российского комсомола .
Ветеранам ВЛКСМ желаем через всю жизнь пронести горячее сердце, сохранить молодость души и комсомольский огонек!
Из Архива : 29.10.2013
|