Служить своему народу: генерал-лейтенант Таштемир Айтбаев – об универсальном комсомольском опыте и о том, чем этот опыт актуален и в современности
ВЛКСМ стал главой жизни Айтбаева, занявшей тринадцать лет. За это время он прошел путь от второго секретаря райкома до первого секретаря ЦК ЛКСМ Киргизии.
В конце уходящего 2023 года Кыргызстан, как и другие постсоветские страны, отметил юбилейную дату: 105 лет со дня образования Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Миллионы юношей и девушек вступали в комсомол и принимали активное участие в жизни своих республик и Союза. Они защищали Родину во время Великой Отечественной войны и отстраивали страну после Победы, возводили БАМ и другие дороги, возделывали поля, сажали леса, делали научные открытия и планировали стратегии для счастливого единого будущего.
После распада СССР у ВЛКСМ остались организации-преемники в каждой из стран. Комсомольское движение до сих пор живо, и его идеи находят отклик у молодежи, которая изучает историю своей страны. О том, почему идеи коммунизма и ответственности перед обществом актуальны и спустя столетие, и чему следует поучиться молодежи современной у молодежи прошлого, редакция «КП-Кыргызстан» решила спросить у генерал-лейтенанта Таштемира Айтбаева, который много лет работал в ЦК ЛКСМ Киргизии и в органах госбезопасности. Он трижды был Депутатом Верховного Совета Киргизской ССР, был награжден орденом «Знак Почета».
В независимом же Кыргызстане Айтбаев, как государственный и общественный деятель, был отмечен медалью «Даңк». Поработал он и в органах безопасности, возглавляя МВД и СНБ Кыргызстана в конце девяностых и середине двухтысячных годов. Тогда связи по линии Антитеррористических центров стран СНГ и Региональной антитеррористической структуре государств-членов ШОС только формировались, и Айтбаев принимал в этой работе активное участие.
Таштемир Сыдыгалиевич и сам празднует юбилей – ему 27 ноября исполняется восемьдесят лет. Он продолжает активно заниматься гражданской и партийной деятельностью, входит в состав Клуба генералов и ветеранов органов национальной безопасности (КГБ-ГКНБ) Кыргызстана.
По решению партии
Таштемир Сыдыгалиевич, расскажите, пожалуйста, с чего началась Ваша личная комсомольская история?
– В 1961 году в далекой горной Нарынской области, которая граничит с Китаем, я с отличием закончил школу и поступил в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Я проучился там пять лет и восемь месяцев, и по заявке Госплана Киргизии был направлен в город Фрунзе. Работал на Фрунзенском заводе пластмассовых изделий главным конструктором, затем – главным технологом. Но как-то раз меня пригласили в районный комитет партии и сказали, что меня, как молодого члена партии, рекомендуют в соответствии с Уставом партии на комсомольскую работу.
Я единственный раз в своей жизни попробовал отказаться. До этого я шестнадцать лет учился, у меня было огромное желание стать хорошим инженером и мне очень нравилась моя работа. Но мне на это твердо сказали, что мнение райкома партии по моему поводу уже принято и я должен приступить к началу комсомольской деятельности. Так в 1969 году на комсомольской конференции я был избран секретарем Свердловского райкома комсомола, и началась моя комсомольская работа.
Я прошел практически все ступени работы комсомольского работника: был вторым, первым секретарем райкома, горкома, три года работал в аппарате ЦК ВЛКСМ в Москве, затем был секретарем ЦК ЛКСМ Киргизии, и в последние почти пять лет – первым секретарем ЦК ЛКСМ Киргизии.
Как Вы думаете, что было самым главным из того, что дал Вам комсомол? И было ли бы это важным и для современной кыргызской молодежи?
– Если сказать одним словом – он дал мне все. Именно в комсомоле я приобрел необходимый опыт и знания, умение принимать решения, умение работать с людьми – все, что требуется в жизни. И я очень благодарен своей судьбе за то, что она меня связала с такой прекрасной организацией – Всесоюзным Ленинским Коммунистическим Союзом Молодежи.
Что главным было в комсомоле? Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что в комсомоле главной была чистота отношений: искренняя, настоящая дружба, огромное желание приносить пользу своему народу и своей Родине. Мне думается, что в комсомоле люди приобретали важный опыт, который оставался с ними на всю жизнь.
Огромное богатство, которое я приобрел в комсомоле – это мои настоящие друзья-комсомольцы. Прошло много лет, но нас все еще связывает искренняя чистая дружба, которая начиналась в комсомольские годы. И даже сегодня в эти дни, когда прошло уже много лет, мы в День ленинского комсомола всегда встречаемся. Каждая эта встреча становится для нас большим радостным праздником. Видя людей, с которыми была связана твоя юность, твоя светлая веха жизни, становится радостно на душе. Вот совсем недавно, 29 октября, мы собирались. К сожалению, время идет, людей остается все меньше, но наша дружба от этого все крепчает.
Опыт работы в комсомоле мне помогал на всех этапах моей деятельности. Жизнь сложилась таким образом, что я работал во многих государственных органах, партийных органах, почти во всех силовых структурах. И где бы я ни находился, то, что я приобрел в комсомоле, помогало мне решать важные вопросы и правильно выполнять работу.
Что помогало? Умение разбираться в людях. В комсомоле ты ежедневно встречался с молодежью на заводах, фабриках, в совхозах и колхозах, на полях. Такие встречи в разных обстоятельствах помогали увидеть истинное лицо того или иного молодого человека. И вот это умение распознать людей, понять, на что они готовы, увидеть их скрытые достоинства и качества помогло мне в будущем, как говорят военные, делать верную расстановку сил и средств. Мне кажется, это одно из самых главных качеств, которое дал комсомол.
В комсомоле мы принимали решения, связанные с целью коммунистического воспитания молодежи в духе патриотизма, преданности делу и своему народу. Наши девушки и юноши с энтузиазмом ехали на стройку БАМа, из советской Киргизии отправлялись и на строительство АЭС в Волгодонске, и на поднятие целины в Казахстан, и на стратегические объекты уже нашей республики.
И поверьте мне, это не пафосные слова: молодые люди шли на стройки по путевкам комсомольских организаций и по зову сердца. Их желанием было принести пользу своему народу, своей стране, их прельщали романтика и единство в том, что они вместе будут работать и приносить людям пользу. Я сам дважды в составе студенческих стройотрядов был в Целиноградской области и поднимал совхоз Ерментауский на территории Казахстана и в совхозе «Киргизия» Ярославской области, который строили комсомольцы.
Финансовая сторона, конечно, тоже имела важное значение. Но я уверенно могу сказать: для большинства молодых ребят, что ехали на стройки, главным было желание служить своему народу.
«Готовили ко всему»
Одной из идей комсомола была подготовка профессиональных кадров для различных сфер. Так вышло и с Айтбаевым: после комсомольской работы в ЦК партии приняли решение отправить его в органы госбезопасности по партийному набору.
– Меня направили на работу в Центральный аппарат КГБ СССР, где я работал в 1982-1983 годах. Откровенно говоря, меня там готовили ко всему, и потом направили во Фрунзе, где я стал одним из руководителей КГБ в республике. Из комсомольского опыта там мне пригодилось умение разбираться в людях. Оно помогло узнать коллектив. Он был непростой, очень хорошо подготовленный. В органы государственной безопасности тогда брали только коммунистов и только после тщательной проверки. Проверяли все: интеллектуальный уровень, профессионализм… Это была особая структура, где было очень непросто работать, – говорит Айтбаев.
В то время комсомольский опыт был практически у всех видных государственных деятелей Киргизии, и опыт Айтбаева был замечен. Из спецслужб он был переведен в партийные органы республики. И распад Советского Союза в 1991 году Айтбаев встретил в должности секретаря ЦК КП Киргизии.
– Мы прожили интересное и очень тяжелое время. Как говорил Конфуций, не дай Бог кому-то жить в эпоху реформ. Наше поколение в расцвете своих сил попало в то время, когда наша великая страна, которая называлась Советским Союзом, распалась, когда перестали существовать коммунистическая партия и ленинский комсомол. Это было большим ударом. Никто из нас не ожидал, что великая страна Советский Союз может исчезнуть с карты мира. Но, тем не менее, история диктует свои правила, и наступило новое время, когда национальные республики приобрели суверенитет. К сожалению, наша республика не была на тот момент готова к самостоятельной государственности. Нам приходилось все начинать сначала, – вспоминает он. – Наш народ должен был привыкнуть к новому образу жизни, к новым методам экономики – прежде всего, перейти на рельсы частной собственности. Это было очень трудно, очень нелегко, давалось с трудом и с большими ошибками. Но и в этих условиях наши товарищи из комсомола нашли свое место. Они первыми из числа бизнесменов стали создавать малые и средние предприятия. Знание людей, знакомство с молодежью помогли им организоваться и найти свое место в новой экономике, которая позволила нашей республике удержаться на плаву. Одним словом, во все времена наш ленинский комсомол и те люди, которые там работали, оказывали большое влияние на развитие нашей страны.
Коммунистические партии в бывших союзных республиках почти везде были закрыты, а те, кто работал на партийных должностях, начали устраивать свою судьбу в новых реалиях. Пришлось искать новый путь и Таштемиру Сыдыгалиевичу: он занялся бизнесом, ушел в АО «Кыргызавтосервис». Но его опыт управления людьми и работы в силовых структурах не остался незамеченным руководством независимого Кыргызстана.
В середине девяностых тогдашний президент республики Аскар Акаев предложил Айтбаеву вернуться в силовые структуры и возглавить МВД. Как вспоминает Айтбаев, это было «государство в государстве» со своими нюансами, но комсомольский опыт пригодился и там. А в середине двухтысячных ему довелось возглавить и наследницу КГБ СССР – Службу национальной безопасности Кыргызстана.
«Бывших чекистов не бывает»
Девяностые и начало нулевых были тяжелыми и смутными временами для Кыргызстана и всего постсоветского пространства. С чем Вам было бороться тогда сложнее всего – с угрозами безопасности Кыргызстана снаружи или с внутренними проблемами?
– И во внешней, и во внутренней безопасности больше энергии и сил мы отдавали внутренним проблемам. Были главными несколько направлений: борьба с контрабандой, наркобизнесом, организованными преступными группировками, контроль и оказание помощи руководству страны в деле приватизации, когда крупные заводы и фабрики, колхозы и совхозы разбазаривались, приватизировались – все это было под неустанным вниманием органов государственной безопасности. В меру своих сил и возможностей мы предпринимали все меры для того, чтобы удержать на плаву нашу экономику. В какой-то степени это нам удалось, но все равно это было очень тяжело. Мы работали и днем, и ночью.
Внешняя сторона безопасности касалась вопросов земли, связанных с соседними странами. В итоге все вопросы благополучно разрешились, остался вопрос границы с Таджикистаном. Дай Бог, до Нового года вопрос решится. На днях сделан еще один шаг по делимитации этой границы – 57 километров описано. Осталось где-то двести километров, и, я думаю, наше руководство эти вопросы решит.
Что было самым трудным? Был прекрасный коллектив, высокопрофессиональный, прекрасно подготовленный. Знаете, как называли в свое время КГБ? Вооруженный отряд коммунистической партии. Мы подчинялись только одному человеку в республике – первому секретарю ЦК. КГБ СССР подчинялся только генеральному секретарю ЦК КПСС. Это была мощная структура, которая оказывала влияние на внешнюю и внутреннюю политику в стране.
Трудности появились в связи с распадом СССР. Мы получали оснащение и финансирование из центра, от КГБ СССР, как и другие союзные комитеты. И это все прекратилось. Зарплата стала совсем другой, оснащение стало совсем другим. Кроме того, высокопрофессиональные наши сотрудники, начальники главков, управлений, отделов некоренной национальности – русские, украинцы, белорусы – в основном все они выехали в свои республики, и их можно по-человечески понять. Мы до сих пор поддерживаем со многими из них связи. Из них четырнадцать человек, что уехали от нас полковниками и майорами, стали генералами России, есть и руководители крупных организаций на уровне республик и областей.
Образовалась кадровая дыра, маститых профессионалов не оставалось, и их пришлось готовить на ходу, с большими издержками. Будучи председателем Службы национальной безопасности, я встречался с Николаем Платоновичем Патрушевым, который тогда был директором ФСБ. На нашей встрече я обозначил эту кадровую проблему, и, к моему большому удовлетворению, Николай Платонович принял решение дать квоту в Академии ФСБ для подготовки специалистов ГКНБ Кыргызстана. И уже много лет наши ребята проходят подготовку в Академии ФСБ в Москве, где мы черпаем свои профессиональные кадры. У нас есть и свой центр, скоро мы откроем и Академию.
Мы пережили все эти трудности, но борьба за безопасность и покой населения продолжается. Мы, ветераны, в стороне не остаемся. Создали Клуб генералов и ветеранов органов национальной безопасности Кыргызстана, и стараемся принимать активное участие в общественно-политической жизни, словом и делом помогать коллективу нашего Государственного комитета национальной безопасности. Мы чувствуем себя в строю, помня о том, что бывших чекистов не бывает!
Вы много встречаетесь с новым поколением сотрудников спецслужб и с курсантами. Отличается ли новое поколение чекистов от тех, с кем Вы когда-то учились? Есть ли достойная смена?
– Так было, так есть, и, я так думаю, так и будет – в органы национальной безопасности идет тщательный отбор. Этого требует специфика работы. Это и сохранность тайны, и другие специфики форм и методов работы – очень много того, что должен выполнять чекист. Будущих чекистов обучают, готовят, с ними работают и только потом допускают к оперативной и служебной деятельности. Эта работа требует высокого профессионализма. Система отбора работает. Я не хочу вам рассказывать, какая это система. Но, поверьте, она очень сложная, до седьмого поколения кандидатов проверяют.
К тому же, в системе современной госбезопасности появились новые службы. Это связано с цифровизацией, кибербезопасностью, новыми видами технологий, которых не было на вооружении, когда я работал. Сейчас востребована и часть молодых людей, связанных с программированием, IT-специальностями, для них не требуются навыки оперативного сыска. Они работают головой. Кадровый состав, конечно, хочется улучшать – всегда так было и так есть. Но, я думаю, что сейчас состав комитета госбезопасности меня удовлетворяет, там нормальные ребята работают.
Что бы Вы сказали современной молодежи, которая хотела бы принести пользу своей Родине и оставить о себе добрую память? Какой бы дали совет?
– Если что сегодня и пожелать молодым людям – то я хотел бы пожелать одно: главное – с достоинством прожить жизнь. Как пелось в песне, есть только миг между прошлым и будущим, который называется жизнь. И эту жизнь надо прожить так, чтобы оставить след в памяти своего народа, своих друзей, своей семьи, своих детей. Надо быть прежде всего, патриотом своей страны, и принести пользу своему народу и своей стране. Что сегодня, на мой взгляд, не хватает нашей стране, и, возможно, и другим странам бывшего Советского Союза?
Не хватает единой цели, мощной идеологии, которая овладевала бы сердцем и умом народа. Когда будет ясно обозначена цель, которую народ воспримет полностью, и прежде всего, воспримут молодые поколения, это приведет к единству народ. Только народ, объединенный построением единой цели – свободной богатой страны, в которой будут жить свободные, благополучные люди – принесет нам удачу. И поэтому я бы пожелал молодежи стремиться к этому – быть полезными своему народу и своей стране.