Из тезисов доклада [Тарханова О.С., Чаплина Н.П.] на политпросветсекции V съезда РКСМ «Детское движение»
- 17 октября 1922 г.
- Мы живем в эпоху обостренной классовой борьбы. Поэтому детское движение, как и всякое пролетарское движение, должно прежде всего себе ставить целью организацию, сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата.
Задача классового воспитания также стоит и перед детским движением, которое в то же время преследует цели всестороннего развития детской натуры, характера и ума ребёнка.
Эти цели могут быть достигнуты лишь в том случае, если в основу детского движения будет положено приучение детей:
а) социальному сожительству (личность существует только в обществе);
б) общественному труду (ценность творческого труда для общества);
в) отношению к классовому идеалу;
г) активности в борьбе за этот идеал;
д) отношению к знанию.
- Особенности того возраста, который должен быть охвачен детским движением (10-14 лет), обусловливаются усиленным ростом ребёнка и выражаются в повышенном развитии его жизненных сил. Отсюда вытекают две особенности: чрезвычайно повышенная чувствительность ребёнка ко всем наблюдаемым явлениям и постоянное желание стать их активным участником (активность в восприятии). В этом возрасте ребёнок только знакомится с окружающим миром, поэтому все явления он склонен конкретизировать, а недостаток опыта дополнять воображением (конкретность мышления, полёт фантазии).
Эти особенности проявляются у ребёнка при всякой обстановке. Тогда, когда он вступает в среду сверстников, в нём с особенной силой выступают его социально-общественные инстинкты (тяга к групповому объединению) и инстинкт борьбы и соревнования (отсюда тяга ко всему героическому).
Эти особенности и инстинкты чрезвычайно сильны в детях. Поэтому удовлетворяет в полной мере их не семья, а школа. И поэтому нашу схему классового воспитания мы должны выстроить таким образом, чтобы она была приспособлена к особенностям их воспитания, давала бы пищу их активности и достаточную широту для полёта их фантазии, удовлетворяла бы их отношение к героизму.
- Обратимся теперь к вопросу о том, как, опираясь на эти особенности и инстинкты возраста, вложить в работу детских групп содержание, определяемое задачей классового воспитания, намеченной в п. 2.
Содержанием этой работы должны быть наиболее яркие эпизоды революционной борьбы и борьбы человека с природой, проникнутые одной общей идеей кооперации трудящегося человечества, высвобождения его от гнёта природы и эксплуатации, строительства нового общества. Это основная идея, проходящая красной нитью через всю деятельность детских групп, должна осуществляться так, чтобы дети были её основными действующими лицами, конкретно воспроизводящими в своих повседневных занятиях всё содержание игры, жизнь общества.
Каждый участник должен чувствовать себя пионером нового общества. «Мы, пионеры, боремся во всем мире за создание нового трудового общества», - вот идея, которая должна тщательно культивироваться, которая романтикой своих отдельных эпизодов и грандиозностью своего размаха должна покорять себе все чувства детей. Это сознание выполнения своего долга не должно, конечно, переходить в самохвальство и кастовую замкнутость.
- Конкретизируем содержание и методы работы детских групп и роль каждого её участника:
а) для того, чтобы дать группе детей идеал борца за интересы трудящихся для подражания, каждая группа избирает свое лицо;
б) для того, чтобы дать спайку группе, культивируется святость знамени, честь звена и т. д.;
в) для того, чтобы подчинить личную жизнь участника целям движения, устанавливается ряд моральных обязательств (законы юного пионера, даваемые в торжественной обстановке);
г) необходимость труда преподаётся в конкретной форме обязательного изучения трудовых специальностей и работы в мастерских;
д) необходимость познавать окружающее, учиться посредством опыта и ознакомления с окружающей флорой и фауной, историей своей организации, КСМ и т. д.;
е) необходимость социальной взаимопомощи преподается посредством объединения детей в трудовые дружины для помощи голодающим;
ж) воспитание характера и органов чувств посредством культивирования обычаев, игр и состязаний;
з) воспитание классовой солидарности посредством постоянной связи с комсомолом и другими организациями детей, единого значка, салюта, обязательной личной и коллективной постоянной безвозмездной помощи рабочим организациям.
Так следует воздействовать на детей, опираясь в классовом воспитании на их естественные запросы и психофизиологические способности. Такое детское движение будет пользоваться самым широким успехом среди детей, ибо в нём детей ни к чему не будут принуждать: их собственную энергию и желание будут лишь направлять по верному пути. Так должна проходиться вся программа, основные элементы которой прилагаются при сём.
- Организационные формы движения определяются двумя моментами: требованиями педагогики и необходимостью сохранить руководство новым движением за Коммунистическим Союзом Молодёжи.
Первичная ячейка - «звено» в 10 ребят в возрасте 10-14 лет, выбирающие себе «вожатого» с одним помощником, часто сменяемым.
Группа должна делиться на «звенья» по трём причинам:
а) это позволяет объединить детей не случайно, а по признакам дружбы, совместной игры и т. д., таким образом, лучше установить спайку;
б) это облегчает задачи руководителя, так как в этом возрасте дети плохо поддаются дисциплине;
в) это позволяет широко применять систему соревнования, а именно коллективного соревнования. 3-4 «звена» объединяются в группу, во главе которой стоит «Совет группы» с инструктором во главе, назначаемым ячейкой или райкомом РКСМ.
Все группы города объединяются в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ, во главе которой стоит совет организации, назначаемый комитетом РКСМ.
В целях развития самодеятельности детей и быстрейшего выдвижения активных сил из их среды широко применяется избрание детьми различных комиссий: товарищеский суд, культпросветком, хозяйственная комиссия и т. д.
Все местные группы подчинены и подконтрольны соответствующим комитетам РКСМ, общее руководство проводится вышестоящими советами через комитеты РКСМ.
- Развёртывая новое движение, РКСМ в то же время должен расчистить почву для работы среди детей, удалив с пути все враждебные буржуазные организации, влияющие на пролетарских детей (скаутские союзы, детские организации из «Маккаби» и другие националистические союзы). Рабочие и дети, находящиеся в рядах этих организаций, могут быть приняты и растворены в рядах нового движения. Комитеты РКСМ должны внимательно следить за тем, чтобы старые буржуазные детские организации не возрождались и не создавали себе опорных пунктов под новым названием.
- Для работы в новом движении, в целях овладения практическим опытом и для подготовки из среды РКСМ нового инструкторского состава следует привлекать тех из руководителей старой скаутской организации, которые искренне и полностью становятся на платформу нового движения.
Но даже идейно перешедшие на нашу сторону скаут-мастера в силу неизжитых традиций старого скаутизма не могут воспитывать детей в нужном духе. Поэтому перед РКСМ стоит задача практически войти в работу каждой создаваемой организации, дабы обеспечить действительное коммунистическое влияние на детей.
Широкое развертывание нового движения возможно лишь в зависимости от подготовок коммунистов-руководителей путём организации специальных курсов и введения членов РКСМ в практическую работу и жизнь...
Законы юных пионеров
- Пионер верен рабочему классу и коммунизму.
- Пионер - друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.
- Пионер честен и правдив. Его слово - как гранит.
- Пионер дисциплинирован.
- Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.
- Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.
- Пионер чист в мыслях, словах и на деле.
Торжественное обещание юных пионеров
«Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю Законы пионеров и буду им повиноваться».
Железный закон юных пионеров
«Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящихся».
Опубл.: Пятый Всероссийский съезд РКСМ: стенографический отчет. М., 1927. С. 344-348.
Страницу ведут Оконова Н.Д. и Пронина Н.М. |