МБОУ "Лакшинская школа" Богородского муниципального округа Нижегородской области
«Главный-то дом человек у себя в душе строит. И тот дом в огне не горит, в воде не тонет».
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Школа должна воспитывать гражданина и патриота.
В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности.
И здесь значительно возрастает роль школьного музея. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, способствует заполнению их досуга.
Зачем нужен музей?
Музей – это своеобразное хранилище экспонатов, будь то экспонаты из древности или не столь далёкого прошлого, но это всегда предметы, показывающие образ жизни, быт, традиции, обычаи, особенности, события и т.п., народа.
А значит, музей - это память. Поэтому вопрос о том, зачем нужен музей, приводит только к одному выводу - чтобы помнили, чтобы знали, чтобы ценили, чтобы берегли...
Любой музей - это история. И дети, и взрослые должны помнить, что, не зная своё прошлое, люди – в целом и каждый человек – в частности, не смогут построить хорошее будущее.
Музей - это надежный хранитель исторической памяти и наследия прошедших эпох. Посещение школьниками музеев способствует сохранению духовности и воспитанию нравственности.
Музей – это центр культуры, обладающий образовательными возможностями в широком смысле этого слова.
Знакомясь с экспонатами во время экскурсий по музею, школьники понимают, насколько важно изучение и сохранение предметов старины. Знания, полученные на такой экскурсии, активно способствуют повышению интереса к истории края, истории как науки, развивают чувство любви к своему Отечеству.
Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль и красоту, мастерство. Но есть вещи, судьбы которых сложились особенно счастливо. Они принадлежат всем - всему народу, всему человечеству. Они — наша память, культура, история. И поэтому мы храним и изучаем их в музеях. Здесь вещь превращается в музейный предмет, памятник и обретает свой голос в музейной экспозиции.
В наше время роль школьного музея значительно возрастает. На сегодняшний день актуальным и важным стал вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Первый музей в Лакшинской школе датируется с 70 до 80 г. 20 века. Организовал его работу учитель истории и основ военного дела, фронтовик, Бобров Иван Михайлович. Музей занимал маленькую комнату рядом с мастерской. Материал в основном был стендовый и посвящался созданию комсомольской и партийных ячеек в Лакше, школьной работе по патриотическому воспитанию. Начинался сбор экспонатов. В последствии материалы были утрачены.
Заново в музее возобновляется работа в 90 году под руководством Новиковой А.И. затем учителя истории Любавина А.В. В кабинете истории были оформлены стенды и витражи, которые пополнялись экспонатами. Любавин А.В. собрал и оформил стендовый материал об истории Богородского района. Анна Ивановна начинает собирать и оформлять летопись школы.
В 1995 году музей получает сначала одно, а затем и второе помещение для музейных экспозиций.
Заведующими музеев назначались:
Мазурова О.Ю. - ст. вожатая (музей оформлялся, появлялись новые экспонаты),
Лунькова Н.А. – ст. вожатая (ею была проведена паспортизация музея в 2007 году, начат сбор семейных летописей, оформлен реестр экспонатов),
Лобанова Н.П – учитель начальных классов (работала с архивом Богородской газеты, собирала материалы для семейных летописей),
Родченко Г.А. – учитель истории (проведена работа по подтверждению статуса музея в 2012 г., музей принимал участие в областных конкурсах).
Музей в последние годы менял адреса (кабинеты), руководителей, но истинным оставался интерес к нему со стороны детей, педагогов – настоящих патриотов школы и села.
Музей помогает каждому из нас сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
«Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и расцветала» (Владимир Мономах).
Поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе. При этом важно не только использование в образовательно-воспитательных целях коллекцию музея, но и от собранных вещей, изображений, письменных и фотодокументов вести учащихся к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся.
В настоящее время музей это три зала, в которых расположены экспозиции:
«Культура и быт первой половины прошлого века» (русская изба), стендовый зал, где размещены стенды: школьная летопись, история села и совхоза, история Богородского района, а также различные материалы к стендам и материалы к 70-летию Победы, семейные летописи и экспозиционный зал, где главной экспозицией является выставка женских платков и шалей, а также крестьянский костюм первой половины 20 века ( летний и зимний варианты).
В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы и села, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. Наш музей посещают дети, родители, педагоги и др. жители села. Многие помогают в сборе экспонатов, отдают фотографии и даже семейные реликвии.
Мы приглашаем вас совершить экскурсию в виртуальный музей Лакшинской школы и начнём с посещения экспозиции «русская изба».
Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю, (позднее избы строились на дубовых перерубах и фундаментах). Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол («упечь»), который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – у очага (за печью).
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».
Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла. Там же совершались и ежедневные моления.
В суровых условиях нашего северного климата особое внимание всегда уделяли отоплению жилища. Издавна центром дома для восточных славян служила печь. Оказывается, русская, или правильнее «духовая» печь – это настолько древнее изобретение, что прообраз ее можно найти еще в описаниях жилищ трипольского периода.
Необходимость более экономного использования топлива привела к тому, что конструкция русской печи претерпевала большие изменения, начиная с 10 века нашей эры. Печь совершенствовалась русским народом с одной целью: накапливать и сохранять тепло. Замечательной особенностью русской печи является то, что она остается горячей не только в момент горения дров, но и в течение длительного времени после этого.
Печь топили и в холодное время года, и летом, когда нужно было испечь хлеб или накормить домашних животных. Сушка ягод и грибов, нагрев воды, выпечка хлеба, приготовление пищи на огромную семью – во всем помогала печка русскому крестьянину.
Кроме отопления и приготовления пищи русский народ нашел еще один чудесный способ использовать теплую печку – отдыхать на пристроенной лежанке, и даже спать. А еще в русской печи мылись. У нас вы видите печь белёную, с печными задвижками, с шестком, с печурками и с лежанкой.
Обратите внимание на убранство нашей «избы»: кухонная утварь (чугуны, ухваты, самовары и мн. другое), мебель (шкаф-горка, комод, зеркала, скамьи, сундуки, заправленная кровать и др.), женское рукоделье представленное в рушниках, покрывалах, скатертях, салфетках, подзорах, коврах, другая утварь (лампы, утюги, прялки ручные и ножные, швейные машинки) – всё это соответствует духу времени, а именно первой половине 20 века. Особое место занимает люлька для младенцев, которой более ста лет.
Следующая экскурсия конечно больше заинтересует девочек и женщин, ведь речь пойдет о женских головных уборах.
Экспозиция женских головных платков и шалей – одна из самых значительных в нашем музее. Платок всегда был желанным подарком. Когда парень ухаживал за девушкой, он ей дарил платок. Когда муж приезжал из города или приходил на побывку из армии, он привозил жене платок. А женщина собирала все платки и вынимая их из сундука, вспоминала по этим вехам прошлое. Были и такие платки, которые передавались по наследству в приданое. У таких дорогих вещей особенно был украшен угол, - ведь именно он был хорошо виден, когда женщины стояли рядами в церкви.
Но платок не только украшение. Когда девушка выходила замуж она становилась существом зависимым, подчиненным свекру и мужу. В знак этого нового состояния с ее головы снимали «волю», заплетали волосы в две косы, покрывали голову платком. Отныне платок всегда находился на голове у женщины. Не зависимо от того, сделан платок из холстины или шитого золотом шелка, он являлся символом честности женской жизни.
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного, так и праздничного наряда. Одним из самых ценных экспонатов нашей выставки является косынка «головка» распространенная в Нижегородской губерния в к.19 века. Но все же основными экспонатами нашего музея являются платки и шали.
Шали были всевозможных форм и размеров: длинные, квадратные и даже восьмиугольные. Особенно ценилось искусство драпировки шали. О женщинах того времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». Шаль была настолько популярна, что в начале XIX в. появляется танец «па де шаль». Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где Мармеладов говорит Раскольникову: «Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила».
Когда в России в конце XIX века процветало платочное производство, знаменитыми были купавинские шали, которые за богатство узора очень любили носить представители купеческого сословия. Стоимость одной такой шали была 200 рублей (такую сумму зарабатывал фабричный рабочий за год).
Во времена правления Наполеона III и его жены императрицы Евгении (1860-1870) становятся очень популярными небольшие шали из французского кружева «шантильи». В нашей коллекции имеется один экземпляр и есть фотография владелицы этой шали.
В нашем музее представлены платки Прохоровской трехгорной мануфактуры, Прохоровские изделия пользовались успехом и известностью – платок этой фабрики, попавший в Англию, «возбудил, - как писал русский посол там, - удивление знатоков по тканям, материалам и краскам».
Есть платки Зубовской мануфактуры, которые использовались в д. Куликово, как старообрядческие «молельные» платки (в них женщины молились в молельном доме).
Здесь же шали кашемировые, шерстяные (так называемые «накрывные» для поездок зимой в санях и повозках), шали праздничные и для повседневной носки.
Следующая экскурсия в зал, где размещены стенды: школьная летопись (размещены материалы, охватывающие всю столетнюю историю школы), история села и совхоза («Село в лицах», «Знаете ли вы?», «Уборка урожая») история Богородского района, а также различные материалы к стендам и материалы к 70-летию Победы, семейные летописи, в которых со слов старейших жителей были расписаны их семейные родословные и хроники. Теме Великой Отечественной войны у нас посвящены стенды: «Помним и гордимся», «Ветераны - народ боевой», «Солдатские письма», «Вставай страна огромная», «Никто не забыт и ничто не забыто», «У своего истока», а также сборники:
«Жила-была деревня» о тяжёлом труде в тылу, где оставались старики, женщины и дети, «Воспоминания ветеранов о войне» и др. Много материалов посвящено истории Богородского района, истории школы.
Благодарим всех, кто побывал в нашем музее.
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье:
В вещах, картинах, письменах
.
|