Главная » 2023»Сентябрь»5 » Сахалин . Лица историков комсомола. Анатолий Тимофеевич Кузин
Сахалин . Лица историков комсомола. Анатолий Тимофеевич Кузин
12:27
Непростая история простого ученого, писателя и публициста А.Т. КУЗИНА
Армия и баян
Уже после школы, когда служил в пехоте на Камчатке, наконец забыл про вечное чувство голода, окреп, возмужал. Даже мелькнула мысль стать кадровым военным, тем более что дорос до командира взвода и даже был принят в члены компартии, что по тем временам целое событие и знак немалого доверия. Но руководитель страны Никита Хрущев вдруг надумал сократить армию, да сразу на миллион 200 тысяч солдат и офицеров. Кузин попал под этот «каток» и вернулся на родной Сахалин.
Поначалу в селе дело ему подобрали откровенно стариковское — должность извозчика в местном коммунхозе. При первой же возможности молодой парень сменил место работы — ушел плотничать в ремонтно-строительное управление. Кстати, после работы тоже не скучал. Анатолий сам освоил баян и стал первым парнем на деревне, покорил сердце своей будущей жены Любови. Кстати, с ней они прожили более 40 лет, воспитали двоих детей.
В общем, жизнь налаживалась, но произошли очередные хрущевские реформы. Начались административно-территориальные реорганизации, из-за которых только в островной области ликвидировали 14 районов. Пошли под «нож» и личные подсобные хозяйства, неперспективные населенные пункты. В итоге пришлось всей семьей перебираться в Тымовский район. На новом месте перспективного коммуниста-рабочего сразу приметили, пригласили на партийную работу: инструктором в райком.
«Не получится, вернем его опять в плотники», — заметил по поводу очередного поворота в судьбе Кузина один из местных партийных руководителей.
Школа Леонова
Все получилось. Через несколько лет его даже перебросили на укрепление в Смирныховский райком, а затем и вовсе в Хабаровск, на учебу в Высшую партшколу. Через четыре года 13 выпускников прибыли на собеседование в Сахалинский обком КПСС. Легендарный руководитель, первый секретарь областного комитета партии Павел Леонов сразу приметил среди новичков краснодипломника, взял в аппарат сначала инструктором, а затем и своим помощником.
— Десять лет, что работал с Павлом Артемовичем, стали лучшей жизненной школой, — убежден Анатолий Тимофеевич.
По его словам, Ленов был в высшей степени трудоголиком, во всех отношениях яркой личностью, терпеть не мог лентяев и недалеких людей.
Встреча делегации «Корабля мира и дружбы» с Хоккайдо. 1982 год.
Партийная карьера у нашего земляка, действительно, задалась. Сначала стал вторым секретарем Южно-Сахалинского горкома КПСС, затем заместителем, немного позже — руководителем отдела организационно-партийной работы. А всего через полгода — уже и третьим секретарем обкома. Проще говоря, вошел в первую десятку руководителей островного региона.
Но в 80-е годы прошлого века ситуация в стране покатилась под уклон. В мае 1988 года на Сахалине прошли стихийные митинги, Кузин попал в число стрелочников и был отправлен в партийный архив. А в 1991 году лишился и этой работы, поскольку указом первого российского президента Бориса Ельцина КПСС запретили, а ее архивы перекочевали в государственные хранилища. Казалось бы, оставалось повторить судьбу тысяч партийных отставников, маявшихся на пенсии бездельем или пытавшихся освоиться в роли рядового дачника…
Строки о Востоке
Однако вынужденная безработица моего героя продлилась недолго. Не тот у него характер, чтобы безропотно принимать крутые повороты судьбы. Потенциал человека, умеющего видеть суть общественных проблем, собирать и анализировать огромные объемы информации востребован и в новое время. Вскоре Анатолий Тимофеевич стал преподавать в Южно-Сахалинском филиале Дальневосточного госуниверситета. В 2001-м защитил степень кандидата исторических наук, а через десять лет — и докторскую диссертацию.
Широте интересов теперь уже одного из ведущих ученых островного региона можно лишь позавидовать. Он создал вековую «Летопись Южно-Сахалинска», исторические очерки о сахалинском ревкоме и комсомоле, учебные пособия по краеведению, сборники «Сахалинские матери» и многое другое. Но особой темой в творческом поиске исследователя стали исторические судьбы сахалинских корейцев. Двадцать лет архивно-собирательной работы ушло на завершение трилогии. За это время Кузин изучил около 10 тысяч дел. В целом же его научный багаж насчитывает около 300 исторических работ, и почти каждая десятая переведена на корейский, японский и английский языки.
По трудам пришло и признание. Кузина с полным правом можно назвать человеком, состоявшимся сразу в двух эпохах. Ведь еще в советские времена мой собеседник был удостоен ордена Трудового Красного Знамени и восьми медалей. Позже профессору Кузину присвоили почетное звание «Рыцарь науки и искусств» РАЕН, орденский знак «Звезда Славы Отечества», звание почетного гражданина Сахалинской области, знак «За заслуги перед городом Южно-Сахалинском» 1-й степени и другие награды.
И, скорее всего, они не последние. Трудоспособности и целеустремленности нашего именитого земляка можно лишь позавидовать.
— Сейчас работаю над «Энциклопедией сахалинских корейцев», — поделился планами Анатолий Тимофеевич. — Будет биографический сборник о наиболее заслуженных представителях этой диаспоры. Труд объемный, года три потребуется…
А поэтому остается пожелать нашему товарищу лишь крепкого здоровья. Все остальное у него есть.
Друзья, если вам понравился этотматериал – подписывайтесь на наш сайт канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши товарищи очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!
Использованы материалы открытых источников Сахалина и Дзен https://dzen.ru/ и https://sakh.online/articles/5/2018-10-26/stroyki-krasnye-vecherki-i-lapta-kak-zhili-sahalinskie-komsomoltsy-198115