Студенческие трудовые отряды
В настоящее время во всех регионах Российской Федерации
возрождаются студенческие трудовые отряды различных направлений
деятельности - строительных, педагогических, медицинских,
сельскохозяйственных, проводников. Появление и развитие студенческих
трудовых отрядов в новых экономических условиях вызывает интерес к
молодым людям, тратящим время отдыха на работу, подчас тяжелую. Студенческий отряд, также как и общество в целом, имеет свою
структуру, уровни подчиненности, права и обязанности каждого его члена,
систему межличностных отношений. Отряд не просто копирует общество, а
сам является таковым для его участников на время нахождения в нем.
Студенческий отряд способен удовлетворить почти все уровни
потребности, начиная с физиологических потребностей выживания и
заканчивая духовными. Он позволяет "примерить" участникам отрядного
движения разные социальные и профессиональные роли и статусы, что
особенно важно для будущих специалистов. Нахождение молодого человека в составе отряда позволяет ему не только
познакомиться с производственными и общественными отношениями, но дает
возможность поиска решения возникающих проблем. У него появляется
возможность проявить и развить такие качества как энергичность,
предприимчивость, адаптивность, терпимость, гражданская активность,
патриотизм, самоуважение. В результате участия молодых людей в
деятельности отряда у них в дальнейшем появляется способность и желание к
самоорганизации для решения собственных проблем на основе имеющихся
знаний и опыта. Получение дополнительной специальности, даже не связанной с основным
образованием, повышает гарантии трудоустройства, а, следовательно,
укрепляет психологическую установку собственной успешности в настоящем и
в будущем. Движение по цепочке "боец" - "бригадир" - "мастер" - "командир"
позволяет выявить и сформировать такие качества молодого специалиста,
как способность эффективно решать разнообразные управленческие задачи,
побуждать и мотивировать членов отряда к производительному труду,
организовывать их работу и отдых, нести персональную ответственность за
свою деятельность и одновременно за результаты коллективного труда.
Не всегда участие молодого человека в студенческом отряде является
успешным. Сказываются индивидуальные психологические особенности,
разность интересов, среды воспитания, уровня сложившихся потребностей.
Но и отрицательный результат на основе полученного опыта имеет большое
значение для коррекции личностных планов, социальных ролей в будущем. И
чем раньше это произойдет, тем менее болезненным будет вхождение
молодого человека в общество. Кто же эти молодые люди – бойцы СТО? Среди них 74% мужчины, что
объективно отражает их желание активно участвовать в трудовой
деятельности. Наибольшую заинтересованность в работе студенческих
трудовых отрядов проявляют студенты младших курсов. Половина всех бойцов
СТО на Кубани, да и в России это еще охотно откликающиеся на
коллективные формы работы и романтически настроенные студенты 1-2 курсов
от 19-ти до 20-ти лет. В дальнейшем с каждым курсом количество бойцов
СТО уменьшается и почти исчезают бойцы на 5 курсе. На старших курсах они
уже имеют или хотят иметь какую-то более стабильную работу. Их не
интересует коллективная форма организации труда, они более
самостоятельны, а романтика не перевешивает практицизм. Определенное количество молодых людей после окончания института
испытывают сложности с трудоустройством, о чем свидетельствует появление
анкет кандидатов возраста старше 24 лет. Они используют студенческий
отряд как шанс получения временного заработка. Распределение бойцов по месту рождения показывает, что большинство
участников СТО родилось за пределами Краснодара (и даже края: треть - в
другом городе России, очень немногие - в селе России). Они однажды уже
сделали смелый шаг, уехав на учебу в другой город. И, как показывает
практика, именно они в силу своей активности, составляют основу
студенческих отрядов в последующие сезоны, а не коренные жители
Краснодара, которые, заявляя желание к активной работе, зачастую,
оказываются к ней не приспособлены и редко выезжают в отряды более
одного сезона.
Распределение желающих поехать в отряд по профилям деятельности еще
раз подтверждает наличие в среде нынешних студентов ореола престижности
строительных отрядов дошедшего, скорее всего, из прошлых лет. Название "сельскохозяйственный отряд" и "отряд проводников"
достаточно полно отражают профиль деятельности и примерно понятны
кандидатам. Работа вожатых в школах студентами уже забылась и поэтому
работа в составе педагогического отряда не вызывает большого наплыва
желающих. Исключение составляют педагогические и сервисные отряды,
получающие объемы работ в оздоровительных лагерях на Черноморском
побережье. В такие отряды очень большой наплыв желающих и соответственно
высокий конкурсный отбор претендентов. Медицинский отряд таит некую
особенную и не совсем понятную специфику и потому работать в нем готовы
единицы. Не может не радовать наличие у значительной части кандидатов опыта
трудовой деятельности, независимо от ее сложности и специфики. Это
положительный факт для любого молодого человека, а для будущего бойца
студенческого отряда тем более. Но опыт трудовой деятельности молодые
люди получили не в системе подростковых трудовых бригад или студенческих
трудовых отрядов. Только малая часть кандидатов работали ранее в ПТБ
или СТО.Данные о желании трудоустройства студентов на неполный рабочий
день показывают их активную позицию в сфере труда. Больше половины
обратившихся в ГУ КК "Молодежный кадровый центр" желают официально
трудиться неполный день. Эта активность, скорее всего, вызвана
необходимостью в деньгах, и отражает объективные истинные желания
студентов. В своей основной массе студенты серьезно относятся к учебе как к
своей основной деятельности и дорожат ею. Почти все участники СТО
указывают, что для них является предпочтительным концентрироваться на
учебе, а работать в период каникул, и только немногие предпочитают
сочетать работу с учебой, а каникулы оставлять для отдыха. Уровень информированности о таком массовом явлении прошлых лет, как
студенческие трудовые отряды, относительно высок. Но неизменным, по
сравнению со многими социологическими исследованиями, остается источник
информации. Семья как хранитель прежних, исчезающих в сегодняшнем
социальном бытии, ценностей продолжает по прежнему лидировать и в
вопросе информирования детей-студентов. У молодежи, как ни у какой другой категории населения, отсутствует
осознание закономерной связи между выполненной работой и полученными за
нее деньгами. Зная, что им придется заниматься неквалифицированным
трудом, 17% кандидатов в СТО желают получать заработную плату в месяц до
7.5 тыс. рублей, 15% - до 10 тыс. руб., 3% - до 12.5 тыс. руб., 2% -
более 12.5 тыс. руб. Тем не менее, близко к реальному уровню определили
уровень своей заработной платы половина кандидатов, указав до 3 тыс.
руб. в месяц. Молодежь, по сравнению со старшими, больше предпочитают как ценности
друзей и денег одновременно. Это противоречивое стремление, хотя сами
молодые люди этого не осознают и противоречия здесь не видят. Видимо
потому, что возрастание денег как ценности не носит фатального и
тотального характера, несмотря на грандиозную пропагандистскую накачку
ценностей обогащения, которую осуществляют СМИ и реклама в последние
10-15 лет. Деньги воспринимаются скорее как средство достижения других
целей, нежели как самоценность, так как желание заработать деньги вполне
нормально уживается с ценностями эмоционального (соприкоснутся со
студенческими традициями, "за туманом и за запахом тайги") и
патриотического плана (помочь благосостоянию России). Это говорит о том,
что национальный менталитет не так легко изменить за относительно
короткий период времени. Хочешь стать бойцом студенческого трудового отряда? Приходи к нам! Будь успешным! 350072, г.Краснодар, ул.Московская, 69;
тел/факс: 257-00-80;
http://www.rabotakuban.info
е-mail: kmbt@mail.ru |