Из выступления Виктора Муконина - первого секретаря Тындиского райкома комсомол (1983-1987гг) , кандидата исторических наук на Заседании Ителектуального клуба в МосГУ 25.10.2013г.
МУКОНИН В.И. Спасибо за приглашение на столь представительный форум, обсуждающий проблемы демифологизации истории комсомола.
На самые нелепые мифы в отношении БАМа один из руководителей строительства Леонтий Махитаров написал поэму под названием «Я защищаю БАМ». Зачитаю отрывок из нее:
Газетчики набросились на БАМ
Как вороны на редкую добычу,
Прозрев внезапно, видят
здесь и там
Тьму черных пятен,
гневно пальцем тычут
В “виновника неисчислимых бед”.
Пороча все, что есть
и все, что было,
И злобно льют на полосы газет
Одни лишь только черные чернила.
Льют щедро — так, чтобы свести
на нет,
Чтоб утопить, чтобы убить
отравой
Рожденную во мгле
застойных лет
Великой стройки
признанную славу.
Эти строки написаны в 1989 году как ответ, как крик души на то тотальное идеологическое давление, на вытравление из памяти современников всего, что их связывало с комсомолом, с БАМом.
Надо сказать, что за последние 2–3 года градус нападок и хулы на БАМ снизился.
Четыре года назад я был приглашен в Тынду на празднование 35-летия БАМа. Руководители регионов БАМа, Трансстроя и РЖД, простые строители и железнодорожники — ветераны БАМа говорили о его возрождении, о необходимости освоения несметных богатств, разведанных в зоне БАМа.
Сейчас о БАМе говорят первые лица нашей страны.
Сорок лет спустя после начала строительства (будет в следующем году) и тридцать лет спустя после стыковки «золотого звена», когда было открыто сквозное движение по БАМу. Руководству страны стало очевидно, что БАМ построен не зря, он нужен, он может и должен работать на экономику страны.
По сути это сегодня единственный известный, но не задействованный ресурс нашей страны. Как Вы знаете — до Урала из нашей земли все уже выкачали и выгребли. В зоне БАМа длиной более 3000 км и шириной 200–300 км разведаны и определены ни с чем не сравнимые запасы медной и железной руды, никеля, золота, угля и др. полезные ископаемые. Эти богатства остались в горах. Но вот уже в бюджете страны на ближайшие годы предусмотрено более 400 млрд рублей на строительство вторых путей БАМ ж/д, восстановление и развитие инфраструктуры более 40 станций и поселков.
Теперь для всех становится очевидным, что мифы о БАМе — это сплошная ложь и предательство. Как можно превратить в миф действующую железную дорогу, тысячи километров железнодорожного полотна, сотни мостов, десятки тоннелей, станции, вокзалы, города и поселки?
А разве можно вытравить из памяти сотен тысяч людей, прошедших школу БАМа, их труд, отношения дружбы и взаимопомощи?! Выражение «Мы строим БАМ, БАМ строит нас!» отражало реальный процесс изменения личности молодого человека. А БАМ строила вся страна. Здесь работали представители всех национальностей Советского Союза. Тынду строили москвичи, Северобайкальск — ленинградцы, Куанду — узбеки, Чару — казахи, Икабью — грузины. Всюду они оставили память о себе в постройках, архитектуре вокзалов, домов и школ.
Ещё об одном мифе и неправде о БАМе: заключенные на строительстве БАМа не работали! Усилиями Центрального комитета ВЛКСМ и лично Евгения Михайловича Тяжельникова тогда этого не допустили.
БАМ строили добровольцы. Мотивы их были разными. Для большинства молодых строителей (здесь называлась цифра 80%) материальная мотивация («длинный рубль») не была главной. Да и не было этих «длинных рублей». Это подтверждают исследования, проведенные под руководством Б.А. Ручкина на БАМе.
А вот как о мотивах строителей БАМа написал Леонтий Махитаров:
Привыкшие с младенческой поры
Призывам громким
верить безоглядно,
Посланцы комсомола всей страны
Пришли на БАМ,
чтоб не уйти обратно.
Чтоб жить и строить,
и расти детей,
И поезда водить по магистрали,
Чтоб дети малой родиной своей
Поселки БАМа с гордостью назвали.
Доверчивые, чистые сердца,
Стремясь на БАМ,
совсем не разумели,
Что ни одно в стране
большое дело
Ещё не доводилось до конца.
Сейчас возникает ряд практических и теоретических вопросов: как и какими силами возрождать Байкало-Амурская магистраль? Ведь помимо финансовых ресурсов потребуются людские и в большом количестве профессионально подготовленные кадры.
Уверен, что будет востребован и изучен опыт формирования трудовых коллективов «с нуля» уже в новых современных условиях его применения.
Фактом истории, а не мифом стала работа комсомольских организаций страны, когда после объявления о начале строительства БАМа в 1974 году в кратчайшие сроки были сформированы комсомольские отряды в каждой области, крае, республике и направлены на БАМ. Только из этих стен ВКШ при ЦК ВЛКСМ — нынешнего Московского гуманитарного университета на БАМ отправились около 100 выпускников — комсомольских работников. Интересно, Игорь Михайлович, найдется ли сейчас десяток выпускников, желающих поехать на БАМ? Комсомольские отряды первопроходцев становились ядром вновь создаваемых трудовых коллективов — строительно-монтажных поездов, мехколонн и мостоотрядов.
Главный вопрос, который меня не оставляет: есть ли в стране достаточная масса молодых людей, (а речь должна идти о сотнях тысячах), способных по призыву (по зову сердца) поехать осваивать зону БАМа? Кто и что должен сделать, чтобы такая молодежь появилась? Возможно проблему человеческих ресурсов в зонах новых освоений (Сибирь, Дальний Восток) попытаются решить с помощью «длинного рубля», но тогда он должен быть очень «длинным». И не факт, что этот мотив сработает.
Я с трудом представляю современных «белых» и «синих» воротничков, молодых предпринимателей, в большинстве своем — торговцев, жертвующими своим нынешним положением ради освоения новых земель.
Есть выражение, что «если бы Тихий океан начинался сразу за Уральскими горами, то Россия была бы самой развитой и передовой страной мира…», но БОГ и наши предки оставили нам страну с самой большой территорией в мире и долг современников сохранить и освоить эти земли, дать, тем самым, возможность будущим поколениям жить лучше и безопаснее.
Хочу закончить свое выступление стихами Л. Махитарова:
БАМ нужен всем!
И мы ему нужны!
БАМ нужен всем, кто знает
суть вопроса,
Кто видит дальше
собственного носа
И думает о будущем страны,
Кто знает цену делу и словам,
Их силу в неразрывном единенье,
Кто нынче делом защищает БАМ
И словом от хулы и обвинений!
Я верю:
оскорблённый без вины,
Лишенный и достоинства и славы,
БАМ снова станет гордостью страны
И вечным достоянием державы!
см. сайт; www.mosgu.ru
|