23 ноября 2025 г. «Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе» Ежегодно в последнее воскресенье ноября в России отмечается один из самых трогательных праздников – День матери. Образ мамы, которая всё поймёт, пожалеет, простит и будет беззаветно любить несмотря ни на что, запечатлён в произведениях культуры и искусства, высечен в веках. Историки и летописцы писали о влиянии на Петра Первого его матери Натальи Кирилловны: «Великая Жена, великая Мать и великая Царица, ты направляла первые шаги Великого, Ты напечатлела в его юношеской душе великодушие, смирение и самоотвержение». Трогательные сюжеты материнской любви сохранились в репродукциях почтовых карточек, скульптурах, агитационных листовках. «Сын был её исключительной, самой глубокой и сильной привязанностью. На нем сосредоточилась вся её нежность, а с годами любовь эта всё углублялась», – пишет о матери Александра Блока его тётя Мария Андреевна Бекетова в своих воспоминаниях. Она также особо упоминает, как сильно повлияла мать на творчество поэта, прививая ему с детства собственный утончённый вкус к литературе. Во времена Великой Отечественной войны появился образ Родины-матери, зовущий сыновей и дочерей на защиту от немецко-фашистских захватчиков. Ей посвящали стихи, прозу, в том числе в рукописных изданиях военных лет. Этот образ до сих пор жив в сердцах поколений. О развитии института семьи в России со времён Древней Руси до настоящего времени – в материалах коллекции «Семья и традиционные семейные ценности в России как основа российской государственности». 13 нояббря . Развитие железных дорог в России.«Ноябрь – бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег – ни колесу, ни полозу нет ходу», – так говорили в народе о последнем осеннем месяце. До середины XIX века в России весной и осенью, в распутицу, движение по грунтовым дорогам почти прекращалось. В период правления Николая I остро встал вопрос о необходимости надёжных путей сообщения между городами с использованием всепогодного транспорта. Так началось строительство железных дорог в стране. Уже в ноябре 1837 года была торжественно открыта первая пассажирская железная дорога от Санкт-Петербурга до Царского Села и Павловска. 13 ноября 1851 года запущена Санкт-Петербурго-Московская (с 1855 года Николаевская, а с 1923 года – Октябрьская) двухпутная казённая железная дорога. Первую на юге России железную дорогу, Грушевско-Донскую, соединявшую регионы страны от Донбасса до Дона, начали строить в 1860 году по высочайшему повелению императора Александра II. Узнать о том, как степная Екатеринославская губерния превратилась в одну из наиболее населенных и богатых, можно в издании «К 25-летию Екатерининской железной дороги, (1884 – 1909)». Выпущенный в 1887 году «Указатель русских железных дорог» включал уже 61 железнодорожное направление, связавшее Москву и Петербург не только с российскими, но и с зарубежными городами. В 1888 году было открыто движение от Москвы до Уфы. При Александре III в 1891 году началось строительство Великого Сибирского Пути, соединившего европейскую часть России с Сибирью и дальневосточными регионами. Сколько часов длилось путешествие на поезде из Москвы в Иркутск в 1900 году? Узнаем из расписания поездов, представленн ого в «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге». Больше материалов о железнодорожном деле в России –в тематическом вебинаре «Развитие железнодорожного транспорта в России» СМ. ТВ-Канал .Фонд Президентской библиотеки всегда открыт для вас! Присоединяйтесь к нашему сообществу, чтобы вместе сохранять память о прошлом и открывать будущее! До встречи в следующих выпусках! С уважением, команда Президентской библиотеки
|