Луговцева Тамара Викторовна. Ветеран комсомол, Великой Отечественной войны, труда, председателя Координационного Совета профсоюзов Можайского городского округа, Почетного жителя города Можайска.
Воспоминания о комсомольской организации Колычевской швейной фабрики
Я родилась в маленькой смоленской деревне Уварово, находившейся до войны на границе Можайского и Гжатских районов, в 18 км от д. Семеновское (Дальнее). В 41-м, проводив отца на фронт, мы были оккупированы и почти два года жили в фашистской неволе. Немцы перед отступлением выгнали нас из домов и погнали на запад, а деревню сожгли (теперь ее не существует). Мы стали беженцами, без крова над головой, без еды и одежды. Было мне на тот момент всего четыре с половиной года, оккупацию я помню только «урывками». А вот послевоенную разруху, болезни, голод и холод запомнила навсегда. Помню, как валялась на полу и чуть не умерла от малярии, выходила меня тогда бабушка Дарья Филипповна, мать моего отца. Она же после окончания 7 класса в Гжатске «за руку» привела меня на фабрику имени 1 Мая в Колычево, учиться на швею в школу ФЗУ. Это было в октябре 1954 г., именно здесь меня впоследствии приняли в комсомол.
Время тогда по-прежнему было очень тяжелым, везде еще наблюдалась настоящая послевоенная разруха. Бабушка на последние деньги сняла мне койку в д. Ямская, где я ночевала. Учиться надо было полтора года, но мы отучились всего год, по ускоренной программе. Оставшиеся полгода мы работали на расчистке 5-го цеха, который находился еще в нерабочем, захламленном состоянии: грузили и выносили оттуда на носилках мусор, битый кирпич. Потом, когда в этот цех завезли оборудование, мы в нем работали.
Училась я хорошо и получила диплом швеи самого высокого, 6-го разряда, досконально знала много операций, могла подменить в случае чего любую работницу швейного цеха. Работала тоже хорошо, к тому же всегда была очень активной, охотно бралась за любое производственное или общественное дело. Мы организовали у себя самодеятельность, пели песни, читали стихи, делали популярные тогда «акробатические пирамиды». Выступали перед работниками других цехов, на различных праздниках. Освобожденный комсомольский секретарь нашей фабрики Саша Артемов (можайцы теперь знают Александра Николаевича Артемова как земляка-поэта, автора 9-ти поэтических сборников) одной из первых в марте 1955 г. предложил мне вступить в комсомол. Когда я зашла в комнату, где собралось комсомольское бюро, одна из членов бюро Галина Мовчан предупредила присутствовавших: «Автобиографию у Победоносцевой (моя девичья фамилия) не спрашивать, - она точно расплачется…». Я была благодарна ей, ведь вспоминать свои детские военные и послевоенные годы я действительно не могла без слез, - слишком они были горькими и безрадостными… В комсомол меня приняли единогласно, и с этого времени началась моя «боевая» комсомольская жизнь.
Первым комсомольским заданием для меня стало поручение быть пионервожатой в Колычевской начальной школе (в своей Гжатской школе я была в пионерском активе и соответствующий опыт у меня имелся). Отработав смену, я торопилась в школу к своим ребятам, где я собрала настоящий пионерский актив. Мы занимались спортом, усиленно готовились и участвовали в различных районных соревнованиях, а зимой устраивали лыжные походы. На высоте у нас была и художественная самодеятельность, помню, как наша солистка-певунья Галина Иванова произвела настоящий фурор, заняв 1-е место в районном смотре-конкурсе (она спела песню о Родине). Но самое главное – мы с пионерами организовали большую шефскую работу с семьями пожилых людей, жившими в частных домах без удобств, сыновья которых не вернулись с фронта. Делали все, о чем просили нас старики: например, мальчики кололи дрова, а девочки укладывали их в кладки. Носили маленькими ведерками с колодца воду, переливали ее в большие бидоны, чтобы нашим подшефным хватало на неделю.
Пионервожатой я была два года, затем меня избрали секретарем (не освобожденным) цеховой комсомольской организации, численность которой составляла около полторы сотни человек. Вся комсомольская организация фабрики насчитывала тогда свыше 500 человек, она была самой многочисленной, настоящей кузницей молодых кадров для района. Многие наши комсомольцы уезжали на Всесоюзные стройки, на целину. В своем Можайском районе по комсомольским путевкам многие отправлялись работать на фермы, поднимать сельское хозяйство.
В цеху работала преимущественно молодежь. В общественной работе мне помогали такие активистки, как Люся Попкова, Лидия Смирнова, Нина Каплина, Галина Бочарова и многие другие. С присущей молодости комсомольским задором и энтузиазмом мы участвовали во многих производственных починах и соревнованиях, непременно добиваясь маленьких и больших побед! Тогда было широко развито социалистическое соревнование: соревновались бригада с бригадой, цех с цехом. Наша фабрика была участником Всероссийского соревнования «За высокую культуру производства и организацию труда» и не раз становилась его победителем. Когда зародилось соревнование «За коммунистическое отношение к труду», мы сразу подхватили этот почин, и очень гордились, когда бригаде нашей Людмилы Попковой было присвоено звание «Бригада коммунистического труда». Все мы очень старались, все у нас было дружно, интересно! Выпускали стенгазету, где сообщали о наших достижениях. Бывало, что «прорабатывали» в ней своих «бракоделов», принимали меры. Я сама не раз оставалась с отстающими после работы, «подтягивая» их до необходимого уровня. Сейчас такого нет, а тогда мы устраивали торжественный прием в рабочие, чтобы молодежь сразу понимала, что попала в ответственный комсомольский коллектив. Все были настолько сплоченными и дружными, что справили даже две общефабричные комсомольские безалкогольные свадьбы!
Наши отношения в комсомольской организации строились на основе полного доверия. Помню, мы внедрили такой почин: получение зарплаты без кассира. Нам на стол стопкой клали денежные купюры с монетками и ведомость. Каждый сам подходил, отсчитывал полагающиеся ему деньги и расписывался в ведомости. Как правило, мелочь никто не брал, она накапливалась от зарплаты к зарплате, и мы решили использовать ее на что-нибудь приятное: открытки ко Дню рождения или цветы.
Со временем никто из нас не считался. Отработав первую смену в цеху, мы зачастую участвовали в различных комсомольских мероприятиях, одним из таких была помощь в поддержании общественного порядка в нашем городе. У меня до сих пор хранится удостоверение члена бригады содействия милиции (это потом уже в Можайске были сформированы добровольные народные дружины). Комсомольские патрули ходили по городу, особенно в вечернее время, делали внушения сквернословам, пресекали хулиганство и драки. Помню, меня однажды даже премировали с формулировкой «За активную помощь милиции».
Выходным днем считалось воскресенье, нотакого у нас практически не было. Мы постоянно оказывали шефскую помощь можайским колхозам и совхозам.Не раз вывозили навоз с фермы на поля в сторону д. Новосурино. Грузили его тогда вручную, вилами, разбрасывали в поле точно так же. Работали в чулочках и платьицах, на ногах кто что имел. Мои ровесницы помнят, что другой одежды у нас не было, - одно ситцевое платьице на все случаи жизни! А сколько картофельных полей мы ежегодно убирали в окрестных сельских хозяйствах (Бараново, Парфенки,Клементьево. Павлищево и других), - не сосчитать! Но и там мы постоянно организовывали соревнования между комсомольцами, помогали отстающим. Удивительно - несмотря на любую усталость, - у нас была огромная радость от совместно выполненного дела, были задорные комсомольские песни и всегда «боевое» настроение!
В моей комсомольской биографии была также незабываемая страница: мне посчастливилось быть участницей делегации от Можайского района на VI-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в июле 1957 г. С тех пор прошло уже 66 лет, но я до сих пор помню наполненные радостью взаимного общения и радости дни молодежи, приехавшей на Фестиваль со всего мира! Казалось, что вся молодежь планеты объединилась в единое кольцо дружбы и мира! Я до сих пор бережно храню Программу закрытия спортивных игр этого грандиозного Фестиваля, проходившего на стадионе «Динамо»
Как я уже говорила, моя комсомольская молодость, как и у моих ровесников, проходила еще в очень тяжелое для страны время, когда только-только в полной мере восстанавливалось разрушенное войной народное хозяйство. Но я счастлива, что смогла отдать Родине в тот непростой период все свои молодые силы, весь жар своего юного сердца. Комсомольская школа снабдила меня бесценным опытом общения с людьми, закалила меня в стремлении не бояться трудностей, и я всегда буду благодарна комсомолу за это! В марте 1961 г. по рекомендации комсомольской организации Колычевской швейной фабрики меня приняли в партию, а в ноябре того же года я была переведена работать в Можайский горком партии и утверждена инструктором организационного отдела. Я всегда с благодарностью вспоминаю нашу Колычевскую фабрику, которая действительно «в люди вывела меня», и нашу замечательную комсомольскую организацию! С нежностью, сердечной теплотой и благодарностью я вспоминаю всех своих коллег, старших товарищей, которые помогали и поддерживали нас, всех соратников по комсомольской работе. Прошли годы, все мы, конечно, постарели, но в душе у нас всегда горит комсомольский огонек!
Тамара Викторовна Луговцова |