Газета «Культура» Елена ФЕДОРЕНКО. Не расстались с комсомолом
"Ленком» готовится встретить юбилей. К памятной дате выпущена книга под названием «Девять десятилетий».
С хронологической точностью в ней зафиксированы главные события прошлого и настоящего: сотни раритетных иллюстраций, афиши, фотодокументы, постановки с указанием авторов и исполнителей. Сам текст ограничен данными, скорее, пояснительными; биографические справки выстроены как скрещения судеб — страны, переживавшей катаклизмы, и людей театра, в чьей жизни отразились целые эпохи.
Первый, стартовый этап приходится на время, когда в знаменитом московском особняке бывшего Купеческого клуба заявил о себе современный и бодрый ТРАМ. Рождение Театра рабочей молодежи в 1927-м инициировал московский комсомол, и организовать работу талантливых самодеятельных артистов взялись мощные силы МХАТа. Формула становления была традиционной для русской сцены: ряды любителей-самородков, творивших после трудового дня на фабриках и заводах, пополнялись профессионалами. И в 1938 году на культурной карте столицы появился новый бренд — «Московский театр имени Ленинского комсомола». Впрочем, публика почти сразу название сократила до четкого и быстрого «Ленком». Связью времен и уважением к истокам продиктовано сохранение коллективом этого «революционного» имени.
Автор-составитель книги, архивариус Сергей Николаев и художник Игорь Яковлев с любовью вводят в летопись театра материалы о тех, кто обеспечил его славу. Их — сначала трамовцев, а затем ленкомовцев — немало: Валентина Серова и Николай Крючков, Илья Судаков и Софья Гиацинтова, Серафима Бирман и Борис Толмазов, Всеволод Ларионов и Глеб Панфилов, Елена Фадеева и Татьяна Пельтцер, Олег Янковский и Александр Абдулов.
Фото: Михаил Строков/Фотохроника ТАСС
Акцент сделан на трех знаменитых авторских периодах. С конца 30-х годов по 1951-й труппой руководил Иван Берсенев. В 60-е на Малой Дмитровке (тогда — улице Чехова) взошла звезда Анатолия Эфроса, поплатившегося на взлете должностью за то, что не смог выдержать «правильное направление в формировании репертуара». Ушел лидер, с ним — его актеры-единомышленники, оскудела афиша. Жестокий и казавшийся непреодолимым кризис не утихал, когда в 1973-м труппу возглавил Марк Захаров, с чьим именем и связан ренессанс коллектива. Первая легенда — спектакль «Тиль» с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым по пьесе Григория Горина, неизменного соавтора режиссера. Судьбе современной оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» аналогов не отыскать — недавно ее сыграли в 1500-й раз, как всегда — при полном аншлаге. «Иванов» с Евгением Леоновым, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Жестокие игры», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва», и в них — целая гвардия ленкомовских звезд, любимых всей страной. Каждому отведен «свой» разворот в новой книге.
Изданный фолиант распахивает историческую перспективу, протягивает нити из славного прошлого в яркое настоящее, достойное блистательной истории длиной в девять десятилетий. Ради будущего. Праздник — веселый и шумный — готовит ленкомовская молодежь уже нового тысячелетия. В коллективе, воспитанном на преемственности поколений, иначе и не бывает.
Источник. Газета КУЛЬТУРА, 26.1.2017г. |