«Комсомольский лицей» на улице Юности Королев А.А.д.и.н., профессор Годы работы в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ: Заведующий кафедрой комсомольского строительства ВКШ при ЦК ВЛКСМ (с 1987 по 1990 гг.). С Высшей комсомольской школой при ЦК ВЛКСМ (ВКШ) – ИМ – МГСА – МосГУ меня связывает 45 лет жизни (за минусом двух лет, проведённых в Афганистане, в качестве политического советника посольства СССР и декана молодежного факультета Института общественных наук ЦК НДПА).
Из истории комсомольского вуза. Свою родословную он ведёт с 1944 г., с Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, когда решением руководства страны на базе Центральной женской школы снайперской подготовки была создана ЦКШ. Улица, на которой расположена ВКШ, носит имя Алии Молдагуловой, снайпера, Героя Советского Союза. На ЦКШ была возложена подготовка и переподготовка отечественных комсомольских кадров, а также обучение руководителей зарубежных союзов молодежи.
В 1969 г. В соответствии с постановлением ЦК КПСС «О создании высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ» была открыта ВКШ. Как явствует из постановления бюро ЦК комсомола от 2 октября 1969 г., на ВКШ была возложена теоретическая подготовка и переподготовка кадров для работы в комсомольских и пионерских лагерях, молодежных газетах и журналах, подготовка кадров для зарубежных союзов молодежи, проведение научно – исследовательской работы по проблемам коммунистического воспитания молодежи, истории ВЛКСМ, современного международного молодежного движения, методическое руководство работой зональных и республиканских комсомольских школ.
В соответствии с указанными задачами создавалась и структура ВКШ. Были созданы два факультета: истории и коммунистического воспитания и комсомольской работы. По окончании первого слушатели получали диплом о высшем образовании установленного образца. (Учебный план по специальности «История» утверждался в министерстве высшего и среднего специального образования СССР). Таким образом, выпускник этого факультета получал возможность всегда работать учителем в школе. Что касается другого факультета, слушатель принимался на базе высшего образования и опыта комсомольской работы, как правило, в райкоме или обкоме ВЛКСМ. Выпускник факультета комсомольской работы получал высшее политическое образование и приравнивался к университету марксизма – ленинизма, высшего звена партийного политпросвещения.
В 1976 г. на базе научных подразделений ВКШ был создан Научно – исследовательский центр, который вскоре превратился в ведущее научное учреждение страны по проблемам молодежи, молодежного движения и молодежной политики. НИЦ являлся базовым центром координационного общественного совета по молодежным исследованиям, штат его насчитывал более 250 человек. В структуре НИЦ были подразделения, которые вели разработку различных направлений воспитания молодежи (трудовое, нравственное, военно-патриотическое и др.) В НИЦ был подготовлен под руководством И.М. Ильинского проект Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.). Конечно, учебную и научную работу определяли кафедры (а их в ВКШ было более 20). В 1973 г. я был направлен на должность зам. зав. кафедры комсомольского строительства ВКШ из сектора подготовки и переподготовки кадров Отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ. За плечами был опыт работы в Тульском обкоме комсомола (зам. заведующего отделом пропаганды и культурно – массовой работы), в газете «Молодой коммунар» (зам. редактора), в институте первой категории – Тульском госпединституте им. Л.Н. Толстого (на кафедре истории в качестве доцента). Зав кафедрой был Б.А.Ручкин, кандидат исторических наук, выпускник АОН при ЦК КПСС, бывший второй секретарь Саратовского обкома комсомола. Все преподаватели кафедры (30 человек) прошли школу освобождённой комсомольской работы, поучились в АОН при ЦК КПСС, Высшей партийной школе при ЦК КПСС, либо окончили аспирантуру научно – исследовательских институтов Академии педагогических наук, но, к сожалению, не владели мастерством преподавателей высшей школы. Ряд из них наивно полагали, что спецкурс – это много лекций, а спецсеминар – мало. Поэтому пришлось буквально на ходу овладевать основной массе содержанием и методической оснасткой читаемой дисциплины – комсомольское строительство. Прежде всего, мы с Б.А. Ручкиным сделали упор на разработке теоретических вопросов комсомольского строительства, пытались вызвать дискуссию на страницах журналов «Молодой коммунист» и «Комсомольская жизнь». Выделили три блока (раздела) в курсе, а именно: «Организационно – комсомольская работа», «Участие комсомола в хозяйственном строительстве» и «Идейно – воспитательная работа». Первые два курировал зав. кафедрой, а последний – я. Большое внимание обращали помимо теоретической, на практическую сторону подготовки слушателей. На практику (месячную) выезжали преподаватели, которые помогали им готовить вопросы на бюро райкома, бюро обкома комсомола и проведение других мероприятий. Борис Александрович совместно с деканом факультета комсомольской работы, преподавателем кафедры конкретной экономики К.Ц.Петросяном нашел такую форму выработки необходимых навыков, как проведение «Комплексных семинаров» по разделу «Участие комсомола в хозяйственном строительстве». Выбирался какой – то конкретный вопрос, например, «Борьба комсомольских организаций за качество продукции», и отрабатывался в форме мини – научно – практической конференции. Учитывались не только содержательные проблемы, но и как их подать, чтобы донести до слушателей их смысл. Здесь имело место выступление по канонам ораторского искусства (благо на кафедре читался курс «Культура речи», был кабинет ораторского искусства с необходимыми техническими средствами). Я же проводил совместный семинар с зав. кафедрой журналистики К.П.Скопиной, членом Союза журналистов и Союза писателей, как её называли в то время, «Золотое перо Ленинского комсомола». Не секрет, что у определённой части обучающихся на отделении журналистики царило пренебрежительное отношение к комсомольским работникам и к тому, что они делают. Приходилось немало потрудиться, чтобы найти пути и к этой категории молодёжных журналистов, чтобы преодолеть их фанфаронство. Многие из них мнили себя настоящими писателями.
О кадрах. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ (1976 – 1977) Е.М.Тяжельников, который был инициатором создания ВКШ, вспоминал: «ВКШ остаётся предметом моей гордости». Ему вторит бывший второй секретарь ЦК ВЛКСМ Б.Н.Пастухов, который непосредственно руководил (через отдел комсомольских органов) комсомольским вузом. Впоследствии – первый секретарь ЦК (1977 – 1982): «Высшая комсомольская школа – любимое дитя…».
Нельзя не сказать несколько теплых слов о первом ректоре Н.В.Трущенко (1923 – 1997), докторе исторических наук, профессоре, заслуженном деятеле науки РСФСР. Был он человеком многосторонним. Прекрасно рисовал по памяти. Был спортсменом. Участник Великой отечественной войны. Из 9 класса школы ушел добровольцем на фронт. Вернулся – грудь в орденах и медалях, но инвалидом первой группы. Неустанные тренировки, сила воли заставили отступить недуг – врачи сняли с него инвалидность. Прекрасный оратор, выдающийся учёный. Высококлассный исследователь истории комсомола. Не лишён литературных достоинств. «Золотое перо Ленинского комсомола». Как говорят сейчас – спичрайтер. Мне довелось в компании с ним писать проект выступления Л.И.Брежнева на пленуме ЦК ВЛКСМ. Честолюбив. Кого невзлюбит – «за можай» загонит. Не склонял голову перед начальством. За что, случалось, получал нагоняй. Но тем не менее,при Трущенко (а он проработал до 1986 г.) происходило развитие, строительство учебного корпуса № 3, спортивного комплекса, столовой и других объектов.
С рядом коллег сложились у меня товарищеские отношения. Это зав. кафедрой пионерской работы В.В.Лебединский, зав. кафедрой отечественной и зарубежной истории В.Г.Сироткин, зав. кафедрой философии И.С.Хорин, зав. кафедрой научного коммунизма В.В.Журавлёв и др. В названии своих воспоминаний я употребил словочетание «комсомольский лицей». Это не такое уж большое преувеличение. Подготовленные в ВКШ кадры в недалёком будущем становились элитой. Из них партийные, советские, хозяйственные органы, научные учреждения черпали свою смену. В комсомольском вузе была открыта аспирантура (1970) по ряду специальностей (история, философия, педагогика, экономика и т.д.), работали советы по защите диссертаций на соискание кандидатских и докторских степеней. Как гласит один из постулатов формальной логики, всякое определение страдает, т.к. не может охватить всё богатство изучаемого явления.
Это относится к определению «комсомольский лицей». Но тем не менее ряд внешних признаков позволяет использовать такое определение. Во – первых, чтобы попасть в это закрытое учебное заведение необходимо, помимо конкурсного отбора, пройти отбор политический. Сюда шли по направлению комитетов комсомола, необходимо, кроме того, просочиться через сито мандатной комиссии. Во – вторых, для слушателей (не студентов!) созданы прекрасные материальные условия. Стипендия составляла 1000 рублей, (а не 300-350 руб.), приравнивалась к ленинской стипендии вузов, что давало возможность содержать семью. Учебные корпуса и общежития утопали в зелени. ВКШ занимала часть территории бывшего Кусковского владения графа Шереметьева, сподвижника Петра. Земельный и лесной массив составлял более 60 га. В – третьих, преподавательский корпус отбирался из лучших профессоров страны. В – четвертых, как ни один вуз, ВКШ жила своей насыщенной и культурной жизнью.
Её посещали известные военоначальники (маршал С.М.Будённый, трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб, а также Герой Советского СоюзаА.П.Маресьев и др.), космонавты (Ю.А.Гагарин, П.И.Климчук и др.), выдающиеся писатели и поэты (Алексей Сурков, Константин Симонов и др.), режиссёры (Сергей Бондарчук, Юрий Любимов и др.), композиторы (Александра Пахмутова, Раймонд Паулс и др.). Посещали ВКШ и именитые люди из – за рубежа, а также политические и общественные деятели, например, руководители коммунистических и рабочих партий, деятели культуры (Дин Рид, американский бард и борец за мир). ВКШ знавал и дисседентствующих поэтов – Булата Окуджаву и Евгения Евтушенко. Часто показывали «закрытое» зарубежное кино (в частности, французское. Инициатор показа – преподаватель кафедры философии А.Э.Воскобойников). В – пятых, всем выпускникам ВКШ (а за всю историю их было 20 тысяч - советских и зарубежных слшателей ) характерен дух вэкашовского, комсомольского братства. Все они дорожили репутацией вуза. Учились на совесть. На моей памяти не было случаев, чтобы кто – то был отчислен за академическую неуспеваемость. В – шестых, учебный план, в отличие от традиционных исторических факультетов вузов, был построен так, что давал определённую сумму управленческих навыков и умений.
Выпускник умел публично выступать, умел говорить с людьми, готовить документы, умел анализировать, собирать информацию, проводить соцопросы, умел устанавливать обратную связь с молодыми людьми.
Для меня лично ВКШ, Ленинский комсомол дал многое. Здесь я стал доктором исторических наук, профессором, Заслуженным деятелем науки РФ, академиком РАЕН и других общественных академий. 20 лет возглавлял докторский совет по историческим наукам. Подготовил 18 докторов наук и 57 кандидатов. |