ВАДИМ ПОДОЛЬСКИЙ, журналист, Отличник народного просвещения РК, педагог высшей категории.
Первые 50 лет меня воспитывали не столько родители, сколько пионерия и комсомол, но специально к юбилею я глубоко пошарил в дебрях моей памяти.
…Поступить в комсомол в 1956-м году (в моем пионерском тогда понимании) было сложно. От нас требовалось хорошо учиться, знать историю всех орденов ВЛКСМ, иметь мнение о его работе с пионерами. Сначала нас «рекомендовало» школьное бюро комсомола, потом мы с дрожью в коленках пошли в Чиликский РК ЛКСМ. А там нас… как-то быстро утвердили. Воодушевленные таким «повзрослением» мы пришли в школу, а там уже стояла линейка во весь огромный двор…
…То был восьмой класс. А в 10 классе, в 1958-59-х годах, я был членом школьного бюро, занимался всей школьной прессой и мне уже тогда платили ставку старшего вожатого.
1960-й год. Я работаю старшим вожатым в Чиликской СШ Алма-Атинской области. Как-то забегаю по какому-то делу в пионерскую комнату. А там разговор на повышенных тонах. Это председатель Совета дружины Сергей Бескороваев ругается с членом совета дружины Сериком Абдрахмановым.
— А я говорю, что судейство на конкурсе «Мудрецов» было нечестным — возмущенно повторяет Серик. Это было всем видно!
— Ну что ты паришься? Итоги подписаны главным судьей, значит, все нормально прошло!
Я вмешался в спор, обещал все проверить. И действительно, узнал, что была неточность в определении победителей на первые три места.
Серик Абдрахманов всегда отличался честностью и говорил правду «не взирая на лица».
После окончания журфака КазГУ и трехлетней практики в Артеке (меня нашла прямо в Чилике Галина Ивановна Петрова, которая приезжала подбирать кадры вожатых для Артека и я там окончил школу пионерских работников — ШПР) в 1967 году я переехал в Алматы на постоянное жительство. Работал старшим вожатым в 41-й средней школе (опять уезжал в Артек на летние месяцы), потом работал в 54-й школе и вывел дружину в правофланговые.
Неожиданно узнаю, что мой Серик Абдрахманов работает секретарем райкома комсомола Ленинского района! Я был горд — это моё воспитание!
В следующие годы именно Комсомол посылал меня на работу в Артек, правда, на 9 месяцев − столько работали лагеря как летние.
Я даже толком не осознавал значимость этого в моей карьере. Это по заданию ВЛКСМ я работал на всех всесоюзных пионерских слетах в Артеке.
С июня 1983-го года я стал зав.сектором печати Республиканского Дворца школьников. И это было замечательное время! Мое Пионерское Агентство Печати и Радио (ПАПИР)) освещало опять же организованные Комсомолом финалы «Кожаного мяча»,
Республиканские пионерские слеты, встречи с юными актерами на девятнадцатом фестивале детского кино в Алма-Ате…
А первым секретарем ЦК ЛКСМ уже был СЕРИК АБДРАХМАНОВ! А Председателем бюро Союза пионерских организаций была Бырганым Сариевна Айтимова − настоящий друг пионеров всей страны. Это она постоянно собирала лучших вожатых на слеты, награждала меня почетными грамотами за мою качественную работу.
Серик Абдрахманов заказал и поставил на площади у Республиканского дворца школьников памятник первому комсомольскому организатору Гани Муратбаеву.
Вспоминаются (уже не по комсомольскому возрасту) мои командировки в Артек на пятый, шестой, седьмой девятый и десятый Всесоюзные слеты пионеров в Артеке (Восьмой был в Ленинграде).
Меня туда всегда направляли с бригадой юнкоров (они же — делегаты слетов). Брал с собой самых лучших юнкоров 13-14 лет, потому что мы там РАБОТАЛИ, освещали работу слета, выпускали радиогазеты на весь Артек, стенгазеты размером в три-четыре листа ватмана. Их вывешивали по очереди во всех лагерях.
Но тут наступил новый апокалипсис: развал СССР. Как-то быстро кто-то отменил пионерию, комсомольцы сдали билеты, а я партбилет. Из 350 домов пионеров моментально закрылись более половины: не хватало финансирования.
КАК ТЕПЕРЬ ЖИВЕМ БЕЗ КОМСОМОЛА
Работаю с абитуриентами журфака, не прерываясь, уже больше 35 лет. Прожив три четверти века, могу объективно сказать: мы потеряли новое поколение! Нет, поначалу педагоги -патриоты в 90-х в лице «организаторов внешкольной работы» (читай-заместитель директора) до 2000-х как-то старались вести воспитательную работу — в школах появились «советы школы» во главе с избранными Президентами. Но заменить, комсомол удавалось немногим. О младшеклассниках вообще забыли — никто, как бывало, не воспитывал в них общественную активность, поэтому в последние семь лет, готовя способных к журналистике выпускников для журфаков, приходилось практически с нуля делать из них «общественно-активных» через огромную разнообразную практику.
Например, семь лет мы участвовали в дебатах со студентами в «НАЧИСТОТУ» на ТВ. В передаче мы обсуждали сложные темы жизни вместе с умными студентами. Моим юнжурам нужно было суметь кратко и по существу включаться в диалог (от имени сидящих тут же зрителей). Не всем это удавалось, но мои авторы всегда попадали в эфир (после верстки, естественно). Но три года тому назад передачу почему-то закрыли при хорошем рейтинге.
Хочу сказать большое спасибо Дариге Назарбаевой, которая в начале 2000-го организовала молодежное движение «Время молодых». Она два года разрешала нам, бездомным юнжурам, заниматься в их офисе в РДШ. Общество перестало существовать в 2005 году…
Интересно, что пионерская организация (союз пионерских организаций) на сегодня официально существует: утверждены правительством устав и даже ставки старших пионервожатых. Но в большинстве школ, гимназий, лицеев решили, что психолог важнее и потихоньку отдали ставки психологам. Я наблюдал, как они заняты. Если пару раз в неделю кто-то придет или учитель приведет «трудного», хорошо. В сельских районах пока работает объединение «Атамекен», галстуки в цвет нашего флага пошили. Но что-то я не вижу их сейчас. Никто этих старших вожатых не собирает на учебу, нет такой заботы у домов детского творчества… Лично мне грустно!
Не могу объективно не охарактеризовать внутренний душевный развал старшеклассников. Они, конечно, не любят, когда «предки» говорят : «а вот в наше время.. «Предки» вообще действительно их не понимают. Старшие детки плохо учатся, искренне ненавидя современную школу. Постоянные споры о том, «почему мне нельзя пойти в ночной молодежный клуб на танцы?», «Почему вам не нравится мой парень?» Вот вам и частые суицидные явления! Может быть, так и надо, что почти все девушки в школах всё знают о «любовных скачках» и не только в теории. Даже среди моих абитуриентов (а это все-таки самые умные девочки) бывает, чуть не половина класса «занимаются иногда любовью». Мамы, конечно, бдят, но вот вам анекдот из 2000-х.
Одна старшеклассница спрашивает у другой:
— Лен, а что такое «безопасный секс»?
— Это когда мама не знает!
А я знаю, например, что две мамы моих десятиклассников сами разрешили дочкам «переспать». Дожили!
На фоне однобоких интересов и пренебрежения к стараниям школьных педагогов (при этом с хорошими врожденными данными мыслить) в последние годы я с трудом находил эрудированных выпускников. Поэтому в ходе занятий приходилось незаметно-пунктирно давать новые знания. Не раз, приходя в школу, я начинал «разминку» с вопроса: «На какое дерево обычно садятся алматинские вороны после проливного дождя?» Хорошо, если в одном из трех классов кто-то догадается − на мокрое!
Да, сегодняшних школьников с трудом вытянешь и в поход. Теоретически они знают, что в походах всегда пекут картошку на углях вечернего костра («Эх, картошка — объеденье, пионеров идеал! Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал!») У нас же, доставая всю в золе и с корочкой картошку, начинают: «Ой, а как ее есть, она же вся в золе!»
P.S. У меня в архиве сохранилась газета «Ленинская смена» от 4 ноября 1989 года с «Программным заявлением ЦК ВЛКСМ к ХХ! съезду комсомола. Цитирую: «Объективная реальность такова, что общественная мысль создала более привлекательные идеи, чем коммунистическая. Она возбуждала сознание народных масс, вдохновляла на поиск и движение общественной мысли». И что мы имеем сейчас?
27.06.2018 | Автор Людмила
Рубрика: 100 лет ВЛКСМ, Пишем книгу о комсомоле | Метки: Вадим Подольский |