Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Понедельник, 25.11.2024, 03:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [931]
Новости России [726]
Новости планеты [161]
Детские движения [200]
Студенческий строительный [62]
Великая Отечественная... [187]
Память [386]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [112]
Поздравления [216]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [450]
Регионы [279]
Совет ветеранов [114]
История [248]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [80]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1244
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2013 » Декабрь » 4 » КОМСОМОЛ - ШКОЛА ПОДГОТОКИ КАДРОВ
    КОМСОМОЛ - ШКОЛА ПОДГОТОКИ КАДРОВ
    22:04
                             
    КОМСОМОЛ - ШКОЛА ПОДГОТОКИ КАДРОВ
    Лукина Л.Г.,к.и.н., доцент
    Прошло уже более двух десятилетий, когда не стало комсомола - ВЛКСМ, как общественной, массовой организации молодежи. А многие бывшие комсомольские работники до сих пор востребованы, работают во всех сферах деятельности и главным образом в сфере управления. Из них получились прекрасные менеджеры, финансисты, политики, ученые, преподаватели и т.д. Свою жизненную школу они проходили в комсомоле.
    В мае 2013 года, в одном из номеров газеты «Московский комсомолец» было опубликовано интервью с Виктором Максимовичем Мишиным -  «Четырнадцатый первый». Напомню, что В.М. Мишин был первым секретарем ЦК ВЛКСМ в 1982-1986 годах.  Так вот, он сказал: «Комсомол чем был велик? Тем, что это была естественная школа подготовки кадров». 
    Да, комсомол был естественной школой подготовки кадров, школой жизни. Но в данной статье, мне хотелось бы остановиться на одном из направлений внутрисоюзной работы комсомола, а именно,  на создании и организации работы системы подготовки и переподготовки комсомольских кадров, показать роль, ректора Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ Николая Владимировича Трущенко в её становлении и развитии.
    В 70-ых годах возрастает потребность в комсомольских кадрах, имеющих высшее и среднее специальное образование. Она возникла в связи с тем, что значительно выросло не только число членов ВЛКСМ, но их общеобразовательный уровень, расширилась  сфера деятельности комсомола. Комсомол стал более активно заниматься воспитательной, культурно-просветительной, пропагандистской и хозяйственной деятельностью. В связи с этим выросла потребность совершенно по новому готовить комсомольские кадры, а именно готовить их как организаторов молодежи, готовить управленцев в сфере молодежной деятельности. Для этого надо было, прежде всего, создать систему в этой работе.
    Эта система создавалась постепенно и в конце 80-х она сложилась и постоянно совершенствовалась. Большое значение в её становлении имело (открытие) ВКШ при ЦК ВЛКСМ, в которой стали получать высшее или второе высшее образование будущие комсомольские кадры. Здесь шла подготовка и переподготовка комсомольских работников союзных республик, краев и областей страны. Высшая комсомольская школа готовила высокопрофессиональные кадры. 
    Ректором ВКШ с первых дней её основания был Николай Владимирович Трущенко, доктор исторических наук, профессор, талантливый организатор, человек государственного мышления, знающий эту проблему изнутри, человек целеустремленный и напористый, в хорошем смысле слова. По существу он создал уникальное высшее учебное заведение.
    Высшая комсомольская школа как бы «возглавляла» всю систему подготовки и переподготовки комсомольских кадров. А на местах, в союзных республиках, краях и областях создавались республиканские, зональные, краевые и областные комсомольские школы. Их главная цель состояла в том, чтобы на краткосрочных курсах дать минимум знаний и навыков организаторской работы с молодежью, изучить интересный опыт и научиться его творчески применять в комсомольских организациях. Перед ними стояла задача подготовки и переподготовки комсомольских кадров на местах. Таких школ было более 40. 
    Центральный комитет комсомола уделял большое внимание развитию материальной базы комсомольских школ. Строились Дома молодежи, Молодежные центры - это целые комплексы, на основе которых работали комсомольские школы. Такие центры были в Киеве, Куйбышеве, Волгограде, Казани, Красноярске, Ташкенте и других городах. В Подмосковье был построен Молодежный Центр «Олимпиец», где работала Московская областная комсомольская школа и постоянно проходила учеба и переподготовка комсомольских кадров страны.  Многие школы работали на базе Высших партийных школ, например, Ленинградская ОКШ, Алма-атинская РКШ и другие. Некоторые школы  имели свои специально построенные учебные комплексы, как Запорожская ЗКШ.
    В Постановлении ЦК ВЛКСМ о создании ВКШ, а потом и в Уставе школы,  подчеркивалось, что одним из направлений её работы, кроме основной как высшего учебного заведения по обучению комсомольских кадров, было методическое руководство комсомольскими школами, их учебным процессом.  При ВКШ был создан специальный учебно-методический отдел комсомольских школ и его первым руководителем был Матрюхин Г.И, а затем, более десяти лет, этот отдел возглавляла Лукина Л.Г.  Отдел имел двойное подчинение: сектору подготовки и переподготовки  комсомольских кадров ЦК ВЛКСМ и Высшей комсомольской школе. Отдел находился на территории ВШК,  входил в её структуру и пользовался всеми правами как любое другое подразделение.  Отдел работал непосредственно под руководством Трущенко Н.В.,  который  координировал его работу, осуществлял связь с подразделениями ВКШ, интересовался работой школ, встречался с директорами комсомольских школ. ВКШ обладала огромной материальной базой, и на этой базе работал и учебно-методический отдел, и её широко использовали комсомольские школы.
    Николай Владимирович, имел большой опыт комсомольской и партийной работы, знал содержание и организацию  работы с кадрами «изнутри», поэтому сразу помог определить основные направления работы ВКШ и учебно-методического отдела по методическому руководству комсомольскими школами. Главными из них были:
    - разработка учебных планов и программ для комсомольских школ силами кафедр и профессорско-преподавательского состава;
    - разработка  учебно-методических пособий;
    - обобщение опыта работы комсомольских школ;
    - непосредственное участие профессорско-преподавательского состава ВКШ в учебном процессе комсомольских школ;
    - проведение учебы, семинаров, совещаний директоров и других работников комсомольских школ;
    - подготовка слушателей ВКШ для работы в региональных школах в качестве руководителей и преподавателей после её окончания;
    - обучение  работников комсомольских школ в аспирантуре и стажировка на кафедрах и другие.
    Остановимся более подробно на некоторых из них. Одним из главных направлений работы Высшей комсомольской школы по методическому руководству ЗКШ, РКШ, ОКШ, школ комсомольского актива,  было разработка учебных планов и программ. Учебный процесс и его успешность во многом зависит от обеспечения его учебными планами  и программами, учебниками  и учебно-методическими пособиями. Н.В. Трущенко придавал этому большое значение и уделял большое внимание. Как никто другой он понимал, что обучение невозможно без главных его составляющих. Он всегда рассматривал разработку учебных планов и программ для комсомольских школ на местах в контексте работы ВКШ и её кафедр. Кафедры и профессорско-преподавательский состав ВКШ принимали непосредственное  участие в разработке учебных планов и программ, оказывали действенную помощь комсомольским школам на местах в их осуществлении.  Несмотря на свою занятость, Николай Владимирович находил время просматривать, подготовленные к изданию пособия, давал конкретные указания по их совершенствованию. 
    Естественно, обучение комсомольских кадров проходило постоянно и до создания ВКШ. Как правило, тематика занятий определялась текущими вопросами внутрисоюзной работы и обменом опытом работы. Роль Высшей комсомольской школы состояла в том, что под её руководством стали внедряться научные основы краткосрочного обучения, специфические формы и методы его организации и учебного процесса. Постепенно это привело к тому, что на краткосрочных курсах  комсомольские кадры стали получать не разрозненные текущие знания из практики комсомольской работы, а систему теоретических и практических знаний, если даже это было и в небольшом объеме.
    Основная работа по разработке учебных планов и программ ложилась на коллективы кафедр, профессорско-преподавательский состав ВКШ. Прежде всего, была разработана концепция подхода к разработке учебных планов и программ для комсомольских школ. Она была утверждена ректором ВКШ и принята кафедрами.
    Во-первых, все учебные планы и программы разрабатывались на основе научных достижений, теоретических и методических знаний. Во-вторых, рациональное соотношение теоретических и практических знаний. В-третьих, учебные планы и программы издавались, как примерные и школам предоставлялась возможность на их основе разрабатывать свои, более конкретные,  учебные планы и программы для каждой категории комсомольских работников. В-четвертых, каждая тема учебной программы снабжалась обширным списком литературы, что способствовало организации самостоятельной работы слушателей, более глубокому изучению отдельных тем и использованию полученных знаний на практике.
    Учебные планы и программы стали издаваться централизованно и систематически. Даже небольшой перечень изданных учебных планов и программ в то время говорит о серьезности этой работы. «Программа школ комсомольского актива» - эта программа  разрабатывалась преподавателями кафедры комсомольского строительства и издавалась в «Молодой гвардии». Она издавались ежегодно и массовым тиражом. На их основе проходила подготовка комсомольского актива в первичных организациях и в ЗКШ, РКШ, ОКШ. В разработке программы ведущая роль принадлежала кафедре комсомольского строительства ВКШ, возглавляемая в то время Королевым А.А., а затем Родионовым В.А.
    Учебные планы и программы для обучения старших пионерских вожатых и секретарей комсомольских организаций школ и учебных заведений в основном разрабатывали две кафедры - комсомольского строительства; педагогики и пионерской работы (заведующий кафедрой - Иващенко П.И.).
    Регулярно издавались «Программы для обучения комсомольских кадров и актива в зональных, республиканских, областных школах»; «Программы для обучения комсомольских кадров на факультете повышения квалификации ВКШ при ЦК ВЛКСМ»; «Программы для обучения комсомольских кадров и актива в  МЦ «Олимпиец». Эти программы разрабатывались также силами преподавателей всех ведущих кафедр ВКШ: философии, политэкономии, научного коммунизма, комсомольского строительства, педагогики и пионерской работы и другими. Издавались в ВКШ.
    С развитием комсомольских школ, укреплением их материальной  базы, потребностями комсомола в более подготовленных кадрах все больше и больше возникала необходимость в подготовке кадров высшей квалификации, а именно обучения их в аспирантуре. И опять же инициатором обучения работников  комсомольских школ в аспирантуре ВКШ был Н.В. Трущенко.  На одном из совещаний он высказал мысль о том, что руководители и работники комсомольских школ могут поступать в аспирантуру ВКШ, и что это будет приветствоваться. Тем более, что в некоторых школах директорами уже работали кандидаты наук. То есть практика подготовки кадров высшей квалификации уже была. Школы, возглавляемые такими специалистами, заметно отличались качеством работы. Среди первых директоров школ, защитивших кандидатские диссертации, были: Назимко Петр, кандидат исторических наук,  долгие годы возглавлявший  Киевскую республиканскую комсомольскую школу; Улькина Эльвира, кандидат исторических наук, возглавляла Бакинскую РКШ; Гуськова Галина, кандидат исторических наук, работала директором Алма-Атинской РКШ; Клочков Валерий, кандидат исторических наук, был директором Минской РКШ и другие. Все они учились в аспирантуре и защищались в ВКШ. В последующие годы не только директора, но и многие другие  работники комсомольских школ учились и успешно заканчивали аспирантуру ВКШ. 
    Со временем, в крупных комсомольских школах стали создаваться кафедры комсомольского строительства. Такие кафедры были созданы и успешно работали в Киевской РКШ, Казанской ЗКШ, Красноярской ЗКШ, Минской РКШ, Новгородской ЗКШ, Тбилисской РКШ, Иркутской ЗКШ и в других. На кафедрах работали штатные преподаватели, многие из которых учились в аспирантуре ВКШ и имели высшую квалификацию, а именно имели ученую степень. Постепенно кафедры накопили интересный опыт работы, и он был обобщен и получил свое воплощение в пособии «Содержание и организация работы кафедр комсомольского строительства в ЗКШ, РКШ. ОКШ».
          Создание кафедр способствовало  значительному  повышению качества учебного процесса, совершенствованию его содержания, форм и методов обучения. Постепенно стала формироваться и разрабатываться специфическая методика преподавания в комсомольских школах. Кафедра комсомольского строительства ВКШ разработала и издала учебник «Комсомольское строительство». Это был настоящий прорыв в организации подготовки комсомольских кадров. На его основе уже силами работников и преподавателей  комсомольских школ на местах и, благодаря опыту работы кафедры комсомольского строительства ВКШ, непосредственному творческому участию её преподавателей, было написано специальное учебное пособие «Комсомольское строительство» для краткосрочного обучения, с учетом его специфики. Затем, были разработаны  «Методические рекомендации к лекциям по курсу «Комсомольское строительство»; «Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Комсомольское строительство»; «Совершенствование преподавания комсомольского строительства в ЗКШ, РКШ. ОКШ» и многие другие. Все это стало возможным осуществить, потому что в школах стали работать высококвалифицированные кадры и прежде всего штатные преподаватели. 
          Высшая комсомольская школа, учебно-методический отдел уделяли большое внимание методической работе в комсомольских школах. Стало уделяться большое внимание методики преподавания в комсомольских школах, а именно таким вопросам как совершенствование методики чтения лекций и проведения семинарских занятий, проведения учебной практики, использование активных форм и методов, технических средств обучения в курсовой переподготовке комсомольских кадров и актива, методики организации самостоятельной работы слушателей. В учебный процесс стали широко внедряться активные формы и методы обучения, особенно деловые игры, разбор конкретных ситуаций, технические средства обучения. Это активизировало учебный процесс, он стал живым и интересным. Большое внимание уделяли методическому совершенствованию учебного процесса в таких школах как Благовещенская, Волгоградская, Куйбышевская, и других. В этих школах работали опытнейшие директора – Брахман Галина, Сущева Людмила, Баранова Галина. Накопленный опыт работы обобщался и распространялся. Был обобщен опыт работы Киевской РКШ «Из опыта Киевской РКШ по внедрению активных форм и методов обучения»; издано пособие «Использование технических средств обучения в курсовой переподготовке комсомольских кадров и актива»; «Активные формы и методы обучения в учебном процессе комсомольских школ»; «Использование активных форм и методов обучения в учебном процессе комсомольских школ» и другие.
    Высшая комсомольская школа и учебно-методический отдел активно участвовали в курсовой переподготовке руководителей и работников  комсомольских школ. Такая учеба проводилась на базе ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Н.В. Трущенко выступал с теоретическими лекциями, с докладами о содержании работы Высшей комсомольской школы и развитии творческих связей ВКШ с комсомольскими школами на местах. Кафедры и профессорско-преподавательский состав ВКШ принимал активное участие в этих семинарах: выступали с лекциями, проводили встречи с директорами школ на кафедрах, проводили консультации по интересующим их вопросам.
          Н.В. Трущенко был инициатором ежегодного проведения семинаров-совещаний директоров комсомольских школ по итогам учебного года. Они проводились на базе крупных республиканских или зональных комсомольских школ. Такие совещания проводились в Тбилисской РКШ, Ташкентской РКШ, Куйбышевской ЗКШ, Волгоградской ЗКШ, Запорожской ЗКШ, Ленинградской ОКШ и других. С докладом по итогам учебного года, как правило, выступал Н.В. Трущенко. Это был глубокий анализ организации работы комсомольских школ, учебного процесса, особенностей форм и методов обучения в условиях краткосрочной  курсовой переподготовки. Текст доклада связывался с итогами учебного года в ВКШ. Большое место в нем занимал раздел об участии преподавателей ВКШ в работе комсомольских школ, где они были в командировках, какие лекции читали, кто из работников комсомольских школ учится в аспирантуре ВКШ, или проходил стажировку на кафедрах. В докладе освещались не только текущие вопросы работы комсомольских школ, в нем ставились стратегические задачи, а именно определялась роль школ в кадровой работе ВЛКСМ. Николай Владимирович всегда поднимал уровень и планку работы комсомольских школ от курсовой переподготовки кадров до уровня работы высшего учебного заведения. И это срабатывало.
    По итогам ежегодных семинаров-совещаний учебно-методический отдел выпускал пособие, в котором освещался опыт работы комсомольских школ. Уже по их названиям можно представить весь спектр содержания работы комсомольских школ: «Повышение квалификации работников зональных, республиканских, областных комсомольских школ. Опыт и проблемы»; «Организация и содержание работы комсомольских школ»; «Некоторые вопросы обучения комсомольских кадров и актива»  и другие. Подобных пособий было выпущено немало и, обобщенный в них опыт был очень полезен, особенно для начинающих директоров и работников комсомольских школ. 
    В аспирантуре ВКШ проходила систематическая подготовка преподавателей для комсомольских школ. И она продолжалась многие годы. Кроме того, преподаватели постоянно проходили стажировку на кафедрах ВКШ. Опыт работы преподавателей обобщался и в издательстве ВКШ регулярно выходили сборники статей, учебные пособия по данной проблеме. Например: «Повышение квалификации преподавателей комсомольских учебных заведений как комплексная дидактическая система школ»; «Проблемы содержания и организации учебного процесса в условиях краткосрочного обучения, совершенствования педагогического мастерства преподавателя» и другие. Это стало возможно благодаря тому, что в школах работали опытные комсомольские работники и был создан институт штатных преподавателей.
        Трущенко Н.В. активно поддерживал идею о подготовке слушателей ВКШ, в процессе стационарного обучения, в качестве преподавателей и руководителей комсомольских школ. При любой возможности он подчеркивал значимость подготовки квалифицированных и глубоко образованных  кадров для работы в комсомольских школах. На кафедре комсомольского строительства ВКШ специально рассматривался вопрос о подготовке слушателей ВШК в качестве руководителей и преподавателей комсомольских школ. Была создана система её воплощения. И это особенно успешно осуществлялось  на занятиях в учебном курсе «Комсомольское строительство» и учебной практике, которая проходила в комсомольских организациях. Постепенно эта работа совершенствовалась, разрабатывались специальные спецкурсы, которые уже включались в учебный курс комсомольского строительства. Перед слушателями ВКШ стали регулярно выступать работники сектора подготовки и переподготовки кадров ЦК ВЛКСМ, работники учебно-методического отдела комсомольских школ с лекциями и беседами об организации и содержании  учебного процесса в комсомольских школах. Со временем был накоплен опыт работы в данном направлении и издана брошюра «Некоторые вопросы подготовки слушателей ВКШ при ЦК ВЛКСМ в качестве организаторов и преподавателей по обучению комсомольских кадров». Многие директора комсомольских школ, работники, преподаватели были выпускниками Высшей комсомольской школы, которые работали в комсомольских школах всегда с большим удовольствием. Эта работа помогала им расширить их теоретические  знания и кругозор в области комсомольского строительства, теоретическому осмыслению опыта комсомольской работы, приобретать навыки преподавателей. Число выпускников ВКШ постоянно увеличивалось в системе работы зональных, республиканских, областных комсомольских школ. 
           Подводя итоги, надо сказать, что в этой статье изложены лишь отдельные фрагменты той огромной работы, которую проводила Высшая комсомольская школа, учебно-методический отдел по методическому руководству комсомольскими школами. А непосредственная роль Н.В. Трущенко заключалась в том, что он руководил ВКШ, которая осуществляла методическое руководство комсомольскими школами  и это были не просто какие-то разовые, разрозненные, стихийные мероприятия, а была создана система этого руководства.
      В целом же система подготовки и переподготовки комсомольских кадров  ВЛКСМ сыграла большую роль в воспитании молодежи. Конечно, в ней было и много недостатков. Но как говорится «большое видится на расстоянии». Так вот с расстояния сегодняшнего дня - неплохо бы иметь у нас  и сегодня  подобного рода систему работы с молодежными кадрами. Конечно, наполненную  новым содержанием. Да, еще необходим и современный  Трущенко,  с государственным пониманием этих задач.
    ==================
    J, Об авторе:   Лукина Лидия Георгиевна, кандидат исторических наук, доцент.
    Закончила Рубцовское педагогическое училище, Бийский государственный пегогический институт в Алтайском крае, Академию общественных наук при ЦК КПСС в Москве, защитила кандидатскую диссертацию по специальности история КПСС.
    Работала в сфере народного образования, в комсомольских и партийных органах: учителем в средней школе, педагогическом училище, секретарем Рубцовского  горкома ВЛКСМ, заведующей лекторской группой, заведующей отделом пропаганды Алтайского крайкома ВЛКСМ, заместителем заведующего Дома политического просвещения Алтайского крайкома КПСС, ответорганизатором Отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ.
    1972-1978гг. - доцент Алтайского государственного педагогического института, доцент Алтайского Государственного университета, декан экономического факультета.
    1979 -1998 гг. - заведующая   учебно-методическим отделом комсомольских школ  Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, начальник учебно-методического отдела Всесоюзного института повышения квалификации работников печати, заведующей общим отделом ОАО «Русское поле».
    2000-2011 гг. работа во Всероссийском центре уровня жизни заведующей отделом послевузовского и дополнительного профессионального образования, заведующей аспирантурой, ученым секретарем Ученого совета, руководителем отдела информационного обеспечения, издательской и библиотечной деятельности.
    Неоднократно награждалась почетными грамотами  ЦК ВЛКСМ, ЦК КПСС, Министерства образования СССР. Имеет Правительственные награды.



    Просмотров: 2105 | Добавил: komsomol-100 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024