Ветераны комсомола Новокузнецка в Черничных полях «Поднебесья»
Август только-только подошёл к своей середине, а в телефонной «трубке» раздался голос давнего знакомого, одного из городских предпринимателей: «Черника поспела! Завтра отправляемся на сборы.
Поведут проводники на известные им черничные поля». Черника – это хорошо. Это даже замечательно. Тем более давно хотелось посмотреть на то, каким образом собирают на черничных лесных плантациях эту полезную ягоду. И потому сборы были недолги.
Для марш-броска к черничным роскошным полям, как было обещано в устной аннотации, собралась группа из ветеранов комсомола: полковника в отставке, фотохудожника, предпринимателя, геолога,спортсмена, журналиста.
Чтобы успеть с черничным сбором, вставать пришлось в два часа ночи. Добираться до глухой таёжной тропы к ягодным местам на автомобилях. Идти к заветным местам под предводительством известных в Новокузнецке горняка и спортсмена Федора Макеева и геолога Геннадия Забалуева, что бывали в этих местах не раз. И не только по профессиональному роду деятельности.
Оба: и Фёдор, и Геннадий, можно сказать, профи-проводники, знающие таёжную глухомань под Междуреченском,как свои пять пальцев.
Им не раз приходилось искать в этих лесных дебрях «потеряшек» — людей, ушедших в тайгу в одиночку и заблудившихся «средь берёз и сосен». Геннадию однажды в качестве экскурсии пришлось водить по таёжным достопримечательностям даже японку, приехавшую из-за любви к России в
Сибирь.
Маленькая росточком, она буквально с головой тонула в высоких таёжно-травянистых зарослях. Но при этом с восторгом выдыхала: «Вот это – да! Вот это – Сибирь! Вот это мне нравится!»После Майзаса, на автомобилях, не доезжая с километр, добрались до Изыгашского перевала. Там, на небольшой отсыпанной шлаком стоянке, оставили автомобили, и, прыгая через курумники – огромные,покрытые мхом камни – ступили на протоптанную до нас любителями таёжной ягоды тропу.
Идти пришлось, перешагивая через коряги; болотца; высокий, настоянный на августовском солнце ароматный
травостой; минуя сосны, пихты и берёзы; небольшие родники с хрустальной горной водой…
В конце пути карабкаться вверх по горной круче. При этом, то и дело, с восторгом окидывая взором открывшийся, как на ладони, потрясающий вид сизо-голубых горных «барханов», что волнами перекатывались один за одним.
На преодоление пути только в одну сторону ушло полтора часа. А там на самой вершине горы на большом плато должны были лежать ягодники черники, как обещал нам Геннадий Забалуев, размером с пять футбольных полей.«Всего-то полтора часа?! Да это самый облегчённый вариант черничного маршрута.
Однажды нам пришлось добираться до её горных зарослей, по крутизне девять часов только в одну сторону!»,— восклицал Александр Волобуев, который занимается сбором этой полезной ягоды на протяжении пяти лет, и знает многие заповедные ягодные места.И ему, знатоку и поклоннику черничного сбора, было с чем сравнить.
На подступах к черничному плато, поросшим ещё одним чудом таёжно-гористой местности –маральим корнем и баданом — стали встречаться отдельные кустарники с этой фиолетово-сизой ягодой:
«Значит, всё-таки поспела!»,— решили спецы по сбору дикоросов. Но на плато выяснилось: поспела, да не совсем.
Ещё много зелёной. Прийти сюда в конце августа будет в самый раз.
Собираясь за черникой, необходимо позаботиться о таре для ягодного урожая. Лучше всего это будет пластиковая ёмкость.
Мои спутники взяли с собой, так называемый двухведёрный удобный канн и объёмные контейнера, корзины, которые могли уместиться в рюкзаке.
Можно сделать импровизированное ведёрко из-под майонеза.
Проделать дырочки, вдеть верёвку и повестить себе на шею. Ёмкость будет удобно расположена и руки окажутся свободными для сбора.
Правда, мы обходились и так, сразу же ссыпая ягоды в большие ёмкости.
Чернику, этого кустарникового долгожителя, возраст которой может достигать триста лет,собирают так называемым совком, или комбайном.
Это устройство, состоящее из корпуса, дно которого сделано из проволоки и
оборудовано «расчёской» из стержней. Чтобы попавшая внутрь ягода не высыпалась обратно, передняя часть снабжена шторкой на шарнирах, которая перекрывает сечение корпуса.
Совок позволяет упростить и ускорить сбор урожая. Однако с ягодами внутрь попадают листочки и травинки. «Но это не страшно! – пояснил Геннадий Забалуев.— Мы обычно расстилаем длинное целлофановое полотнище.
И над ним подбрасываем веером в воздух из небольшой ёмкости собранную чернику. Тяжёлые ягоды падают в одну сторону, а листочки и зеленая ягода в другую. И то, и другое можно высушить и использовать
для чайного сбора».
Процесс сбора поначалу довольно увлекателен. Но постепенно он становится монотонным, и одолеть этот процесс до конца, набрав полную ёмкость, подвластно только самым терпеливым сборщикам.
Кое-кто из группы, набрав «в охотку» немного ягод, решил просто отдохнуть и выспаться на ароматном разнотравье.
Чернику любят не только люди, она – деликатес и для животных: лосей, медведей и других таёжных обитателей.
Ягоды этого таёжного дикороса богаты витаминами, органическими кислотами, минералами и эфирными маслами.
Она тонизирует и стимулирует обменные процессы, обладает кровоостанавливающим,противоспалительным, противоспазматическим, болеутоляющим, мочегонным средством.
Употребление черники ускоряет регенерацию ткани сетчатки, укрепляет стенки сосудов. Она — мощный защитник нервной ткани и может быть хорошим оружием в борьбе с болезнями сердца.
Предприятия потребкооперации Кузбасса закупают у населения в год до 50–60 тонн дикорастущих ягод, в том числе и черники.
Ягодный сбор пользуется спросом на ликёро-водочных заводах, на кондитерских фабриках и в фармацевтике.
Из них приготовляют соки и кисели для школьников и детсадовцев.
… С черничного плато нас согнали обрушившиеся на вершину горы дождевые струи. Но мы уходили с него не с пустыми руками.
Под дождём можно было промокнуть. Возможно даже подхватить простуду. Но
сердце грело наша ноша – черника, которая спасёт и вылечит, как считают таёжники, от всех болезней.
Пресс-центр Новокузнецкого городского отделения Кемеровского регионального общественного движения «Ветераны комсомола».
текст: Шипилова Татьяна Викторовна, ветеран комсомола.
фото: Колыванов Ярослав Анатольевич, ветеран комсомола. |