И ЭТО ВСЁ О НЕМ... Виктор Мишин
(В. М. Мишин – на комсомольской работе с 1968 года. С 1971 года – секретарь МГК ВЛКСМ, в 1976–1979 годах – первый секретарь МГК ВЛКСМ, в 1978–1986 годах – секретарь, первый секретарь ЦК ВЛКСМ)
Более восемнадцати лет нет с нами нашего друга и искрометного человека, поэта-песенника Валерия Сухорадо (28.1.1942-.26.6.2002)
Но не проходит ни одной встречи друзей по комсомолу за столом (а проходят они нередко), чтобы не вспоминали его, не подняли чарку за светлую память настоящего парня, веселого, неординарного человека. В памяти каждого, кто хорошо был знаком с Валерием, он остался прежде всего как человек неиссякаемого юмора, самоиронии и удивительной легкости в общении. Поэтому и у меня, когда вспоминаю встречи с Валерой, всегда всплывают перед глазами эпизоды с его искрометными шутками, розыгрышами и очень добрыми мистификациями.
Бытует мнение, что лучший способ рассказать о себе – это произнести тост на чьем-либо юбилее. Обычно начинают его словами: «Я знаю (имя юбиляра)…». А затем следует длинный пересказ собственной биографии, и только в самом конце своей речи выступающий вновь вспоминает о том, кого, собственно, и чествуют.
Рискую и я уподобиться такому персонажу. Тем не менее, начну с периода нашего знакомства в самом начале семидесятых годов (точнее в 1971 году) в здании Московского горкома и обкома ВЛКСМ (Колпачный переулок, дом 5). Мы оба были тогда секретарями этих комитетов комсомола. Окружающие всегда хохотали, когда Валерий, объясняя по телефону, как его разыскать в обкоме, непременно полушутливо подчеркивал, что его кабинет находится на первом этаже... в непосредственной близости от туалета.
У нас было бесчисленное множество и совместных дел, и часов, проведенных на отдыхе. О проводимых мероприятиях не стану распространяться. Расскажу о досуге. Однажды Валерий пригласил нас в охотхозяйство, расположенное в Гагаринском районе Смоленской области. Среди «охотников» в тот раз были друг Валерия популярный киноактер Леонид Куравлев, кинорежиссер, автор документальных фильмов о балете Владимир Граве, военный дипломат, сын легендарного маршала Сергей Буденный. Участвовала в этом действе и группа комсомольских работников. Единственное, кого там не было, так это настоящих, опытных охотников. И главный охотовед и егеря немало намучались уже тогда, когда инструктировали нас, неопытных любителей, а еще больше нанервничались, организуя загонную охоту на кабана. Результат едва ли не оказался плачевным, поскольку одного из загонщиков чуть не порвал матерый секач. А нас с Сергеем Купреевым вообще забыли снять с номеров, и нам пришлось добираться до базы несколько часов. Хорошо, что Валерий не слышал, как мы с Сергеем костерили его на все корки, преодолевая километры бездорожья до базы.
Когда же мы злые как черти, наконец, добрались до места ночлега, Валерий, под дружный хохот собравшихся, объявил, что в том загоне, куда нас направили, вообще не должно было быть никакого зверя, и все это было устроено только для того, чтобы мы с Сергеем Купреевым уяснили, в конце концов, что же такое на самом деле охота. Ну, как тут станешь обижаться и сердиться на главного организатора такой, с позволения сказать, «охоты»?
В тот период, когда Валерий в обкоме занимался вопросами пропаганды, культуры и спорта, а я отвечал за спорт в горкоме комсомола, был у нас ветеран-активист Матвей Матвеевич Розов. Человек неординарный, большой выдумщик самых удивительных замыслов, которые порой нелегко было опровергнуть. К примеру, он был одержим идеей «коллективноопытничества и ремдружинничества». Она заключалась в том, что жители одного дома, обладающие различными профессиями и навыками, должны были бы обучать друг друга тому, чем хорошо владеют сами. Плотник мог бы учить всех плотницкому делу, слесарь – слесарному, лингвист – языку, музыкант – игре на рояле и т. д. и т. п. Идея, конечно, интересная, но вот осуществить ее в реальной действительности вряд ли было возможно.
Однажды М. М. Розову пришел в голову план усовершенствования переживавшего тогда не лучшие времена отечественного футбола. Суть предложения сводилась к тому, что все (кроме вратаря) играют и в защите, и в нападении, а тренеры команд могут во время матча вбрасывать на поле мячи, разные по размеру – от волейбольного до баскетбольного.
Когда Розов поведал мне свой замысел оживления футбола, я, не без задней мысли, решил направить его к Валерию Сухорадо, объяснив, что тот большой любитель спорта и наверняка этим начинанием заинтересуется. Можете себе представить мое состояние, когда через некоторое время «изобретатель нового футбола» возвратился ко мне совершенно ошалевший с радостным известием: Сухорадо предложил в ближайшее воскресенье устроить матч по гроздевому многофункциональному и тотальному футболу между командами обкома и горкома на большой спортивной арене в Лужниках. Валерий Васильевич якобы уже дал команду печатать афиши и билеты и начал договариваться о показе матча по телевидению.
Шутить Валерий ухитрялся в любой ситуации. Но при этом он никогда не терял чувство меры. И обид на его шутки, как правило, ни у кого не было. Однажды он «оживил» очень серьезное мероприятие – пленум горкома комсомола, на котором Сергея Купреева освобождали от обязанностей первого секретаря МГК ВЛКСМ в связи с переходом на партийную работу. В зале присутствовали партийные работники, секретарь горкома партии и первый секретарь ЦК ВЛКСМ. Вышедший к трибуне Валерий Сухорадо произнес добрые пожелания успехов на новом участке работы, а затем наклонился и, в подарок Сергею, достал из-под трибуны живого петуха. На несколько секунд воцарилась мертвая тишина, а затем зал разразился гомерическим хохотом. Причем хохотали все без исключения – и секретарь горкома, и первый секретарь ЦК ВЛКСМ. Эта шутка ни в коей мере не противоречила торжественности и серьезности момента. Просто Валерий намекнул другу: не проспи ответственных часов на новом посту.
И еще об одном скажу: я знаю еще только одного человека – нынешнего худрука театра сатиры Александра Ширвиндта, который обладает удивительной способностью не грубо, не вульгарно, а виртуозно, безобидно даже для самых рафинированных барышень, употребить в нужный момент ненормативную лексику. Таким же мастерством в совершенстве владел и Валерий.
Приведу совсем уж курьезный эпизод, свидетелем которого был. Любимая дочка Валерия Катя вышла замуж за американца и привезла его в Москву, чтобы представить домочадцам: родителям, бабушкам, другим родственникам. Муж Кати обратился к Валерию с просьбой посоветовать, что и как ему надо сказать хозяйке дома и одновременно теще в конце застолья. И Валера научил его. Деррик встал, и с трудом выговаривая русские слова, заявил следующее: «Спасибо, Танья, все было ошень х...во!» Все родственники знали, кто «готовил» Деррика к выступлению, и дружно расхохотались. Когда же Катя кое-как перевела мужу на английский то, что он произнес только что по-русски, тот тоже долго смеялся.
Я не случайно начал свои воспоминания с этих незабываемых эпизодов, в которых, как в зеркале, отражался характер нашего друга. Он был неистощим в шутках, веселых розыгрышах, поскольку был убежден, что улыбающийся человек более счастлив мрачного завистника и ворчуна. Этот веселый его нрав не только не мешал Валерию в добросовестном исполнении своих ответственных обязанностей, но, наоборот, помогал сплачивать вокруг себя людей неординарных, по-настоящему самобытных.
Валерий прожил короткую, но яркую жизнь. И повсюду проявлялись лучшие качества его творческой личности – и в Химкинском механическом техникуме, и в Московском авиационно-технологическом институте, и на оборонном предприятии в родных Химках, и в фирме «Мелодия». Но самый яркий, на мой взгляд, этап его жизни все же приходится на годы, проведенные в комсомоле, где он проработал, а точнее – верой и правдой прослужил более пятнадцати лет.
Особое место в биографии Валерия Сухорадо занимает работа в ЦК ВЛКСМ. В 1976 году было принято известное постановление ЦК КПСС об усилении работы с творческой молодежью. В ЦК ВЛКСМ был образован специальный отдел, призванный возглавит работу на этом важном направлении, а Валерий Сухорадо стал его первым заведующим. Если принять во внимание роль и значение Московского обкома комсомола, авторитет его первого секретаря, то приход в не самый основной отдел ЦК для Валерия вряд ли было большим карьерным ростом. Но он всегда считал главным работу, а не амбиции. На этом участке в полной мере раскрылись его дарования как истинного творца и организатора. Убежден, что именно в эти годы комсомол наиболее плодотворно работал с творческой молодежью, а герой нашего повествования являлся генератором множества плодотворных идей, проводником комсомольского влияния на молодые таланты.
Особенно хотелось бы сказать о той роли, которую сыграл Валерий Сухорадо в подготовке и проведении XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване. Думается, благодаря его неисчерпаемому творческому потенциалу, для основной части нашей делегации и художественных групп стали незабываемыми две недели подготовки к фестивалю, в течение которых прекрасный лайнер «Шота Руставели» пересекал Балтийское море и Атлантику. И, конечно, Валерий, был, без преувеличения, главным режиссером феерического карнавального шествия и гала-концерта советской делегации.
Пожалуй, впервые в выступлениях на фестивале очень весомо и профессионально зарекомендовали себя молодые артисты цирка. А вождь кубинской революции Фидель Кастро, выражая восхищение увиденным, искренне поблагодарил Валерия Сухорадо за радость, доставленную всем кубинцам. Концерт полностью транслировался по кубинскому телевидению.
По предложению Валерия, возвратившимся с фестиваля молодым артистам цирка ЦК ВЛКСМ присудил премии Ленинского комсомола, многие из них были удостоены почетного звания заслуженных артистов.
В. В. Сухорадо немало сил и таланта отдал подготовке совершенно уникальных концертов на XVII и XVIII съездах комсомола, автором сценариев и главным режиссером которых он был.
О почти двадцатилетнем периоде работы Валерия Васильевича в фирме «Мелодия», думаю, лучше сумеют рассказать его коллеги по работе в этой организации.
Мне же хочется закончить свои воспоминания рассказом о последнем творческом вкладе Валерия в пропаганду идей комсомольского содружества – его участии в подготовке концерта в Государственном Кремлевском дворце, посвященного 80-летию комсомола. Он был главным режиссером этого памятного вечера. Следует отметить, что концерт состоялся в 1998 году, возможностей для организации было куда меньше, чем в советские времена. И все же это событие стало заметной вехой в культурной жизни столицы, всей страны.
На этом концерте впервые прозвучала песня, написанная Георгием Мовсесяном на слова Валерия Сухорадо, – «Комсомол, комсомол, комсомол». С той поры эта песня стала современным гимном всех воспитанников комсомола.
• • •
Комсомол, комсомол, комсомол - В. Сухорадо
Внукам своим расскажем,
Как мы по жизни шли,
Что мы создать сумели,
Что мы сберечь смогли.
Память тех дней не стынет,
Прожита жизнь не зря.
Я говорю и ныне:
Комсомол - это гордость моя!
Припев: Это юность моя, это дружба моя,
С ним так много дорог я прошёл.
Это память моя, это вера моя -
Комсомол, комсомол, комсомол!
В бой нас водил Корчагин,
В космос Гагарин вёл.
Братск, Самотлор, Магнитка -
Всё это комсомол.
Совесть и честь России -
Вы и теперь в строю,
Я и сегодня с вами
Комсомольскую песню пою!
Припев.
Мы не хотим покоя,
Внуки у нас растут.
В будущее столетье
Завтра они войдут.
Пусть, как и мы когда-то,
Множат дела отцов,
А над страною реет
Наш с тобой нестареющий зов!
Припев.
------------------------
Мы всегда помним его ... Особенно тех, с кем Валерию Сухорадо приходилось работать и в комсомола, и на фирме "Мелодия". На наших комсомольских встречах всегда звучат его песни... Валерий Васильевич Сухорадо родился 28 января 1941 г. в Москве. После 7-го класса Валерий поступил в Химкинский механический техникум (1955-1959 гг.). В 1962 г. поступил в Московский авиационно-технологический институт. Учась в МАТИ, В. Сухорадо вместе с известным писателем-сатириком А.Трушкиным, а также В.Алексеенко и Е.Кошановым создал Студенческий театр эстрадных миниатюр. В. Сухорадо был автором 1-го студенческого КВН, принимал участие в проведении международного фестиваля "Красная гвоздика" в Сочи, написал несколько миниатюр для Московского цирка на Цветном бульваре. В эти годы он познакомился со многими известными мастерами эстрады, искусства, деятелями культуры: президентом Международного Союза КВН Александром Масляковым, известным бардом Сергеем Никитиным, композитором Александрой Пахмутовой, поэтом Николаем Добронравовым и др. Придя после окончания института в 1966 г. на завод в г. Химки, он создал сатирический эстрадный коллектив "Эврика". Валерия заметили комсомольские работники и предложили ему работу в структурах ВЛКСМ. Сначала он был секретарем Химкинского горкома ВЛКСМ (1967-1969 гг.), затем секретарем Московского обкома ВЛКСМ (1969-1976 гг.). Параллельно с работой в Московском обкоме В. Сухорадо окончил режиссерский факультет Московского Государственного института культуры, в 1972 г. был принят в члены Союза журналистов СССР, а в 1975 г. опубликовал книгу "Воспитание смолоду". В 1976 г. В. Сухорадо был избран заведующим отделом культуры ЦК ВЛКСМ (1976-1982 гг.). В 1982 г. Валерий Сухорадо назначен генеральным директором фирмы "Мелодия". В течение многих лет фирма "Мелодия" обеспечивала практически 100% продукции звукозаписи. За 20 лет работы на фирме "Мелодия" ее руководителю пришлось участвовать в коренном преобразовании технологии производства музыкальной продукции и строительстве первого в стране завода по производству лазерных дисков. В.В. Сухорадо награжден орденами Трудового Красного Знамени (1976 г.), Дружбы народов (1980 г.), медалями "За доблестный труд" (1971 г.), "В ознаменование 1500-летия г. Киева" (1982 г.), а также Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1983 г.). В 1982 г. удостоен почетного звания "Заслуженный работник культуры РСФСР". Умер после тяжелой болезни 26 июня 2002г.
Разместил Вит Бор Арсентьев , 27.1.21
|