К 25-летию органов государственной власти в области государственной молодежной политики
, 30 июля 2016 года, исполнилось 25 лет создания в России федеральных органов государственной власти в сфере государственной молодежной политики.
Ровно 25 лет назад, Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.1991 года №1617-1 «О внесении изменений в перечень республиканских министерств и Государственных комитетов РСФСР» во втором правительстве Ивана Степановича Силаева был создан Государственный комитет РСФСР по молодежной политике - первый в нашей стране госорган по ГМП.
Это памятный день не только для служащих федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики, но и для работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих функции по реализации молодежной политики.
Указом Президента РСФСР от 09.08.1991 года №39 «О председателе Государственного комитета РСФСР по молодежной политике» Председателем Государственного комитета РСФСР по молодежной политике назначен народный депутат СССР (один из 75, избранных по квоте комсомола) и секретарь ЦК ВЛКСМ Андрей Владимирович Шаронов.
Молодой госкомитет просуществовал недолго - в октябре 1991 года он получил положение, структуру и численность (65 единиц), а в ноябре того же 1991 года был ликвидирован с передачей функций Министерству образования РСФСР. В дальнейшем федеральный орган исполнительной власти в сфере молодежной политики более 10, если не 20 раз реорганизовывался и переименовывался, его функции передавались в Министерство образования Российской Федерации и другие ведомства. Но начало было положено. Ведь до этого государственные функции по работе с молодёжью в РСФСР были возложены на ЦК ВЛКСМ, и комсомол прекрасно с ними справлялся.
Не менее важное, знаковое событие предшествовало созданию Госкоммолодежи РСФСР – это принятие Постановлением Верховного Совета СССР от 16.04.1991 года Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
Здесь необходимо отметить решающую роль выдающейся личности - директора НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ Игоря Михайловича Ильинского. Именно он был инициатором и руководителем рабочей группы по разработке закона. Разработка закона велась тщательно и проект закона широко обсуждался с молодежью страны. 31 августа 1987 года состоялось заседание Бюро ЦК ВЛКСМ, которое обсудило подготовленный И.М. Ильинским вопрос «Об участии комсомольских организаций страны в подготовке Закона СССР о молодежи». В соответствии с этим постановлением была образована комиссия ЦК ВЛКСМ по разработке и рассмотрению предложений в проект Закона СССР о молодежи (председатель - первый секретарь ЦК ВЛКСМ В. И. Мироненко, заместитель председателя — директор НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ И. М. Ильинский). НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ получил поручение создать временный творческий молодежный коллектив (ВМТК) в количестве до 20 человек для разработки концепции, структуры и текста проекта Закона СССР о молодежи. ВМТК И.М. Ильинский поручил возглавить младшему научному сотруднику НИЦ, молодому кандидату юридических наук Джахан Реджеповне Поллыевой. В ВМТК в основном были молодые ученые. Авторы и наиболее активные разработчики закона были удостоены премии Ленинского комсомола в области науки, это И.М.Ильинский, проф. В.А.Луков, Д.Р. Поллыева, С.В. Алещенок и С.Б. Пугинский. Необходимо помнить о многолетней истории создания закона, ведь ему предшествовали непринятые законопроекты 1967 и 1977 годов.
Законодательная власть обзавелась органом по делам молодежи раньше исполнительной - Постановлением Верховного Совета СССР от 07.06.1989 года
«О комитетах Верховного Совета СССР» в составе нового Верховного Совета СССР создан Комитет по делам молодежи. Но он недолго проработал в Кремле.
В февраль 1990 года было создано Управление по делам молодежи Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР. Воспитанник челябинского комсомола, работавший в 1970-е годы в НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ Евгений Данилович Катульский назначен заместителем председателя Госкомитета - начальником управления, а впоследствии заместителем министра Министерства труда и социальных вопросов СССР – начальником управления социально-трудовых проблем женщин, семьи и молодежи. Мне кажется логичным отнесение вопросов молодежной политики к данному министерству.
Союзный Госкоммолодежи так и не был создан, хотя был предусмотрен Постановлением Верховного Совета СССР от 01.04.1991 года № 2074-1 «О введении в действие Закона СССР «О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР». Кабинет Министров СССР, как и наше государство – Советский Союз прекратил свое существование менее чем через год.
25-летие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» и Госкоммолодежи России – это повод подвести итоги, и ответить на вопрос – каковы результаты 25-летней деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов молодежной политики.
Когда я много лет назад постигал цели и задачи работы с молодежью, открывал для себя достоинства и преимущества РСМ и комсомола, мой учитель, секретарь ЦК ВЛКСМ Любовь Кузьминична Балясная, очень четко обозначила мне три проблемы молодежи, которые мы должны помочь решить, и я запомнил их на всю жизнь. Она мне сказала, что у молодежи три основных проблемы: получить образование, работу и жилье. Поэтому вопрос стоит просто – что органы государственной молодежной политике в содружестве с другими профильными органами власти (в сфере образования, труда и занятости и жилищной политики и строительства) сделали для решения этих проблем? Ответы на многие вопросы нам дает статистика, показатели уровня жизни молодежи, ведомственная отчетность. И сама молодежь – напрямую и через социологические опросы. Как государство участвовало в воспитании молодежи и кого она воспитала – результаты, как положительные, так и отрицательные – налицо – поколение сегодняшних 25-летних полностью воспитано постсоветским государством. Одна из системных проблем и бед государственной молодежной политики, как и отделений Российского союза молодежи – это проблема охвата, то, что в большинстве районов ГМП и РСМ объединяют небольшой процент случайной молодежи, а должны объединять 100% активной молодежи и быть открытыми для всех. Серьезной является проблема отсутствия преемственности детских (в т.ч. пионерских) и молодежных организаций (РСМ и комсомол). Зачастую, численность детских организаций в регионах – десятки тысяч живых детей, а молодежные – несколько тысяч.
В словарях дается широкое определение Госкоммолодежи, как «федерального органа исполнительной власти, осуществлявшего функции по определению государственной молодёжной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, созданию во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодёжью своих профессиональных возможностей, а также по координации деятельности в данной сфере органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». На федеральном уровне что-то делается, в регионах – не во всех, но есть примеры. А вот на самом важном - муниципальном уровне во многих регионах вообще ничего нет. Тем более мной уважаемы мои товарищи и коллеги, которые инициативно и неравнодушно работают с молодежью на местах.
В ряде регионов 25-летие органов ГМП отметят, но в целом дата остается незамеченной на федеральном уровне.
Наверное, целесообразно провести в нашем главном ВУЗе и научном центре по проблемам молодежи – в ВКШ-МосГУ круглый стол в сентябре и на нем серьезно попытаться ответить на вопрос - что сделали органы ГМП на федеральном и региональном уровне за эти 25 лет и за последнюю пятилетку и двухлетку. Чем они помогли молодежи и чем еще могут помочь. И, безусловно, современным руководителям молодежной политики и организаторам работы с молодежью необходимо шире и системно сохранять, изучать, использовать и пропагандировать опыт тех, кто стоял у истоков ГМП в нашей стране и фундамент работы с молодежью – опыт пионерской организации и комсомола.
Необходимо использовать опыт таких ярких и авторитетных руководителей молодежной политики страны, как Татьяна Викторовна Новикова – председатель Госкоммолодежи России с декабря 1996 года по декабрь 1998 года. Она пришла в Госкомитет пройдя все ступени комсомольской лестницы от секретаря комитета комсомола предприятия до секретаря ЦК ЛКСМ РСФСР и ЦК РСМ.
Ярким примером и ныне живущего результата деятельности ЦК РСМ времен руководства Т.В. Новиковой является проходящий в эти дни, с 28 по 31 июля, на границе Беларуси, Латвии и России, у Кургана Дружбы, XXV Международный молодежный лагерь «Бе-La-Русь-2016». Организаторами лагеря, как и в 1992 году, являются Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи», «Союз за прогресс молодежи Латвии» и Общероссийская общественная организация «Российский Союз молодежи».
Степанов Михаил, консультант ЦС СПО-ФДО, специально для сайта «Комсомол в нашей судьбе» и страницы в ФБ "Ветераны комсомола"
30 июля 2016 года, город Москва
|