«Юность комсомольская моя» В канун 100 - летних юбилеев образования комсомола и ИВПИ-ИЭИ-ИГЭУ студенты, участники студенческого поискового клуба «Артефакт», исторического общества «Клио», а так же бакалавры группы 2-56, реализовали проект «Юность комсомольская моя».
В ходе его выполнения составили анкету, встречались и беседовали с преподавателями, сотрудниками, выпускниками Ивановского энергетического института – комсомольцами разных поколений. Записанные студентами воспоминания переданы в музей ИГЭУ. Часть из них размещены на сайте университета http://ispu.ru/node/17364
Сегодня мы публикуем воспоминания Градусова Владимира Николаевича, секретаря комитета ВЛКСМ ИЭИ (1978-1982 гг.), проректора по учебной работе ИГЭУ(2007-2010 гг.)
«В комсомоле я состоял с 1965 по 1982 год. Вступал в школе №4 города Тейково. Был октябренком и пионером, как и большинство в нашем классе. Учился преимущественно отлично. Занимался спортом, мы с классом собирали металлолом, выпускали стенную газету, выращивали кроликов, ходили на хлопчатобумажный комбинат и выступали перед работницами с литературно-художественными композициями. Я был в группе ЮДМ («Юные друзья милиции») и много еще чем занимался. Особенно запомнилась работа с отстающими по учебе, она велась уважительно и часто начиналась с выполнения совместно домашних работ. На первом фото: Ассистент кафедры городского электротранспорта Ивановского энергетического института имени Ленина Владимир Николаевич Градусов участвует в работе XVIII съезда комсомола. 1978 г. На втором - на встрече с молодежью.
У нас была замечательная пионервожатая, Надежда Николаевна Москалева, делегат ХV съезда ВЛКСМ. Так что, чтобы вступить в комсомол, оставалось только выучить Устав комсомола, ознакомиться с его историей и героями. А вот сам прием помню плохо, может, потому, что был расстроен ранней смертью папы.
Я избирался комсоргом класса в школе и кафедры электропривода в вузе, членом бюро ВЛКСМ преподавателей и сотрудников ИЭИ и членом бюро Фрунзенского райкома.Участвовал в работе комсомольских конференций Тейковского и Фрунзенского районов Ивановской области, XVIII съезда ВЛКСМ. Избирался членом Фрунзенского райкома и Ивановского обкома комсомола.Это основные поручения, достаточно трудоемкие, особенно при скрупулезном выполнении. У нас в группе был замечательный староста, коммунист Володя Яковлев и неугомонный непоседа, энергичный Коля Ефимов (впоследствии член комитета комсомола вуза и работник обкома). Они умело распределяли поручения с учетом интересов каждого.
28 августа 1978 года я был утвержден во Фрунзенском РК ВЛКСМ на должность секретаря комитета комсомола энергоинститута.Утверждение прошло после избрания меня секретарем на заседании комитета ВЛКСМ вуза. До этого я был членом комитета и отвечал за работу СНО (студенческого научного общества). Должность секретаря освободилась – и так я стал функционером. Работать преподавателем четыре года пришлось по совместительству. В вузовской организации было еще три райкомовские ставки, кроме моей. И это неудивительно. Комсомольская организация института, насчитывавшая около пяти тысяч членов, являлась крупнейшей в области, а комитет ВЛКСМ имел права райкома.
Студенческая наука для меня началась на первом курсе с реферата по истории КПСС и со студенческой работы по химии. Втянулся, и понравилось. На третьем курсе меня заметил доцент кафедры ЭП и АПУ Юрий Васильевич Закорюкин (впоследствии доктор наук, секретарь парткома вуза и проректор по научной работе) и пригласил в свою группу. К окончанию вуза я не только имел две грамоты за научную работу и рекомендацию ГАК к поступлению в аспирантуру, но и интереснейшую исследовательскую работу как на производстве, так и в лабораторных условиях. Так комсомольское поручение переросло в серьезное увлечение, завершившееся защитой кандидатской диссертации в 1977 году.
Работа в ССО начиналась с поручений бригадира в деревне, куда я приезжал к бабушке на лето. Пололи кукурузу и капусту, потом, освоив гужевой транспорт, убирали сено и зерно, примерялись к тракторам. Было трудно, но когда вместе, коллективом, отрядом – отставать нельзя. В школе - выращивали кроликов, ездили осенью на уборку картофеля. Уже студентами строили коровник, работали на ивановской ТЭЦ-2 и в районных электросетях.
Но самой трудной оказалась организационная работа на ударных стройках области, где на ССО вуза возлагались ответственные задачи.Запомнился урок мужества в отрядах, работающих на очистных сооружениях свинокомплекса «Боровое» с участием В.И. Купчикова, который на примере ивановцев – защитников Брестской крепости – помог убедить ребят переждать временные трудности в работе.
Отсутствие работы в ССО расхолаживает и злит студентов, наличие глупой работы деморализует. Не допустить этого было задачей комитета комсомола вуза и руководства ССО. И здесь, прежде всего, я хотел бы отметить А.А. Белова и Н.Н. Умеренкова, которые в трудную минуту всегда оказывались рядом. Часто работать приходилось совместно с ректоратом и парткомом вуза. И это не только подбор и утверждение командиров и комиссаров ССО, ежегодные заседания Ученого совета по итогам трудового семестра. Однажды Леонид Ильич Брежнев в новогодней речи должен был сказать об успехах в стране с вводом жилья и детских садов. Быстро были мобилизованы бойцы ССО, они же студенты вузов, для штукатурных работ (естественно, это в основном были девчата). У них все смешалось: и учеба, и работа, и сессия. Но они выдержали. Особенно запомнился отряд «Каравелла» под руководством Гали Щербаковой.
В начале восьмидесятых полуторатысячный отряд вуза уверенно занял рубежи: формировалось более 30 линейных ССО (малая целина – 950 человек, «Энергия» – 200 человек, выездной – 100 человек, «Вузовец» – 100 человек, кормозаготовительный – 100 человек, проводники и другие – 50 человек). Осваивалось ежегодно 5 миллионов рублей капиталовложений; читалось около тысячи лекций, ставилось полторы сотни концертов, передавалось большое количество книг в школы и сельские библиотеки; осуществлялось постоянное шефство над ветеранами и трудными подростками, школами и детскими домами.
А еще – целина. У каждого она своя. В наше время – малая в ССО и картофельная в Ильинском районе. Сложным был 1971 год, и нас, четверокурсников, поздней осенью бросили, как последний резерв, спасать урожай. Лучшим вручили Грамоты Ильинского РК КПСС. Храню ее среди других наград до сих пор. Убежден, что студентам, ехавшим на Большую целину в конце пятидесятых, было гораздо труднее. Замечательно написано о том времени не только в книге Брежнева Л.И. «Целина», но и в повести студента нашего вуза В.Н. Костина «Третий семестр».
Субботников и воскресников было достаточно много и в студенческой группе, и когда я ездил со студентами в качестве куратора.Работали в вузе, микрорайоне, на мебельном комбинате и овощной базе. Некоторым запомнились субботники на строящемся пивзаводе. Каждый комсомолец участвовал в течение года в двух, а то и в четырех субботниках. Мне приходилось также выезжать с работниками райкома комсомола и секретарями других первичек на заготовку кормов (летом сено, зимой хвоя). С особой теплотой вспоминаю озеленение сквера у корпуса «В» к юбилею вуза и работу с делегатами в совхозе «Тепличный» перед поездкой в Москву на комсомольский съезд. Совместный труд быстро сближает людей.
Спортивная жизнь тоже была очень активной. Получив в школе третий взрослый разряд по стрельбе и первый юношеский по спортивной гимнастике, а также серьезные навыки по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, лыжам и другим видам спорта, я с удовольствием их развивал в самом спортивном вузе. Начал заниматься боксом и штангой, мини футболом и бадминтоном, получил значок «Турист СССР», совершенствовал игру в теннис и плавание. К сожалению, в институте времени не хватало на школьные увлечения фотографией, КВНом, драмтеатром (старшеклассником был даже Дедом Морозом на новогодних елках). Наверное, поэтому всегда ощущал важность институтских клубов «Электрон» и «Абрис», других кружков и объединений студентов и, будучи секретарем, старался совместно с профсоюзом поддерживать их. Часто инициатива шла от самих комсомольцев, так сказать, снизу. Так рождались первоапрельские дни смеха и театр политической сатиры, вузовские соревнования по мини футболу и стенная газета «Клякса», бичующая попавших в медвытрезвитель.
Комсомольская организация не оставалась в стороне от ежегодных демонстраций – майской и ноябрьской. Каждого из нас дома и в вузе окружали участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Любое патриотическое мероприятие (особенно День Победы - 9 Мая) большинство комсомольцев воспринимали их не только как обязанность, но и как священный долг. Взять, к примеру, встречу с Иваном Степановичем Одарченко (позировал при создании мемориала в Трептов-парке Берлина), прошедшую в вузе в конце семидесятых. Активная шефская работа с ветеранами велась в третьем трудовом семестре, особенно в 1980 году, когда Всесоюзный ССО носил имя 35-й годовщины Победы. Бойцами ССО ИЭИ были отремонтированы двадцать два памятника, оказана помощь сорока одному ветерану.
Наши студенты всегда устраивали интересный концерт в актовом зале корпуса Б во время выборов народных депутатов. Комитет комсомола вуза направлял студентов на работу в избирательные комиссии, выдвигал кандидатов в депутаты. Помню замечательных представителей студенчества в органах местной власти Большакова С., Комарову М., Недбальскую Е., Катенину М. Каждый из них совмещал активную общественную работу с отличной учебой.
Интересно проходили в институте Неделя революционной славы, Вахта Памяти и Неделя Интернациональной солидарности. Лучшие студенческие группы фотографировались с ветеранами у вузовских Красных Знамен. Более 70 тысяч рублей ежегодно перечисляли комсомольцы в Фонд Мира (стипендия 35-40 рублей). «Объединив усилия в борьбе за мир, разрядку и разоружение, не дадим взорвать мир!» – писали студенты нашего вуза в газете «Комсомольская правда» 23 января 1981 года.
Бойцы ССО «Славяне» (комиссаром был Леонид Лобов) в 1979 году перечислили денежную премию за высокие производственные показатели Плёскому детскому дому. В 1982 году комсомольцы организовали два студенческих отряда безвозмездного труда «Экспресс» (проводники на железнодорожном маршруте Кинешма – Москва) и «Молодость» (кормозаготовители в Комсомольском районе). Все заработанные деньги студенты передали в детские дома. И таких примеров можно привести немало.
Совместно с кафедрами общественных наук проводились студенческие научные конференции, ленинские уроки, общественно-политические чтения. Институт добился привлечения практически всех студентов к участию во Всесоюзном конкурсе студенческих работ по проблемам общественных наук, истории ВЛКСМ и международного движения.Около сорока процентов рефератов обсуждались в студенческих группах. Каждая третья из представленных на институтский тур 200 работ получила отличную оценку. Для студентов первого курса после лекции о славных революционных, боевых и трудовых традициях ивановцев организовывались экскурсии по памятным местам города, посещение музея института, выходы в театры.
Навсегда останутся в памяти картины с выставки художника Ильи Глазунова.
Еще очень запомнилась одна встреча. Накануне XVIII съезда ВЛКСМ в апреле 1978 года я в числе делегатов участвовал во встрече в министерстве (МВ и ССО РСФСР). Было организовано приветствие участникам Всероссийской студенческой научной конференции «Системы автоматизированного проектирования в электротехнике и энергетике», которая проходила в нашем вузе. Я попросил министра высшего и среднего специального образования РСФСР Ивана Филипповича Образцова стать почетным делегатом съезда от ивановского студенчества и передал ему свой Палехский значок, который имел каждый делегат от Ивановской организации.
Внимание к учебе считалось у нас важнейшей стороной в работе.Комсомольцам я задавал вопрос: «Почему число пропусков занятий удивительно точно совпадает с числом неудовлетворительных оценок на экзаменах (около 7,5%)?». Эти и другие вопросы обсуждали комсомольцы на страницах газеты «За энергетические кадры» в ответ на открытое письмо «Знаниям – знак качества!», с которым обратились Ирина Волокушина и Алексей Хохлов в год шестидесятилетия комсомола. Отстаивая интересы студенчества, мы обращали внимание на то, что неплохие итоги учебы (в частности, абсолютная успеваемость, как правило, более 80 %) достигнуты при довольно низких показателях в обеспеченности с аудиторным фондом, числом мест в общежитиях, столовых, гардеробе и т.п. (иногда чуть более половины от нормативов).
Но наряду с вопросами приходилось сразу же заниматься конкретными делами, прежде всего, вузовским строительством.
Конкретные достоинства и недостатки привязаны к временным отрезкам. В свое время нас очень критиковали за большое число студентов, попавших в медвытрезвитель. Не делалось скидок на «мужской вуз» и трудности обучения. Проблему решили, убрав вытрезвители.
Главным итогом деятельности комсомольской организации ИЭИ считаю ее вклад в становление вуза, как крупного образовательного, научного и гуманитарного центра.
Предпочитаю не жалеть о том, что было, и не рассуждать о том, что могло бы быть. Жизнь человека, как и история в целом, не имеет сослагательного наклонения. Мне ясно одно – в комсомоле было интересно, временами трудно, но всегда находились рядом люди, стремящиеся разделить с тобой радость и горе.
Именно в комсомоле я понял важность внимательного учета мнения студенческой группы и деликатного способа его формирования. Распределение вознаграждения в отрядах ССО по методу бригадного подряда с учетом коэффициента трудового участия подсказали мне идею учитывать в преподавательской работе самооценку студентами итогов своего обучения. В сочетании с системой РИТМ идея была реализована в вузе на рубеже веков.
Комсомол помог мне относительно безболезненно избавиться от юношеского революционного максимализма и не приобрести качеств консерватора, брюзжащего в старости. Остальное пусть останется «секретом на миллион.
Хотел бы я вернуться во времена комсомола? Не только хотел бы, но и постоянно возвращаюсь. Память человека – уникальная машина времени, жаль только, что виртуальная. Есть еще встречи с друзьями, соратниками. А сколько всего интересного открывает Интернет?
Конечно, комсомол существует и сейчас. Что же касается ВЛКСМ, то в том виде, как он был, вряд ли стоит его возрождать. Да и надо ли? У каждого времени свои задачи, свои герои. А вот изучать прошлое надо, это интересно и поучительно.
На фото: Ветераны комсомола ИЭИ-ИГЭУ на встрече в честь 100-летия ВЛКСМ. 2018 г.
– Что Вы пожелаете современной молодежи?
Смелости и ответственности в принятии решений и настойчивости в их реализации. При этом попытайтесь действовать в соответствии с правилами лучших русских купцов (прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли) и буддийских монахов (есть ли у вас проблемы, нет ли; можете ли вы их решить или нет – главное, не волнуйтесь!). Постарайтесь всегда иметь собственное мнение, но обдумайте хорошенько, всегда ли нужно его высказывать. А вот реализовать задуманное надо стараться всегда. Постарайтесь никогда не жаловаться, а уж если придется поплакаться, то надо знать, кому. В большинстве случаев вас не пожалеют, а перестанут уважать, или еще хуже – начнут насмехаться. Можете выработать свои правила. Удачи и благополучия!»
Беседовали Дарья Лялякина, Полина Носкова (гр.2-56)
Краткая летопись комсомольской организации ИЭИ имени В. И. Ленина
Под таким названием издана книга, посвященная100 - летним юбилеям основания ИВПИ-ИЭИ-ИГЭУ и образования ВЛКСМ. В ней представлен исторический период 1930 - 1991 годы. Автор книги – Градусов Владимир Николаевич, секретарь комитета ВЛКСМ Ивановского энергетического института имени В.И. Ленина (1978–82 гг).
С электронной версией книги и фотографиями можно ознакомиться по ссылкам:
https://yadi.sk/i/WCKRgWfe4_jqjw и https://yadi.sk/i/4PtzWz_-Mo2OKw
Источник: сайт - комсомол37.ру
|