Сайт ветеранов комсомола Нижегородской области открывает новую и, будем надеяться, интересную рубрику на своем сайте – она называется «Имена». Конечно же, прежде всего она связана с приближающимся 100-летием ВЛКСМ - это будет разговор с теми, кто прошел школу комсомола, кто сохранил о нем свои искренние впечатления (пусть они будут разными) и готов поговорить не только с товарищами по незабываемой юности, но и с молодежью.
Мы будем рады, если свои материалы, исследования, статьи и просто воспоминания предоставят в рубрику люди разных возрастов - писатели и журналисты, архивные работники и педагоги, студенты и учащиеся. Словом все, кто понимает необходимость изучения и осмысления непростой, но яркой истории нашей страны. Вчера. Сегодня. Завтра.
Первым гостем рубрики на сайте влксм52.рф стал старший вице-президент ПАО ЛУКОЙЛ Вадим Николаевич Воробьев.
С ним беседует председатель Общественного Совета НООО «Комсомольская площадь», Советник Губернатора Нижегородской области, журналист Сергей Рогожкин.
ВАДИМ ВОРОБЬЕВ:
У МЕНЯ СОХРАНИЛСЯ КОМСОМОЛЬСКИЙ БИЛЕТ, ОН ЛЕЖИТ ВМЕСТЕ С ПАРТИЙНЫМ
Из досье влксм52.рф. Воробьев Вадим Николаевич
Старший вице-президент по поставкам и продажам ПАО «ЛУКОЙЛ».
Родился 16 апреля 1961 года в городе Павлово-на-Оке; в 1983 г. окончил физический факультет Горьковского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ГГУ), в 1998 г. получил второе высшее образование на экономическом факультете ГГУ, кандидат экономических наук (2000);
преподавал на физическом факультете ГГУ.
В 1981-1992 - на выборной комсомольской работе (прошел путь от секретаря факультетской комсомольской организации ГГУ, секретаря, первого секретаря Советского райкома ВЛКСМ до первого секретаря Нижегородского обкома ВЛКСМ);
с 1992 г. работал заместителем управляющего страховой компании "Аваль", заместителем председателя правления Нижегородского Социального Коммерческого Банка "Гарантия";
с 1998 г. - президент Нефтяной компании (НК) "НОРСИ-ОЙЛ";
в 2001 г. предприятие вошло в состав Группы «ЛУКОЙЛ»;
с 2002 г. - генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт";
2005—2017 гг. — вице-президент ПАО «ЛУКОЙЛ»
В феврале 2017 г. назначен на должность старшего вице-президента ПАО «ЛУКОЙЛ».
Избирался депутатом Нижегородской городской Думы, депутатом Законодательного собрания Нижегородской области. Награжден: медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (2006г.) и Iстепени (2012г.), Почетным званием «Почетный нефтяник» (2013г.), Орденом Дружбы (2016г.). Женат, имеет двух дочерей.
***
- В советское время, было принято так ставить вопрос - чем планируете встретить знаменательную дату - съезд партии или съезд комсомола? Не будем отклоняться от традиций - чем Вадим Воробьев лично планирует встретить 100-летие комсомола?
- Последние несколько десятков лет у меня все, что касается юбилеев, тем более их «достойной встречи» ушло даже не на второй, а на двадцатый план. Для меня день рождения комсомола праздник в первую очередь личный, праздник моей молодости. Поэтому я знаю точно - 29 октября 2018 года я должен увидеть тех людей, с которыми мы будем вспоминать, когда мы были молодыми. Вот мои обязательства!
- Но вместе с тем комсомольская биография – это не такое уж простое слово. Для кого-то предмет гордости, для кого-то не совсем… Я сталкивался с примерами, когда, особенно в 90-е, некоторые отрезок своей жизни, связанный с комсомолом, пропускали в публичных биографиях…
- Для меня и членство в ВЛКСМ, и профессиональная работа в комсомоле, конечно, предмет гордости. В этом смысле никаких комплексов нет. Да, был период, когда комсомольским функционером было тяжело - это было начало 90-х, когда к власти пришли люди умные и, возможно, интеллигентные, но не любящие ни коммунистов, ни комсомольцев. Сейчас прошло, слава богу, двадцать с лишним лет - и люди поменялись, и страна поменялась, и все. что было хорошего в той советской жизни, включая и комсомол, осталось, более того, оно возрождается, культивируется. А все, что плохое - а оно, наверное, тоже было - оно забылось, растворилось, о нем, может быть, и не стоит вспоминать. И в нынешней жизни всякое бывает, и хорошее, и плохое.
Что касается себя, то скажу так: не будь той закалки, того опыта, который был обретен в комсомоле, в относительно молодом возрасте, было бы сложно справиться с теми задачами, которые на нас неожиданно легли.
Какие задачи? Не каждому дано жить в эпоху социализма, а потом проснуться в эпохе капитализма. И не просто капитализма, а капитализма с далеко не человеческим лицом. Но нам удалось в этой ситуации выжить, встать на ноги и состояться в этой жизни.
Второй момент, не менее важный - появились люди, с которыми ты подружился, которые стали твоими товарищами и по жизни, и по профессиональной деятельности. И ты, где бы ни работал, какую бы должность не занимал, имеешь возможность к ним обратиться (и они к тебе!), и ты знаешь, что тебя выслушают, поймут и поддержат - независимо от должностей, званий и наград! Это прекрасный круг людей, на которых ты можешь опираться, и есть твои друзья.
- Как тебя принимали в комсомол? Попросился или «попал на поток»?
- Скорее всего, попал «на поток». В наше время, как известно, были обязательные вещи - пойти в школу, стать октябренком, пионером, потом комсомольцем. Не скажу, что в школе я был активным комсомольцем. Все, что потом случилось в плане моей общественной роли, случилось в университете. Комсомол повернулся ко мне хорошей стороной в студенческие годы.
Прежде всего, стройотряды - это такая форма самоорганизации, где ты своим трудом пытаешься зарабатывать деньги. И деньги не маленькие и ты с чувством выполненного долга можешь ими воспользоваться. Это и агитбригады, и «картошка», и научно-техническое творчество! В университете я стал секретарем комитета комсомола своего физического факультета – прежде всего через стройотряды. Ну, а дальше комсомольская работа дала возможность посмотреть на жизнь пошире - появились командировки, конференции, возможность съездить за рубеж, посмотреть как устроен мир
- В университете, насколько я знаю, имя Вадима Николаевича Воробьева чтят?
- Да и я многим обязан университету. Поэтому когда меня пригласили в попечительский совет, то я с гордостью дал согласие. Кстати, там достаточно закаленная когорта комсомольцев-ленинцев, которые активно взялись за подготовку к 100-летию ВЛКСМ. Речь о Борисе Титове, Наташе Буреевой, Татьяне Беспаловой - они и свой оргкомитет создали, и программу интересную задумали. Она начнется скоро, по сути, сразу после зимних каникул, с февраля 2018 года. И они очень просят «вышестоящих» ветеранов комсомола грамотно разделить торжественные мероприятия по дням. Первичка, райком, горком и так далее. Это просьба к Сергею Ивановичу Рогожкину?
- Скорее к областному оргкомитету, который возглавляет наш товарищ, бывший первый секретарь обкома ВЛКСМ Евгений Люлин.
- Бывших не бывает, как мне кажется?
- Согласен полностью! 21 марта состоялось расширенное заседание областного оргкомитета в Нижнем Новгороде, которое это подтвердило. Некоторые из молодых руководителей муниципальных образований (они не прошли школу комсомола), которые по распоряжению правительства возглавили оргкомитеты в районах и городах, были потрясены атмосферой на этой встрече. Люди пели песни, читали стихи, обнимались. Я, кстати, сказал фразу, которая всем понравилась: комсомольское братство - это больше чем дружба!
Но продолжим наш разговор. У тебя сохранился комсомольский значок или комсомольские награды – ведь ВЛКСМ грамотно стимулировал общественную активность?
- Значки я не собираю. Но у меня сохранился комсомольский билет, он лежит вместе с партийным. Сохранились и все значимые награды - в основном цэковские: знак «За активную работу в стройотрядах» (его мне вручали, когда я закончил университет), Почетная грамота ЦК ВЛКСМ. Дорожу и храню почетные грамоты комитета комсомола университета, Советского райкома.
Я был заместителем секретаря комитета ВЛКСМ университета (секретарем был Борис Титов, потом Саша Чиняев), потом ушел в райком и стал секретарем по школам и пионерии (всех приветствую в связи с наступающим 95-летием Всесоюзной пионерской организации), потом работал вторым, первым секретарем Советского райкома ВЛКСМ, около полугода был вторым секретарем Горьковского горкома комсомола (Сережа Иванов был первым), потом секретарем по учащейся молодежи в обкоме ВЛКСМ (первым был Геннадий Александрович Суворов), секретарем обкома (когда Миша Крохоняткин поступил в Академию общественных наук при ЦК КПСС). Затем мне доверили стать первым.
- На комсомольском значке профиль Ленина…Этот вопрос относится не только к Вадиму Воробьеву, но все же – ты задумываешься о том, что нас связывает или не связывает с этим именем?
- Нет, сейчас не задумываюсь. Есть такая пословица - не сотвори себе кумира. Мы так много сотворили себе кумиров, что потом, может быть, раскаивались в этом.
У меня был такой эпизод в жизни – будучи студентом, я работал в библиотеке, что-то выписывал из полного собрания сочинений В.И.Ленина. И совершенно случайно открыл последние тома - мне, видимо, нужен был справочный том - и увидел там телеграммы, которые Ленин посылал своим соратникам. Жесткие, порой страшные! Прочитал и… у меня образовалась как бы трещинка в голове. С одной стороны Ленин вождь и интеллектуал, а с другой - такие телеграммы? Я даже подумал – зачем все это печатают?
- То есть Ленин был для нас символом?
- Скорее всего да, причем навязанным - как мы узнали после, прости меня господи, «падения Берлинской стены». Но… без символов, видимо, тоже нельзя.
- Кто «крестники» Вадима Воробьева в его яркой комсомольской биографии?
- Два уважаемых человека - это Борис Титов и Евгений Чупрунов, сегодняшний ректор Университета Лобачевского. Чупрунов был тем человеком, который рекомендовал избрать меня секретарем комитета комсомола - для всех на факультете это было неожиданностью. Мы с ним еще и на кафедре работали, он был преподавателем нашего физического факультета.
- Физики и лирики! Я правильно понимаю, что Вадим Воробьев - физик? В прямом и переносном смысле слова?
- Да! Хотя, может быть, профессия физика была не совсем той профессией, которая мне нужна была. А другую, на тот момент, я не нашел. И поэтому предложение пойти на работу в Советский райком ВЛКСМ (кстати, на это решение серьезно повлиял Борис Титов) было органичным.
- Еще вопрос. О времени и о себе, как говорится. Ты сравниваешь, наверняка, «то» время и «это».Когда появилось новое слово - демократия. У нас, кстати, оно «тогда» тоже звучало – правда, в версии «демократического централизма». Как ты относишься к демократии? Это не ругательное слово в современной России?
- Принципы демократического централизма, которые «работали» в период нашей с вами молодости, к демократии, конечно, имели весьма опосредованное отношение. А вот потом - начиная с 1990-го по 2000-й год, был период демократии в прямом смысле этого слова, хотя это тоже был не легкий и не лучший для страны вариант… Следом за этим мы нашли равновесные значения. Ну, а сегодня вступаем в какое-то новое состоянии - еще не демократического централизма, но куда-то в эту сторону!
- Тема непростая. Ты помнишь примеры, когда именем демократического централизма исключали из комсомола (а студентов, затем и из ВУЗа)? У тебя не болит душа за такую неправовую постановку вопроса, к которой мы имели отношение?
- К сожалению, таких примеров, когда наказание было не адекватно проступку, достаточно много - и из опыта райкомовского, и горкомовского, и обкомовского. Я помню, что испытывал личное унижение, когда сидел на комитете участвовал в процедуре «собеседования», «рекомендации» тех, кто собирался поехать за рубеж по туристическим путевкам. Как все задавали вопросы, как умничали и пытались «завалить» или как минимум укорить тех, кто просто решил посмотреть мир. У меня в голове не укладывалось - человек имеет возможность мир посмотреть, а мы ему в этом мешаем. Что в этом плохого-то? Мне и самому хотелось съездить, если честно.
- А сам Вадим Воробьев получал выговоры? За смелые, неожиданные решения? Были ли конфликты с партийными руководителями?
- Огромное количество раз. Наши партийные руководители тоже люди - одни более человечные, другие менее. Одни карьеристы, другие нет - поэтому ситуаций было много разных. Самым напряженным временем был конец восьмидесятых, когда страна по сути уходила из-под контроля, когда демократия «пошла» полным ходом. Это был шок своего рода! «Комсомольская правда» и другие молодежные газеты печатали все, что считали на тот момент нужным! Исчез тотальный контроль над ними, свобода слова стала нормой жизни! Это было тяжелое время, и внешнее окружение реагировало на все это очень жестко - ветераны, партийное руководство. Каждый день был стресс.
- Комсомолия Нижнего Новгорода, города Горького, нашей области. С какими делами, именами она ассоциируется у тебя?
- Горьковская область была «центровой» в рамках ВЛКСМ! Прекрасно помню, что мы, хоть и были городом закрытым, но имели большие связи со многими городами, воинскими частями, гарнизонами, погранзаставами и так далее. Эти связи не рушились, они поддерживались, на мой взгляд, неформально. На «Красное Сормово» делегации гостей приезжали, на машзавод, мы в ответные поездки ездили. На мою долю выпал XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, я три месяца посвятил работе в его оргкомитете. Это незабываемо! Огромнейшее мероприятие! Столько с ним связано событий невероятных, знакомств! Стройотряды, мои первые зарубежные поездки в составе делегаций…
- А есть ли страны, в которых ты не побывал?
- Таких много, я консервативный человек - езжу в одни и те же страны постоянно.
- Сейчас, наверное, в основном, по России поездки?
- Нет, командировок много и в российскую часть нашего (я имею в виду ЛУКОЙЛ) производства и в зарубежную.
А по комсомолу вспоминается, конечно, парад юнармейцев на площади Минина! За него отвечал Горком, но это вместе с тем было и для меня делом жизни - написать оригинальный сценарий, найти что-то новое…
Ой, вот еще что… Как забыть эти странные, но реальные антиалкогольные кампании, антиалкогольные свадьбы, конференции по борьбе с алкоголизмом. Это жутко смешно сегодня, но на тот момент все было серьезно, мы за все отчитывались. И были не просто участниками, но и организаторами этого процесса.
- Мы в Нижегородской ветеранской организации "Комсомольская площадь" придумали тему возможной встречи в рамках подготовки к 100-летию ВЛКСМ - "Комсомол и опыт социальных инноваций". Какие идеи, невероятные задумки, проекты обуревали вас в то время?
- Все помню! Молодежный музыкальный клуб, например - Семена Подкара, Славу Уланова (светлая ему память), ДК им.Орджоникидзе! Во многом, это были люди, которые не поддались нигилистической волне и умели сочетать гражданское с прекрасным (тут, согласитесь, важно не впасть из одной крайности в другую).
Много интересного было связано со спортом, с «Орленком», «Зарницей», научно-технической и инженерной деятельностью молодежи, студенческими олимпиадами и не только. Помню как Саша Чиняев, когда он стал заведующим отделом в обкоме, серьезно занимался продвижением наших представителей на премии Ленинского комсомола в области науки и техники…
- Меняются жизненные обстоятельства… Но дружба остается. Расскажите о ваших друзьях по комсомолу и по жизни. Их список не секретен?
- Нет, конечно! Было время, когда все эти люди сидели на одном этаже в обкоме ВЛКСМ – Сергей Кириенко, Люба Глебова, Алексей Лихачев и я. Во главе с Евгением Люлиным, вице-губернатором Нижегородской области сегодня!
- Да, он председатель нашего областного оргкомитета по подготовке к 100-летию!
- Я считаю, что комсомол дорог людьми, с которыми ты жил и работал. А командность рождалась тогда, когда рядом с тобой появились те, кто мог подставить плечом.
Нам говорят порой – «вы умные, во время увидели, что впереди и сориентировались». Да ничего мы особого не увидели – скорее сработал инстинкт самосохранения. Один мир разрушен - надо создавать другой. Как его строить? Что ты умеешь? И каждый из нас начал создавать новое - сначала по отдельности, потом объединились, потом получилось так, что кто-то вырвался вперед и с собой потянул остальных, кто-то присоединился…
- Команда молодости нашей…
- Команда в хорошей форме, слава богу! Мы общаемся, нам приятно общаться - и поводы есть: это и дни рождения, то же 29 октября и так далее. Скоро внуков будем подключать к этим событиям - комсомольский фарм-клуб подтягивается к нашей лиге!
- «Две пятерки» в календаре ты уже прошел?
- Да, в прошлом году мне исполнилось 55 - в этом году эту дату отметят Сергей Кириенко и Алексей Лихачев.
- Ты работаешь в Москве, но, наверняка, не отрываешься от родного Нижнего, родной и области…
- Все очень просто. У меня мама живет в Нижнем, отец там похоронен. Есть город, где я родился - город Павлово. Есть друзья, которые там живут. Есть университет, где я являюсь членом наблюдательного совета. Меня достаточно многое связывает с Нижним и в личном плане, и в общественном - да и, по большому счету, столько друзей, сколько у меня осталось в Нижнем, в Москве уже не заведешь.
Что же касается политической жизни, то я в ней не участвую - у меня другая работа, другие интересы, но, понятно, слежу, что происходит в родном регионе. Как в песне поется - «Нижний Новгород, это значит домой…»
- И последнее – твои пожелания нижегородцам. Надеюсь, что ты войдешь в наши ряды и активно поддержишь новую общественную организацию ветеранов комсомола, «Комсомольскую площадь»?
- Конечно! Причем в ближайшее время! Но тут вот что надо иметь в виду - помнишь книгу Юрия Полякова «ЧП районного масштаба»? Когда первый секретарь райкома комсомола разыскивает заворга, а того нет на месте – час, два. Потом прибегает запыхавшийся заворг – «где ты был?», спрашивает первый. «На заседании совета ветеранов!» - «А что так долго?» - «Да вот тут Иван Иванович, скажем (имя не помню точно), два часа рассказывал, как он ногу в стремя вставлял».
Поэтому не дай Бог, хотя мы уже тоже ветераны, чтобы мы злоупотребляли доверием молодежной аудитории. Пожелание такое - даже если нас куда-то зовут на встречу, будьте в меру эмоциональны. Не все, что было хорошо для нас, нужно сегодня людям молодым, об этом надо помнить.
И второе – да, время бежит. И немало товарищей, с кем мы работали, к сожалению, уже ушли из жизни. Поэтому важно пожелать всем доброго здоровья!
- Хочу поблагодарить тебя, Вадим Николаевич, за добрый разговор! И, конечно же, пожелать успехов – на каких бы непростых участках ты не реализовывал свой талант. Помнишь как в песне?
Комсомольцы-добровольцы,
Надо верить, любить беззаветно,
Видеть солнце порой предрассветной –
Только так можно счастье найти!
__________________________________________ |