ПРЕЗИДЕНТ РФ ВЛАДИМИР ПУТИН И ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНА ИЛЬХАМ АЛИЕВ 22 АПРЕЛЯ ВСТРЕТИЛИСЬ В КРЕМЛЕ СО СТРОИТЕЛЯМИ И РАБОТНИКАМИ БАМА. ВЧЕРА В КРЕМЛЁВСКОМ ДВОРЦЕ СОСТОЯЛОСЬ ТОРЖЕСТВО, НА КОТОРОМ ВЫСТУПИЛ ВЛАДИМИР ПУТИН.
Торжество в Кремлёвском дворцеПрезидент России Владимир Путин 23 апреля на торжественном мероприятии, посвящённом 50-летию начала строительства БАМа, рассказал о значительной роли Байкало-Амурской магистрали в экономике страны. «БАМ сыграл огромную роль в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока, нашего Севера, позволил ввести в оборот богатейшие месторождения угля, железной руды, олова, золота, меди, молибдена, нефти и газа, задействовать эту мощную сырьевую базу для работы комбинатов, заводов, фабрик, для долгосрочного развития отечественной промышленности», – сказал глава государства.
Он также добавил, что БАМ помог открыть для российской экономики рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, обеспечил надёжный транзитный маршрут для всей Евразии, в единой связке с Транссибом стал по-настоящему стратегическим транспортным коридором не только национального, но и глобального значения.
Глава государства наградил железнодорожников в связи с юбилеем магистрали. Так, орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени награждён генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров. За большой вклад в реконструкцию, развитие и в связи с 50-летием начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени награждён президент Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество» Ефим Басин (полный список награждённых на сайте www.gudok.ru). Подробнее о концерте читайте в завтрашнем номере «Гудка».
Встреча глав государств
Президент РФ Владимир Путин и президент Азербайджана Ильхам Алиев 22 апреля встретились в Кремле со строителями и работниками БАМа. Вчера в Кремлёвском дворце состоялся праздничный концерт к юбилею великой стройки.
В понедельник в Кремле прошли переговоры Владимира Путина с президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым, посетившим Россию с рабочим визитом. «Повестка дня достаточно обширная. Присутствует в том числе и транспортный компонент, мы сегодня это обсудим. Проект международного транспортного коридора Север – Юг, объединяющий наши страны и наших партнёров, имеет глобальное значение для безопасности грузоперевозок и для стимулирования торговых отношений между многими странами. Вопросы региональной безопасности постоянно в повестке дня наших встреч. И мы также рады тому, как они решаются. Россия является основополагающей страной для региональной безопасности на Кавказе и в более широкой географии», – сказал Ильхам Алиев.
БАМ определяет логистику
Владимир Путин акцентировал внимание на том, что страна готовится к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. «Все хорошо знают, что ваш отец (Гейдар Алиевич Алиев, тогда первый заместитель председателя Совета министров СССР. – Ред.) сыграл значимую роль, возглавлял правительственную комиссию, многократно выезжал на стройку. По сути, он был одним из организаторов этого грандиозного проекта, важного для всего Советского Союза. Мы это не только знаем – мы это помним и благодарны ему, храним память об этом», – подчеркнул Владимир Путин.
Президент России сказал, что БАМ во многом определяет глобальную логистику на весь XXI век: «Наша страна получила колоссальные возможности для освоения и развития Сибири, Дальнего Востока, для расширения грузоперевозок по направлению к Тихому океану. Разворот на восток на текущем этапе стал возможен именно благодаря Байкало-Амурской магистрали».
Лидеры двух стран в понедельник встретились с ветеранами-строителями и работниками БАМа, которые съехались в Москву на торжественные мероприятия по случаю юбилея. «Низкий поклон всем, кто рядом с вами работал на БАМе, за тот трудовой подвиг, который вы все совершили, за то, что в непростые времена, в 90-е годы прошлого века, вы остались верны делу своей жизни, сохранили рабочие коллективы, обеспечили надёжную работу БАМа. Самые тёплые слова хотел бы сказать всем, кто сегодня живёт, работает на БАМе, продолжает славные традиции первопроходцев, занимается реконструкцией, развитием и обслуживанием этой важнейшей железнодорожной магистрали», – поприветствовал бамовцев Владимир Путин.
Российский лидер заявил, что сейчас на базе передовых технологий предстоит реализовать планы ускоренной модернизации БАМа и Транссиба, развития всего Восточного полигона железных дорог. Он высказал уверенность, что новые большие задачи по развитию Восточного полигона под силу настоящим бойцам – таким, как бамовцы. «Это особая общность людей с сильным характером, которые умеют добиваться поставленных целей, – подчеркнул он. – Искренне рад, что создано бамовское содружество». Президент добавил, что правительство уже утвердило планы комплексного социально-экономического развития таких ключевых городов БАМа, как Тында, Северобайкальск, Нерюнгри, Комсомольск-на-Амуре.
Между Севером и Югом
В ходе переговоров глав государств обсуждалась тема развития международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг. «Масштабу, историческому значению БАМа соответствует и ещё одно направление российско-азербайджанского сотрудничества сегодня. Речь о развитии транспортного коридора Север – Юг. Фактически он соединяет Северный морской путь с Персидским заливом, или, так скажем, может и должен будет соединить. Транспортный коридор Север – Юг должен стать примером самой широкой международной кооперации. Хочу ещё раз подчеркнуть: мы приглашаем все заинтересованные государства к участию в этом проекте, рассчитываем, что в нём будут обязательно востребованы лучшие, проверенные временем традиции дружбы и взаимопомощи строителей БАМа – людей самых разных национальностей, объединённых общей целью», – заявил на встрече с ветеранами БАМа Владимир Путин.
Ильхам Алиев сообщил участникам встречи, что Россия и Азербайджан уже в ближайшее время начнут реализацию нового проекта в рамках МТК. Речь идёт о расширении существующей на территории Азербайджана железной дороги, связывающей российско-азербайджанскую и азербайджано-иранскую границы. В настоящее время потребности грузоотправителей диктуют необходимость строительства новых участков этой дороги для увеличения грузоперевозок и обеспечения транспортного пути с Севера до Индийского океана, отметил Ильхам Алиев.
В последнее время можно наблюдать активизацию работы по развитию МТК Север – Юг. Так, на прошлой неделе состоялись переговоры первого заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Сергея Павлова с послом Ирана в России Каземом Джалали. Как сообщают иранские СМИ, стороны обсудили вопросы строительства железной дороги Решт – Астара. Контракт должен быть заключён в рамках подписанного в мае 2023 года соглашения о строительстве железной дороги между этими иранскими городами. Участок протяжённостью 162 км – важнейшее звено в рамках МТК Север – Юг. Ввод его в эксплуатацию, намеченный на 2028 год, позволит обеспечить сквозное железнодорожное движение по западной ветке МТК. Сейчас перевозки осуществляются автомобильным транспортом, что влечёт за собой финансовые и временные издержки на дополнительную перевалку грузов. Стоимость дороги Решт – Астара оценивается в $1,6 млрд, из которых Россия выделит $1,3 млрд (в форме межгосударственного кредита). После завершения строительства пропускная способность западного маршрута коридора резко возрастёт, что позволяет российским властям ожидать трёхкратного, до 45 млн тонн в год, роста грузопотока по МТК к 2030 году.
Ринат Накипов,
Дмитрий Коптев
Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.
Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».