Служба длиною в век
Когда говорю о службе длиною в век, я имею в виду нашу газету, которая служит нам без малого век. Да, ибо в через три года мы будем отмечать 100-ю годовщину выпуска первого номера газеты «Молодой дагестанец» в июле 1921 года. В 1932 г. газета называлась «Дагестанский комсомолец». С 1933-го по 1990-й, с перерывом в годы Великой Отечественной войны, более полувека газета выходила под названием «Комсомолец Дагестана». А в 1991 г. стала называться «Молодежь Дагестана».
Внимательный читатель не сможет не заметить, как в каждом названии газеты приводятся слова со значением «молодость»: молодой, комсомолец (член коммунистического союза молодежи), молодежь. И, конечно же, еще и родственные слова, которые объединяют все названия: дагестанец, дагестанский, Дагестан. Так и было задумано: газета будет писать о молодых людях-дагестанцах и для них же. Но… не только.
В 1980 году «Комсомолец Дагестана» выходил тиражом в 43 тысячи экземпляров. В 2011 г. тираж «Молодежи Дагестана» был равен 14500 экземплярам (из интервью первого заместителя главного редактора «МД» Альберта Мехтиханова газете «Дагестанская правда»). Подумать только!
О чем только не писала газета в то время, и кто только не сотрудничал с ней! Политические деятели разных уровней, ученые, студенты и учащиеся школ. Спортивные обозреватели и сами спортсмены. Артисты, художники, поэты и писатели. И едва ли не все известные журналисты Дагестана. Это была подлинно народная газета. И читатели ее в большинстве своем были молодыми.
В пору моего детства, юности и молодости газета тоже называлась «Комсомолец Дагестана». На своих страницах она освещала славный путь комсомола от первых его дней до распада «великого могучего Советского Союза». Газета «Комсомолец Дагестана» была самой читаемой в нашей республике. Ее читали студенты на скучнейших лекциях по политэкономии, диамату, истмату, научному коммунизму и… Читали ее во время веселых молодежных компаний в городских парках. Читали в переполненных автобусах и троллейбусах. Статьи из газеты обсуждались на комсомольских собраниях, по ним проводили читательские конференции в школах.
Я же, чтобы вступить в комсомол вместе со своими одноклассниками (был на два года моложе их), с молчаливого согласия секретаря школьной комсомольской организации прибавил себе два года. На бюро райкома комсомола на вопрос, сколько мне исполнилось лет, я вместо «двенадцать» сказал «четырнадцать».
И «Комсомолец Дагестана» читал с двенадцати лет. Знаете, почему? Потому что со страниц газеты так и веяло романтикой и тянуло в неизведанный мир. И мы все тогда были романтиками и хотели стать никем, кроме как летчиками и капитанами дальнего плавания, военными, геологами и полярниками. Я сделал попытку стать военным летчиком. Не получилось из-за независимых от меня обстоятельств. А брат мой собирался стать геологом. Чаще всего мы пели песни именно с такими словами, как «Первым делом, первым делом самолеты, а девушки, а девушки потом» и «Держись, геолог, крепись, геолог, ты ветру и солнцу брат».
Я до сих пор про себя читаю стихи «Нас носила молодость в сабельный поход», «Щорс идет под знаменем, красный командир», «Вперед, комсомольское племя», «Мы сорвали штандарты фашистских держав», «Слышишь: время гудит там, на просторах твоих, БАМ?» и другие, подобные им, хотя никакого прямого отношения ко всему этому не имею. В Гражданскую войну меня не было на свете. Не было меня и в Великую Отечественную. Не случилось мне работать и на строительстве БАМа.
Однако мы учились жить на героических примерах революционной молодежи и первых комсомольцев периода коллективизации сельского хозяйства, героев-комсомольцев в годы Великой Отечественной войны, на самоотверженном труде комсомольцев-целинников и бойцов строительных отрядов на ударных стройках великих пятилеток. Я до сих пор пою:
Мы пройдем сквозь шторм и дым,
Станет небо голубым…
Не расстанусь с Комсомолом,
Буду вечно молодым!
И всему этому учила нас она, газета нашей юности и молодости — «Комсомолец Дагестана».
Я мог бы привести много примеров о славных делах комсомола, если бы был уверен в том, что скажу о них лучше, чем сказал поэт в следующих своих стихах, обращаясь к комсомольцам:
Словно солнце, сияли ваши алые стяги –
Отблеск воинской славы, трудных лет целины.
Столько светлой надежды, столько дерзкой отваги
Посвятили народу вы,России сыны!
А ведь «Молодежь Дагестана» – газета-наследница первого молодежного издания в Дагестане – газеты «Комсомолец Дагестана» с тиражом в 43000 экземпляров. Вы, дорогие читатели мои, друзья и товарищи, знаете, каков на сегодня тираж когда-то очень любимой нами народной газеты? Нет, не знаете. И я вам об этом не скажу: мне просто стыдно об этом говорить. Стыдно за себя и за вас.
«Молодежь Дагестана» — общест-венно-политический еженедельник с пятью отделами. И сегодня в газете поднимаются не менее значительные вопросы, чем когда-то в «Комсомольце Дагестана». Работают в газете известные в республике журналисты: Абаш Абашилов — главный редактор, Альберт Мехтиханов – его первый заместитель, Кира Машрикова – заместитель по оргработе и развитию, Мухабат Рамазанова – редактор-стилист, Марат Гаджиев, Магомед Маматаколов, Руслан Бакидов, Регина Курбанова и Гянджеви Гаджибалаев – редакторы отделов, Заур Зугумов, Асият Ибрагимова, Мария Малова, Низами Гаджибалаев – корреспонденты. Сотрудничают с газетой Вера Львова, Наталья Табунщикова, Саид Ниналалов и другие.
И в числе тех, других, преподаватели высших и средних учебных заведений и учащиеся общеобразовательных школ, военные и полицейские, композиторы и певцы, художники и писатели, политические деятели. Люди разных профессий, вплоть до работников Российского дипломатического корпуса, дают интервью газете (А. Абашилов «Дух, идея, цели», 14. 08. 2015 г.).
Часто в газете даются целые страницы из «Комсомольца Дагестана» разных лет, и в каждом номере – рубрика от Светланы Анохиной «Был такой город» о древнем Дербенте.
«Молодежь Дагестана» не являлась бы такой интересной газетой, если бы в ее редакции не было чуткого ответственного секретаря Светланы Омаровой, грамотного корректора Сабины Ахмадовой и аккуратной компьютерной группы.
Газета пестреет более чем двадцатью рубриками. Многие из них выходят в газете постоянно, остальные же одна сменяет другую.
Теперь два слова о своем сотрудничестве с газетой. Публикуют меня почти в каждом номере, в рубрике «Жизнь». Очень стараюсь оправдать доверие редакции, которая выделила мне самую интересную рубрику. Может быть, это даже немного громко сказано — «Жизнь», но я показываю ее в своих, скажем, документальных рассказах такой, какая она есть и какой, по моему мнению, должна быть.
Вот далеко не весь перечень вопросов, которые я поднял в своих рассказах в этом году. Это рассказы о сельчанах, друзьях и знакомых: «Такая короткая жизнь», «Анекдоты и были», «Мы старую дружбу ломаем как хлеб», «Ну, дагестанцы!..» «Метровый жерех холодного копчения», «С днем рождения, дорогие мои». К семидесятилетнему юбилею Великой Победы я написал о своих земляках – участниках войны: «Работники войны», «Живи и помни», «Праздничный сюрприз для генерала». Писал я и о студенческих отрядах, учениках и учителях: «Каникулы в Чемодурово», «Вихри ли сидят в ваших гривах?», «Учитель! Перед именем твоим…». Написал несколько рассказов о друзьях по охоте и друзьях наших меньших («Записки охотника»), о воде и хлебе («Вода – это жизнь», «Аромат свежего хлеба»). И, конечно же, не мог не написать о моих соседях-рыбаках и морском береге («Ловись, рыбка, большая и малая»), о грязных улицах и бездомных собаках («Человек человеку друг»), об отношении к учебе и книгам («Знание – сила», «Так, мелочь, барахло»), об уважении к старшим и любви к родителям, и еще о многом-многом.
Я не думаю, что рассказы мои совершенные в своем исполнении. Нет, конечно. Мне достаточно того, что меня читают. Я мысленно представляю себе, как это происходит. Вот возвращается человек в пятницу вечером домой с работы. Впереди два выходных дня, и он никуда не спешит. Искупался, поужинал, взял газету и листает с конца, сидя в глубоком кресле (я всю жизнь листал газету, начиная с последней страницы). Перелистал два листа, и вот тебе двадцатая страница. И на самом верху, посередине полосы, крупными буквами: «ЖИЗНЬ».
Читает человек, улыбается. Дочитал до конца и говорит тихо: «Ну, молодец!» Потом опять прочитал выделенные редакцией и еще какие-то наиболее понравившиеся ему лично строки. Вновь улыбнулся. Посмотрел на имя автора, сильно обрадовался и громко говорит: «Так это опять ты, Отставной козы барабанщик?» Это он меня так называет с тех пор, как прочитал мой рассказ с таким названием.
Я еще забыл сказать: человек, прежде чем начать читать, вплотную поднес газету к лицу и сделал два-три глубоких вдоха носом: он очень любит запах типографской краски. Вполне счастлив человек. Счастлив и я: только бы читали меня и радовались.
Дорогие друзья. Я хочу, чтобы в новом году счастливы были и вы все. А для этого не много надо — всего лишь подписаться на газету «Молодежь Дагестана».
Гаджимурад Раджабов |