«1. До космического корабля Юрия Гагарина провожал не один, а два дублера.
Помимо всем известного Германа Титова, дублером был Григорий Нелюбов. В
отличие от Гагарина и Титова, он не облачался в скафандр, но был готов
осуществить полет в случае особых обстоятельств.
Жизнь Нелюбова сложилась трагические: через некоторое время после
полета Гагарина он был исключен из отряда космонавтов за нарушение
дисциплины, а через несколько лет погиб в результате несчастного случая.
2. За два дня до полета в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге
на случай, если произойдет катастрофа. В 1961 году это письмо не
потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут
после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый
космонавт Земли.
3. Полет «Востока-1» проходил в полностью автоматическом режиме.
Это было связано с тем, что никто не мог дать гарантии сохранения
космонавтом работоспособности в условиях невесомости. На самый крайний
случай Юрию Гагарину был передан особый код, который позволял
активизировать ручное управление корабля.
4. Изначально было записано три предстартовых обращения «первого космонавта к советскому народу».
Первое было записано Юрием Гагариным, а еще два – его дублерами
Германом Титовым и Григорием Нелюбовым. Ровно также было заготовлено три
текста сообщения ТАСС о первом полете человека в космос: на случай
успешного полета, на случай поисков космонавта, а также на случай
катастрофы.
5. Перед полетом «Востока-1» произошло ЧП: при
проверке герметичности датчик на люке не выдал нужный сигнал. Поскольку
до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла
привести к переносу запуска.
Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими
продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам
«Формулы-1», в считанные минуты отвернув 30 гаек, проверив и поправив
датчик, и вновь закрыв люк положенным образом. На сей раз проверка
герметичности прошла успешно, а старт был осуществлен в запланированное
время.
6. Во время заключительной стадии полета Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время предпочитали ничего не писать: « Я горю, прощайте, товарищи!»
Дело в том, что до Гагарина никто не имел четкого представления о
том, как будет выглядеть прохождение космическим кораблем плотных слоев
атмосферы при спуске. Поэтому Гагарин, как всякий летчик, увидев в
иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль
охвачен пожаром и через несколько секунд он погибнет. На самом деле
трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу – рабочий
момент, который происходит при каждом полете. Теперь космонавты готовы к
этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.
7. Известные кадры съемки переговоров Юрия Гагарина в кабине
корабля и главного конструктора Сергея Королева на командном пункте –
это имитация, сделанная в более поздний период. Впрочем,
упрекать в этом участников исторического события вряд ли стоит – в
момент реального старта им было просто не до этого. Позже недостающую
хронику решили воссоздать, попросив Гагарина и Королева повторять, те же
слова, что были сказаны ими 12 апреля 1961 года.
8. На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата:
на высоте 1500 метров пилот катапультировался. Связано это было с тем,
что на «Востоках» не было двигателей мягкой посадки, которые
обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались
«заваривания» люка под воздействием высокой температуры в плотных слоях
атмосферы.
Однако из-за посадки вне корабля Международная аэронавтическая
федерация отказывалась регистрировать рекордный полет Гагарина. И тогда
советские представители слукавили, объявив, что первый космонавт
приземлился в кабине. Фактические обстоятельства посадки СССР официально
признал только в 1964 году.
9. Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полетом Гагарина – это надпись «СССР» на шлеме космонавта.
Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских
изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим
возник вопрос – а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта?
Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой
Советского Союза, летчик испытатель Марк Галлай, занимавшийся
тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском
старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись
появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина
на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полет
американца Пауэрса, и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы
космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая
шлем с головы Гагарина.
В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит
скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена еще во
время подготовки скафандра к полету, заблаговременно, и даже указывают
фамилию рабочего, выполнившего эту задачу – Давидянц.
10. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полете человека в космос стали …шнурки.
Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом
Никите Хрущеву об успешном осуществлении полета в кадр попали
развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Это бытовая деталь
только добавила народной любви к Гагарину. Между тем, Сергей Хрущев, сын
Никиты Хрущева, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у
Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков.
Раньше носки делали без резинок и на икрах носили подтяжки, чтобы носки
не сползали. У Гагарина на одной ноге отцепилась эта резинка, и железная
пряжка била его по ноге».
Источник: http://www.aif.ru/society/article/62185