В рамках проекта «Национальное достояние республики» в Национальной библиотеке РД им. Р. Гамзатова состоялась встреча с видным общественным деятелем, заслуженным работником культуры РД, членом Союза писателей РФ и Союза журналистов РФ, кандидатом исторических наук Абдулатипом Юсуповичем Гаджиевым. Ведущая вечера, главный библиотекарь отдела культурных программ Ольга Алиева поприветствовала участников встречи и рассказала о проекте «Национальное достояние республики», а затем ознакомила гостей с биографией Абдулатипа Гаджиева.
Абдулатип Гаджиев родился 18 мая 1935 г. в с. Хинуб Чародинского района Республики Дагестан. В 1966 г. окончил исторический факультет Дагестанского государственного университета, затем аспирантуру при ДГУ. В 1971 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Воспитание молодёжи Дагестана на революционных, боевых и трудовых традициях партии и советского народа».
А. Ю. Гаджиев -залуженный ветаран комсомола, работал первым секретаем Дагестанского оькома ВЛКСМ, избирался членом ЦК ВЛКСМ..После комсомола был выдвинут и работал л министром культуры ДАССР. Заслуженный работник культуры ДАССР, член Союза писателей РФ и Союза журналистов РФ. Трудовая деятельность Абдулатипа Гаджиева началась с 1954 года. Своим творческим добросовестным трудом Абдулатип Юсупович прошёл путь от учителя начальных классов до министра культуры РД. Избирался депутатом Верховного Совета ДАССР. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Знаком почёта, Почётной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР, знаками и Почеитной грамотой ЦК ВЛКСМ. . С 1986 по 1989 гг. работал старшим научным сотрудником в секторе истории КПСС Института истории, языка и литературы ДНЦ РАН.
Основное направление научно-исследовательской работы А. Ю. Гаджиева – история и деятельность комсомольской организации республики. Автор 20 книг и брошюр, а также более 20 научных статей.
Выступив перед аудиторией, Абдулатип Юсупович поделился воспоминаниями о временах юности. На встречу были приглашены студенты Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета, а также близкие друзья и соратники А. Гаджиева. По традиции проекта «Национальное достояние республики» мероприятие проходило в формате «вечер вопросов и ответов». Слушатели, особенно молодёжь, студенты вузов, задавали самые разнообразные вопросы – о детстве Абдулатипа Юсуповича, о любимых книгах и героях его детских дет, о родителях... Отвечая на вопросы молодёжи, Абдулатип Гаджиев давал профессиональные наставления не терять времени в молодые годы и стараться как можно больше работать и больше читать.
Близкий друг и однокурсник А. Ю. Гаджиева профессор Магомед Гасанов, доктор исторических наук, кавказовед, академик Международной академии наук высшей школы, заведующий кафедрой истории Дагестана ДГПУ, поделился воспоминаниями о том времени, когда они вместе учились.
Поприветствовать Абдулатипа Гаджиева и подарить ему свои поэтические и музыкальные номера пришли учащиеся школы № 58 посёлка Семендер, которые очаровали своими выступлениями не только виновника торжества, но и весь зал. Дети читали стихи на аварском языке, затем показали танцевальный номер. Народный артист РД Абдула Магомедмирзоев выступил со словами благодарности в адрес Абдулатипа Гаджиева и рассказал о содействии историка в создании мужского хора «Поющая Чарода». А. Ю. Гаджиев очень много сделал для культурной жизни Чародинского района; ему небезразличны любые мероприятия хора, он посещает концертные выступления коллектива. Государственный народный мужской хор «Поющая Чарода» украсил мероприятие своими песнями.
В зале отделом национальной и краеведческой литературы НБ РД им. Р. Гамзатова была оформлена выставка «Жизнь, достойная подражания», представляющая книги и брошюры А. Ю. Гаджиева.
Отдел культурных программ, отдел краеведческой и национальной литературы
В 1968-69гг. мне довелось довольно часто встречаться и вместе работать с Абдулатипом Гаджиевым, в бытность его первым секретарем обкома комсомола. Вместе с ним готовили проводили областную комсомольскую конференцию, не раз встречались с народным поэтом Расулом Гамзатовым, вместе были в командировках в ряде районов республики. На всю жизнь остались в памяти его дружелюбие, энергичность, активность, постоянная забота о ветеранах войны и труда, глубокое понимание и внимание к культуре и искусству своей многонациональной родины, открытость и чувство товарищества...
Замечательный человек - современник, восптатель и наставник, хранитель истории и традиций... С майскими праздниками, с Днем Побеы и с приближающимся 18 мая - Днем рождения, сатраый друг и коллега!! Здоровья и многая лета!
Виталий Арсентьев , в те годы - зав.сектором Отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ.
========================. Личность высокого интеллекта и ответственности
(О книге Абдулатипа Гаджиева об Абдурахмане Даниялове в серии «Жизнь замечательных дагестанцев». Дагкнигоиздат, 2015, с. 178).
Я знаю Абдулатипа Юсуповича не только как одного из наиболее способных студентов и активных общественников исторического факультета ДГУ в период моей работы заведующим кафедрой философии и преподавателем, но и как одного из авторитетных руководящих работников республики. Знал и Абдурахмана Данияловича, при нем более 6 лет работал инструктором и лектором обкома КПСС, выполнял свои функции и его поручения по работе обкома, не относившиеся тогда непосредственно к моей деятельности. Поэтому нередко общался с ним. Это дает мне основание судить о Даниялове не только по данным книги Абдулатипа Юсуповича. Труд написан с глубоким знанием всей жизни и деятельности А. Даниялова. «Я хочу рассказать о жизни человека, — пишет автор, — которому довелось оказаться во главе своего народа в непростое (чтобы не сказать большего) время и который, будучи честным и добрым, делал все от него зависящее, чтобы быть максимально полезным дагестанцам» (с. 5).
В период моей сознательной жизни не было более талантливого и деятельного руководителя республики. Еще со времени жизни в детдоме Абдурахман Даниялович отличался сознательным отношением ко всему, что приходилось ему делать, и общественной активностью. Там он являлся командиром детдомовцев.
Абдурахман Даниялович прошел большую школу образовательной и практической подготовки: Буйнакский педтехникум, Институт водного хозяйства Наркомзема СССР. Работал в комсомоле, затем — в наркомате земледелия ДАССР. В 1937 году утвержден народным комиссаром земледелия ДАССР, в 1940-м – председателем СНК ДАССР, 1948-м избран первым секретарем Дагобкома КПСС. Такое быстрое продвижение Абдурахмана Данияловича объясняется не только тем, что руководящие кадры республики были репрессированы, как считают многие, но и высоким интеллектом, его деловыми качествами.
Он прилагал свои недюжинные способности для планомерного развития промышленности, сельского хозяйства, культуры и науки республики. Не будем говорить, какой настойчивости и усилий стоило, чтобы создать промышленные предприятия, строить электростанции, развивать сельское хозяйство. Конечно, в этом принимали деятельное участие и многие другие руководящие работники Дагестана. Однако А. Даниялов то проявлял инициативу на получение разрешения на стройку объектов, то поддерживал инициативы различных министерств и ведомств. В книге Абдулатипа Юсуповича обо всем этом изложено довольно подробно.
По личной инициативе Абдурахмана Данияловича был создан Дагестанский филиал академии наук СССР. Для этого уговорил выдающегося ученого, члена-корреспондента академии наук Азербайджанской ССР, дагестанца Хабибулу Амирханова приехать в Дагестан и возглавить его. И не ошибся. Хабибула Ибрагимович сделал многое для превращения молодого филиала в крупный центр научной мысли страны. А. Даниялов отстоял филиал, когда при Н. С. Хрущеве хотели закрыть его. Для чего ему пришлось специально поехать в Москву и встретиться с Н. С. Хрущевым.
Абдурахман Даниялович сыграл немалую роль также в преобразовании Дагестанского пединститута в университет, то есть буквально в открытие в Дагестане первого университета.
Таких примеров можно привести много. Работая в обкоме КПСС, после — в вузах республики, я убедился в том, что А. Даниялову не были присущи замашки многих современных руководящих работников. У него не было высокомерия и чванливости. Любой человек, независимо от служебного и иного положения, мог прийти к нему на прием. Я лично знаю, что многие коммунисты по партбилету приходили в его приемную и он по сообщению секретарши принимал их, если не был сильно занят.
Я, будучи преподавателем ДГУ, несколько раз с работы звонил в приемную, и секретарша соединяла меня.
Небезынтересен для читателя следующий факт моей встречи с А. Данияловым. После оппонирования докторской диссертации завкафедрой философии Ташкентского политехнического университета А. Артыкова я отправился прямо в приемную А. Даниялова и попросил принять меня. Рассказал ему, что мы с Узбекской Республикой в одной партии, у нас один устав, в Дагестане и в других республиках РСФСР наказывают коммунистов за обрезание, а в Ташкенте устраивают торжественные банкеты по этому случаю. Он удивился и сказал, что там союзная республика и первый секретарь их ЦК Ш. Рашидов — кандидат в члены политбюро КПСС. Они имеют больше возможностей, но то, что устраивают банкеты по поводу обрезания, — это слишком, а мы в составе РФ. Тут же позвонил директору мединститута Алибекову и дал указание собрать всех, кого считает нужным, из профессорского состава, обсудить и представить в обком КПСС справку о том, что представляет собой обрезание как в негативном, так и в позитивном плане. Дал на это 15 дней. Предложено было и мне прийти.
Вскоре Алибеков представил справку — «нашинскую и вашинскую». Абдурахман Даниялович посмеялся и сказал, обращаясь ко мне и к нему: «Видимо, в таких случаях лучше не устраивать банкеты и не наказывать за обрезание». Но в этой связи хочу сообщить читателю, что один из секретарей ЦК Узбекистана на банкете поднял тост за Дагестан, за его руководство во главе с А. Данияловым, поблагодарил и меня за то, что помогаю растить ученых Узбекистана.
По имеющимся данным, Абдурахман Даниялович пытался добиться изменения статуса Дагестанской АССР в союзно-республиканский. Эти стремления не нравились особенно тем, кто работал в Дагестане по направлению Москвы. Второй секретарь Дагобкома КПСС П. В. Коротков почти не скрывал своей неприязни к А. Даниялову, особенно после его освобождения и перевода в Президиум Верховного Совета ДАССР. Все с осуждением вспоминают его выступление на одном из пленумов Дагобкома КПСС об Абдурахмане Данияловиче. Этот комиссар из Москвы после ухода А. Даниялова из обкома некомпетентно вмешивался во все вопросы жизни Дагестана, в том числе и публикации литературы по социально-гуманитарным наукам, далеким от его специальности.
Автор рецензируемой книги близко знал А. Даниялова, но работа написана на основе кропотливого изучения всей его жизни и деятельности.
Я еще больше убедился в том, что в лице Абдурахмана Данияловича мы имели просвещенного и умнейшего горца, когда по его приглашению после одной научной конференции в Институте востоковедения АН СССР был у него в гостях в московской квартире. В беседе со мной он сказал: «Многие упрекают меня в том, что такие годы, получая высокую пенсию, выехал в Москву. Но они не были в моем положении. Некоторые, близко знакомые и для которых я немало сделал, увидев меня на улице, переходили на другую сторону, боясь, как бы их не увидел новый руководитель Дагестанского обкома КПСС. Я здесь, работая в области науки, нахожу удовлетворение. Наука в этом отношении лучшая сфера деятельности. Когда вы отказались стать ректором ДГУ после Алиева А. Г., ссылаясь на то, что хотите посвятить себя науке, я удивлялся. Конечно, работая ректором, вы не могли иметь таких результатов, какие имеете сейчас».
У Абдурахмана Данияловича большие заслуги перед Родиной, о чем свидетельствуют пять орденов Ленина, орден Отечественной войны первой степени, орден Трудового Красного Знамени и много медалей. А главное, уходя в иной мир, он оставил глубокий след в памяти народа.
Я уверен, что с благодарностью будут вспоминать и автора книги, который так умело описал жизнь и деятельность одного из лучших сыновей Дагестана – Абдурахмана Даниялова.
Магомед Абдуллаев, директор РБОФ им. шейха Абдурахмана-хаджи, профессор