Николай Афанасьев: Я жил ради общества, и счастлив, что общество это оценило
«Когда-то, лет тридцать назад, Троицк был прекрасным городом, — рассказывает бывший троичанин Александр Афанасьев. – Работала промышленность, было много заводов. дизельный, станкостроительный, электромеханический, молочный. Еще — жировой, кожевенно-галантерейный и консервный комбинаты. И вообще, в те времена Троицк был одним из лучших городов Челябинской области». На вопрос, не родственник ли он Николаю Михайловичу Афанасьеву, возглавлявшему администрацию Троицка в те времена, Александр отвечает отрицательно. «Нет, мы не родственники – просто однофамильцы».
Николай Михайлович Афанасьев был градоначальником 20 лет, 16 из которых работал председателем горисполкома в советское время. За эти годы в полной мере развернулся его талант выдающегося хозяйственника, проявил себя несгибаемый бойцовский дух человека, способного преодолеть любые трудности. Благодаря ему поддерживалась жизнедеятельность заводов, учебных заведений, а в годы комсомольского секретарства ещё и огромного сельскохозяйственного района. При Афанасьеве в городе были реконструированы предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, строились новые школы, больницы, дороги появился узел связи. Была проведена модернизация инфраструктуры городского коммунального хозяйства, позволившая перейти на централизованное теплоснабжение; введена в строй очистная канализация с биологической очисткой.
На чем держалась и откуда родом такая необыкновенная работоспособность, сила жизни и потребность всё делать для людей и во имя людей?
Сам Николай Михайлович, однако, вовсе не считает себя необыкновенным. «Просто я родом из комсомола, мы все так работали с молодых лет, со времён ударных строек. Нередко я приезжал домой около одиннадцати часов, прихватив с собой пачку писем, чтобы разобрать их к завтрашнему дню. Это не считалось подвигом, работа по 12 часов в сутки была обыкновенным делом для любого из нас».
Труд во имя других и отношение к себе как к части коллектива тоже кажутся ему вещами естественными и обыденными. «Весь комсомольский актив работал, как единый слаженный организм. Каждый из нас ощущал себя в первую очередь частью коллектива, и только потом уже – отдельной личностью», — рассказывает Афанасьев.
…Это было поколение людей, не знавших горечи одиночества и бесцельности существования, поколение, знавшее о страдающих эгоистах из книг об Онегине И Печорине – и одновременно поколение созидающее, принявшее в наследство разрушенное послевоенное хозяйство и оставившее после себя мощную индустриальную державу с работающей промышленностью и отстроенными городами. Их характер начал закаляться в детстве, в суровые и голодные военные и послевоенные годы. Это время навеяло им мечту построить другую — мирную, красивую и счастливую жизнь. Потом этих ребят принимал к себе комсомол, давший им ценности и идеалы и научивший их слаженно, организованно трудиться ради общего блага и осуществления детской мечты.
Комсомол стал для многих из них и школой, и воспитателем, и взлетной полосой.
Николай Афанасьев провел в комсомоле 16 лет – и это были счастливые, запоминающиеся и бурные годы. На вопрос, была ли у него тогда в жизни цель, он отвечает: «Подумайте сами, какая может быть цель у человека, у которого в семье нет матери, отец-инвалид и четверо младших братьев, отсутствует нормальное жильё и нормальная еда? По-моему, ответ очевиден. На последних курсах института была цель – поступить в аспирантуру, стать кандидатом ветеринарных наук. Но комсомол внес свои коррективы и поставил совсем другие цели».
Ещё во время учебы в зооветеринарном техникуме Николая избирали комсоргом группы, потом секретарем комитета комсомола. В ветеринарном институте — заместителем секретаря, а затем освобождённым секретарём комитета ВЛКСМ. В свободное от работы время ему было разрешено посещать занятия.
Афанасьев отлично справлялся и с учёбой, и с работой, а ещё и с обязанностями внештатного секретаря горкома. И, когда на пленуме горкома 1957 года его кандидатуру предложили на должность второго секретаря Троицкого горкома ВЛКСМ, все проголосовали «за». И неожиданностью это было только для одного человека – самого Николая.- Нет, я отказываюсь от этой должности, — взволнованно говорил он на том пленуме горкома. — Я после института в аспирантуру поступаю. Я не хочу быть секретарем горкома!
— А вот мы – хотим! – получил он в ответ.
Возражать после такого напора было бессмысленно и бесполезно. С мечтой об аспирантуре пришлось распрощаться.
В жизни Николая Афанасьева начался новый этап, требовавший от него еще большего напряжения сил, давая взамен новые цели, задачи, многочисленные знакомства, неожиданные повороты, счастливые случайности, сюрпризы и много, много чего еще.
Общения и знакомств комсомольская работа действительно давала великое множество. Среди знакомых Афанасьева была симпатичная девушка по имени Тамара, заведующей сектором учета Троицкого горкома. За красавицей Тамарой ухаживали самые видные ребята. Она нравилась многим, и это было неудивительно – у нее была очень обаятельная простая, открытая и доброжелательная манера держаться.
Сначала Николай общался с ней по рабочим вопросам. Слово за слово, одна встреча, другая… Постепенно завязалась дружба. Им нравилось беседовать друг с другом о том, о сем, вместе ходить в кино, гулять.
Так продолжалось около года. Свадьбу сыграли в начале мая, накануне дня рождения Николая. Гостей собралось немного – родственники и близкие друзья по комсомолу. Это была славная и простая комсомольская свадьба, каких много устраивалось в те годы – веселые поздравления, тосты, дружеские шутки, стихи и песни.
Но все праздники рано или поздно заканчиваются, и начинается проза жизни с ее бесконечными вопросами. У него – комната в общежитии, где он жил с двумя студентами. У нее – квартира: одна комната (она же кухня) на пятерых: родители и две сестры. Как же быть молодой семье, где обустраивать свое гнездышко и обзаводиться хозяйством? Афанасьевым улыбнулась удача. По стечению обстоятельств через неделю после их свадьбы освободилась комната в коммунальной квартире. Хорошая комнатка, но – абсолютно пустая. Ни кровати, ни стула, ни стола — одни лишь голые стены.
Выручил молодых профессор Николай Иванович Аркаевский, проректор института, наставник и старший товарищ Афанасьева. Выслушав просьбу Николая дать денег в долг на восемь или десять месяцев, он подошел к сейфу и вытащил толстенькую пачку купюр:
— Я тебя не тороплю, рассчитаешься, когда сможешь.
Так в комнате появилась кровать с никелированной спинкой, шпонированный шифоньер, круглый стол и четыре стула. Сколько радости приносила каждая покупка!
В этой маленькой съемной комнате началась большая и счастливая совместная жизнь длиною почти в шестьдесят лет.
Вскоре Тамаре Константиновне пришлось сменить должность в горкоме на профессию учителя – в те времена супругам, когда один начальник, другой подчинённый, нельзя было работать вместе. А перед Николаем Михайловичем бурлящая комсомольская жизнь ставила все новые и новые задачи.
В горкоме за ним закрепили организационную работу и всю прозу комсомольских будней: взносы, собрания, подготовка заседаний, приём в члены ВЛКСМ и учёт молодого пополнения, учёбу кадров и актива.
Николай Афанасьев обладал необыкновенным трудолюбием и полным отсутствием самолюбования. Он просто делал свою работу с полной самоотдачей, изо дня в день и каждый день одинаково хорошо. Он был одним из тех людей, о которых говорят: «На таких, как он, держится мир». При нем комсомольские взносы были в порядке, собрания проводились в соответствии с уставом, и каждый занимался своим делом.
Но были и более серьезные дела.
В конце пятидесятых годов Никита Сергеевич Хрущев начал кампанию по широкомасштабному внедрению кукурузы в сельское хозяйство и призвал на помощь труженикам села комсомол. Перед секретарем горкома ВЛКСМ Николаем Афанасьевым встала непростая задача – добиться успеха в выращивании кукурузы в Троицком районе.
До сих пор при упоминании слова «кукуруза» Николай Михайлович хитро прищуривается и поправляет собеседника, произнося популярный лозунг того времени:
— Не просто «кукуруза». Кукуруза – это мясо, кукуруза – это молоко!
Освоить агротехнику выращивания этого «мяса и молока» было непросто. Для этого использовали способ квадратно-гнездового сева, который осваивали на специальных курсах, а затем закрепляли полученные знания практическим «севом» на снегу. После обучения на курсах молодым специалистам выдавали удостоверения, дающие право на квадратно-гнездовой сев кукурузы. Немало пришлось потрудиться для получения такого удостоверения. Зато какова была радость, когда осенью, одна за одной, проходили через весы автомашины, гружённые кукурузной массой!
Афанасьев погрузился в работу. Он вникал во все тонкости агротехники, проводил собрания, вдохновлял, ставил задачи, собирал и анализировал результаты, думал, как и что можно улучшить, выстраивал систему сбора информации, борьбы с недостатками, поощрения достижений. Вскоре он постиг до тонкостей весь процесс, начиная от сортов, наиболее подходящих для местного климата, и заканчивая организационными моментами.
Для сбора информации, контроля за посевами и выявления недостатков были организованы отряды «легкой кавалерии» — комсомольские инспекторские группы. Они докладывали о результатах работы в горком ВЛКСМ. Выпускались «боевые листки», в которых наряду с острой критикой отдельных нарушителей агротехники рассказывалось о лучших кукурузоводах.
В составе таких групп Николай Михайлович выезжал на поля. Эта работа принесла ему знакомство еще с одним видным комсомольским деятелем – Петром Решетовым, бывшим в то время первым секретарем обкома ВЛКСМ (впоследствии – секретарь ЦК ВЛКСМ), который был не только членом инспекторской группы, но и руководил работой всех отрядов «легкой кавалерии». Так и происходила большая часть комсомольских знакомств – не на вечеринках и праздниках, а в совместном рабочем процессе, на полях, на заводах, на совещаниях…
Решетов посоветовал привлечь на поля школьников и комсомольцев предприятий для ручной прополки посевов. Для получения еще более высоких результатов было объявлено соревнование комсомольско-молодежных коллективов. Для наглядности на комбайнах, автомашинах и тракторах устанавливали звездочки: на комбайнах – за каждые 50 га убранной площади, на автомашинах – за каждые 300 тонн зеленой массы, перевезенные к месту укладки.
Лучшие коллективы получали звание «Передовик уборки кукурузы», победителей награждали Похвальными листами горкома ВЛКСМ, их имена заносились в Книгу почета городской комсомольской организации.
Молодежь трудилась самозабвенно, с полной самоотдачей, с утра до позднего вечера. Многие по собственному желанию приходили на поле после основной работы и трудились по 3-4 часа. Если подводила техника, то энтузиасты оставались ночевать прямо на полосе, чтобы починить и ввести ее в строй как можно скорее. Это было именно то, о чем Афанасьев впоследствии скажет: «Мы все работали, как единый целостный организм».
К 1961 году Троицкий район занял первое место среди районов Челябинской области по выращиванию кукурузы и стал одним из лучших в стране.
«В то время было модно делиться опытом, — рассказывает Николай Михайлович. – Мне поставили задачу – обобщить и изложить наши методы выращивания кукурузы, чтобы ими могли воспользоваться хозяйства других регионов. Времени дали немного – пять дней». Так появилась на свет брошюра «По зову партии».
Не только сельским хозяйством занимался Афанасьев в должности секретаря горкома комсомола. По его инициативе в Троицке стали массово появляться спортивные площадки. Программу по их созданию утвердили после того, как по предложению Николая Михайловича этот вопрос был рассмотрен на пленуме горкома ВЛКСМ. А один из старых гаражей АТК по его настоянию переоборудовали в спортзал.
Много чего было сделано горком комсомола в те годы. Были и по-настоящему масштабные проекты – две ударные комсомольские стройки.
Реконструкция кинотеатра «30 лет ВЛКСМ» получила статус городской ударной комсомольской стройки, начальником штаба стал Николай Афанасьев. Она была начата в 1958 году, а зимой 1959 года кинотеатр принял первых зрителей. В номере газеты «Комсомольская правда» за 1961 год была опубликована статья Николая Михайловича о том, как проходило строительство.
«Это было три года назад, осенью. Троицкая комсомольская организация Челябинской области готовилась к городской конференции. На одном из собраний комсомольского актива родилась мысль: своими силами капитально отремонтировать старый кинотеатр «30 лет ВЛКСМ» и пристроить к нему зал с широким экраном. «Кинопроблема» в городе стояла остро: было всего два государственных кинотеатра на 585 мест. На каждое место – 130 человек. Посоветовались со старшими товарищами, затем поделились мыслями с делегатами комсомольской конференции и приняли решение: методом народной стройки полностью реконструировать кинотеатр и построить второй зал с широким экраном, используя кредиты Госбанка.
Получив ссуду в 1200 000 рублей сроком на три года. Не теряя времени, принялись за дело. Объявили строительство широкоэкранного кинотеатра комсомольской стройкой. Бюро горкома комсомола утвердило штаб во главе с секретарем горкома. В состав штаба, кроме комсомольских активистов и рядовых комсомольцев, вошли директор кинотеатра, инженер-куратор от строительной конторы.
На всех промышленных предприятиях были созданы комсомольские посты содействия стройке, которые выявляли имеющиеся на предприятиях избытки строительных материалов и сообщали об этом в штаб.
После каждого пленума, совещания комсомольский актив города и района считал своим долгом поработать на строительстве. Работали в две смены – до или после занятий или рабочей смены. Молодежь выполняла самую трудоемкую работу.
Работники кинотеатра и комсомольский штаб старались сберечь каждую государственную копейку, заботились о каждой доске, каждом кирпиче. А сколько беспокойных дней и бессонных ночей провели молодые строители-энтузиасты зимой 1958 года, когда паровое отопление еще не работало, и нужно было отапливать зал переносными коксовыми печами, чтобы сохранить штукатурку.
И вот строительство завершено. Построен зал с широким экраном на 540 мест. К залу примыкают первоклассные аппаратные, перемоточная, комната отдыха для киномехаников, комната для ремонта аппаратуры, новый кассовый зал.
Секретарь горкома ВЛКСМ
Николай Афанасьев»
Еще более масштабным начинанием, чем реконструкция кинотеатра, было строительство Троицкой ГРЭС.
Первые строители на этот объект прибыли в начале 1954 года, а через два года было создано самостоятельное СУ (начальник Б.Н.Ильинский, главный инженер легендарная Вера Ивановна Рыбка). В 1957 году по предложению первого секретаря Челябинского обкома ВЛКСМ Петра Решетова стройка приобрела новый статус и была объявлена Всесоюзной Ударной комсомольской. В город по комсомольским путевкам и по оргнабору стали приезжать молодые люди со всех концов Советского Союза. Их разместили в палаточном городке на пустыре, где сейчас находится поселок ГРЭС. Народ там поселился разношёрстный: кто-то приехал за романтикой, большинство — в надежде получить профессию, жильё и обзавестись семьёй. Кто-то хотел заработать денег. Всех их надо было разместить, накормить, обогреть, обеспечить нормальными бытовыми условиями, организовать досуг, а энергию направить в русло созидательной деятельности. Этим и занимался комсомольский штаб. Афанасьев не раз приезжал к ним побеседовать, и не всегда разговор начинался на мирной ноте. Николай Михайлович терпеливо выслушивал недовольных, помогал ребятам наладить быт и досуг, создал на участке комсомольскую организацию. Установил комсомольский пост на строительстве для них общежития из шлакоблока. А когда ребята заявили, что многие молодые строители хотели бы поступить в институт — добился, чтобы на ГРЭС был создан филиал учебно-консультационного пункта ЧПИ. В период горячих предпусковых дней на строительстве первых трёх турбогенераторов на ударный объект по комсомольским путёвкам горком направил более 400 комсомольцев города и района. Штаб взял под контроль поставки оборудования для станции, поддерживал контакты с комсомольскими постами на предприятиях-изготовителях. И часто там, где не срабатывала цепочка по линии руководителей, помогало комсомольское братство и солидарность по линии ЦК ВЛКСМ. Накануне пуска первого турбогенератора мощностью 100 тысяч квт (апрель 1960 года) прошло комсомольское собрание стройки, на котором секретарь комитета ВЛКСМ Фёдор Казарезов отметил большую и продуктивную работу возглавляемого Николаем Афанасьевым комсомольского штаба и доложил, что среди комсомольцев стройки не было не выполнявших нормы выработки, что молодёжью Троицка отработано на стройке более 200 тысяч человеко/ часов.
Настрой комсомола был боевым и единодушным. Молодежь стремилась принять участие в возведении такого крупного и важного для страны объекта. Однажды строители попросили прислать им в помощь 50 человек, явилось же 700.
Афанасьев вспоминает, что значительную и довольно непростую часть его работы — как по строительству Троицкой ГРЭС, так и по реконструкции кинотеатра — составляли командировки в Москву. Много времени провел Николай в министерствах, добиваясь финансирования строительства. Часто бывая на приемах у высокопоставленных лиц, Николай Михайлович был знаком со многими из них. Особенно часто приходилось бывать у министра энергетики Петра Степановича Непорожнего, который был организатором большой программы строительства гидростанций.
В конце 1960 года, когда Николай Афанасьев был уже первым секретарём горкома, но оставался начальником штаба, был принят в эксплуатацию турбогенератор № 2; через год — № 3, с пуском которого завершился ввод первой очереди ГРЭС, а вместе с этим и вся стройка перестала быть Всесоюзной Ударной. Свою историческую миссию она завершила. За этот период был построен целый посёлок ГРЭС, в котором на месте палаточного городка первостроителей появилось 60 тысяч квадратных метров жилья, детские сады и ясли, кинотеатр, корпуса больничного комплекса. 2 школы. В 1958 году открыто движение пассажирского поезда по маршруту ГРЭС – Троицк. В 1961 году электростанция выработала 1 млрд кВт-ч электроэнергии. В результате был покрыт энергетический дефицит Магнитогорского металлургического комбината, Соколовско-Сарбайского обогатительного комбината и сельскохозяйственных предприятий Южного Урала. ГРЭС поставляла электроэнергию не только в Уральский регион, но и в Казахстан и тем самым способствовала укреплению связей между республиками. Таков экономический итог Всесоюзной ударной комсомольской стройки, возникшей на степных уральских просторах.
Комсомольская жизнь Афанасьева закончилась в 1963 году с переходом на партийную работу заведующим орготделом Троицкго горкома партии (источники датируют 1962 годом).
Отшумели бурные комсомольские годы. Но остались энтузиазм и боевая закалка, организационные и хозяйственные умения и навыки, вечно молодой комсомольский дух и друзья юности. Остался нерушимый, завоеванный в молодости авторитет, продолжавший расти с каждым прожитым годом, с каждым новым достижением и новым реализованным проектом. И даже спустя много лет, когда карьера была уже закончена, уважение и признательность людей неизменно сопровождают Николая Михайловича. Его помнят и ценят близкие и друзья, знакомые и деятели политики. А те, кто не слышал о нем, а просто родился и вырос в Троицке, время от времени вспоминают: «Когда-то это был прекрасный город…» И это – тоже об Афанасьеве.
На вопрос «что вы считаете своим главным достижением?» Николай Афанасьев отвечает, не задумываясь ни на секунду.
— Я жил ради общества, – говорит он. И, немного помолчав, добавляет:
— И счастлив, что общество это оценило.
Нора Барская
См. сайт http://komsomol74.ru |