Юрий Рябинин. Мы мечтали создать агрогорода
Аллею в центре моего села Уйское по праву можно называть «Комсомольская». Озеленить каменистые почвы села было делом нелёгким. В шестидесятые годы мы высадили ветки молодых тополей у себя на центральной улице. Сегодня там растут красивые и мощные деревья. Это память о комсомольцах, об их делах и стремлениях сделать родное село лучше, краше.
Мы мечтали о создании агрогородов: высоких домов, больших сельскохозяйственных предприятий. Идея оказалась несбыточной, но Уйский совхоз сохранил сельскохозяйственные традиции и всегда был в числе флагманов производства. Сельским комсомольцам приходилось гораздо сложнее, чем городским. Деревня в ту пору ещё не оклемалась после войны, народ был разут, раздет. Помимо создания агитбригад и участия в соцсоревновании комсомольцам приходилось ходить по домам и собирать ребятишек в школу, открывать вечерние школы для молодёжи, обучать парней на курсах механизаторов. Сельские парни и девчата всегда отличались от сверстников-пролетариев своей застенчивостью. Зато работы никакой не боялись.
Скажем, сеяли квадратно-гнездовым методом кукурузу. Потом собирали огромный урожай. Комсомольские звенья действовали в каждом совхозе, колхозе. Победитель соцсоревнования Аркадий Шмигельский стал делегатом XVсъезда комсомола. Когда по всему Союзу прозвучал призыв: «Дать стране мясо!», молодёжь из Уйска восприняла его как личное дело. Комсорг и шофёр Василий Герасимов придумал разместить клетки с кроликами под крышей гаража. Выращивали и сдавали мясо без отрыва от основной работы.
На майском пленуме ЦК ВЛКСМ в 1965 году была поднята проблема мелиорации земель. В Чебаркуле решили освободить поля от камней. Для каждого комсомольца составили трудовой наряд, где на маленьком листе с комсомольским значком отпечатали норму. По полю ехала волокуша, прикреплённая к трактору, за неё шли ребята и собирали камни, потом вывозили их на обочину. Тогда было собрано тысячи тонн камней.
Помнится, как проводили пленарные заседания райкома в Кундравинском совхозе. А в свободное от заседаний время сдавали трудовой «экзамен» — заготавливали сено. Трактора сгребали сено, а мы его копнили и метали в скирды. Директор совхоза вынес комсомольскому активу благодарность за оказание существенной помощи в заготовке сена. А вечерами с местной молодёжью в клубе устраивали танцы и пели песни. Наутро снова пленум: спорили, решали насущные проблемы комсомольской жизни, принимали постановления. Никто не уставал.
Так практические задачи жизни страны становились делом каждого комсомольца. Для нас тогда ничего не было непосильного. В молодости всегда кажется, что и горы можешь свернуть. Энергию и оптимизм мы пронесли по всей жизни.
Юрий Рябинин, первый секретарь Уйского, Колхозного райкомов, Чебаркульского горкома ВЛКСМ |