19 мая 2022 года исполнится 100 лет со дня основания Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.
Хорошо помню, как отмечался День рождения Пионерии в прошлом. В школьном актовом зале, на улицах городов и поселков становилось светлее от белоснежных рубашек и алых галстуков. На торжественной линейке начищенные до блеска горны выводили сигнал: «Слушайте все!». Под призывную дробь барабана раздавалась команда: «Равнение на знамя!». Замирали ребячьи ряды, застывали поднятые в салюте руки. И главный подарок челябинским пионерам — бесплатное катание на городском транспорте. Это незабываемая, светлая и добрая страница детства советских школьников.
Мне повезло связать свою жизнь с пионерским движением на многие годы.
В 1969 году после окончания десятого класса школы № 56 г. Челябинска, я осталась там работать старшей пионервожатой. Насколько я помню, в те годы не готовили пионервожатых в педагогических учебных заведениях, но существовала хорошая практика проведения ежегодных семинаров для старших вожатых города.
Так, перед началом учебного года я была направлена на методический семинар, который был организован городским отделом образования совместно с Дворцом пионеров и школьников им. Н.К. Крупской. На высоком уровне проходили методические занятия, которые проводили руководители городского Дворца по разным направлениям пионерского движения, выступали ведущие педагоги, опытом работы делились лучшие вожатые школ города. У меня большой интерес вызывали практические занятия по организации пионерских праздников, слетов, трудовых десантов, походов, спортивных соревнований. На этом семинаре я приобрела знания по организации работы с пионерами и октябрятами.
Под впечатлением прошедшего семинара, я приступила к подготовке праздника, посвященного началу учебного года. Хотелось провести День знаний необычно, нестандартно, чтобы он всем запомнился. Ни с кем не советуясь, я решила, что кульминацией общешкольной линейки будет пионерский костер с песнями и танцами. Соорудить костер на площадке перед школой не составило труда, так как школа находится рядом с сосновым бором в поселке АМЗ. Знакомые старшеклассники принесли сухие деревья, ветки. К вечеру костер был готов, высотой почти с нашу двухэтажную школу старой постройки.
Началась торжественная линейка. С началом учебного года учащихся школы поздравили директор Анна Дмитриевна Сысоева, руководители завода, ветераны войны и труда. Прозвенел первый звонок для первоклассников. И ввысь взметнулось пламя костра. У детей восторг, у взрослых ужас. Педагоги школы быстро подключились к организации детей в хоровод. Музыкальный работник организовал общее исполнение пионерских и комсомольских песен.
После окончания праздника на совещании педагогического коллектива состоялся «разбор полетов». Моя самостоятельность вызвала у А.Д. Сысоевой достаточно бурную реакцию. К счастью, на мою защиту встала завуч по внеклассной работе Тамара Ивановна Баталова, мой духовный наставник и Учитель. Вот таким было мое первое «боевое крещение».
По прошествии многих лет я понимаю, насколько это было рискованное мероприятие. К счастью, это не повлияло на мое желание возглавлять пионерскую дружину родной школы. Я по сей день, бесконечно благодарна всему педагогическому коллективу школы за то, что помогли мне полюбить свою работу, детей, преподали уроки педагогического мастерства.
Я хорошо осознавала, что в должности старшей вожатой, мне необходимо не только сохранить имеющиеся традиции, но и приложить максимум усилий по совершенствованию и внедрению новых, интересных, ярких форм воспитания школьников. Важно было изучать опыт лучших пионерских дружин, постоянно находиться в гуще событий пионерского и комсомольского движения в стране.
Контакт с ребятами установился быстро. Я старалась вникнуть в их желания и интересы, внести что-то новое, свежее в работу пионерских отрядов, дружины в целом. В пионерской комнате вместе с активом (председателями советов отрядов, членами советов дружины) намечали планы работы, включая сюда и тематику проведения пионерских сборов, и участие в общественно-полезном труде, и подготовку художественной самодеятельности, и шефскую помощь старших пионеров над октябрятскими группами.
Большой популярностью среди пионеров было тимуровское движение «Забота». Юные тимуровцы оказывали посильную помощь ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны: рубили дрова, носили воду, расчищали снег, приносили продукты и лекарства. В праздничные дни организовывали поздравления пожилым жителям поселка.
Следует отметить, что средняя школа № 56 находилась в отдалении от культурных и спортивных учреждений города. Поэтому школа стала Центром культурно-массовых и спортивных соревнований в микрорайоне. До позднего вечера двери школы были открыты. Работали творческие кружки (танцевальный, драматический, хорового пения), занимался коллектив баянистов и аккордеонистов, в котором насчитывалось более 30 юных музыкантов. Были организованы спортивные секции по баскетболу, волейболу, проводились тренировки по легкой атлетике. Целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива с детьми и подростками по месту жительства приносила «свои плоды». Отсутствовали случаи правонарушений среди учащихся школы, не говоря о уже преступных действиях. Как это актуально сегодня!
В свою очередь, деятельность пионерской организации школы была неотъемлемой составляющей системы воспитания подрастающего поколения. В те годы, мы старшие вожатые имели богатый арсенал форм и методов работы с пионерами. Воспитательное воздействие которых было чрезвычайно велико.
Невозможно было представить жизнь пионерской организации без пионерской атрибутики. Каждая дружина имела свое пионерское знамя, в отрядах пионерский флажок, горн, барабан. Хорошей учебой, общественными делами пионеры доказывали, что они могут выполнять ответственное поручение, быть знаменосцами дружины, флажконосцами, состоять в отряде горнистов и барабанщиков.
В пионерских отрядах, звеньях проходило много интересного, серьезного и веселого, делового и романтичного: сборы, утренники, устные журналы, походы, игры, тимуровская работа, спортивные соревнования.
Наша пионерская дружина им. Героя Советского Союза Н. Ковшовой дружно шагала в ногу со всей пионерией страны. Активно участвовали во Всесоюзных акциях, смотрах, походах. Оставаться неравнодушными нас учили операции «Забота» (делали кормушки для птиц), «Живи, книга!» (подклеивали книги в школьной библиотеке), «Тимуровцы» (посещали ветеранов войны, приносили дрова в дом, ходили в магазин за продуктами), «Вожатые» (навещали подшефных октябрят). Проводились пионерские сборы «Юные герои-антифашисты в нашей стране и за рубежом», «Наша Родина – СССР», «Урок мужества».
Хорошо помню 22 апреля – День рождения В.И. Ленина. Традиционно, торжественная линейка, посвященная этой дате, проходила у заводоуправления АМЗ, где стоял бюст В.И. Ленина. На призаводской площади выстраивалась вся пионерская дружина. Самым значимым событием в жизни каждого школьника был прием в пионеры. А для меня это было очень ответственное мероприятие. Хотелось, чтобы этот особенный день остался в памяти детей на всю жизнь. Маленькие и взволнованные они стояли на линейке, давали клятву быть честными, справедливыми и верными, они вступали в пионеры и с нетерпением ждали, когда старшеклассники им повяжут долгожданные красные галстуки. Потом были поздравления известных людей завода, ветеранов войны и труда. На одном дыхании, под аккомпанемент ансамбля баянистов и аккордеонистов школы, пионерская дружина исполняла гимн Пионерии «Взвейтесь кострами синие ночи…». После чего они, окрыленные и радостные, шли домой. Даже если на улице было прохладно, они шли, расстегнув свои пальтишки, чтобы все видели их красные галстуки. Гордость и счастье переполняли сердца юных ленинцев.
Сегодня с уверенностью можно сказать, пионерская организация учила, воспитывала, закаляла, растила ребят здоровыми, обогащая их духовно.
Самые яркие и незабываемые воспоминания у меня связаны с поисковой работой красных следопытов по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Это подтверждали многолетние и значимые традиции, которые выпускники школы пронесли через всю жизнь.
Славу школе принесла поисковая работа, связанная с именем Героя Советского Союза Наташи Ковшовой, совершившей свой подвиг в 1942 году под Старой Руссой.
С января 1942 года снайперы Наталья Ковшова и Мария Поливанова участвовали в тяжелых боях против немецко-фашистских захватчиков на Северо-Западном фронте. Н. Ковшовой с января по август 1942 года было уничтожено 167 немецких солдат и офицеров. В бою возле деревни Сутоки Новгородской области подруги были окружены врагом. Героические девушки подорвали себя гранатами, унеся с собой жизни немецких захватчиков, но не сдались в плен. В то время Наташе было 22 года, а Маше – всего 20.
Вот история поиска. Летом 1962 года группа красных следопытов школы была на экскурсии в г. Златоусте, где познакомилась с Венедиктом Дмитриевичем Ковшовым, отцом Наташи. Воспоминания В.Д. Ковшова о дочери вызвали у ребят необычайный интерес. Затем, активисты побывали в г. Москве, в школе, в которой училась Н. Ковшова.
Эта поисковая работа дала свои результаты. В 1965 году пионерской дружине было присвоено имя отважной героини. И с этого времени вся жизнь пионерской дружины и комсомольской организации была подчинена увековечиванию памяти Н. Ковшовой, воспитанию учащихся на примере славного подвига участников Великой Отечественной войны. В школе был создан музей, в котором бережно хранились фотографии, материалы, документы, книги о бессмертном подвиге двух боевых подруг Наташи Ковшовой и Марии Поливановой. Каждый год, 1 сентября члены совета музея (учащиеся с 4-го по 10-й класс) проводили в музее «Урок мужества» для первоклассников. Прием в комсомол, одно из самых значимых событий в жизни учащихся школы, тоже проходил в школьном музее.
С каждым годом военно-патриотическая работа в пионерской организации приобретала новые формы и направления.
Главное событие в жизни всего педагогического и ученического коллектива школы приходилось на ноябрь, так как 26 ноября — день рождения Наташи Ковшовой. Начиная с 20-го по 26-е, в школе проходила Неделя Чести, посвященная этой дате. Задолго до торжественных мероприятий, все учащиеся школы соревновались за звание лучшего класса по успеваемости. На слете отличников и ударников учебы проходило награждение лучших пионеров и комсомольцев почетными грамотами. Каждый день Недели Чести был расписан буквально по часам.
Начиналась Неделя Чести с митинга у мемориальной доски, которая была установлена на одном из домов на улице имени Н.В. Ковшовой. Это по инициативе совета дружины школы и комитета комсомола, в 1967 году улица «Красная дорожка» была переименована в улицу имени героини Великой Отечественной войны. К слову, самая большая улица поселка, которая носит имя Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова, это результат поисковой работы пионерского отряда 7-б класса по сбору материала о бесстрашном разведчике.
Старшеклассники участвовали в соревнованиях по стрельбе, так как боевые подруги Н. Ковшова и М. Поливанова ушли на фронт снайперами. Победителям вручался значок «Лучший стрелок» или «Лучший снайпер».
С большим воодушевлением учащиеся с первого по восьмой класс принимали участие в трудовом десанте по сбору макулатуры и металлолома, старшеклассники работали в цехах АМЗ. Учащиеся собирали средства на возведение памятника Наталье Ковшовой, чтобы память о героине прославляла ее незабываемый подвиг долгие годы. Известный скульптор Энрика Эмильевна Головницкая стала автором памятника.
Апогеем всех учебных, спортивных и трудовых мероприятий этой недели традиционно был «Огонек», посвященный дню рождения героини. Много лет почетным гостем «Огонька» был Венедикт Дмитриевич Ковшов, отец Наташи Ковшовой. На празднике присутствовали бывшие фронтовики, ветераны автоматно — механического завода. Впоследствии, на «огонек» приезжали гости из Москвы, однополчане боевых подруг. Атмосфера праздника была пропитана воспоминаниями о героизме советского народа в годы войны. Звучали военные песни, стихи поэтов-фронтовиков. И каждое слово, каждая нота наполняли сердца ребят гордостью за нашу великую Родину. С большим волнением и трепетом они вручали красные гвоздики тем, кто защищал нас и одержал победу. В этот день, 26 ноября, в адрес школы поступало много поздравительных писем и телеграмм. Особенно хочется отметить, поздравление моряков с траулера имени Наташи Ковшовой из г. Севастополь. С командой траулера пионеров школы связывала долгая дружба. Члены совета музея школы помогли экипажу организовать музей. При посещении г. Севостополя в 1968 году, морякам траулера были переданы копии документов, фотографии, некоторые воспоминания, посвященные Н. Ковшовой.
Яркой, незабываемой страницей в жизни многих поколений выпускников школы был День Победы. 9 Мая у мемориала «Скорбящим матерям» на Лесном кладбище проходил «Майский рассвет». Это еще одна традиция, которая вышла из стен школы и стала достоянием всего населения поселка АМЗ, благодаря инициативе Т.И. Баталовой. Накануне празднования дня Победы по радио школьные дикторы зачитывали обращение ко всем учащимся школы: «Октябрята, пионеры, комсомольцы! По велению сердца, по зову души, кому дорога память о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны, приглашаем почтить память воинов, скончавшихся от ран в госпиталях Челябинска, на «Майский рассвет» 9 Мая в 6-00 час. утра». И всё, никакой принудиловки, никаких слов «должен», «надо», «обязан».
Я до сих пор не могу без волнения вспоминать это раннее утро, когда ничего не нарушало тишину мемориального комплекса, еще не было движения городского транспорта, а к солдатским могилам стекались ручейки учащихся школы. Эти «ручейки» заполняли всю территорию Лесного кладбища. Старшеклассники приходили группами, а малышей приводили родители, бабушки и дедушки. Целыми семьями шли жители поселка. Все они несли букетики цветов. С наградами, которые блестели в лучах первого солнца, торжественные и праздничные приходили ветераны. Без какого-либо сценария, в утренней тишине рассвета звучали патриотические стихи в исполнении ребят, трогательные воспоминания ветеранов. Заканчивался «Майский рассвет» щемящей минутой молчания и возложением цветов к мемориалу. А потом еще долго никто не расходился. И дети, и взрослые подходили к могилам солдат, стояли в полном молчании, оставляли цветы.
Самая высокая оценка была дана работе пионерской дружине школы, когда в 1976 году я была включена в состав делегации Челябинской области на первый (к сожалению, и последний) Всесоюзный слет пионерских вожатых Советского Союза, который проходил в г. Москве. Нашу делегацию возглавляли секретарь обкома ВЛКСМ по учащейся молодежи Валентина Сергеевна Орлова и заведующая кафедрой теории и методики пионерской и комсомольской работы Челябинского государственного педагогического института Ирина Алексеевна Филлипова.
Неизгладимое впечатление оставило торжественное заседание в Колонном зале Дома союзов, на котором выступили первый секретарь ЦК ВЛКСМ Евгений Михайлович Тяжельников, космонавт Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов.
Не менее важным и запоминающимся было участие делегатов в работе секций по различным направлениям пионерской работы. На одной из секций мне было поручено поделиться опытом работы научного общества учащихся города Челябинска. Организация НОУ при Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской стала «визитной карточкой» города по взаимодействию челябинских школ и педагогического института с целью приобщения талантливых школьников к научной деятельности. Опыт работы научного общества учащихся г. Челябинска был признан одним из лучших в стране.
Кроме того, мне посчастливилось принять участие в секции по военно- патриотическому воспитанию. Здесь я проявила инициативу и поделилась опытом работы пионерской дружины, связанной с именем Героя Советского Союза Н. Ковшовой. До сих пор не могу без волнения вспоминать, когда по окончанию работы секции, ко мне подошли ветераны войны и попросили подробнее рассказать, что связывает далекий Челябинск и москвичку Наташу Ковшову. Это были однополчане, боевые товарищи героинь Наташи Ковшовой и Марии Поливановой. Так состоялось знакомство с бывшим командиром полка Петром Ильичем Тарасовым, с санинструктором дивизии Софьей Дмитриевной Найденовой и командиром отряда разведчиков Леонидом Петровичем Лазаревым (близким другом Н. Ковшовой). Это они были живыми свидетелями боевых будней и последнего подвига отважных подруг.
В дальнейшем, московская встреча с людьми лично знавших Наташу Ковшову дала новый импульс поисковой работе пионеров и комсомольцев. В результате знакомства с этими удивительными людьми, география поиска однополчан героини значительно расширилась.
В 1976 году за большую военно-патриотическую работу пионерскому активу школы был вручен диплом Советского комитета ветеранов войны, подписанный Героем Советского Союза А. Маресьевым.
В этой статье мне хочется отметить роль комсомольской организации в работе с пионерами. Постоянно в повестке дня комитета комсомола школы были вопросы взаимодействия с пионерской дружиной. Пионеры под руководством комсомольского актива выходили на благоустройство и озеленение пришкольной территории, участвовали в трудовых десантах. Комсомольцы проводили в подшефных пионерских отрядах политинформации, возглавляли технические кружки, проводили занятия спортивных секций. Большое значение комитет комсомола школы придавал подготовке семиклассников к вступлению в комсомол. Активно работала «Школа будущего комсомольца».
По прошествии стольких лет, я могу с гордостью сказать, что работа с пионерией имела не проходящее значение. Мы пионервожатые, совместно с педагогическим коллективом, формировали у каждого школьника такие качества, как патриотизм и интернационализм, трудолюбие, ответственное отношение к учебе, организованность и дисциплинированность, готовность приносить пользу Родине, активную жизненную позицию.
Людмила Афанасьевна Чистякова,
Старшая пионервожатая школы №56 г.Челябинска (1969-1977 гг),
Секретарь Советского РК ВЛКСМ г.Челябинска (1977-1983 гг).