Поговорил сегодня с Валентином Александровимчем Сущевичем - ленендарном начальнивом Штаба ЦК ВЛКСМ на БАМЕ...Вспомнились несколько ярких эпизодов из жизни и работе в аппарате ЦК ВЛКСМ в 60-70-хгодах. Развернутые заседания с участием миенстров, с огромными картами и схемами будущих дорог этой сверхдлинной и разветвленной магистрали... Наш совместно с Валентино Сущевичем походный штаб в прездеиДруэбы, что отправлялся с передовиками -бамовцами в поездку полездку по Чехословакии... И вот читаю некоторые статьи из истории т ех дненй ...
Поезд "Комсомольская правда" наколесил по БАМу 500 000 километров
40 лет назад, 5 октября 1975-го, в столицу Байкало-Амурской магистрали Тынду прибыл первый агитпоезд ЦК ВЛКСМ
Фото: "КП" АРХИВ Фото: А. БОЙЦОВ Поезд «Комсомольская правда» в очередной раз прибыл на станцию Тында. Осень 1976-го. На крыше вагонов - строители БАМа: сверху лучше было видно то, что происходило на импровизированной сцене около состава...
-... А давайте вместе послушаем перестук вагонных колес, записанный на БАМе, а заодно - и песню «Дорога железная»! - предложили мы на днях Евгению Словецкому, который был первым начальником нашего поезда.
- А что - идет! - с ходу согласился он, и принес с собой в студию Радио «КП» ворох фотографий бамовской поры, газету «Байкало-Амурская магистраль», бортовой журнал, который мы вместе начали листать...
- Почему поезд назвали также, как зовут нашу газету, и отправили именно на БАМ?
- Вопрос странный...
- Сам-то я много раз бывал на БАМе, а спрашиваю, чтобы нынешним нашим читателям было понятно.
Только у нас. Поезд на БАМ
- БАМ - стройка века - это были не просто слова. Магистраль «прорубала в тайге» в основном молодежь. А кто, как не «Комсомольская правда», должна была ее агитировать и мобилизовывать? Так у газеты появилась «железнодорожная версия», идею эту в 1974-м поддержал XVII съезд ВЛКСМ.
- И сколько же у «Комсомольской правды» было вагонов?
- Шесть: два вагона-клуба, два - жилых, вагон-столовая и дизель-станция.
И вот мы отправились на БАМ - 25 сентября 1975-го с Ярославского вокзала в 4.50 утра…
- О, такую рань?
- Сильно спешили! (улыбается) А потом - мы должны были вписаться в железнодорожное расписание. Нас прицепили к почтово-багажному составу...
- Я думал, у вас свой локомотив был - ну, паровоз.
- Это потом, когда через 10 дней мы добрались до БАМа, у «Комсомольской правды» появился и свой паровоз...
- Здорово! А почему так долго ехали-то?
- Так ведь мы работали в пути! На какой станции не остановимся, обязательно - митинг, хлеб-соль...
Поезд "Комсомольская правда" наколесил по БАМу 500 000 километровФото: !АРХИВ "КП"
- Агитировали за БАМ?
- Да, это тоже была одной из задач нашего удивительного агитпоезда. Вместе с нами ехали замечательные люди - например, композитор Владимир Шаинскийи поэт Михаил Пляцковский везли с собой песню «Дорога железная».
Дорога таежная, Байкало-Амурская –
Не очень широкая, но все же не узкая.
Дорога железная, как ниточка, тянется...
А то, что построено, все людям останется
Именно поезд «Комсомольская правда» привез эту песню на БАМ, а потом она разлетелась по всему Советскому Союзу...
С нами были Олег Видов, популярнейший актер в те времена, Альберт Шестернев, заслуженный мастер спорта Советского Союза, замечательный футболист.
Первый начальник поезда Евгений Словецкий показал нам много уникальных документов из нашей бамовской биографии.Фото: ВИКТОР ГУСЕЙНОВ
Говорите - долго ехали... Мы сошли в Сковородино с Транссиба и пошли в направлении Тынды. Дорога только-только прокладывалась, рельсы еще были слабенькие, неустойчивые, мы двигались со скоростью 5-10 километров в час.
- По ходу рельсы клали, что ли?
- Конечно! Не в прямом смысле. Но мысли, мечты, работа наша, надеюсь, помогали строителям и шпалы укладывать, и рельсы...
- Наша газета тогда на первой страницы давала репортажи о своем поезде-тезке.
- Да! У нас же работали ваши журналисты. Я храню и письмо из «Комсомолки» о том, что Владимир Сунгоркин, нынешний главный редактор, в июне 1976-го был направлен к нам корреспондентом. У Володи это была первая трудовая часть биографии.
Магистраль «прорубала в тайге» в основном молодежь. А кто, как не «Комсомольская правда», должна была ее агитировать и мобилизовывать?Фото: !АРХИВ "КП"
- Сколько «Комсомольская правда» - имею ввиду поезд - колесила по БАМу?
- Свыше 15 лет... Тогда 15-месячная командировка моя (452 дня на БАМе в составе поезда) превратились в 15-летнюю работу.
- Я представляю, какие вы командировочные получили. Там же проценты тогда были!
- Вы знаете, мы их не замечали. Честно говоря, если меня сейчас спросить, какая у нас была зарплата, я не скажу. Потому что это не было главным.
- Счастливые люди.
- Да, мы были абсолютно счастливыми. Мы начинали рано утром – и в 6, и в 7, и в 8, заканчивали работу и в час, и в 2 ночи. Переход на очередную станцию, и опять - все вновь.
40 лет назад, 5 октября 1975-го, в столицу Байкало-Амурской магистрали Тынду прибыл первый агитпоезд ЦК ВЛКСМФото: !АРХИВ "КП"
- Сколько всего километров прошел этот поезд за 15 лет?
- За первый неполный год мы преодолели 40 тысяч км (это один виток вокруг Земного шара), если мы эту цифру умножим на 15, то, я думаю, где-то полмиллиона километров агитпоезд «Комсомольская правда» исколесил по Байкало-Амурской магистрали.
Дорога только-только прокладывалась Фото: !АРХИВ "КП"
- Евгений Леонидович, скажите - а что потом стало с вашим и нашим поездом? И куда он отправился?
- Я мог бы ограничиться таким ответом: когда не стало комсомола, поезд тоже расформировали, вагоны были возвращены железной дороге. Но я считаю, что на самом деле этот поезд ушел... в историю - комсомола, Байкало-Амурской магистрали, которая неразрывно связана с историей страны. И еще, я думаю, он остался в памяти миллионов строителей БАМа.
Дорога железная, как ниточка, тянется.
А сердце горячее - горячим останется!
.АЛЕКСАНДР ГАМОВ@gamov1
|