Главная| | Мой профиль | Регистрация| Выход | Вход
 
Пятница, 22.11.2024, 04:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш календарь [931]
Новости России [726]
Новости планеты [161]
Детские движения [200]
Студенческий строительный [62]
Великая Отечественная... [187]
Память [385]
Анкета "Не расстанусь с комсомолом" [112]
Поздравления [216]
Пионерия [110]
Юбилей комсомола [450]
Регионы [279]
Совет ветеранов [114]
История [248]
Новые книги [84]
Фалеристика [4]
Замечательные современники [80]
Целина - судьба моя [2]
К 65-летию начала освоения целины
Победа [10]
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается.
Наш комсомол
  • ЛКСМ. Москва.

  • Ленинский Комсомол (ЛКСМ РФ) Москва

  • Ветераны комсомола

  • Не расстанусь с комсомолом. Комсомол 100.

  • История комсомола Казахстана

  • Комсомольская юность моя

  • Комсомол -100 лет. Тверь.

  • Воспитанники комсомола-Мое Отечество

  • Комсомольская юность моя (Ивановская область)

  • Комсомольская площадь (Нижний Новгород)

  • Из истории Челябинской областной организации

  • Сайт ветеранов комсомола(Омск)

  • Ветераны Ярославской области

  • Наш опрос
    Есть ли будущее у комсомола?
    Всего ответов: 1244
    Вход

    Поиск
    Статистика

    clock counter Яндекс.Метрика
    Главная » 2024 » Апрель » 22 » БАМ - ЧТО ЧИТАТЬ О ЛЮДЯХ БАМа и самой СТРОЙКЕ
    БАМ - ЧТО ЧИТАТЬ О ЛЮДЯХ БАМа и самой СТРОЙКЕ
    14:32

    Сотрудники  Муниципального  бюджетного  учреждения культуры г. Иркутска «Централизованная библиотечная система» Отдел краеведческой литературы и библиографии   подгоговили обзор и список литературы к  к 50-летию стройки века    БАМ. 

    РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Иркутск, 2024 2 ББК 39.20 БАМ: к 50-летию стройки века : рекомендательный список литературы / составитель А. В. Александрова, А. В. Пашнина ; вст. ст. Л. И. Устюжанина; корректор и редактор Л. И. Устюжанина. – Иркутск : МБУК «ЦБС», 2024. – 22 с. О строительстве Байкало-Амурской магистрали написано огромное количество книг, причем как документальных, так и художественных, газетные сводки тех лет занесены в летописи. Рекомендательный список литературы даст возможность узнать историю строительства БАМа. Рекомендательный список литературы основан на фондах ОКЛиБ и предназначен школьникам, студентам, преподавателям и всем, кто интересуется историей БАМа.

    Содержание: 1. Предисловие. Вступительная статья 2. Книги о БАМе 3. Статьи из периодических изданий 3 Предисловие Отделом краеведческой литературы и библиографии к 50-летию Байкало-Амурской магистрали подготовлен рекомендательный список литературы «БАМ: к 50-летию стройки века».    Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) железнодорожный выход России к Тихому океану. Начало строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали стало великим событием страны. Россия на протяжении многих веков стремилась на восток, ей нужен был еще один выход к океану, доступ к ископаемым богатствам Сибири. Так что строительство БАМа было вызвано экономической необходимостью и стратегическими устремлениями государства. Байкало-Амурская магистраль проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Общая протяженность магистрали – 4300 километров.

        В марте 1974 года Л. И. Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС отмечал значимость данной железной дороги, «которая, – как он отмечал, – пересечет всю Восточную Сибирь и Дальний Восток», твердо заявляя, что «…строительство этой железной дороги, которая прорежет сибирский массив с его неисчерпаемыми природными богатствами, откроет путь к созданию нового крупного промышленного района: вдоль нее вырастут поселки и города, промышленные предприятия и рудники…». В апреле 1974 г. нам17 съезде  ВЛКСМ  строительство  БАМ  было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Официальной датой начала строительства современной Байкало-Амурской магистрали считается 8 июля 1974 года, когда вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

      Были выделены средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре, второго пути Тайшет – Усть-Кут (Лена), линий Бамовская – Тында и Тында – Беркакит. Идея прокладки магистрали возникла в конце 19 – нач. 20 вв., тогда же велись изыскания. В 1926 г. Отдельный корпус железнодорожных войск РККА начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. В 1932 (13 апреля) вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы, и началось строительство.

        Особенности строительства БАМа (1974-1989 гг.) – строительные участки были поделены на территориальные единицы, совпадающие с административными границами областей, республик, краев, где прокладывалась магистраль. Иркутский участок условно определен в границах области от станции Тайшет до Байкальского тоннеля. О строительстве Байкало-Амурской магистрали написано огромное количество книг, причем как документальных, так и художественных, газетные сводки тех лет занесены в летописи.

          Рекомендательный список литературы «БАМ: к 50-летию стройки века» даст возможность более подробно узнать историю строительства БАМа, во вступительной статье будет дана краткая история строительства Байкало-Амурской магистрали на протяжении с 19 по 20 вв. Рекомендательный список литературы основан на фондах ОКЛиБ и предназначен школьникам, студентам, преподавателям и всем, кто интересуется историей БАМа.

        Вступительная статья История строительства БАМа Историческую хронологию БАМа, как отмечают исследователи и историки, следует начинать с освоения Сибирской земли и изыскательских мероприятий вдоль будущей трассы. В 1851 году в Иркутске было организовано Сибирское (позднее Восточно-Сибирское) отделение Русского географического общества, с этого времени крупные экспедиции посылались не только Академией наук, но и Географическим обществом и его отделениями. В забайкальской части будущей магистрали в 60-70-х гг. XIX века проводили исследования знаменитые географы и геологи И. А. Лопатин, П. А. Кропоткин, И. Д. Черский. С конца 80-х гг.  в связи со строительством Транссиба и организацией 25 августа 1888 года в Иркутске геологической службы Восточной Сибири (Иркутское горное управление) – данные исследования проводили географы и геологи В. А. Обручев, К. И. Богданович и др. Ключевым моментом стало строительство Транссиба, которое осуществлялось с марта 1891 по октябрь 1916 года в царской России.

         В 1916 году Совет Министров утвердил предоставленный Министерством путей сообщения «План железнодорожного строительства на 1917-1930 гг. в Восточной Сибири и Дальнем Востоке», где уже прорисовывались контуры 5 северной магистрали, в том числе и строительства Байкало-Николаевской железной дороги.

          В Советский период, именно в 1930 году, Дальневосточный краевой комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) (Далькрайком ВКП(б)) направил в ЦК ВКП(б) и СНК СССР предложение о проектировании и строительстве второй Транссибирской железнодорожной магистрали с выходом ее к Тихому океану. Началом строительства БАМа принято считать дату – 13 апреля 1932 года, когда вышло первое Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР № 544 о строительстве Байкало-Амурской магистрали.

          В 1932-1933 гг. началось строительство трех соединительных линий от Транссибирской магистрали к намечавшейся трассе БАМа: БАМ – Тында (178 км), Известковая – Ургал (339 км) и Волочаевка – Комсомольск-наАмуре (333 км). В это время произведены полевые изыскания на двух крупных участках: Тайшет – Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре – Советской Гавани, их строительство было завершено в 1945 и 1947 гг. Первоначально строительство БАМа было в руках треста Дальстрой – Управления строительства Байкало-Амурской магистрали Народного комиссариата путей сообщения, не имевшего ни опыта работы таких масштабов, ни средств. 23 октября 1932 года Политбюро КЦ ВКП(б) выносит постановление, на основе которого строительство БАМа передано было в ОГПУ. В 1932 году на строительство БАМа были брошены силы заключённых ГУЛАГа: построен Бамлаг, который позже был переформирован в шесть исправительно-трудовых лагерей. В 1937 году ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани. Организован и приступил к работе «БАМтранспроект» – специальная организация по изысканиям и проектированию магистрали (с 1939 г. – «БАМпроект»).

           В июне 1938 года вышло еще одно Постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», где была поставлена задача – завершить строительство БАМа к 1945 году. В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска. «Малый» Западный (Иркутский участок) – был определен в пределах Иркутской области – между станциями Тайшет – Дельбичинда (включая Байкальский тоннель), протяженностью 1212 км с веткой ст. Хребтовая – до ст. Усть-Илимск (214 км). В 1938 году на участке Тайшет – Лена были подготовлены временная притрассовая дорога, здания и вспомогательные технические сооружения. 6 С 1940 года работы были форсированы и к июню 1941 года уложили первые рельсы до 68-километровой отметки от Тайшета в восточном направлении.

         В 1942 году последовало распоряжение разобрать пути и рельсы, отправить на строящуюся рокадную Сталинградскую дорогу. Однако разобрали лишь 12 км. Дальнейшее строительство участка Тайшет – Лена было законсервировано. В период 1943-1945 гг. помимо гражданских организаций были задействованы заключенные и японские военнопленные. В 1953 г. Ангарстрой превратился в обычную строительную организацию Министерства транспортного строительства СССР. В 1953 г. начнется ликвидация Главного управления лагерей МВД СССР и исправительнотрудовых лагерей (ГУЛАГ). Так появилось гражданское Управление «Ангарстрой».

          В 1974 году – год второго рождения БАМа: в апреле магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Сюда хлынули тысячи комсомольцев, они считались основной рабочей силой. Именно поэтому впоследствии БАМ был переименован в Байкало-Амурскую железную дорогу имени Ленинского комсомола. Иркутский участок БАМа Иркутский участок БАМа возводился в три этапа. Первая очередь: с 1938 года начиналась от станции Тайшет до станции Лена (720 км), а в 1958 году она введена в постоянную эксплуатацию. Вторая очередь: с 1958 по 1965 гг. – строительство ветки на Транссибе от станции Тайшет до станции Абакан. С 1966 года строительство ветки на трассе БАМ от станции Хребтовая до станции Усть-Илимск (214 км), введенная в эксплуатацию в 1973 году.

         Третья очередь: с 1974 года начинала от станции Лена к станции Комсомольск-на-Амуре, здесь стартовала всенародная стройка БАМа. После возобновления работ в 1974 году на стройку БАМа была привлечена молодёжь (комсомол). Западный и Центральный участки (от Тайшета до Тынды) сооружали гражданские строители, Восточный участок (от Тынды до Ванино) — железнодорожные войска. В феврале 1975 года МО-45 в район Магистрального высадился десант рабочих для строительства жилого поселка и промышленной базы коллектива МО-45. Позже прибыли бригады из МК-131, МК-136. (В 1975 году Магистральный получил статус поселка городского типа. В 1976 году приступили к возведению поселка Магистральный строители из Ростовской области в составе СМУ «Донское»). Для жителей Иркутской области БАМ не был каким-то абстрактным понятием, поскольку часть магистрали проходила по территории Иркутской 7 области: от Тайшета до Таксимо.

          Новости со стройки передавали как сводки с фронта, строителей называли бойцами, на слуху были названия новых поселков: Магистральный, Звездный, Улькан, Чара, Тында, Даван. В газетах «пестрили» первые сводки о достижениях и преодолении трудностей первопроходцев. Спецкоры писали такие заметки: «Достиг места первой станции Байкало-Амурской железнодорожной магистрали – реки Таюры в Усть-Кутском районе – пробившийся сквозь тайгу по 65- километровому зимнику десант строителей управления «Ангарстрой». Одновременно началась подготовка к укладке стального пути на восток от станции Лена» (от 16 марта 1974 г.). Или следующие факты: «На место будущей начальной станции западного участка БАМ Таюра по зимнику доставлены первые сборно-щитовые дома. Пока здесь трудится 60 человек, но уже к концу весны к ним перебазируется СМП-266 управления «Ангарстрой». Поэтому, кроме щитовых домов, на Таюру идет усиленная заброска других строительных материалов, механизмов, оборудования, продовольствия» (от 22 февраля 1974 года). И в продолжение сводок событий: «Еще не приходят на станцию Лена эшелоны с молодыми добровольцами, еще только готовят техническую документацию проектировщики, а строители управления «Ангарстрой» приступили к освоению нового плацдарма западного участка Байкало-Амурской магистрали. Пробившийся еще в феврале сквозь тайгу по 65-километровому зимнику к будущей станции Таюра десант увеличил свою численность до 120 человек. Поселившись в палатках и вагончиках, первопроходцы принимают грузы, механизмы, вырубают площадку под будущий поселок, занимаются монтажом сборно-щитовых домов» (от 23 марта 1974 г.). На страницах газет появлялись имена первых героев стройки: «Последний рейс совершил водитель вездехода управления «Ангарстрой» М. Михайловский из УстьКута на речку Таюру, где раскинулся плацдарм строителей западного участка БАМ. Перестала существовать единственная дорога к нему – зимник, проложенный еще в январе механизаторами СМП-266. Теперь связь с первопроходцами только вертолетом» (от 18 апреля 1974 г.).

          23-27 апреля 1974 года XVII съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В газетах появлялись воодушевленные заметки о первых комсомольцах-строителях: «Торжественно встречали вчера вечером в Тайшете поезд, в котором едет на строительство Байкало-Амурской магистрали ударный отряд имени XVII съезда ВЛКСМ» (от 1 мая 1974 г.). 8 23 мая 1974 года Иркутский обком комсомола сформировал ударный отряд «Иркутский комсомолец» на строительство БАМ, который был 2 июня 1974 года направлен на строительство поселка Магистральный КазачинскоЛенского района Иркутской области в составе СМП-391 УС Ангарстрой. Ими был основан трудовой палаточный лагерь у Сопки Любви на берегу реки Окукихта (где впоследствии и был построен п. Магистральный). И снова в газетах писались такие строки: «Второй опорный пункт появился на строительстве западного участка БАМа. Хотя самого поселка нет, но название ему уже дали – Магистральный. Здесь – на 167-м км трассы – высадился на вертолетах десант в составе 200 посланцев комсомола Прибайкалья. Он станет основой формирования нового строительномонтажного поезда № 391 управления «Ангарстрой» (от 4 июня 1974 г.).

          В 1974–1975 годах по путевкам Иркутского обкома ВЛКСМ на магистраль отправилось два отряда. Первый – имени 17 съезда ВЛКСМ – высадился 2 июня 1974 года на Киренском плацдарме и заложил поселок Магистральный. Второй – имени 30-летия Победы – был десантирован на площадку будущей станции Кунерма, он составил костяк СМП-582, которому было поручено прокладывать дорогу в сложных условиях Байкальского хребта. 13 ноября 1976 года бюро Иркутского обкома ВЛКСМ приняло постановление сформировать еще один отряд в 200 человек. В 1974-1984 гг. на разных участках БАМа трудилась молодёжь в составе студенческих строительных отрядов. Крупные отряды приезжали из Белоруссии, Армении, Северной Осетии, из зарубежных стран: Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Кубы. Байкало-Амурская магистраль стала одной из главных жизненных дорог комсомольцев и молодежи 70-х. Вдали от населенных пунктов предстояло проложить около 3200 километров стального полотна от города Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, большей частью в районе вечной мерзлоты, надо было преодолеть 18 горных хребтов, перебросить более полутора сотен мостов над большими и малыми реками. Герои БАМа Байкало-Амурская магистраль – это самая грандиозная стройка в мире со времен окончания Великой Отечественной войны. Она стала местом подвига десятков тысяч добровольцев со всех уголков страны. Работа проходила в очень сложных климатических, геологических условиях, по сути, требовала огромного напряжения сил от всего государства и, безусловно, прежде всего, от тех людей, которые там работали. 9 В газетах о достижениях и трудностях стройки века писались следующие строки: «Пробил зимник до места будущей ст. Ния, что расположен на 115 км трассы, передовой отряд механизаторов западного участка БАМа, более месяца шли первопроходцы от п. Звездный к этому месту через тайгу, горные перевалы, болотные топи. Необычный мост сооружен на трассе БАМа через р. Лена. Чтобы ускорить ее замерзание, строители сверху нарастили лед, перекрыли лежневкой и вновь заморозили водой. В итоге общая толщина перекрытия в фарватере реки составила 70-80 см и сейчас по искусственному мосту пошли автомашины с грузами для стройки. Подобная переправа налажена и в п. Магистральный через р. Киренга. Еще на одном перегоне железнодорожной линии Тайшет – Лена Государственная комиссия приняла в строй действующих второй электрифицированный путь. И хотя протяженность перегона всего 6,5 км, для этого пришлось снять несколько тысяч кубометров торфяного покрытия, в основание полотна отсыпать свыше 150 тысяч кубометров скального грунта, построить мост и еще 5 водоотводных искусственных сооружений» (от 14 ноября 1974 года). Первые километры магистрали были уложены бригадой Лакомова. Виктору Лакомову отдали укладку потому, что его бригада была самой опытной и надёжной. С 1974 по октябрь 1978 года они прошли с укладкой свыше 300 км через станции – Звёздный, Ния, Небель, Магистральный, Улькан, Кунерма, Даван. Будучи Героем Социалистического Труда, бригадир В. И. Лакомов был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали, в феврале 1974 года, ему, единственному из всех строителей дороги Хребтовая – УстьИлимск, присваивают звание «Герой Социалистического Труда». А через несколько месяцев, на XVII съезде ВЛКСМ, доверяют возглавить Всесоюзный ударный комсомольский отряд, который прямо из Москвы отправился на строительство Байкало-Амурской магистрали. С газетных полос звучало его выступление со съезда ВЛКСМ: «На БАМе с нашей – западной – стороны уже высажен первый десант управления строительства «Ангарстрой», Дорога будет потруднее трасс Абакан – Тайшет и Хребтовая – Усть-Илимская, но проложить ее нужно быстрее. За полгода мы должны вырубить 100 км просеки и отсыпать 100-километровую дорогу» (от 28 апреля 1974 года). Сооружение Байкало-Амурской магистрали стало особо значимой вехой в развитии народного хозяйства области и особенно её северных территорий. Сотни транспортных строителей получили государственные награды, а лучшие из них были удостоены наград высшей степени. Среди них 10 жители Иркутской области, удостоенные звания Героя Социалистического Труда – прораб Ф. В. Ходаковский, начальник СМИ А. П. Машуров, бригадиры В. И. Лакомов и Л. Д. Казаков, машинист экскаватора Д. И. Горинчой, монтажники В. В. Ивойлов и Н. Ф. Мячин, первый секретарь Усть-Кутского горкома партии И. А. Панчуков. 28 октября 1978 г. в обход Давана прошел первый поезд. Иркутская область передала «бамовскую эстафету» Бурятской АССР. Иркутский участок был введен в эксплуатацию (проезд через Байкальский тоннель стал возможен только в январе 1985 года). 1 октября 1984 года на ст. Куанда уложено «золотое» звено главного пути БАМа, в 1989 введены в действие все участки, открыто сквозное движение. В декабре 2001 с окончанием работ на Северомуйском тоннеле (протяжённость 15 км) строительство БайкалоАмурской магистрали завершено. БАМ входит в состав Дальневосточной и Восточно-Сибирской железных дорог. К юбилею БАМа В нашем регионе длина участка магистрали составляет 1014 километров, проживает более 3,5 тысяч ветеранов-строителей. 8 июля 2021 года Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев подписал Указ о новом региональном празднике — Дне строителя БАМа, который будет отмечаться ежегодно 8 июля. Праздник учрежден в целях привлечения внимания общественности к истории Сибири и Дальнего Востока, связанной со строительством имеющей всемирное значение Байкало-Амурской магистрали. В 2023 году в Иркутской области разработан план празднования 50- летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали.   

          Под руководством губернатора Игоря Кобзева создан организационный комитет по подготовке и проведению юбилея в Иркутской области. В него включены главы муниципальных образований, расположенных вдоль БАМа, руководство Восточно-Сибирской железной дороги, региональных отделений общероссийских общественных организаций «Бамовское содружество», «Российские студенческие отряды», «Ветераны комсомола» и других. Разработан проект плана праздничных мероприятий. В него входят 86 событий федерального, регионального и муниципального значения. Проводить мероприятия, посвящённые 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области, начали уже в 2023 году. Тогда состоялось более 160 мероприятий. 11 В план празднования 50-летия Байкало-Амурской магистрали в Иркутской области в 2024 году включено более 350 мероприятий. В их числе как праздники, так и социальные и инфраструктурные проекты. Мероприятия пройдут в областном центре и в семи районах, где проходит БайкалоАмурская магистраль. Распоряжение об этом подписал Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. В числе мероприятий – строительство и капитальные ремонты больниц, школ, детских садов, дорог, учреждений культуры и спорта.

         Книги о БАМе

    1. БАМ – из века в век. Эстафета поколений : в 2-х ч. Ч. II. Тындинский и Комсомольский регионы ДВЖД (Хани–Тында–Комсомольск-на-Амуре) / авт.-сост. А. И. Белозеров. – Новосибирск : Издательство СГУПСа, 2017. – 523 с. Имена многих участников Бамовской эпопеи вошли в историю стройки. В издании в кратком изложении приведена хроника основных событий сооружения Байкало-Амурской магистрали – вехи большого пути стройки. Героическим трудом многотысячных коллективов изыскателей, проектировщиков, строителей, военных железнодорожников, эксплуатационников, учёных, местных органов власти и населения в прошлом столетии построена Байкало-Амурская магистраль: Тайшет — Лена — Северобайкальск — Тында — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань — протяжённостью более 4 000 км.

    2. БАМ – из века в век. Эстафета поколений : в 2-х ч. Ч. I. Северобайкальский регион ВСЖД (Лена–Северобайкальск–Хани) / авт.-сост. А. И. Белозеров ; под общ. ред. А. И. Белозерова ; рец.: А. А. Ананенко, Н. И. Карпущенко. – Новосибирск : Издательство СГУПСа, 2016. – 430 с. Первый том книги посвящен строительству западного и центрального участков БАМа: Лена – Северобайкальск – Хани. События, факты, имена и наиболее яркие эпизоды, вошедшие в книгу, в той или иной степени охватывают историю БАМа.

    3. БАМ – дорога дружбы : записки, дневники, очерки о строительстве Байкало-Амурской магистрали : документально-художественный сборник / сост. Л. П. Каминская ; ред. В. Н. Волович ; фот.: Н. М. Бриль [и др.]. - Иркутск : Вост.-Сиб. книжное изд-во, 1984. – 368 с. Документы, записки и дневники строителей БАМа, очерки и рассказы, собранные в этом сборнике, рассказывают, как тысячи добровольцев со всех концов страны откликнулись на призыв партии – в нехоженой тайге построить магистраль, названную магистралью века. Книга рассказывает о строительстве линии одного – Западного участка БАМа, проходящего по 12 Иркутской области. Это лишь небольшая часть магистрали. Но тем грандиозней выглядит трудовой подвиг строителей всей дороги.

    4. БАМ – стройка века: Вып. 3 / сост.-ред. В. Фомичев. – М.: Современник,1977. – 309 с. В коллективный сборник БАМ – стройка века вошли документальные и художественные произведения о том, как строилась Байкало-Амурская магистраль. Книга иллюстрирована большим количеством цветных и чернобелых фотографий.

    5. БАМ – стройка века: сборник. Вып. 4 / сост. Я. Мустафин. – М. : Современник, 1978. – 454 с. Книга представляет собой сборник документальных очерков по истории строительства Байкало-Амурской железной дороги. 6. БАМ. Начало века... = The Baikal-Amur mainline. The beginning of the century : иллюстрир. альбом / [гл. ред. И. Яблокова. – Иркутск : Изд-во НПО «Облмашинформ», 2006. – 87 с.

    6.«БАМ. Начало века…». Этот альбом создан по материалам участников экспедиции журналистов, которые впервые проехали БайкалоАмурскую магистраль от первой станции до последней. Сегодняшний БАМ глазами нынешнего поколения. Рассказ о тех, чьими руками строилась эта некогда легендарная дорога, об их детях и внуках.

    7. Баранов, А. П. От Байкала до Амура / А. П. Баранов. – М. : Знание, 1975. – 62 с. БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Эта брошюра о том, как всё начиналось, о всестороннем участии советской молодежи в стройке века. 8. Бархатов, Ю. М. Иркутяне – Герои Социалистического Труда : научносправочное издание. – Иркутск : Издательство «Оттиск», 2013. – 240 с. В издании помещены биографии 154-х жителей Иркутской области, удостоенных звания Героя Социалистического Труда, включая строителей БАМа: А. П. Машуров, В. И. Лакомов, Л. Д. Казаков, Д. И. Горинчой, В. В. Ивойлов, Н. Ф. Мячин, И. А. Панчуков.

    9. Богачев, Е. В. На дальней станции сойду... / Е. Богачев; Фот. : С. Ефименко, В. Кузмищев, Е. Захаров и др. – Иркутск : ЗАО «Издат.-реклам. дом «Магистраль», 2002 (Иркутск : Иркут. Дом печати, 2002). – 223 с. Книга посвящена труженикам ТРАНССИБа, БАМа. 13

    10. Великие версты : повести / А. А. Побожий, Б. Машук, В. Сукачев ; авт. предисл. Г. Марков ; худож. А. Блох. – Москва : Молодая гвардия, 1976. – 254 с. В книге сделана попытка художественно осмыслить начальные, самые трудные дни строительства Байкало-Амурской магистрали. Жизнь изыскателей, строителей, дорожных рабочих, лесорубов, запечатленная на страницах этой книги, сурова и героична. Она свидетельствует о высоких патриотических чувствах современных молодых людей, по велению сердца отправившихся на один из труднейших участков нашего строительства.

    11. Винников, Е. С. Магистраль : лирическая хроника в портретах и диалогах о БАМе / Е. Винников, В. Гербачевский. – Москва : Знание, 1975. – 192 с. Через горные хребты и болота, тысячи рек и участки вечной мерзлоты, сквозь тайгу, зоны повышенной сейсмичности прокладывается БАМ. Строители БАМа – люди мужественные, упорные, дерзкие в своем стремлении быстро проложить дорогу жизни в глухих, необжитых районах страны. О них и рассказывает эта книга, а также о тех, кто думал об этой магистрали еще до того, как она стала стройкой века, кто вел на ней изыскания.

    12. Глан, И. В. Дорога на океан / И. В. Глан, худож. В. Харченко. – М. : Стройиздат, 1982. – 200 с. (Библ. серия). В книге рассказывается о строительстве Байкало-Амурской магистрали – дороги на океан, как решении части комплексной народнохозяйственной проблемы освоения Сибири и Дальнего Востока. Рассказано об истории рождения проекта магистрали, приведены ставшие уже историческими данные о начале стройки, об энтузиазме первопроходцев. 13. Дорога к признанию. Вост.-Сиб. железная дорога – ОАО «РЖД» / сост. Е. В. Деркач. – Иркутск : Сарма, 2005. – 415 с. Через судьбы людей книга отражает деятельность ВосточноСибирской железной дороги в период с Великой Отечественной войны до наших дней.

    14. Журавлев, В. А. Сказание о БАМе / В. А. Журавлев. – Москва : Мысль, 1976. – 144 с. БАМ – это слово вошло в нашу жизнь стремительно, как спутник. Оно облетело континенты. Миллионы любознательных подошли к географическим картам, атласам, глобусам, чтобы найти похожее на полумесяц самое глубокое озеро планеты и великую реку с легендарным именем Амур. Их должна соединить железнодорожная магистраль протяженностью 3145 километров. Байкало-Амурская магистраль заняла 14 такое же важное место в жизни страны, как ставшие её славной историей и гордостью Кузнецкстрой и Турсиб, Магнитка Днепрогэс, целина и Братск, Усть-Илим и КамАз. Грандиозная по масштабам, экономическому и социально-политическому значению магистраль позвала смелых, умелых и мужественных людей со всех концов страны, стала поистине всенародной стройкой. 15. Калиничев, В. П. Великий Сибирский путь : историко-экономич. очерк / В. П. Калиничев. – М. : Транспорт, 1991. – 248 с. Книга была подготовлена к 100-летию Транссибирской магистрали, сыгравшей важную роль в развитии экономики страны, в освоении и развитии районов Сибири и Дальнего Востока. Также автор подробно рассказывает о строительстве Байкало-Амурской магистрали, которую считает продолжением и дополнением Великого Сибирского пути.

    16. Коробов, С. А. Миниатюрная летопись Байкало-Амурской магистрали / С. А. Коробов. – Иркутск : Оттиск, 2004. – 116 с. Автор книги, профессиональный филателист Сергей Коробов, описал строительство БАМа с помощью значков, медалей, конвертов, почтовых марок и штемпелей. Всего за время строительства магистрали вышло 5 тысяч. Из них полторы тысячи автор собрал в своей частной коллекции. Есть даже уникальные экземпляры. В этой книге представлены миниатюры – почтовые конверты, марки, открытки, штемпели в миниатюрном образе, в которых сконцентрирована информация о БАМе. 17. Коробов, С. А. Энциклопедия БАМа в миниатюрах / Сергей Коробов. – Иркутск : Издательство Коробова, 2014. – 432 с. : цв. ил. «Энциклопедия БАМа в миниатюрах» — это не первая книга, созданная на основе коллекции Сергея Коробова: в 2004 году вышло небольшое издание «Миниатюрная летопись БАМа», которое автор решил доработать. Книга об истории проектирования, создания и освоения Байкало-Амурской магистрали с конца XVII века по наши дни, состоит из 3 частей: хронология событий, участки строительства БАМа и информационно-справочные таблицы. В энциклопедии собраны более пяти тысяч артефактов, общей темой которых является БАМ. Это значки, медали, монеты, почтовые марки и штемпеля, вымпелы и календари, экслибрисы и документы, отразившие дух эпохи, дух созидания дороги. 18. Кривой, А. С. БАМ от А до Я / А. С. Кривой. – Иркутск : Вост.-Сиб. издательская компания, 2004. – 367 с. Байкало-Амурская магистраль – грандиозное явление не только российской, но и мировой истории. Дорога длиной свыше 4000 километров проходит среди суровых хребтов, по вечной мерзлоте, на огромнейших пространствах Сибири. БАМ стал самым дорогим проектом в истории 15 советского государства. Эта книга автора, попытка впервые осмыслить, понять: зачем, как и для чего проложили эту магистраль. Также в книге даны краткие биографические сведения строителей БАМа. 19. Лосев, П. С. Утро БАМа / Петр Лосев. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975. – 127 с. Журналист газеты «Восточно-Сибирская правда» рассказывает о строительстве Байкало-Амурской магистрали.

    20. Маньковский, В. С. БАМ строят молодые / В. С. Маньковский. - Л. : Лениздат, 1984. – 134 с. Книга рассказывает об участии молодежи в строительстве БАМа. Знакомство читателя со стройкой века начинается с 1974 года, когда автор встретился с изыскателями и первыми строителями трассы. В книге рассказывается о том, как развивалась важнейшая стройка в сложных природных условиях таежной Сибири от забивки первых колышков до завершения строительства поселков, станции мостов, от первых тоннелей до пуска поездов. 21. От Байкала до Амура: сборник / сост. Л. Ильющенко. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 271с.: ил. – (Отечество). Сборник рассказывает о мужественной и неповторимой сибирской земле, по которой пролегли рельсы БАМа, о её традициях, особенностях, о людях – тружениках, обустраивающих эти просторы. Разбить первую палатку в таёжном краю, заложить первый камень, построить новый город – эту величайшую привилегию первопроходцев дает Ленинскому комсомолу партия, уверенная в том, что комсомольцам, молодежи страны по плечу самые трудные, самые ответственные поручения. Книга посвящена десятилетию комсомольского шефства над БАМом, началу сквозного движения поездов на трассе. 22. По рельсам времени приходят поезда : 1974 – 2001 / Е. В. Богачев, П. С. Лосев, С. Д. Бухаев и др.; ред.-сост. В. В. Островский. – Иркутск: Иркут. Дом печати, 2001. – 479 с. Книга посвящена коллективу треста ОАО «Нижнеангарсктрансстрой», которому была поручена работа по строительству БАМа от Байкальского тоннеля. 23. Рожденные БАМом / Адм. муниципального образования г. Северобайкальск (респ. Бурятия) ; ред. О. Усынин ; фот. С. Шитиков [и др.]. – Иркутск : Изд. агентство С. Шитикова, 2004. – 26 с. О населённых пунктах, возникших при строительстве БАМа. 16

    24. Ротенфельд, Б. С. Эта удивительная трасса / Б. С. Ротенфельд. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. – 95 с. Уже ушло в историю строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Это была Великая стройка, её называли стройкой века. О том времени, когда возникло слово БАМ, когда БАМ строился на всем пути от Лены до Комсомольска-на-Амуре, о людях, строивших города и поселки, пробивавших в горах туннели, укладывавших рельсы. 25. Светиков, В. Н. Магистрали мужества. / В. Н. Светиков ; предисл. А. Ф. Столярова. – Иркутск, 1987 (Восточно-Сибирское книжное изд-во). – 187 с. : ил. – (Верны подвигу отцов). В книге рассказывается о железнодорожных войсках, о том какую огромную роль играли они в суровые годы войны, как строили магистрали мужества Тайшет–Абакан и БАМ, о молодых воинах, призванных на службу из Восточной Сибири. 26. Сквозь вековую тайгу / сост. В. Е. Балдаев.– Иркутск: ВосточноСибирское книжное издательство, 1977. – 248 с. Эта книга посвящена строительству и строителям Байкало-Амурской магистрали. Авторами материалов, включенных в книгу, выступают партийные работники, писатели, журналисты, строители магистрали, фотокорреспонденты. 27. Сквозь горы, сквозь годы: посвящается 25-летию коллектива «Бамтоннельстроя» / В. В. Островский, П. С. Лосев, С. Д. Бухаев, С. Б. Ринчинов. – Иркутск, 2000. – 319 с. Эта книга – летопись свершений и трудовых подвигов коллектива тоннелестроителей Байкало-Амурской магистрали.

    28. «Счастливый билет...» Байкало-Амурская магистраль газетной строкой. 45 лет со дня начала строительства БАМа. 95 лет газете "Советская молодёжь" : [книга-альбом] / сост. С. Гольдфарб ; ред., корректор А. Асеева ; худож. С. Григорьев ; фот.: В. Белоколодов [и др.]. – Иркутск : Принт Лайн, 2019. – 650 с. В 1974 году началось строительство Байкало-Амурской магистрали. С первого дня строительства журналисты вели летопись стройки, рассказывали о буднях и праздниках людей, которые связали свою жизнь с магистралью. Это издание охватывает «главное» – первое десятилетие БАМа: с 1974, начало строительства БАМа, и по 1984 год – завершение основного строительства. 17 29. Халиулин, М. Г. Рождение магистрали / М. Г. Халиулин ; ред. Э. Каменщикова. – Иркутск : Изд-во Журн. «Камены», 2004 (Глазковская типография). – 226 с. О строительстве БАМа. 30. Харитонов, А. И. БАМ: Люди, которых я знаю : [повествование в шестнадцати очерках с эпилогом] / А. И. Харитонов ; худож. В. В. Дейкун ; ред. А. В. Глюк. - Иркутск : Оперативная типография "На Чехова", 2016. - 331 с. Повествование в шестнадцати очерках о строителях Байкало-Амурской магистрали, рассказывающее о ветеранах строительства.

    31. Ходий, В. Время газетной строкой. Летопись Иркутской области. 1937- 1981 годы / сост. В. Ходий. – Иркутск, 2022. – С. 16, 23, 48, 127, 419, 439, 445, 454, 484, 488-498, 500-510, 512-515, 517-519, 522, 524-527, 529, 532-537, 540, 541, 545-547, 549, 551, 553-555, 559, 560, 566-568, 572, 573, 580, 581, 587, 588, 592. Хроника событий из газетных публикаций тех лет, посвященных строительству БАМа. 32. Шинкарев, Л. И. Второй Транссиб. Новый этап освоения Восточных районов СССР / Л. И. Шинкарев. – Москва : Политиздат, 1976. – 247 с. Книга журналиста Леонида Шинкарева – это художественнопублицистическое повествование об экономическом и социальном значении Байкало-Амурской магистрали. И в то же время это рассказ о судьбе края, по которому пошел новый железный путь; о городах и производствах, о встречах с коренным населением, со старожилами и с недавними переселенцами; о спорах плановиков и экономистов, обсуждающих перспективы развития восточных районов; о многом другом. 33. Шинкарев, Л. И. Второй Транссиб: Новый этап освоения восточных районов СССР / Л. И. Шинкарев. - 2-е изд., М.: Политиздат,1979. – 287 с. Книга журналиста Леонида Шинкарева «Второй Транссиб» – это художественно-публицистическое повествование об экономическом и социальном значении Байкало-Амурской магистрали для развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока и в то же время — это рассказ о проблемах нравственных, связанных с хозяйственным освоением обширных территорий, примыкающих к рельсовому пути. Это второе издание автора, дополнено новым материалом.

    34. Хобта, А. В. Дорога длиною в век : альбом-путеводитель по Кругобайкальской железной дороге / А. В. Хобта ; фот. И. Ю. Бержинский. – Иркутск : Оттиск, 2004. – 251 с. 18 «Дорога длиною в век: альбом-путеводитель по Кругобайкальской железной дороге» – книга иркутского историка Александра Викторовича Хобты рассказывает о предыстории проектирования БАМа. Свой труд «Дорога длиною в век» Александр Викторович посвятил Кругобайкальской железной дороге. Это инженерное сооружение поразило его еще в студенчестве, вызывало удивление, что такой уникальный объект не имеет своей литературной истории. За эту научно-популярную книгу-альбом в 2005 году Александр Викторович Хобта стал Лауреатом Губернаторской премии в области культуры и искусства по Иркутской области. Статьи из периодических изданий

    35. Андреева, В. Молодежка. Молодость. БАМ / В. Андреева // Мои года : газета пенсионеров Приангарья. – 2024. – № 9 (1 марта). – С. 3. О творческом проекте «Молодость. БАМ» Культурного центра Александра Вампилова к 100-летию газеты «Советская молодёжь» и 50- летию Байкало-Амурской магистрали (21 февр. 2024 г.). 36. Антипина, Н. БАМ: звездные годы Звездного : Иркутский комсомол на стройке века – вспоминают Елена и Жора Губаевы / Н. Антипина // Байкальские вести : общественно-политическая газета Иркутской области. – 2018. – № 15 (9-15 апр.). – С. 6-7. Воспоминания семьи Губаевых – строителей БАМа. 37. Антипина, Н. Владимир Хандыго: БАМ на линии жизни / Н. Антипина, Е. Орлова // Байкальские вести : общественно-политическая газета Иркутской области. – 2017. – № 53 (27 нояб.-3 дек.). – С. 10-11. История строительства Байкало-Амурской магистрали в КазачинскоЛенском районе, рождение и развитие поселка Магистральный.

    38. Антипина, Н. БАМ, цветы, стужа и романтика [Текст] / Наталья Антипина // Байкальские вести : общественно-политическая газета Иркутской области. – 2018. – № 22 (21–27 мая). – С. 10. О супругах Татьяне Илларионовне и Анатолии Геннадьевиче Ливиндиных – участниках строительства Байкало-Амурской магистрали (с. Баклаши, Шелеховский р-н). 39. Асланова, В. Поставить БАМ на новые рельсы : Мэр Иркутска встретился с ветеранами стройки / В. Асланова // Иркутск. – 2014. –– № 28 (24 июля). – С. 3. Мэр Иркутска встретился с земляками – бамовцами и поздравил ветеранов стройки с 40-летием БАМа. 19 40. Антипина, Н. Слышишь, время гудит – БАМ! / Н. Антипина // Байкальские вести : общественно-политическая газета Иркутской области. – 2019. – № 33 (8-14 июля). – С. 4. В управлении Восточно-Сибирской железной дороги состоялось торжественное мероприятие, посвященное 45-летию с начала строительства БАМа (26 июня 2019 года). 41. БАМ готовится к юбилею // Мои года : газета пенсионеров Приангарья. – 2024. – 29 марта. – С. 5. В 2024 году в план празднования 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали включено более 350 мероприятий.

    42. Бизикова, М. БАМ: последние романтики XX века / М. Бизикова // Областная : общественно-политическая газета. – 2017. – № 24 (8–14 марта). – С. 13. О строителях БАМа, энтузиастах-романтиках, в книге иркутского журналиста Арнольда Иннокентьевича Харитонова. 43. Вахненко, И. Строителей БАМа не забыли / И. Вахненко // Аргументы и факты в Восточной Сибири : регион. прил. – 2021. – № 28 (14-20 июля). – С. 2. Учреждение нового регионального праздника – Дня строителя БАМа (08.07.2021 г.). 44. Воронов, В. БАМу – 40 лет! : О праздничном мероприятии в честь юбилея БАМа / В. Воронов // Сибирь. – 2014. – № 3. – С. 262-263. К 40-летию БАМа. 45. Встреча строителей БАМа со школьниками // Пятница. – 2024. – 22 марта (11). – С. 1. В школе № 66 г. Иркутска прошла встреча строителей БАМа Е. Худоноговой и В. Швайкина с учениками 11 класса. 46. Выговский, Л. БАМ: вспоминая легенду [Текст] / Л. Выговский // Байкальские вести: общественно-политическая газета Иркутской области. – 2017. – № 52 (20-26 нояб.). – С. 14. Открытие цикла публикаций, посвященных истории строительства Байкало-Амурской магистрали. Помещено фото «Митинг на станции «Лена» в июне 1974 года. Бойцы Иркутского областного отряда комсомольцев и молодежи имени XVII съезда ВЛКСМ направляются к месту высадки на трассе будущей магистрали. 47. Выставка к 50-летию БАМа в Музее истории ВСЖД в Иркутске // Пятница. – 2023. – № 15 (21-27 апреля). – С. 3. 20 Выставка к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), в Иркутске в музее истории Восточно-Сибирской железной дороги. 48. Гретченко, А. Я видел эту стройку : Байкало-Амурская магистраль / А. Гретченко // Сибирь. – 2007. – № 2. – С. 125-160. Бывший редактор многотиражной газеты управления строительства Байкало-Амурской магистрали о БАМе и строителях.

    49. Гундорова, Л. Иван Панчуков: БАМ не золотая рыбка, а удочка / Л. Гундорова // Областная: общественно-политическая газета. – 2007. – 12 окт. – С. 9. Из истории строительства БАМа. Воспоминания Ивана Панчукова – строителя. 50. Елизарова, А. БАМ: «Почувствовать необъятное объятным» : В 1974 году началось строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» / А. Елизарова // Иркутская область. Сибирь. – 2014. – № 13 (июль / сент.). – С. 7-17. В 1974 году строительные десанты из всех регионов страны торжественно отправлялись реализовывать проект строительства одной из наиболее крупных железнодорожных магистралей в мире. 51. Житов, А. Молодежь не забудет героев БАМа / А. Житов // ВосточноСибирский путь. – 2009. – № 13 (3 апр.). – С. 11. О воспоминаниях и книге о строительстве Байкало-Амурской магистрали «Магистраль нашей молодости» Баира Балбарова. 52. Калиулин, М. «Рождение магистрали» / М. Калиулин // Иркутский авиастроитель. – 2005. – 24 марта. – С. 5, 6. Отрывок из книги «Рождение магистрали» – из истории строительства БАМа.

    53. Кошелев, А. Не только шпалы и рельсы : О том, как энергетики помогали БАМ строить / А. Кошелев // Сибирский энергетик. – 2014. – № 27 (1 авг.). – С. 5. Энергетики Иркутского научного центра помогали строить БАМ. 54. Кошелев, А. Прикосновение к подвигу / А. Кошелев // ВосточноСибирская правда. – 2004. – 18 сент. – С. 4, 5. О студенческих строительных отрядах на БАМе. 55. Лисовская, Е. «Бамовское братство существует!» / Е. Лисовская // Восточно-Сибирская правда. – 2017. – № 4 (31 января-6 февраля). – С. 18–19. 21 К выходу в свет книги А. Харитонова «БАМ: люди, которых я знаю» (Иркутск, 2016), посвященной истории строительства и строителям БАМа. 56. Медведев, В. Ради репутации БАМа пожертвовал своими принципами / В. Медведев ; интервью вел О. Гулевский // Областная : общественнополитическая газета. – 2021. – № 125 (10-16 нояб.). – С. 20. Об истории строительства БАМа в интервью с журналистом Владимиром Медведевым.

    57. Новикова, Майя. Им выпало строить БАМ / М. Новикова // Иркутск. – 2022. – № 27 (15 июля). – С. 5 : цв. ил. В Иркутске прошла встреча участников строительства БайкалоАмурской магистрали (8 июля 2022 г.). 58. Наумов, А. Правда об Ангарлаге / А. Наумов // СМ-Номер Один. – 2009. – № 17 (7 мая). – 26. Из истории строительства Байкало-Амурской магистрали. 59. Наумов, А. Кто вынес БАМ на своих плечах / А. Наумов // ВосточноСибирская правда. – 2009. – 27 мая. – С. 3. Из истории строительства Байкало-Амурской железной дороги. 60. Павлов, А. БАМ: начало пути [Текст] / А. Павлов // Областная : общественно-политическая газета. – 2009. – № 56 (22 мая.). – С. 6. Из истории строительства БАМа. 61. Ротенфельд, Б. «Алеет Восток» или между двумя рассветами : Заметки и размышления в пути / Б. Ротенфельд // Сибирские огни. – 2004. – № 10. – С. 154-172. БАМ – История – Иркутская область. 62. Старшинина, Е. В Иркутске отмечают 40-летие стройки века — Байкало-Амурской магистрали / Е. Старшинина // Пятница. – 2014. – № 17 (1 мая). Воспоминания Владимира Хандыго о строительстве БАМа.

    63. Старшинина, Е. 45 лет БАМу / Е. В. Старшинина // Пятница. – 2019. – № 18 (9–17 мая). – С. 25. Воспоминания председателя Иркутского областного общественного совета ветеранов БАМа о строительстве железнодорожной магистрали. 64. Тридцать лет Байкало-Амурской магистрали // Восточно-Сибирская правда. – 2004. – № 125-126 (3 июля). – Спецвыпуск, посвященный БАМ. Об истории и современности строительства БАМа. 22 65. Фаттахова, Р. Молодежь Приангарья готовится работать на БАМе / Р. Фаттахова // Областная : общественно-политическая газета. – 2014. – № 119 (22 окт.). – С. 2. Встреча студентов с ветеранами студотрядовского движения на молодежном форуме «БАМ – связь поколений» (Иркутск, 14-16 окт. 2014 г.). Опыт работы студенческих отрядов на строительстве БайкалоАмурской магистрали. Воспоминания Уполномоченного по правам человека в Иркутской области Валерия Лукина о его студенческих годах (строительство железнодорожной ветви «Тайшет–Абакан», 1965 г.).

    66. Харитонов, А. Сомкнулось полотно [Текст] / А. Харитонов // Областная : общественно-политическая газета. – 2009. – № 67 (19 июня.). – С. 7. К 35-летию со дня окончания строительства Байкало-Амурской магистрали.

    67. Шагунова, Л. Любовь на фоне БАМа / Людмила Шагунова // Областная : общественно-политическая газета. – 2022. – № 109 (28 сент.). – С. 18-19. О Галине Ивановне и Владимире Кобцевых, жителях г. Нижнеудинска, строителях магистрали (1981-1984 гг.). 68. Швайкин, В. БАМ – дорога молодых / В. Швайкин // Байкальские вести : общественно-политическая газета Иркутской области. – 2015. – № 18 (27 апр.-4 мая). – С. 10. Воспоминания об истории комсомольской стройки БАМ ветерана комсомола Василия Швайкина. 69. Швайкин, В. А. 45 лет БАМу / В. А. Швайкин ; беседу вела Е. Старшинина // Пятница. – 2019. – № 18 (9-17 мая). – С. 25. Беседа с председателем Иркутского областного общественного совета ветеранов БАМа Василием Швайкиным о стройке века. 70. Шпикалов, В. Океан по имени БАМ / В. Шпикалов // Аргументы и факты. – 2004. – № 27 (июль). – Прил.: АиФ в Вост. Сибири. – С. 5. К 30-летию БАМ

     

    Текст взят пот ссылке:https://cbs-irkutsk.ru/wp-content/uploads/2024/04/rekomendatelnyj-spisok-literatury-bam-k-50-letiju-strojki-veka.pdf?ysclid=lvavmnuwx554964205 

     

    Категория: Совет ветеранов | Просмотров: 175 | Добавил: Vitbor2008 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2024