26 февраля 2014 года исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося политического, государственного, общественного деятеля, педагога-гуманиста XX века Н.К.Крупской. В этот день в Москве на высоком научном, организационном и идеологическом уровне прошли педагогические чтения "Педагогическое наследие Надежды Константиновны Крупской и современность". Центральное мероприятие, посвященное 145-летию Н.К. Крупской традиционно было инициировано председателем секции по изучению и пропаганде педагогического наследия Н.К.Крупской Педагогического общества России, главной пионервожатой страны Л.К. Балясной, а организаторами выступили Педагогическое общество России, Департамент образования города Москвы, ГБНУ "Московский институт развития образования" при поддержке ЦС СПО-ФДО и ЛКСМ РФ. Чтения прошли во Дворце пионеров Бауманского района Москвы, где Надежда Константиновна неоднократно была, где находился ее музей и до сих пор на фасаде находится мемориальная доска ее памяти. Всем участникам слушаний был представлен московский выпуск "УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ" (гл. редактор - Петр Положевец, шеф-редактор УГ-Москва - Виктория Молодцова), посвященный 145-летию Н.К. Крупской. Представляем Вашему вниманию центральную статью номера - "Мы этой памяти верны", написанную Л.К. Балясной, а с остальными материалами Вы можете ознакомиться в библиотеках или на сайте "УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ" в телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.ug.ru/archive/54794 ==================== Прошло 75 лет, как она ушла из жизни, но память о ней живет, она и сегодня нравственный образец служения Родине, ее педагогическое наследие остается живительным источником для педагогической науки и практики. Нет такой области народного образования, идет ли речь о ликвидации неграмотности, о непрерывности образования, о содержании, методах, технологиях обучения, о воспитанности и всестороннем гармоническом развитии личности ребенка, о дошкольном воспитании и внешкольной работе, об управлении образованием, подготовке педагогических кадров, повышении роли семьи в воспитании детей, о широком вовлечении общественности, в которую бы Надежда Крупская не внесла достаточного вклада. Первый народный комиссар просвещения России Анатолий Луначарский в связи с 10-летием Наркомпроса в 1927 году писал: «Мы шли и идем по тому пути, который был указан в первых сочинениях и речах Н.К.Крупской». В статье «Как мы заняли Министерство народного просвещения» Анатолий Васильевич вспоминал: «Это были дни колоссального по своей широте творческого размаха, возможного только благодаря подготовленности и твердости педагогической мысли вдохновительницы Наркомпроса - Н.К.Крупской». По инициативе Педагогического общества России десятилетиями складывалась замечательная традиция в день рождения Надежды Константиновны возлагать цветы к Кремлевской стене, где покоится ее прах, проводить научно-практические конференции, круглые столы, чтения, с тем чтобы еще и еще раз осмыслить ее педагогическое наследие, осознать его актуальность в обучении и воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Очень широко и торжественно мы отметили 120-летие со дня рождения Крупской: в семи павильонах ВДНХ была развернута экспозиция, посвященная ее жизни и деятельности, прошли десятки встреч, круглых столов, дискуссий. Тогда (это было в 1989 году) мы планировали издать 40 томов педагогических сочинений Надежды Крупской, организовать центр по исследованию ее педагогического наследия и творческому использованию в практике, но этим планам не суждено было сбыться. Во время перестройки, когда фальсифицировалась история нашей страны, ниспровергались наши кумиры и разрушались идеалы, подвергался острой дискуссии уникальный опыт советской системы образования и воспитания, стало предаваться забвению и имя Крупской, и ее бесценное наследие. Многие образовательные учреждения, носившие ее имя, стыдливо умалчивали об этом. Не были востребованы и награды, учрежденные в честь признания особых заслуг Крупской перед Отечеством: медаль Н.К.Крупской «За заслуги в области народного образования»; Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской за выдающиеся художественные произведения для детей и юношества; премия президиума АН СССР за особо выдающиеся оригинальные работы в области воспитания и обучения, ставшие крупным вкладом в педагогическую науку и практику; Международная премия ЮНЕСКО имени Н.К.Крупской за успехи в ликвидации неграмотности в странах мира. 130-летие Надежды Константиновны мы отмечали в родных для нее стенах, в зале коллегии Наркомпроса, в ее кабинете в здании Министерства образования на Чистых прудах, в актовом зале Политехнического музея, где она неоднократно бывала. А в 145-ю годовщину со дня ее рождения пройдут педагогические чтения «Педагогическое наследие Н.К.Крупской и современность». Во Дворце творчества детей и молодежи на Стопани неоднократно бывала Надежда Константиновна, здесь она встречалась с детьми и руководителями, здесь рождались ее мысли, идеи, как лучше организовать внешкольную работу с детьми. Не без ее участия в этом помещении в 1936 году был открыт Московский городской дом пионеров и октябрят, который стал для тысяч юных москвичей школой творчества, выбора жизненного пути, социальной активности, местом отдыха и досуга. Будучи членом коллегии Наркомпроса РСФСР, заведующей внешкольным отделом (с ноября 1917 года), председателем Главполитпросвета (с ноября 1929 года), Надежда Константиновна проводила огромную работу по ликвидации неграмотности среди детей и населения, по осуществлению культурной революции в стране, охране прав детей, созданию уникальной системы образования, дошкольного и внешкольного воспитания. Она принимала активное участие в подготовке исторических документов: «Положение о единой трудовой школе», «Основные принципы единой трудовой школы», возглавляла специальную комиссию по разработке плана организации народного образования в Российской республике. Заботой о счастье детей, всестороннем гармоническом развитии, о том, чтобы они стали образованными, трудолюбивыми, нравственно и физически здоровыми, настоящими гражданами, патриотами нашей Родины, проникнуто все педагогическое наследие Надежды Крупской: «Советская школа тем и отличается от всех школ капиталистического общества, что в ней учитель и ученик стоят по одну сторону барьера». Вот она, основа не просто сотрудничества, а органической потребности выступать, действовать единомышленниками. «Надо научиться смотреть на ребенка, - писала она, - как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть не могущего еще быть борцом и строителем, но все же человека, человека будущего». Надежда Крупская стала блистательным образцом глубокого уважения к ребенку, веры в его возможности, умения советоваться с ним, его глазами видеть мир. Это может и должно сегодня стать нравственным примером для каждого, кто занимается воспитанием детей, подтверждение этому ее переписка с детьми, письма пионерам, конкретная помощь нуждающимся детям. В многочисленных статьях, выступлениях она разрабатывает теоретические основы ученического самоуправления в школе, высказывает советы, как его организовать, как расширить сферу деятельности не только в школе, но и за ее пределами, как реализовать его воспитательные возможности для формирования общественно активной личности ребенка, для организации жизнедеятельности детского коллектива, какова роль учителя, руководителя школы. «Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять активную взаимопомощь, готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы» («Основные принципы единой трудовой школы», 16.10.1918). Идеи Крупской об умении учителя устанавливать гуманные отношения с учащимися весьма важны и сегодня в подготовке учителя, в совершенствовании его педагогического мастерства в школе, в профессионально-техническом училище: «...внимание к ученику - не только к тому, как они сидят в классе, но внимание к тому, почему они слабо работают, к их быту, к их домашней обстановке - имеет громадное значение, и без внимания к ученику, без заботы о том, как поставить внешкольную работу, как поставить ребячьи выходные дни, - без этого школа как целое не будет успевать». «Школе «страшно нужен» такой педагог-воспитатель, который строит свои отношения с детьми на товарищеских, гуманистических основах, - пишет она. - Сила воспитательного влияния учителя заключается прежде всего в продуманном и гуманном отношении к поступкам и действиям учеников. Доверие учителя не только укрепляет у школьников чувство собственного достоинства, веру в свои силы, способствует развитию у них высоких моральных качеств, но и позволяет ему стимулировать самостоятельную мыслительную активность школьников». Надежда Крупская придавала огромное значение внешкольной работе с детьми, связи ее со школьной жизнью как важнейшему фактору их воспитания, всестороннего развития личности: «Совершенно особое значение имеет внешкольная работа среди детей. Иногда внешкольная работа понимается как организация непрерывной цепи развлечений - кино, театры, утренники, концерты. Внешкольная работа должна быть органически связана со школьной и быть направлена на организацию всей школьной жизни детей, на всестороннюю организацию детской самодеятельности, их общественной жизни и работы. Только охват всей жизни ребят воспитательной работой может создать хорошо организованный детский коллектив. Правильно организованная внешкольная работа будет давать школьным педагогам и вожатым богатейший материал по знанию детей». Эти слова, сказанные многие десятилетия назад, очень актуальны и сегодня, когда идет поиск путей коренного улучшения воспитательной деятельности детей всеми учреждениями системы образования. «Работа школы и внешкольная работа органически связаны между собой, - постоянно повторяла Надежда Константиновна. - Совершенствуя деятельность школы, нельзя ослаблять работу по организации внешкольной жизни детей». А с другой стороны - средствами внешкольной работы помогать школе, учителю формировать у детей интерес к учению, к знанию, к книге. Как золотые россыпи во всех выступлениях и статьях содержатся советы Н.Крупской, как организовать внешкольную работу: - внешкольная работа не должна быть продолжением школьной учебы; - она должна охватывать всех детей и тех, которые исключены из школы, и тех, которые под лестницами прячутся, надо знать, как заинтересовать, как увлечь детей; - не опекать, а умело направлять интересы и мысли ребят; - внешкольный работник должен строить свою работу так, чтобы она развивала индивидуальность ребенка и умение жить в коллективе, быть коллективистом; всячески развивать инициативу детей, помогать им в их творческой работе, максимально использовать игру. «Только развивая всячески активность ребят, можно организовать такую внешкольную работу, которая будет и школьную поднимать на высшую ступень», - считала Крупская. А сколько замечательных мыслей содержится в статьях «О работе детских кружков» (1926), «Выбор профессии» (1925)... «Лишь широко развернутая общественная и трудовая работа школы развязывает силы ребенка, помогая ему «познать себя», осознать свои склонности, свой интерес... Работая в кружке, подросток может с точностью определить, насколько его удовлетворяет данный вид работы, насколько эта работа захватила его...» Крупская обращает внимание на то, что участие в кружках должно быть добровольным, кружки не должны быть продолжением классных занятий, что они должны помогать дифференциации детских интересов, содействовать подростку в выборе профессии. Надо уделять внимание отдыху, досугу детей, такой его организации, которая «помогала бы ребятам учиться жить по-новому, коллективно работать, обсуждать вопросы, вглядываться в жизнь, соприкасаться с ней». Крупская не только разработала основы теории и методики внешкольной работы, она была непосредственным организатором государственной системы внешкольных учреждений, 95-летие которой мы так широко отметили в 2013 году: «Надо научить ребят вглядываться в жизнь. Не готовые задания давать ребятам, а будить в них инициативу, самостоятельность, чтобы они были не только исполнителями, но ясно сознавали, ясно видели, что надо делать и как надо делать». Надежда Крупская придавала большое значение созданию литературы по проблемам обучения и воспитания детей, детской периодической печати, принимала непосредственное участие в ее организации, редактировании, была постоянным их автором. С 1922 по 1933 год она ответственный редактор журнала «На путях к Новой школе» (орган ГУСа, а потом Наркомпроса), редактор журнала «Народное образование»; с 1924 по 1932 год - руководитель журнала «Изба-читальня»; с 1928 по 1930 год - редактор журнала «О наших детях для родителей, рабочих и крестьян»; по ее инициативе были созданы журналы «Внешкольник», а в 1928 году - критико-библиографический журнал «Книга - детям», «Красный библиотекарь». Надежда Константиновна была членом редколлегий, автором многих журналов. По ее рекомендации издавали каталоги, справочники, словари, энциклопедии. Надежда Крупская принадлежит не только истории. Для каждого, кто занимается обучением и воспитанием детей, кто решает актуальные проблемы детства, она может стать верным помощником, советчиком, а для работников управления образованием - нравственным примером. Вот уж поистине образец высокого профессионализма, демократизма, гуманного отношения к людям. Она прекрасно знала жизнь, практический опыт, была всегда в эпицентре всех острейших вопросов, которыми жила страна, держала руку на пульсе жизни, умела глубоко анализировать, в каждый конкретный момент видеть главное звено, сосредоточить все усилия для решения проблем, шла ли речь о ликвидации неграмотности, о создании учебников, об открытии библиотек, внешкольных учреждений. Надежда Крупская - история нашей страны, история нашего общества, история нашей социалистической культуры, история нашей советской школы. Надо рассматривать Крупскую в органической связи, в контексте общего исторического процесса развития общества и школы, в том конкретном окружении, в котором она действовала, в котором она боролась, в котором ее мужество и отвага проявились в полную силу.
Любовь БАЛЯСНАЯ, председатель секции по изучению и пропаганде педагогического наследия Н.К.Крупской Педагогического общества России, кандидат педагогических наук |