День рождения Комсомола: как спасли поэта Вознесенского и открыли театр Спесивцева
И как комсомольцы поссорились с партией из-за Северного полюса
— То, что в комсомол были должны вступать все молодые, — это плюс или минус организации?
— Обязанности вступать не было, это легенда, — отвечает Борис ПАСТУХОВ. — Но рвались в комсомол почти все. Другое дело, что мотивы были разные: у одних — зов сердца, у других — карьерные перспективы. Комсомол давал возможность проявить себя в жизни. Он, как сейчас говорят, давал микрофон: голос комсомольца был слышен хотя бы на собрании, его инициативы как минимум рассматривались. А в итоге из комсомола выходили и президенты, и диссиденты.
Сегодня, когда комсомола не стало, — кто слышит молодежь, кто ей помогает? Она брошена. Молодежные организации при партиях вроде бы есть, но они слишком политизированы, гораздо более, чем ВЛКСМ, который за это упрекали. Мы-то старались, чтобы комсомол был интересным, а не «красным». Молодежные агентства и ведомства постоянно меняют названия, структуры, но на практике просто осваивают свои бюджеты, совершенно не интересуясь: а чего хотят молодые люди, что им интересно?
У нас в стране, в Сочи, пройдет всемирный молодежный фестиваль. Хорошо бы он оказался не менее удачным, чем в Москве в 1985 году. Но кто его будет проводить: какая организация? Я не знаю ответа на этот вопрос.
Я недавно был на совещании по проблемам развития Дальнего Востока. И один очень мудрый человек сказал: а как мы освоим этот регион без комсомола? Как мы поднимем эшелоны добровольцев без него? На целину одни ехали за романтикой, другие за наградами, но ехали и те, и те по комсомольскому призыву.
— Комсомолу приходилось спорить с государством, доводилось добиваться истины, влиять на «политику партии»?
— Когда комсомольская экспедиция Дмитрия Шпаро пошла на Северный полюс, главный государственный идеолог Михаил Суслов вызвал меня, руководителя ВЛКСМ, к себе. И начал прессинговать: «Их нужно остановить. У них нет оружия, чтобы защититься от белых медведей. Там торосы рушатся на прибрежном участке. Нельзя рисковать ребятами. Они не профессионалы». Я ответил, что связаться с ними возможно. Но вернуть — уже невозможно. Они уже пошли, значит, дойдут.
А уже после того, как они сыграли в футбол на Северном полюсе, в мой кабинет ворвался поэт Андрей Вознесенский и стал проситься на самолет, в делегацию, которая полетит поздравить ребят. Его вдохновил их подвиг. Но дело не только в этом.
В тот момент вышел самиздатовский альманах «Метрополь», в котором были стихи Вознесенского. Сначала — тиражом двенадцать экземпляров в России, потом его переиздали в Париже. Назревала страшная гроза. У нас с Вознесенским был общий друг — композитор Микаэл Таривердиев. Он посоветовал Вознесенскому бежать в комсомол, ко мне: «Они тебя посадят на самолет, ты улетишь, тебя хотя бы не будет здесь, когда начнется «разбор полетов с «Метрополем».
Я посадил Вознесенского в самолет, он написал хорошие стихи о комсомольцах-полярниках. Их издали, репрессий против поэта не случилось, Суслов успокоился. Кстати, совсем недавно я узнал от отставного адмирала, тогдашнего капитана подводной лодки, что его лодку направили на Северный полюс, чтобы забрать наших «самозваных» комсомольских полярников, если они станут терпеть бедствие. Тогда я этого не знал.
Сейчас у нас существует волонтерство, но нет единой организации, которая бы направляла героические устремления молодых людей. Не так давно на одной из встреч в Администрации президента, где обсуждалось письмо в адрес главы государства с предложением воссоздать комсомол, я сам лично сказал, что это нереально. Но тогда я предположил, что у нас может получиться создать единую молодежную организацию хотя бы для школьников. Указ о создании такой организации уже подписан. Но сами школьники почему-то ничего не знают о существовании такой организации.
— Для молодого писателя или художника возможность заявить о себе была только через комсомол. Творческие союзы сами по себе никому не помогали, но могли подключиться к комсомольским усилиям, — сказал «МК» Юрий ПОЛЯКОВ. — Молодежные театры, книжные серии, выставки, дебютные работы кинорежиссеров возникали благодаря комсомолу. Фильм «ЧП районного масштаба» по моей повести курировал комсомол, его консультантом был секретарь ЦК ВЛКСМ Сергей Рогожкин. В период моей молодости комсомол был не какой-то контрольно-запретительной организацией, а той, которая помогает продвинуться и реализоваться молодым. Я был «жертвой» этой комсомольской работы и очень благодарен. По комсомольской линии я попадал на совещания, где мои работы стали замечать и рекомендовать издание книг. Комсомол ускорил вхождение в профессиональную деятельность многих деятелей культуры, которые сегодня хорошо известны. Краснопресненский райком, который тогда возглавлял Павел Гусев, можно смело назвать одним из основателей Московского молодежного театра Вячеслава Спесивцева. Комсомол продвигал. Могу похвастаться тем, что как инструктор Бауманского райкома я помогал молодому актеру театра «Современник» Константину Райкину написать его нашумевшее острое выступление в поддержку молодых дерзновенных талантов.