Владимир Барсуков
Татьянин день
Подготовлено на основе материалов из книги «Студенческий комсомол»
Более четверти тысячелетия назад, а именно после подписания 12(25) января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной Указа об учреждении Московского университета, Татьянин день стал праздноваться как день рождения университета, а позднее как праздник российского студенчества.
В 1904 году Сергей Николаевич Трубецкой, ректор Московского университета, писал: «Сегодня — Татьянин день, годовщина нашего университета. От Москвы до отдаленных сибирских тундр — всюду празднуется этот день столькими различными людьми, представителями столь различных убеждений и общественных воззрений. Для одних этот день есть праздник воспоминаний прошлого, лучших дней молодости с ее весельем, надеждами, идеалами; для других это — праздник настоящего, праздник студенчества, которое встречает его в радостном сознании переживаемой молодости, в сознании своей товарищеской солидарности, с верою в свою молодую силу; для третьих, наконец, это — праздник чаемого будущего, грядущего торжества светлых идеалов, вынесенных из университетской среды.
Для нас, университетских деятелей, Татьянин день есть прошлое и настоящее нашего просвещения, и в котором мы видим залог лучшего будущего. И мы желали бы, чтобы этот праздник был еще веселее и радостнее и вместе, чтобы он был осмысленнее, чтобы общество, которое его празднует, глубже прониклось сознанием того, что, собственно, оно имеет в университете, какою великою и светлою культурно-общественною силою он может и должен стать в России».
Российское студенчество с самого начала его зарождения формировалось, как писал А. С. Пушкин, «по предначертанию Ломоносова», из представителей всех сословий русского общества. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» - писал великий ученый.
В полной мере Ломоносовский проект начал реализовываться в первые годы Советской власти. В двадцатых годах прошлого столетия западные «поборники демократии» называли несправедливым то, что рабочая и крестьянская молодежь получает преимущества при приеме в вуз. Нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский на это отвечал, что в высшей школе «количество рабоче-крестьянской молодежи доходит до 70 процентов. Какая же это несправедливость? Ведь рабочие и крестьяне составляют не меньше 90 процентов в стране».
По мере развития высшей школы формировалась корпоративная культура российского студенчества. Студенты университетов подчиненные университетскому суду, обязывались соблюдать «истинное благочестие», «прилежать к наукам», соблюдать «благородное поведение» и избегать всего, что могло бы оскорбить достоинство университета. В 1780-х гг. появился первый студенческий «устав». За его невыполнение отнимали шпаги, сажали на хлеб и на воду, одевали на три дня в крестьянское платье и лишали жалованья за месяц, назначая эти деньги на покупку библии, которую и заставляли читать. Первоначальный студенческий мундир был утвержден законом в 1800 г. в виде «кафтана темно-зеленого сукна», с воротником и обшлагами малинового цвета и белыми пуговицами, в одной половине которых был герб Империи, а в другой — «атрибуты учености».
В июне 1900 года состоялся первый общероссийский съезд студенческих организаций учебных заведений России....
К Октябрьской революции высшие учебные заведения подошли с огромным дефицитом бюджета, внутренней нестабильностью и сократившейся в несколько раз студенческой аудиторией. Высшие учебные заведения не воспринимали новую власть как легитимную, ожидая созыва Учредительного собрания. Большинство студентов оказалось в лагере противников Октябрьской революции, до белогвардейцев включительно, или сочувствовало Белому делу.
В августе 1918 года Совнарком издал декрет об отмене вступительных испытаний при поступлении в вузы. Теперь стать студентом мог любой молодой человек по достижении 16 лет без предъявления аттестата о предыдущем образовании. Однако замысел новой власти завоевать высшую школу из студенческих аудиторий провалился: не имея нужного образовательного задела, выходцы из рабочего класса и крестьянства не могли осилить вузовскую программу.
Созданный в октябре 1918 года Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) стал одним из самых мощных инструментов организации молодежи, в том числе студенческой, которая была наиболее активна, так как являлась наиболее образованной частью молодого поколения, которая может осознанно участвовать в преобразованиях общества. Не даром сразу же после Октябрьской революции Ленин подписывает декрет о народном образовании, который дает право организациям учащихся участвовать в управлении делами учебных заведений.
Основы студенческого самоуправления в советских вузах были заложены Декретом СНК РСФСР от 2 сентября 1921 года «О высших учебных заведениях РСФСР (Положение)». Согласно этому документу, представители студентов включались во все руководящие органы высшего учебного заведения: правления и советы, президиумы и советы факультетов.
Большую роль в развитии студенческого самоуправления играли комсомольские и профсоюзные студенческие организации. Выборы во все студенческие органы проходили при полной гласности: работали специальные комиссии, вывешивались списки кандидатов, тезисы отчета по итогам работы. Нередко в выборах с правом совещательного голоса принимали участие студенты, не являющиеся членами комсомола или профсоюза.
Ведущей силой студенческого самоуправления выступал Пролетстуд. Этим словообразованием именовалось Центральное бюро пролетарского студенчества, созданное в 1923 году для руководства студенческими профсоюзными организациями, и которое просуществовало до 1930 года. В них под руководством партийных организаций обязаны были работать все обучающиеся в вузах комсомольцы и коммунисты.
Первая Всесоюзная конференция пролетарского студенчества состоялась в Москве 13–17 апреля 1925 года. К ее делегатам обратился Сталин: «Перед нами стоит крепость. Называется, она, эта крепость, наукой с многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало. Эту крепость должна взять молодежь, если она хочет быть строителем новой жизни, если она хочет стать действительной сменой старой гвардии».Уникальным и самым масштабным социальным и образовательным проектом всей истории России было не только становление и развитие советской высшей школы, но и кампания по ликвидации безграмотности с 1919 г. до начала 1940-х гг.
Мощный цивилизационный рывок страны в будущее на базе использования внутренних ресурсов был не возможен без массовой подготовки специалистов с высшим образованием. За два года (1929–1931) количество вузов возросло со 152 до 701. В 1938 году в СССР насчитывалось 23 университета, из них 12 в РСФСР, 4 на Украине, 7 в других союзных республиках. Уже в 1934 году нарком просвещения РСФСР А. С. Бубнов заявил, что университеты вырастают в крупнейшие центры советской научной мысли.
Шел процесс формирование новой интеллигенции, которая должна была обладать не только глубокими профессиональными знаниями, но и быть готовой к добросовестному труду на благо социалистического общества. На достижение этой цели была ориентирована учебная и воспитательная работа в вузах, основанная на убеждении, что знания сами по себе не создают мотивацию поведения, что нравственный облик человека формируется в результате серьезного воспитательного воздействия.
В 1930-е годы в высших учебных заведениях создаются вузовские комитеты ВЛКСМ. Бурно растут ряды союза: на 1 января 1932 года в комсомоле состояли 5 млн. 400 тыс., а к началу 1941-го — уже 10 млн. 300 тыс. юношей и девушек.
В годы Великой Отечественной войны 240 тысяч студентов стали воинами Советской армии. Как правило, на фронт уходили во главе комитетов комсомола институтов и университетов. Так, в первые дни июля добровольцами отправились на фронт более 1500 студентов и около 200 преподавателей Новочеркасского индустриального института. 27 июля 1941 г. 65 студентов-комсомольцев, в том числе весь состав комитета ВЛКСМ во главе со своим секретарем Михаилом Коганом были направлены на оборону рубежа под Таганрогом, на котором сосредотачивался основной удар 1-й танковой армии Э. Клейста. 30 активистов комсомольской организации института погибли. Погиб и М. Коган. Но танки не прошли!
В июле 1941 года Отдел студенческой молодежи ЦК ВЛКСМ в полном составе ушел на фронт. Только в 1941 году на фронт ушли 10660 работников аппарата ЦК ВЛКСМ, ЦК ЛКСМ союзных республик, секретарей обкомов, горкомов комсомола.
150 тысяч студентов совмещали учебу в вузах с работой на производстве. Учились под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!»
За годы войны ученые МВТУ имени Н.Э.Баумана выполнили более 300 научно-исследовательских разработок, свыше половины которых были внедрены в промышленность. Студент А.И.Савин был удостоен Сталинской премии за коренное усовершенствование важного образца оружия.
В ходе войны было полностью или частично разрушено 334 высших учебных заведения, в которых обучалось около 233 тыс. студентов. Эвакуировано полностью или частично 250 высших учебных заведений. Было создано 60 новых высших учебных заведений.
Всего за 1941—1945 гг. высшая школа страны подготовила 302 тыс. специалистов. Созданная в годы Советской власти она оказалась эффективной и жизнеспособной. Значительно укрепилась ее связь с практикой, с жизнью.
Орден Ленина получили ЛГУ, Ленинградский горный институт — оба в 1944 г., МАИ — в 1945 г.; орден Красного Знамени — Ленинградский центральный институт физкультуры имени П. Ф. Лесгафта — в 1942 г.; орден Трудового Красного Знамени — Московский институт стали и сплавов — в 1944 г., Московский институт инженеров железнодорожного транспорта — в 1945 г.
В каждом высшем учебном заведении свято хранится память о студентах и преподавателях – героях Великой Отечественной войны.
Первое послевоенное десятилетие 1946-1956 годы в истории высшей и средней специальной школы явилось временем возрождения и активного развития, не повторявшимся ни до того, ни после.
Студенчество, особенно фронтовики и пришедшие с производства, упорно овладевали знаниями, видя в этом важное условие своей будущей карьеры. Фактически при всех вузовских кафедрах создавались научные кружки, ежегодно проводились факультетские и институтские научные студенческие конференции, восстанавливались студенческие научные общества (СНО). Комсомольские собрания высших и средних специальных учебных заведений нередко превращались в диспуты, на которых обсуждались такие злободневные вопросы как: «Каким должен быть советский студент», «Надо ли мечтать?», «Есть ли судьба», «Что такое правила социалистического общежития», «Культура речи» и др.
Советское студенчество приняло активное участие в освоении страной целинных и залежных земель. Уже весной 1954 года сотни студентов вузов и техникумов выехали на целину. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что инициатором студенческого строительного движения, «Студенческой планеты» стали комсомольские организации вузов страны. Именно там родилась идея создания специализированных студенческих отрядов, формируемых на принципах добровольности, для оказания конкретной помощи коллективам строек, предприятий, совхозов и колхозов в решении народнохозяйственных задач. Именно комсомольцы высших и средних специальных учебных заведений были ядром студенческого строительного движения в течение всего времени его существования.
За 1959-1989 гг. школу отрядов прошли более 14,5 миллионов юношей и девушек. География объектов, на которых работали отряды, была поистине масштабной: Целина, обустройство нефтегазовых месторождений Западной Сибири, освоение Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса, Экибастуз, Южная Якутия, районы российского Нечерноземья, БАМ, газопровод Уренгой - Центр, строительство объектов атомных электростанций и реконструкция памятников старины.
В условия начавшейся научно-технической революции требовалось решительно повысить ответственность студентов, абсолютное большинство которых были комсомольцы, за свою учёбу. Даже в прославленном МГУ, отмечал на XVI съезде ВЛКСМ (1970 г.) Владимир Квиткин, кандидат юридических наук, секретарь комитета комсомола 22-тысячной организации, говорил: «Качество знаний по-прежнему остаётся острейшей проблемой, 30-40 процентов студентов систематически, от курса к курсу, успевают лишь на «удовлетворительно». Проблема эта стала в вузах давно не только академической, но и моральной. Сегодняшний троечник, посредственный студент – завтра посредственный специалист с дипломом.
«Когда приближались в МВТУ зимние и весенние экзаменационные сессии, - вспоминает первый секретарь ЦК ВЛКСМ Борис Николаевич Пастухов, - все покрывал плакат: «Мужики, даешь учебу!». Хотя можно было на плакате написать сталинское слова: «Перед нами стоит важнейшая крепость – наука, и взять ее наша важнейшая задача». Но почему-то наш плакат был доходчивей.
И учились, и давали не только в канун экзаменационных сессий, и сегодня можно назвать этот арсенал форм и методов борьбы за знания: студенческие кружки, научно-техническое общество, олимпиады, подтягивание отстающих и прочее-прочее. И учились сами, показывая и этим наглядный пример. Не зря среди комсомольских активистов всегда были Ленинские и Сталинские стипендиаты, отличники учебы, у которых было моральное право сказать: «Делай как я».
1965 – 1985 годы не были периодом застоя. Всесоюзные комсомольские стройки от края и до края нашей Родины. Освоение нефтяных и газовых месторождений Сибири, активное возведение Байкало-Амурской магистрали. Это годы новых начинаний комсомольцев в Москве, в регионах России, в Украине, Казахстане, Узбекистане и других республиках. и.
В семидесятые годы учебный и воспитательный процесс в высшей школе принял устойчивые формы, а выпуск специалистов приобрел массовый характер. С 1945 по 1980 год число лиц с высшим образованием увеличивалось каждые пять лет примерно в 1,4 раза. На каждые 10 тыс. населения страны в 1982 году приходилось 196 студентов. По этому показателю Советское государство занимало второе место в мире после США. Большинство студентов по социальному происхождению были выходцами из рабочих и крестьян; в вузовских аудиториях заметно выросло число женщин, а также представителей нерусских национальностей.
Центральным событием для студенческого комсомола и высшей школы семидесятых годов стал Всесоюзный слет студентов, прошедший 19 - 21 октября 1971 года в Кремле. Стал издаваться журнал ЦК ВЛКСМ и Министерства высшего и среднего специального образования СССР «Студенческий меридиан». Для многих он стал не просто печатным изданием, а интересным собеседником и другом.
Это было время расцвета студенческого спорта: воспитанники вузов добились существенных успехов на республиканских, союзном и международном уровнях. Созданное в 1957 году Всесоюзное спортивное общество «Буревестник», в которое вошли все вузы и техникумы СССР, по состоянию на 1970 год объединяло более 600 студенческих клубов, где занималось спортом более 1,5 млн. будущих специалистов, помимо 70 тысяч преподавателей и научных сотрудников. В их распоряжении было 40 стадионов, 1250 спортивно-гимнастических залов, 28 плавательных бассейнов и 550 спортивно-оздоровительных лагерей.
В 1984 году по инициативе ЦК КПСС начинается школьная реформа. Но неразрешенность концептуальных проблем общественного развития заблокировала осуществление мер, которые, будь они выполнены, серьезно сказались бы не только на положении молодежи, но и подтолкнули бы процесс преобразования комсомола.
Серьезным препятствием на пути реформирования средней и высшей школы, где влияние комсомольских организаций традиционно было сильным, стала недостаточность развития ученического и студенческого самоуправления.
В июне 1987 года Минвузом СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ было принято решение о беспрецедентном расширении участия студентов в управлении вузами.
15 - 19 ноября 1989 года в Москве прошел Всесоюзный студенческий форум. Он запомнился встречами студентов с первыми руководителями страны.
Президент России Путин В.В. в своем приветствии к участникам праздничного вечера, посвященного 95-летию комсомола, отметил: «Воспоминания о комсомольской юности объединяют известных ученых и общественных деятелей, руководителей производств и представителей творческих профессий, ветеранов. Ведь комсомол – это не только политика, это верная дружба и любовь, студенчество и романтика новых дорог, это общие цели и мечты, а главное – сопричастность к судьбе Отечества, стремление реальными делами и трудовыми свершениями быть полезным своей стране. Лучшие представители комсомола всегда были первыми, выбирали трудные пути, защищали Родину в годину ратных испытаний, возводили новые города и поселки, осваивали целину, Сибирь и Дальний Восток, активно участвовали в патриотическом движении, в реализации масштабных проектов в сфере науки, культуры, образования, спорта» и выразил уверенность, что и впредь проверенные временем традиции ВЛКСМ будут востребованы.»
Становятся традиционными встречи Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина со студенческими лидерами в Татьянин день, День российского студенчества. 25 января 2017 года в День российского студенчества Владимир Путин встретился в Московском государственном университет имени М.В.Ломоносова с участниками Форума лидеров студенческих и молодёжных организаций. Ровно через год, 25 января 2018 года - выступил в Казани на Всероссийском образовательном форуме студенческих клубов «Вместе вперёд!». Основной целью форума являлось продвижение командного духа студенчества и формирование коллективной активности вузов по всей стране.
«Вы – люди, - приветствовал участников Форума Владимир Путин, - которые выросли в новое время. Поверьте мне, что у вас большие преимущества по сравнению с теми, кто рос в предыдущие годы. Вы сейчас можете создавать свободно, не думая ни о чем, новые смыслы, новую моду, новую музыку, новое искусство, новые технологии. Не бойтесь ошибок, всегда ищите возможность преодолеть их и выйти на решения, которые вам нужны, и тогда вы, безусловно, будете счастливым, успешным поколением. Я искренне вам этого желаю. Успехов вам!» 23 января 2019г. В.Путин вновь был в МГУ им. Ломоносова, где с участием ректората и видных деятелей науки и культуры были рассмтрены проекты дальнейшего развития университета.
История не повторяется. Но как хочется, как мечтается, чтобы наши внуки и правнуки смогли ощутить то неповторимое счастье, гордость за Родину, которое испытывали мы в рядах Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Почувствовать внимание к себе старшего поколения, радость участия в решении государственных задач, личную ответственность за все.
Глубоко убежден в том, что строить будущее возможно только на прочном фундаменте патриотизма, уважения к своей истории, традициям и духовным ценностям, уникальному опыту воспитания и формирования элиты Российской империи, СССР и Российской Федерации.
|