Мананникова Л.Б. Я родом из ТЮЗа. (Дополненное издание.) Алматы, 2010. – 370 с. Книгу Людмила Борисовна посвятила Актерам,режиссерам,художникам, педагогам – рыцарям Театра для детей
и юношества Казахстана посвящаю эту книгу. Рисунок Бориса Ильина
Книга «Я родом из ТЮЗа» посвящена истории и сегодняшним дням Государственного театра для детей и юношества Казахстана им. Н. Сац. В ней автор рассказывает о детском театре, о его
основателях, режиссерах, актерах, художниках, педагогах, беседует с сегодняшним поколением тюзовцев. Автор пишет не только о своих личных впечат- лениях от увиденных спектаклей, встреч с
работниками театра, но и использует большой фактический материал, опубликованный в прессе, в том числе в газетах «Казахстанская правда» и «Ленинская смена» за многие годы. В книге много
фотоиллюстраций, что, без сомнения, также будет интересно читателям.К нига адресована людям, которые интересуются театром, его исто- рией, всем любителям искусства.
Уважаемый читатель!
Хочу тебе представить книгу «Я родом из ТЮЗа». Ее автор – журналист Люд мила Мананникова – большая поклонница нашего театра, знающая о многих его актерах и спектаклях не понаслышке, а,
так сказать, из первых устЭта книга – дополненное переиздание книги, вышедшей пять лет назад, когда мы отмечали 60-летие театра. За это время в теа- тре многое изменилось. Наши режиссёры по- ставили новые
интересные спектакли, актеры сыграли новые роли. Вот почему в этой книге рассказывается не толькоо делах «давно ми- нувших дней», но и о театре сегодняшнем, о людях, которые в настоящее время в
нём рабо- тают, стараются поддерживать славную марку единственного детского театра республики.Нам было очень приятно, что книгу эту многие прочитали не только в Казахстане (её небольшой
тираж разошёлся мгновенно), но и в России, Германии, Израиле, США, других странах. И не только прочитали, но поделились своими впечатлениями, написали интересные воспоминания, которые здесь
здесь публику- ются.
Театр юного зрителя – особый театр. В нём нельзя работать с холодным сердцем, потому что главный наш зритель – ребенок. Как говорил в свое время один из основате- лей детского театра А. А. Брянцев, для детей надо играть как для взрослых, только еще луч- ше. В детском театре всё должно быть лучшее: и драматургия, и игра актёров, и режиссерское искусство. Слова эти стали девизом для всех ТЮЗов нашей
когда-то большой страны.
На корабле времени/
Надежда Горобец, директор Государственного академического русского театра
для детей и юношества Казахстана им. Наталии Сац.
В нашем театре долгие годы работали не только прекрасные режис- серы, актеры, художники, но и педагоги. При педагогической части теа- тра создавались педагогические советы и детские зрительские
активы. Учителя, директора школ, дети присутствовали при всех важнейших театральных событиях, участвовали в обсуждениях спектаклей, вы- пускали стенгазеты, устраивали бенефисы любимым
актерам. Сегодня с приходом новой заведующей педагогической частью – опытного педагога Надежды Евгеньевны Румянцевой эти традиции продолжены. И сегодня наш театр идет по курсу,
определенному в далеком 1945 году большой энтузиасткой детского театра Наталией Ильиничной Сац. Ведь именно она в последний год войны создала в Алма-Ате наш ТЮЗ, возвратила поколению маленьких
алмаатинцев 40-х годов недоданное им войной детство, о чем подробно рассказывается в этой книге. И не случайно нашему театра присвоено именно её имя.ТЮЗ – особый театр, потому что он умеет воспламенять в своих зри- телях и актёрах страстную любовь. Даже если человек в силу каких-то причин покинул театр, он всю жизнь объясняется ему в любви, думает о нем с любовью и благодарностью. Наш театр – как первая любовь, или, как написала дочь одного из актёров театра Ирина Михайлова (Боксер- ман), ТЮЗ – это группа крови. В нём есть что-то, что отсутствует даже в самом-самом академическом театре.
«У тюзовцев глаза горят ярче», – с грустью вздохнул ныне маститый художественный руководитель очень взрослого театра, а когда-то наш «главный».
Мы надеемся, что за 65 лет своего существования театр не растратил своих благородных принципов, своих убеждений. И цель у театра сегодня та же, к которой стремилась его основательница Наталия
Сац: воспи- тывать в молодом поколении честность и благородство, порядочность и принципиальность, умение понимать и чувствовать красоту. Ну а секрет неувядаемой молодости театра, конечно же, в
наших юных зрителях – дерзких, ищущих, неугомонных. Мы не можем от них отставать.ТЮЗ всегда очень ответственно подбирал и подбирает свой реперту- ар, воспитывает юных зрителей на
лучших произведениях литературы и драматургии, в том числе классических. В репертуаре театра всегда были и остаются произведения Пушкина и Грибоедова, Чехова и Гоголя, Горького и Фонвизина.
ТЮЗ – театр синтетический. Нашему актёру нужно уметь петь,танцевать, драться на шпагах, проделывать разные акробатические трюки. В этом плане очень показателен, на мой взгляд, спектакль
«Муха-цокотуха», который актёры с энтузиазмом играют уже 15 лет. Этот спектакль интересен всем зрителям – и самым маленьким детям, и их родителям, и подросткам. И играет в нём практически весь
звезд- ный актёрский состав театра: засл. деятель РК Т.Восилов, Д.Скирта, В.Крылов, Г.Ефимов, наши замечательные «старики»: засл. артисты РК С.Печорин, Т.Тарская, В.Крымская… И как весело
играют актёры, с какой энергией, кажется, сбрасывают с себя весь груз прожитых лет! Я наблюдала, как совсем малышки – двух-четырёхлетние крохи с первых рядов просто не удерживаются и вслед за
действующими персонажами пускаются в пляс…
На мой взгляд, очень точно название книги: «Я родом из ТЮЗа». Родом из ТЮЗа сама автор, которая жила когда-то в доме по Калинина, 89 – напротив театра, была активисткой ТЮЗа и помногу раз
посещала его спектакли. Родом из ТЮЗа – герои книги – режиссеры, актеры, художники. Родом из ТЮЗа – просто зрители, которые сейчас, по про- шествии стольких лет, с нежностью и
восхищением признаются в любви к ТЮЗу, говорят о том, какую огромную воспитательную, нравственную роль сыграл детский театр в их жизни.
«У нас с тобой дальняя дорога, – было написано в буклете театра, посвященном 25-летию ТЮЗа. – Ты вырастешь, но приведешь к нам своих детей и внуков. Театр, которому исполнится и тридцать, и сорок,
и когда-нибудь даже – 50 лет – останется навсегда молодым, потому что иным быть он просто не имеет права – Театр для детей и юношества». Сейчас нам 65. Надеемся, доживём и до ста…
...Ну а пока, дорогой читатель, ты можешь открыть первую страницу этой книги и начать свое путешествие «на корабле времени». В книге очень много фотографий, любовно подобранных автором,
работниками театра, бесчисленными нашими помощниками, просто зрителями, и это тоже здорово. Ведь ты сможешь не только прочитать о том или ином спектакле, актере, режиссере, но и увидеть снимки
«давно минувших дней», представить, КАК ЭТО БЫЛО…
А теперь – просьба сохранять тишину, занавес открывается…Меньше всего в этой книге я претендую на объективность. Я не предприму попытку хоть как-то полно и непред- взято рассказать историю Театра для детей и юношества Казахстана. Во-первых, потому что, как говаривал Козьма Прутков, нельзя обнять необъятное. Во-вторых, я – не историк театра, а журналист. Но у меня есть одно достоинство
– я зритель и поклонница нашего ТЮЗа уже много лет, так много, что трудно представить. Мало того, я могу с уверенностью, перефра- зировав Антуана де Сент-Экзюпери, сказать: «Я – родом из ТЮЗа!»
В театре сменялись режиссеры, актеры, ху дожники, музыканты, из здания в здание переезжала труппа, но мой старый добрый ТЮЗ оставался неизменным. Он привносил в мою жизнь и жизнь моих
сверстников то, чего не могло дать никакое другое искусство. Волшеб ное таинство общения актеров со зрителями, мгновения, когда раздвигается театральный занавес и ты ощущаешь неповторимый
сла достный холодок кулис, ждешь, что сейчас, немедленно, свершится чудо…
Актеры долгое время были для меня людьми совершенно из иного мира, немножко волшеб никами, почти святыми, и даже сейчас, будучи взрослой, я сохранила к ним своё трепетное детское отношение, и
каждый раз волновалась, когда шла на встречу с каждым из них…
И они – в большинстве своем – оправды- вали мои ожидания. Может быть потому, что тюзовцы – самые преданные театру люди: попробуйте всю жизнь с энтузиазмом играть зайца и каждый раз находить в
нем все новые черты! А может быть потому, что когда я – верный зритель и они – артисты, режиссеры,
Трубить во все трубы души.».
Г. Р. Тростянко.25.01.59 г. художники – вспоминали о театре, наши души звучали в унисон.…А началось все с коммунальной квартиры на улице Калинина, 89, в которой я жила с родителями в начале 50-х годов, страшно сказать, прошлого века.Сейчас я думаю, что мне очень повезло. Во-первых, одна из двух наших комнат выходила окнами прямо на театр. Вечером, сидя у окна, можно было видеть людей, спешащих в ТЮЗ, а потом до
ночи фантазировать, придумывать, что идет на сцене. Мало того, я думаю, что магическая театральная аура своим крылом задевала наш дом и в окружающем меня пространстве всегда находилось
нечто таинственное и необъяснимое. Академик В. И. Вернадский потом назовет все это ноосферой.
Во-вторых, нам очень повезло с соседями. В двух смежных комнатках жили супруги Анна Андреевна и Герман Романович Тростянко. Анна Андреевна работала заведующей пошивочным цехом оперного театра, а
Герман Романович – солистом балета. Кроме того, Герман Романович рисовал картины и преподавал в студии Театра юного зрителя еще при Наталии Ильиничне Сац, ставил танцы и сцены фехтования в
спектаклях. Позировать Герману Романовичу приходила сама Куляш Байсеитова, а в гости часто заглядывал гениальный художник Калмыков...
Однажды Герман Романович, оставив все свои дела, посадил меня напротив и нарисовал карандашом портрет десятилетнего ребенка – мой портрет. Я его бережно храню.
В другой комнате жила семья Сагалович. Самый юный член этой семьи Светлана – сначала школьница, а потом студентка филологического факультета КазГУ, была не просто большой любительницей театра, а
активисткой ТЮЗа. И когда мне исполнилось лет 9-10, она взяла меня за руку и привела в свой любимый театр. С того времени в этом театре я буквально дневала и ночевала. Во всяком случае, до
сих пор некоторые сцены и реплики из спектаклей того времени – дежуря на спектаклях, мы их смотрели огромное количество раз – я помню наизусть.
Потом я прочитала слова великого критика Виссариона Белинского:
«О, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!» и подумала, что это он написал о моей любви к театру. И старенький занавес ТЮЗа был тут совершенно ни при чем.
В том же здании ТЮЗа в то время была театральная библиотека го- рода, я в нее записалась и помню, что уже в четвёртом классе буквально проглотила все тома сочинений Станиславского, вероятно, что-то по- своему в них понимая, а также множество пьес из серии «Современная драматургия». Именно тогда я полюбила режиссеров Вахтангова, Мейерхольда, Таирова, Михоэлса, драматургов Чехова, Гоцци, Гольдони, Мольера, Шоу, Розова и Арбузова… Потом какая-то ревизия, обнаружив среди читателей библиотеки девочку-малолетку, сочла, видимо, это непорядком, и книги давать мне перестали, объяснив, что библиотека переезжает. Но я из
своего окна ви- дела, что табличка библиотеки еще долгое время оставалась на месте.Я довольна, когда в нашем ТЮЗе аншлаг, даже если с трудом могу отыскать место в зрительном зале. Я-то смогу приткнуться где-нибудь и на обочине, главное – зал полон! Вероятно, жизненно необходимо че- ловеку, чтобы кто-то, хотя бы иногда, «трубил во все трубы его души».
Автор.
P/S/ Книги Людмтлы Борисовны Мананниковой стоят на полках во многих библиотеках Казахстана, И в Ленинке . И у меня в домашней библиотеке
Доступны.. Но кто ходит сегодня в библиотеки.. Скорее и проще - поищут в Интернете.. Так вот вам и ссылочка.. Открывайте компьютер, ноутбук или смартфон, заходите и читайте на выбор..
https://proza.ru или вот поточнее ..... скопируйте и заходите там 36 ее работ https://proza.ru/avtor/lyusi2007?ysclid=m411cndvjs689292053
Автор Мананникова Людмила .. Он РАЗГОВАРИВАЕТ С ВАМИ
........ Я всегда с благодарностью ПОМНЮ и ЧТУ эту замечательную женщину.... писательницу, активного журналиста, моего друга по общему делу - по нашемк сайту, котороый мы завели езе в 2008г... Она пмогла создать его платформу . Иногда писала м сюда.... . Сама вела еще десяток других сайтов.. Моя единомышленник и вообще светлря и добрая открытая ДУША..
Мы никогда не встречалиь.. Звал в Москву на аши Юбилейные встречи веерановкомсмола Не смогла..Бояласт самолетов. Поездом - долго.... Только письма Их сотни . И телефон..
ЕЕ творчество отмечкео наградами комсмола и и нашимиЮбилейгыми
Мы ВСЕ Помним тебя, ЛЮДА...
Вит Бор Арсентьев 21.11.2024 г дер. Грибаново, Подмосковье |