«Беспризорники» – поколению, хорошо помнящему советское время, это слово знакомо только по известному фильму «Республика ШКИД» и им подобным. В реальной жизни беспризорности как социального явления тогда практически не существовало. За всю историю России XX века только дважды общество сталкивалось с этой проблемой. Оба раза во время войн – Первой мировой войны с последовавшей затем гражданской войны и сопутствующей ей интервенции в 1914-1922 гг. в одном случае, и в результате самой страшной в истории человечества Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В эти периоды происходили страшнейшие потрясения, гибли миллионы людей, историческим водоворотом разрывались семьи, и их членов раскидывало по разных концам нашей необъятной Родины. В результате крова лишались, оставались сиротами сотни тысяч и миллионы детей. Но когда проходила беда, государство восстанавливало разрушенное и беспризорность как явление быстро исчезало, благодаря комплексной заботе страны о своих детях, ну которую бросались значительные ресурсы. Сегодня беспризорность как массовое явление вновь достигла угрожающих масштабов. И, что самое главное, происходит это в мирное время, когда нет сотен разрушенных городов, миллионных толп беженцев. По различным данным, в России насчитывается до двух миллионов детей-бродяг. Причем это число постепенно все увеличивалось, несмотря ни на какие победные реляции властей в еще недавний период т.н. «процветания» в период высоких цен на нефть. Только в Москве, по итогам комплексного исследования ВНИИ МВД Российской Федерации, число беспризорников с 1999 года увеличилась с 28 тысяч до 33 тысяч человек. Какая же невидимая глазу катастрофа произошла в обществе? Ведь, по данным исследования, дети-бродяги в подавляющем большинстве имеют живых родителей. Так, 37.27 % опрошенных проживали в полной семье, 39.09% – с одним из родителей. Еще 15 % проживали с одним из родителей и отчимом (мачехой), 8% – с опекунами. Каковы же основные объективные факторы, формирующие у подростков мотивацию покидать семью, родной дом и вести полную лишений, опасную жизнь в сообществе беспризорных? На первый взгляд, виной этому плохое материальное положение различных социальных групп населения. Но если приглядеться внимательнее, то оказывается, что зачастую вовсе не бедность толкает ребят бежать из родительского дома. Причина – в деградации социальных институтов самого общества. Прежде всего постепенно деградирует семья как «ячейка общества». Она становится не способной обеспечить свою часть миссии по социализации ребенка. И уровень дохода семьи здесь не основополагающий. Материальные трудности многих российских семей, выступающие основной причиной детской беспризорности и наркомании, есть следствие глубинных общественных процессов, и решить их путем предоставления дополнительной материальной помощи семьям не удастся. Если абстрагироваться от фактора экономического, то основная причина, под воздействием которой находятся все семьи, независимо от их материального благополучия, – это поток разрушительной, не контролируемой, противоречивой информации, на пути которой семья не в состоянии поставить никаких заградительных барьеров. В первую очередь это касается информации, распространяемой аудио-видео средствами. Она не направляет и организует, а, напротив, дезориентирует, создает общий напряженно-негативный настрой в обществе. По ряду социально-экономических и политических причин деградирует и школа – следующий после семьи важнейший институт социализации ребенка. Результаты проведенных опросов показывают, что период учебы в школе не только не пробудил у подавляющего числа респондентов какого-либо интереса к усвоению знаний, а, напротив, выработал у многих детей активное неприятие самого процесса обучения. Постепенно посещение школы стало для них тягостной обязанностью. В результате подобные подростки оказывались один на один с улицей и растлевающими неокрепшее сознание средствами массовой информации. Результат распада общественных подструктур плачевен: Основная масса будущих бродяг – около 60 % – прежде чем стать беспризорными, прошла стадию безнадзорности. При этом, как со стороны родителей, так и со стороны школы эти дети не испытывали какого-либо побуждения отвлечь их от улицы. Все свободное время они проводили на улице, во дворе, в подъездах своих домов. Их основными занятиями были курение, употребление алкоголя, медикаментозных или технических одурманивающих препаратов, наркотиков, нередко они занимались попрошайничеством, воровством – действия, в которые их вовлекали друзья по улице или по двору. А далее до бродяжничества оставался всего лишь один шаг. Вывод: «Перестройка» и реставрация капитализма в 1991 году ввергли российское общество в состояние перманентного распада. И это разрушение, происходящее благодаря внедрению всеми способами чужеродных ценностей эгоизма, индивидуализма, рвачества, стремления к наживе, отзывается в обществе взрывным ростом уровня преступности, самоубийств, наркомании, проституции, беспризорности. Это – социальная чума, опустошающая просторы нашей Родины. Удар же по детям наиболее страшен, потому что это – удар по нашему будущему. Общество, неспособное защитить своих детей, обречено. Или мы все вырвемся из сжимающихся тисков деградации по пути, предлагаемом антикризисной программой КПРФ, или будущего у России не будет.
Максим Тимонин, пресс-служба МГК КПРФ moskprf.ru |