Зураб Церетели родился в Тбилиси (Грузия). В 1958 году окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств. Следующие семь лет работал художником - архитектором в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году прошел во Франции курс по развитию художественной фантазии. В Париже имел возможность общаться с П.Пикассо и М.Шагалом, которые высоко оценили работы молодого мастера.С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Автор более двух тысяч живописных полотен различных жанров. География его монументальных работ охватывает территорию 11 стран мира - США, Великобритания, Испания, Япония, Бразилия, Франция и т.д. Наиболее известные монументальные работы: комплекс на курорте Пицунда, монументальные работы для Дворца культуры в Тбилиси, оформление Тбилисского автовокзала; горельеф «Легенды Крыма» на фасаде гостиницы «Ялта» (медь); монумент «Счастье детям мира» в Брокпорте (США); монумент «Прометей» - «Наука, образование – миру» - посвящен студенчеству, установлен перед зданием Брокпортского университета (штат Нью-Йорк, США); оформление киноконцертного зала горельефным фризом из меди «Гимн человеку» и создание бассейна-фонтана с мозаичным покрытием; монумент «Человек и Солнце»; монумент «Разрушить стену недоверия» (Великобритания); монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке ; бронзовая скульптура «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция); скульптурная композиция «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания). После нападения террористов на Нью-Йорк в 2001 году Церетели предложил американцам проект увековечения памяти жертв терактов под рабочим названием «Слеза», который был последовательно отвергнут мэриями Нью-Йорка и Джерси-Сити. В Северную Осетию Церетели привез эскиз двадцатиметрового памятника детям Беслана, превращающимся в ангелов. Спустя несколько месяцев пострадавшие от цунами тайцы увидели предназначенный им проект Церетели: Древо Жизни, смываемое гигантской волной. В Москве пока остались не реализованы, по крайней мере, два проекта Церетели: второй Царь-колокол и памятник под названием «Я шагаю по Москве», который должен был напоминать молодого Никиту Михалкова в одноименном фильме. |