Из резолюции VIII съезда ВЛКСМ «О работе ВЛКСМ среди детей»
22 мая 1928 г.
- Задачи укрепления пионерского движения
<...> 8. Пионерское движение в период между VII и VIII съездами ВЛКСМ переживало и в настоящее время еще не изжило большие затруднения, приведшие даже к сокращению количества детей в пионерской организации. Решения VII съезда в значительной степени в жизнь не проведены, что усложнило эти трудности. Причины этих затруднений кроются, главным образом, в нашем неумении работать среди третьего поколения Советской страны, в отсутствии достаточно продуманной системы и педагогически обоснованных методов массовой коммунистической работы среди детей, механическом перенесении методов работы среди взрослых в детскую среду. Это приводит часто к чрезмерной «политизации» пионерской работы в ущерб общественно-трудовому воспитанию, культурно-просветительной деятельности и организации здорового досуга детей. В то же время, если, с одной стороны, мы имеем уклон в сторону «политизации» детского движения, то, с другой стороны, в качестве реакции на эти недостатки и трудности в работе среди пионеров наметились отдельные тенденции, начисто отрицающие общественно-политическое воспитание детей. Как тот, так и другой уклоны должны быть решительно изжиты.
Съезд также считает неправильным перенесение в пионерскую организацию таких методов работы бойскаутов, как системы разрядов, личных поощрений, индивидуальных соревнований, отметок и нашивок как совершенно неприемлемых в деле коммунистического воспитания детей.
Мы должны твёрдо и последовательно осуществлять курс на оживление детского движения, взяв за основу пионерской работы общественно-трудовое воспитание - воспитание, на базе которого только и можно строить воспитание детей в духе коллективизма и коммунизма. Новые формы и методы, вырабатываемые в процессе работы и нашедшие уже свое практическое применение в ряде пионерских организаций, должны войти прочно в жизнь всей пионерской организации.
- Пионерорганизация несмотря на вышеуказанные недостатки оказывает громадное воспитывающее влияние на детей. Чтобы ещё больше укрепить это воспитывающее влияние, она должна давать детям яркие переживания: совместное чтение интересных книг, совместные прогулки, игры, пение, совместно достигаемые цели и т. п. Всю эту работу нужно строить так, чтобы она сплачивала ребят и растила из них людей, которые не мыслят своей жизни вне коллектива и чувствуют себя связанными неразрывными узами с коллективом. Постоянно развиваемое сознательное отношение к окружающему, совместная работа над изменением, улучшением этого окружающего еще больше должны сплачивать детей, воспитывать у них уменье сообща ставить общественные цели и сообща достигать их. Такая коллективная работа лучше всего воспитывает ту внутреннюю дисциплину, которая всё больше укрепляется среди трудящихся, которая помогла им завоевать советскую власть и удержать её и которая в корне разнится от палочной, рабской и от принудительной капиталистической дисциплины. Осуществление ребятами сообща поставленных общественно-практических задач воспитывает у них привычку к организации труда, к товарищеской взаимопомощи в работе, уменье направлять свои знания и способности на службу целому и находить в этом удовлетворение.
- В пионер. организации мы должны делать ставку не на более талантливого и сильного, а на коллектив, воспитывая в детях чувство товарищества. Надо особо обратить внимание на воспитание товарищеских чувств между мальчиками и девочками, между ребятами разных национальностей, между ребятами более сильными и более слабыми, между всеми детьми трудящихся - пионерами и непионе- рами. Нужно уточнить систему мер педагогического воздействия на ребят в самом пионерском отряде, отвергая применение меры воздействия (условное исключение, штрафы и т. п.).
Не только в пионерской организации, но и в доме, в школе и на улице пионер должен быть защитником других ребят от битья, от грубого обращения, от эксплуатации. Он должен быть особо внимателен к детям бедноты, к беспризорным и стараться вовлечь их в пионер. организацию. Именно с этой стороны и надо подходить, освещая перед пионерами классовые противоречия, борьбу рабочего класса, роль религии, роль организации, международный характер рабочего движения и т. п.
Надо, чтобы пионеры поняли значение партии, комсомола, советской власти, значение профессиональных, кооперативных и женских организаций, чтобы они сделались в меру своих сил помощниками этих организаций.
- В процессе борьбы за права и интересы ребят и в процессе помощи партийным, советским, профсоюзным и кооперативным организациям пионер. организация сможет наилучшим образом воспитывать в пионерах трудовые и организационные навыки. Важно не только, чтобы дети приобрели известные знания и умение: самое главное, чтобы пионер. организация давала им навыки артельного, кооперативного труда и правильно организованного отдыха. Важно, чтобы пионеры научились сами ставить перед собой сообща достигаемые общественные цели (нужны такие-то силы, такое-то умение и т. д.). Научились бы учитывать результаты работы (столько-то сделано, сделано хорошо или плохо, если плохо, то почему, что осталось делать и т. д.). Научились бы работать, помогая друг другу (вдвоем, втроем, коллективом), комбинируя силы, научились бы распределять между собой труд по силе, по умению.
- На этой основе необходимо ускорить работу по определению примерного перечня общественных дел, интересных и посильных для детей, и увязанного с ними соответствующего круга навыков и знаний. Этот круг дел, навыков и знаний должен носить ступенчатый характер (постепенно усложняющийся), приспособленный к возрастам и к условиям города и деревни.
- Съезд осуждает имеющиеся тенденции в ряде комсомольских организаций к механической задержке роста пионерских организаций, бездеятельность комсомольских организаций в отношении роста пионеротрядов. Съезд считает необходимым параллельно улучшению качества работы пионер.организации усиление вербовки детей в её ряды, особенно в фабрично-заводских районах, в то же время не ослабляя внимания к вопросам роста в деревенской части пионер.организации за счёт батрацко-бедняцкого ядра. Съезд указывает на необходимость вербовки в ряды пионеров не только школьников, но также и детей, находящихся за пределами школы.
<...> В связи с усилением борьбы за коллективизацию в деревне съезд обращает внимание комсомола на необходимость организации новых отрядов при колхозах и совхозах.
<...> Необходимо, чтобы те 20 тысяч ячеек, которые не имеют пионерских отрядов, приняли все меры к тому, чтобы организовать эти отряды.
Съезд считает совершенно недопустимым, что профсоюзы ставят условием своей поддержки отрядов юных пионеров принятие детей только членов данных профсоюзов. Необходимо решительно изжить эти цеховые настроения среди профсоюзных работников, добившись принятия в ряды детей без разделения на те или иные профсоюзы, обеспечив эти отряды полностью общими фондами из профсоюзов.
- Огромнейшее значение во всей системе пионер. движения имеет вожатый. Работа вожатого, требующая значительной подготовленности и соответствующих личных качеств, до сих пор на деле рассматривается как второстепенная и маловажная. Съезд считает такое положение абсолютно недопустимым и предлагает выдвинуть в качестве вожатых наиболее подготовленных и авторитетных работников комсомола, добиваясь создания устойчивых кадров вожатых, оказывая им практическую помощь со стороны комсомольских ячеек.
Съезд обязывает комсомольские организации выделить кадры рядовых комсомольцев для работы в пионерских отрядах в порядке общественной нагрузки в помощь вожатым отрядов.
Комсомол должен стремиться вожатых, желающих вести работу с детьми, продвигать на педагогическую работу: в педагогические вузы, техникумы, в отделы народного образования.
Съезд поручает Центральному Комитету в ближайшее время проработать специально вопрос об улучшении форм и систематической подготовки работников пионер.движения, поставив в соответствующих органах, в НКПросе и АПО ЦК ВКП(б) эти вопросы.
Съезд считает весьма важным принятое решение Наркомпросом об открытии внешкольного факультета и считает необходимым обеспечить его функционирование с осени 1928/29 г.
Необходимо включение в штаты 1928/29 г. вожатых форпостов крупных школ.
Съезд предлагает ЦК и всем комитетам союза взять решительную линию в вопросе выдвижения на руководящую пионерскую работу подготовленных и выдержанных комсомольских работников, борясь с тенденцией, выражающейся в недооценке пионерской работы и в нежелании работать среди детской массы. Целесообразно практиковать закрепление этих работников на более длительные сроки для действительного изучения всех вопросов пионерской работы.
- Наряду с этим съезд обращает особое внимание на необходимость систематической работы с выросшим пионерским и детским активом. Необходимо каждое важное мероприятие, проводимое в пионер. организации, предварительно обсуждать с самими детьми, но и в бюро юных пионеров, давая им полную возможность почувствовать себя ответственным за всю организацию. Такие формы работы с детским активом, как совещания пионерского актива по отдельным отраслям и конкретным вопросам работы, устройство курсов активных ребят, проведение пионерских и детских конференций, привлечение активных ребят в работе комиссий бюро юных пионеров и в качестве помощников вожатых отрядов, всё это должно войти в повседневную работу пионер. организаций.
Съезд поручает ЦК разработать детально эти вопросы и считает необходимым издание специального печатного органа, который бы послужил к объединению и руководству этим детским активом. Работу с активом необходимо ставить так, чтобы ни в коем случае актив не обособлялся и не отрывался от детской массы вообще, потому что такое положение грозит рядом опасностей.
- Съезд поручает ЦК разработать вопрос о формах и методах руководства детским движением со стороны руководящих комитетов комсомола и ЦБ ЮП. Съезд обращает особое внимание на собирание и обобщение опыта работы и перенесение его в другие организации.
- Съезд считает необходимым приступить к изданию отдельного руководящего журнала для работников деревни.
- Необходимо улучшить качество издаваемой пионерской руководящей литературы. ЦК должен через Центроиздат добиться усиления издания пионерской литературы на языках отдельных национальностей.
- Съезд считает необходимым развертывание постоянной систематической работы по интернациональному воспитанию путем налаживания связи с заграничными и национальными отрядами и школами, обмена делегациями, борьбы с национальной рознью, организации помощи МОПРу и проведения разъяснительной работы среди всех детей, пионеров и школьников.
- Ввиду того, что решения VII съезда ВЛКСМ по работе среди октябрят не выполнены, съезд поручает ЦК и местным организациям обеспечить максимальное проведение их в жизнь.
Особое внимание должно быть уделено специальной подготовке вожатых групп октябрят, изданию специальной литературы, разработке практики работы октябрят по труду, организации досуга, охране здоровья.
Необходимо и дальше не приостанавливать роста групп октябрят, обеспечивая их руководителями и условиями работы.
РГАСПИ. Ф. М-6. Оп. 8. Д. 12. Л. 35-38. Машинопись. Орфография оригинала.
Опубл.: VIII Всесоюзный съезд ВЛКСМ. 5-16 мая 1928 г. Стенографический отчет. М., 1928. С. 585-591.
РУБРИКУ ВЕДУТ ОКОНОВА НД . И ПРОНИНА Н.М. .
|