16 -26 января 1931 года в Москве состоялся IX съезд ВЛКСМ. Делегаты съезда принял решение о шефстве комсомола над воздушным флотом. Товарищ К. Е. Ворошилов, выступивший на съезде, рассказал делегатам о той большой помощи, которую ждет от молодежи наша авиация, предложил комсомолу взять шефство над Воздушным Флотом, комплектовать авиационные школы из своей среды, нести ответственность за работу и учебу переменного состава. «...Кто будет, — сказал К. Е. Ворошилов, — обслуживать наши воздушные силы в качестве летчиков, бортмехаников, в качестве инженеров, работников аэродромов — от этого в значительной мере будет зависеть и рост и успехи нашего Красного Воздушного Флота». Делегаты комсомольского съезда с огромным энтузиазмом приняли предложение товарища Ворошилова взять шефство над Военно-Воздушными Силами.
Вечером 25 января состоялось торжественное заседание съезда совместно с представителями Военно-Воздушных Сил. К столу президиума, вспоминает один из делегатов, подрулила настоящая авиэтка, в воздух взмыли десятки авиамоделей.
Был оглашен текст специального обращения IX съезда ВЛКСМ ко всем комсомольцам и комсомолкам, к бойцам, командирам и политработникам Военно-Воздушных Сил. В обращении говорилось: «IX съезд ВЛКСМ от имени трехмиллионной Краснознаменной армии ленинского комсомола постановляет взять шефство над Военно-Воздушными Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Товарищи летчики и все работники Военно-Воздушных Сил РККА! К вам обращается комсомол. Крепче держите штурвалы воздушных кораблей в своих руках, улучшайте технику, крепите организованность и боеспособность флота, еще зорче сторожите необъятные пространства Советского Союза. Слушайте, товарищи комсомольцы! Шефство над Военно-Воздушным Флотом рабоче-крестьянской страны налагает на нас громадные обязанности... Комсомолец — на самолет! — вот наш боевой лозунг. Съезд призывает каждую ячейку, каждого комсомольца заботиться о Военно-Воздушном Флоте...» Съезд обязал все комсомольские организации укреплять связь с Осоавиахимом, вместе с ним бороться за массовую авиационную грамотность населения и особенно молодежи, создавать авиационные кружки в городе и деревне. Организации комсомола должны были улучшить политико-культурное обслуживание частей Военно-Воздушных Сил, проводить наборы лучших комсомольцев в авиационные школы и академии. На съезде выступил начальник Управления Военно-Воздушных Сил РККА П. И. Баранов. Он рассказал делегатам о том, как крепнет и развивается советская авиация, а затем зачитал приказ Революционного Военного Совета СССР. «В связи с единодушно выраженной IX съездом Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи волей о принятии со стороны трехмиллионной массы молодых строителей социализма шефства над Военно-Воздушными Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии Революционный Военный Совет Союза ССР постановляет: Считать с 25 января 1931 года Краснознаменный Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи шефом над Военно-Воздушными Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Народный комиссар по военным и морским делам и Председатель РВС СССР ВОРОШИЛОВ». Молодёжь горячо откликнулась на призыв IX съезда ВЛКСМ. Комсомольские организации Москвы и Ленинграда одними из первых провели отбор кандидатов в авиационные школы. В Российской Федерации, на Украине и в Белоруссии, в Азербайджане и Грузии — всюду создавались аэроклубы и авиационные школы. В них тысячи юношей и девушек — посланцев комсомола — изучали летное дело, овладевали искусством самолетовождения. Газетные заметки тех лет сообщали: «Аэроклубы Ивановской области выпустили 65 учлетов». «В Воронежском аэроклубе проходят различные виды воздушной подготовки свыше 1 ООО человек». «В Донбассе 400 рабочих овладели летным делом и получили право самостоятельно управлять самолетом». «Магнитогорский аэроклуб подготовил 21 летчика». Аэроклубы создавались и на селе. Так, например, аэроклуб был создан в селе Ключи Кораблинского района Рязанской области, где, по свидетельству летописи, в 1729 году кузнец по прозванию «Черная Гроза» пытался совершить свободный полет. И вот спустя два столетия потомки Черной Грозы поднялись в воздух. Молодежь летала на своем собственном самолете, приобретенном на средства колхозников. Ежегодно колхозный клуб села Ключи выпускал молодых пилотов, и пожилые колхозники с гордостью поглядывали в небо, где их сыны-комсомольцы после работы упражнялись в технике пилотирования. Десятки тысяч комсомольцев были направлены на строительство авиационных предприятий, аэродромов. Молодежь авиационных заводов стала инициатором социалистического соревнования, охватившего всю авиационную промышленность. О том, какое большое значение имело шефство комсомола над Военно-Воздушным Флотом для распространения авиационных знаний среди населения, свидетельствуют результаты проведенного в 1934 году ВЛКСМ и Осоавиахимом военно-технического экзамена молодежи. В итоге его более 100 тысяч юношей и девушек овладели основами авиационных знаний. В стране было создано 1 600 планерных кружков, 230 станций, 10 школ, в которых свыше 50 тысяч молодых людей обучались искусству безмоторного полета. Количество членов Осоавиахима возросло на несколько миллионов человек. Большую роль сыграл комсомол в развитии парашютного спорта. В парашютных группах, созданных при аэроклубах, молодежь с увлечением овладевала искусством прыжка с парашютом, осваивала парашютные прыжки с больших высот, ночью, на воду, с задержкой раскрытия парашюта. Провозглашенный IX съездом ВЛКСМ лозунг «Комсомолец — на самолет!» стал боевым кличем нашей молодежи, началом жизненного пути многих советских летчиков, славные имена которых ныне известны всей стране. Вместе со всем советским народом ленинский комсомол самоотверженно и вдохновенно трудился над тем, чтобы превратить нашу страну в могучую авиационную державу.
После завершения съезда на пленуме ЦК ВЛКСМ 26 января избрано Бюро ЦК в составе: Косарев А.В. - Генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ. Секретари ЦК ВЛКСМ - Салтанов С.А., Андреев С.И., Шарипов К.Н., Лукьянов Д.Д., Девишев И.А. - зав.. оргинструкторским отделом, Пронин И.С. - зав.массово-экономическим отделом Ленинградского обкома , Лешинер Е.Д.- зав. отделом образования и быта, Александрова Т.В. - председатель Центрального бюро ДКО, Круль Г.И. - зам. отделом производственно-технического ученичества, Горшенин П.С. - зав. военным отделом, Петелин Г.Н.- представитель ЦК ВЛКСМ в ВЦСПС, Чемодаголв В.Т.- председатель русской делегации в Исполкоме КИМа, Троицкий А.Н.- редактор газеты "Комсомльская правда", Джавахидзе Г.С. - член русской делегации в Исполкоме КИМа, Гусев Л.Н. - секретарь Ленинградского обкома, Бойченко А.М.- генеральный секретарь ЦК ЛКСМ Украины .
Кандидатами в члены Бюро ЦК ВЛКСМ избраны: Вайшля И.С. - секретарь Ленинградского горкома, Иванов И.В. - секретарь Московского горкома. Гацеев А.Е.- секретарь ЦК ЛКСМ Украины , Черноусов М.А.- зам.зав. орготделом ЦК.
Источник: Строка в биографии. Оргкомитет "Комсомолу-85", 2003г.
Разместил Вит Бор
|