В.И.Журко, ректор ИМСГС: Студента надо ценить
Владимир Иванович Журко – человек, создавший свой вуз – Институт международных социально-гуманитарных связей, готовящий специалистов для работы в сфере социальных структур и молодежной политики. Вуз неординарен так же, как и его ректор, для которого принципы морали и нравственности еще имеют значение, для которого воспитание молодежи – одно из основных направлений деятельности, который считает, что работа со студентами не должна прекращаться ни на минуту.
Институт международных социально-гуманитарных связей (ИМСГС) – вуз не совсем обычный. Во-первых, это вуз негосударственный, созданный в 2002г. благодаря усилиям и неординарным лидерским качествам его ректора – Владимира Ивановича Журко. Во-вторых, это вуз, который призван не только давать профессиональное социально-гуманитарное образование, но и формировать новое мировоззрение. Наконец, это вуз, где внимательно и с большим уважением относятся к студентам, где всё делается для студента и ради него, где есть много необычного и, казалось бы, нетрадиционного, но, бесспорно, служащего одной цели – дать студентам самое современное и наиболее качественное образование, а также воспитать их, вырастить и подготовить для взрослой и самостоятельной жизни в непростых условиях современного мира. Сегодня институт формирует интеллектуальную элиту России XXI века.
Ректор института Владимир Иванович Журко – человек удивительной теплоты, имеющий за плечами огромный опыт общественной работы. Как говорят о нем коллеги, – большой демократ, живущий по принципу: «доброта спасет мир». В неформальной беседе с ним мы поинтересовались, как он принял решение создать свой вуз, что представляет собой вуз сегодня, как строится учебный процесс и политика в отношении студентов, и почему им так нравится здесь учиться.
– Владимир Иванович, как начиналась Ваша общественная деятельность?
– Так получилось, что еще студентом я был комсоргом курса, секретарем комитета комсомола, командиром студенческого строительного отряда (ССО); участвовал в строительстве Надеждинского металлургического комбината в городе Норильске (Всесоюзной комсомольской стройки), мы вели строительство мелиорационной системы для Красноярского края. Жизнь в палатках и работа на совесть ковала характеры, учила ответственности. Итог нашей работы – первое место в конкурсе студенческих отрядов. Лучшими мы были не только в работе, но и в спортивных состязаниях. По итогам работы в ССО я был награжден медалями «За трудовую доблесть» и «За освоение целинных земель». Все это, безусловно, определило дальнейшую мою судьбу.
– С чего начался Ваш профессиональный опыт работы в вузе?
– В 90-е годы, как известно, в обществе шли уже несколько иные процессы, многие отказывались от прошлого, стеснялись говорить о своей партийной биографии. Я же о ней говорить не стеснялся и не стесняюсь по сей день. В свое время меня выдвинули на должность заместителя секретаря комитета комсомола Высшей комсомольской школы, затем я был избран и секретарем комитета комсомола. Годы учебы, работа в вузе дали мне возможность настоящего общения и той дружбы, которая рождается в студенческом коллективе. Никто из нас не смотрел с тревогой в завтрашний день. По долгу службы много приходилось ездить по регионам тогда еще Советского Союза. И сейчас смело могу сказать, что нет, наверное, на карте места, где не было бы у меня друзей.
Совсем недавно состоялся своего рода юбилейный слет выпускников Высшей комсомольской школы, на который приехали многие мои друзья из всех республик бывшего СССР, стран Восточной Европы, были чехи, словаки, поляки. И никакие границы нам были не помеха, т.к. сильны мы настоящей и верной дружбой.
После комсомольской и партийной работы я стал руководителем факультета повышения квалификации молодежных кадров, директором центра образования молодежи, заместителем ректора, готовил кадры по работе с молодежью РФ. Это была интересная работа, которая требовала большой самоотдачи
После распада СССР, в 91-ом году остро встал вопрос о том, какую работу необходимо проводить с молодежью. Одним из первых, кто стал заниматься проблемами молодежи в России, был председатель Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи Андрей Владимирович Шаронов. Была запущена программа «Новые кадры для новой России», которую реализовывал Центр образования молодежи, демократии и развития, возглавляемый мной. Этот центр стал кузницей для повышения квалификации тех людей, которые на региональном уровне и в крупных городах начали заниматься проблемами молодежи.
– Как появилась идея создания вуза?
– С 1993-го по 1999-й год мы ежегодно обучали в режиме повышения квалификации до 1500–2000 человек. Среди них, например, нынешний губернатор Ярославской области Сергей Вахруков, ответственный сотрудник Совета Федерации З.И. Пойманова. Они прошли у нас переподготовку на курсах повышения квалификации.
Сейчас выпускники наших курсов повышения квалификации работают практически во всех регионах России. Мы понимали, что резерв «молодежников» необходимо черпать из студенческого актива. Совместно с Российским союзом молодежи был разработан ряд специальных программ, тесно сотрудничали с федеральными структурами исполнительной власти. Я с глубоким уважением и благодарностью вспоминаю совместную работу с А.В. Шароновым, С.П. Буньковым, Т.В. Новиковой, С.А. Григоренко, В.И. Деникиным, Г.В. Куприяновой, Ю.В. Коврижных, С.Н. Апатенко, А.А. Левицкой, З.И. Поймановой, с общественниками на федеральном уровне: В. Лащевским, В. Скоробогатовой, О. Рожновым, А. Платоновым. Сейчас мы тесно сотрудничаем с Департаментом молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, возглавляемым Б.Б. Гусевым, Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы, которым руководит Л.И. Гусева, Комитетом общественных связей г. Москвы, возглавляемым А.В. Чистяковым.
А свою работу в качестве директора Центра образования молодежи, демократии и развития я закончил в 2000 году. В том же году получил предложение создать и возглавить институт. Появилась возможность продолжить ту работу, которой занимался ранее, но совсем на другом уровне. Поэтому одним из направлений, определяющим специфику вуза, стала работа в сфере молодежной политики. Мы сохранили весь накопленный с 1991 года опыт и начали новый этап по переподготовке и обучению молодых кадров сферы молодежной политики.
– Каким был Ваш первый шаг на посту ректора? С чего началась работа и что представляет собой вуз сейчас?
– Первым делом я как ректор помимо проректора по учебной работе ввел ставку проректора по воспитательной работе. Искренне считаю, что воспитание студентов – одна из приоритетных задач вуза.
Мы вовлекаем студентов в общественную жизнь, проводим большую работу по выявлению и поддержке талантливых ребят, которые в дальнейшем становятся лидерами, руководят Студенческим советом вуза, развивают самоуправление. Выпуск тщательно подготовленных и обученных студентов – это как выпуск эксклюзивного товара, где нельзя ошибиться, нельзя допустить «брак».
Для нас большое значение имеет работа не только со студентами, но и с их родителями. Они – одни из самых главных наших помощников в воспитательном процессе. Любое учебное заведение, как мне кажется, выиграет, если в союзниках у него будут родители, которые по- настоящему заинтересованы, какими выйдут их дети из стен альма-матер. И, поверьте мне, эта обратная связь действует и действует достаточно эффективно. В нашем институте, как ни странно это звучит для высшего учебного заведения, практикуется проведение родительских собраний. Существует и институт кураторства. Тесное сотрудничество студентов, кураторов и их родителей дает определенные плоды. Родители отличников получают благодарственные письма. Мы выпускаем наши фирменные календари с фотографиями лучших студентов и вручаем тем, кто хорошо учится и ведет активную общественную работу. Это тоже своеобразная форма поощрения.
Я считаю, что студента надо любить. Если он чувствует заботу о себе, чувствует неформальное отношение руководства института, то и сам студент становится совсем другим – более открытым, контактным. Поэтому для меня как ректора большое и принципиальное значение имеет, кто работает со студентами. В учебном коллективе не должно быть равнодушных и нетворческих людей.
У нас традиционными стали регулярно проводимые встречи с ректоратом, на которых студенты порой задают достаточно острые вопросы и ждут прямых и честных ответов. Если ты хотя бы раз слукавишь или уйдешь от ответа, то потеряешь доверие, и тогда какой же ты ректор! Особенно остро всегда ставят вопросы члены студенческого совета, которые отстаивают права студентов, выступают с интересными предложениями, предлагают программы и этапы их реализации.
Наш студсовет является хорошим помощником как ректорату, так и деканату. Туда подбираются интересные ребята, которым мы оказываем всяческую поддержку. Пройдя серьезную школу работы в студенческом активе, они, безусловно, приобретают определенный опыт, учатся руководить коллективом и несут ответственность за него. Поэтому, как правило, дальнейшая судьба у них предопределена.
Так, например, председатель студсовета Андрей Сычев работает в структуре правительства Москвы – в Доме детских и юношеских организаций. Там же свое место нашла и его заместитель Ольга Сысоева.
Иван Марьин, выпускник 2008 года (экс-председатель С.С.), – руководитель общественной организации «Сталкер», Светлана Левкович работает в комитете общественных связей Москвы. И таких примеров много. Конечно, это радует. Особенно тогда, когда уже мы обращаемся к ним за помощью и порой даже за советом. Ведь многие наши выпускники занимаются общественно-молодежной проблематикой еще и потому, что в институте приобрели знания и получили небольшой, но все-таки опыт работы с молодежью.
Наши студенты имеют возможность посещать курсы повышения квалификации, встречаться с представителями региональных структур, занимающихся молодежной политикой, с представителями Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы, Комитета общественных связей г. Москвы. Благодаря этому многие выпускники продолжили заниматься общественно-молодежной проблематикой, и им это интересно.
– Вы, наверное, тесно сотрудничаете с федеральными и московскими властями?
– Да, особенно с Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы. А еще – с Министерством образования и науки РФ, Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Федеральным агентством по делам молодежи, Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики, Департаментом образования г. Москвы, Департаментом территориальных органов исполнительной власти, Комитетом межрегиональных связей и национальной политики г. Москвы, Российским союзом молодежи, Домом детских общественных организаций. Во многих перечисленных учреждениях уже работают и наши выпускники.
По заказу Министерства образования и науки РФ наш вуз проводит Всероссийский конкурс ученических и студенческих научно-исследовательских и проектных работ по молодежной проблематике. Мы стояли у истоков создания различных центров, занимающихся проблемами молодежи, и сейчас помогаем им развиваться, оказываем научно-методическую поддержку.
– Как организован в вузе учебный процесс?
– При организации учебного процесса я всегда обращаюсь к преподавателям. Все-таки стоит отметить, что преподаватели, какими они были 30–40 лет назад, и преподаватели современные – это разные люди. Сейчас, к моему большому сожалению, жизнь многих заставляет быть скорее урокодателем: отчитал лекцию, далее – в другой вуз. В такой ситуации оказывается нарушенной связь обучения и воспитания. Я все время привожу им слова Льва Толстого: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
По возможности стараюсь познакомиться с каждым преподавателем, особенно с молодым, который только начинает свою педагогическую деятельность, пытаюсь донести до него то, что работа с молодежью, преподавательская деятельность должны быть состоянием души.
Сейчас у молодых людей большая, чем в мое время, возможность получения необходимой информации. Но обработать эту информации, провести анализ, сделать выводы и спроектировать ее на свою дальнейшую жизнь, к сожалению, не каждый способен.
Недавно выступал на коллегии Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, где присутствовали студенты-дублеры из нашего института и других вузов. Пожалуй, я был единственным, кто выступил, может быть, не совсем популярно, выразив мысль, что молодой человек, ставший дублером, к сожалению, нередко считает, что хождение по красным дорожкам в мэрии – та птица счастья, к которой он стремился и всего достиг. Как они заблуждаются... Не красная дорожка является определяющей. Необходимы знания, причем хорошие, ответственность и добросовестность, честность и порядочность. Чтобы в своей дальнейшей работе они могли найти золотую середину и могли отделять зерна от плевел.
Когда мы сегодня говорим «процесс образования», «процесс воспитания», мы должны понимать, что сегодня выпускаем молодого человека в жесткий мир конкуренции. Поэтому уже с первого курса проводится серьезная работа со студентами, тщательно подбираются для них места практики. Найти место практики в Москве – не проблема. Но практику надо пройти с пользой, показать свои умения и способности, приобрести опыт и знания.
Мы стараемся каждого студента отправить именно в ту организацию, которая соответствует его специальности. Пишем рекомендательные письма и тем самым несем ответственность за каждого. Но и студент должен понимать ответственность перед институтом, стараться оправдать доверие. А самое главное – понимать, что, хорошо зарекомендовав себя, показав свои знания, он может рассчитывать на дальнейшее трудоустройство. Всегда приятно, когда студенты после прохождения практики приносят в адрес института и его руководства благодарственные письма. Многие (около 20%) получают предложения по трудоустройству и переходят на заочное отделение. Это, на мой, взгляд, неплохой показатель.
Мы, к счастью, зарекомендовали себя как вуз, готовящий специалистов по работе в социально-молодежной сфере. Благодаря нашим контактам в области переподготовки кадров, как я уже говорил, у нас есть возможность приглашать студентов на занятия курсов повышения квалификации. Вуз имеет возможность приглашать на курсы и работников министерств. Нередко организуем встречи с директором Департамента молодежной политики и общественных связей РФ Борисом Гусевым, руководителем Департамента семейной и молодежной политики Москвы Людмилой Гусевой и другими руководителями. Таким образом, наш студент имеет возможность из первых уст услышать обо всех новых направлениях работы в области молодежной политики.
Факультетам социальной работы и государственного и муниципального управления, конечно, уделяю больше внимания. Хотя для меня как ректора приоритетных факультетов не должно быть. Но! Вся моя общественная деятельность, прошлая и настоящая, связана с двумя этими направлениями. Моя общественная работа дает возможность направлять студентов, аспирантов и выпускников в Совет Федерации, Общественную палату РФ. И это мы рассматриваем как достаточно серьезный шаг к повышению уровня учебного процесса.
Можно отметить, что за последнее время вырос интерес к аспирантуре. Это, безусловно, заслуга нашего профессорско-преподавательского состава. Хочу заметить, что это вовсе не связано с отсрочкой от службы в армии, поскольку намного больший интерес к аспирантуре проявляют как раз наши выпускницы. Дополнительно, обучаясь в аспирантуре, у нас можно получить квалификацию «Педагог высшей школы». Эта квалификация удостоверяется дипломом «О дополнительном образовании».
Большое внимание уделяем и работе со студентами-заочниками. Это интересная категория студентов, которая имеет свой практический опыт, это люди состоявшиеся и требующие определенного подхода. Поэтому и работу с ними мы строим совсем по-другому.
– Не могли бы Вы подробнее рассказать о работе по переподготовке и повышению квалификации специалистов?
– Сейчас наш институт – одно из немногих учебных заведений Москвы, которое специализируется в области профессиональной переподготовки работников молодежной сферы – организаторов молодежной и детской работы для всей страны. Переподготовку и повышение квалификации у нас проходят представители свыше 50 регионов России. Мы приглашаем на учебу государственных и муниципальных служащих, работающих с молодежью, педагогов, социальных работников, психологов, специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководителей и активистов молодёжных и детских общественных объединений.
Наш Центр дополнительного профессионального образования организует выездные учебные курсы повышения квалификации в различные регионы России. Вуз на протяжении ряда лет выполняет госзаказ по краткосрочному повышению специалистов, занятых в системе государственной молодежной политики.
Среди учебных программ Центра – формирование военно-патриотического воспитания российской молодежи, работа в сфере государственной молодежной политики, формирование межкультурной и межконфессиональной компетентности в молодежной среде, работа по месту жительства в системе молодежной политики, современные модели клубной работы с молодежью, организация учреждений отдыха и оздоровления детей и молодежи, социальная реабилитация безнадзорных детей и подростков и другие.
– Расскажите, как проходит внеучебная деятельность?
– У нас есть свой студенческий театр. Его режиссер Валерий Мкртумов – ученик Товстоногова, талантливый человек и хороший воспитатель. Репертуар студенческого театра в основном состоит из произведений классической литературы. Именно на такой литературе мы стараемся воспитывать студентов, прививать им вкус к настоящему искусству. А какие у нас актеры! Когда они на сцене, когда погружены в роль – их не узнать. Играют так, что зал сидит, не шелохнувшись, а потом – какие аплодисменты! Это здорово! Многим ребятам сцена помогла поверить в себя, открыла новые возможности, дала путевку в жизнь.
А конкурсы, проводимые в институте, открывают какие таланты! Открывают их даже у тех, кто и не знал, что он талантлив. Есть у нас, например, двое ребят из Республики Марий Эл. У них хорошие голоса, чудесно поют, но чувствовали неуверенность в себе, стеснялись выступать. Сейчас они выходят на сцену, поют, срывают аплодисменты! Стали лауреатами многих конкурсов.
Есть у нас и хорошая спортивная команда. Ребята играют в футбол. В этом году заняли третье место по Москве среди вузов. Конечно, я понимаю, что с именитыми вузами нам тягаться сложно, но те результаты, которых достигли, меня, бесспорно, очень радуют.
В конкурсе студенческого творчества «Фестос» с самого первого нашего в нем участия в 2004 году наши студенты регулярно становятся лауреатами в таких номинациях, как «Художественное слово», «Театр». После каждой такой победы на следующий день я в коридоре часто слышу радостные возгласы и поздравления в адрес победителей. Участвовали мы и в таких конкурсах, как «Паруса надежды», «Весна 45-го».
А какие туристические слеты проводят ребята, какие выездные школы студенческого актива! Одним словом, студенческая жизнь бьет ключом.
– В институте существуют студенческие отряды?
– Студенческие отряды, в том числе и педагогические, мы начали формировать с самого первого набора. Сейчас мы тесно работаем с детским центром «Орленок», с «Артеком», с туристическим агентством «Артек-Тур», Российским Союзом Молодежи. Наших вожатых можно встретить от Болгарии до Краснодара. Самое главное, что ребята востребованы. В июне этого года отправили вожатых в Звенигород в лагерь от «Почты России», где они стали лучшими, привезли грамоты, благодарности. И это приятно.
– Есть ли у вуза международные связи? Как проходит международное сотрудничество?
– У нас достаточно развитые международные контакты. В частности, с Евросоюзом, с Директоратом Совета Европы по делам молодежи и спорта. Недавно у нас проходил консультационный семинар по молодежной проблематике, и директор этой организации лично обратился ко мне с предложениями о сотрудничестве, которое продолжается и по сей день.
Мы имеем четырех партнеров в Германии. Это Объединение социально-молодежной работы Германии BAG Jugendsozialarbeit, которое занимается профессиональным обучением и профессиональной ориентацией, Объединение социально-молодежной работы Берлина «Jugendaufbauwerk» Berlin, Немецкий институт молодежи (г. Мюнхен), Институт Песталоцци – Фребе. Благодаря этому сотрудничеству наши студенты имеют возможность стажировки в Германии.
Сотрудничаем и с такими организациями, как ООН и ЮНЕСКО, с Детским фондом, с Институтом социальной работы во французском городе Ницца, с французским Институтом молодежи, нидерландским Институтом профессионального становления, с образовательно-информационным центром (BIZ) в Российско-немецком доме в Москве.
Здесь для студентов, конечно, важно знание языка. Недавно Берлинский Сенат предложил нам семь мест для стажировок. Нас собираются посетить с визитом представители Национального совета молодежи Германии, которые занимаются проблемами профессиональной компетенции и профориентации. 17 октября в Берлине пройдет совместная конференция по проблемам профилактики наркомании и преступности среди детей и молодежи в России и Германии.
Сотрудничаем мы и со Словакией, и с Чехией по программам, связанным с развитием малого и среднего бизнеса. Их цель – помочь войти на российский рынок молодым предпринимателям из этих стран.
На данный момент мы тесно сотрудничаем с Российско-немецким домом, который занимается программами, связанными с подготовкой молодых работников специально для работы с российскими немцами. Есть программа и со Словацким национальным университетом. Поступили предложения о сотрудничестве с молодежными объединениями Италии. Есть очень интересное предложение от США.
Безусловно, я обозначил только ряд направлений нашего международного сотрудничества, а оно с каждым годом расширяется. И это тоже определенная динамика работы вуза.
– Кто такой, на Ваш взгляд, молодежный работник?
– Это человек, у которого особенное состояние души, ярко выраженные лидерские качества. Это человек достаточно коммуникабельный, грамотный, немного психолог и аналитик, профессионал, безусловно, имеющий заслуженный авторитет у коллег. И хочу назвать еще одно, на мой взгляд, необходимое качество – молодежный работник обязательно должен быть романтиком!
СМ.: Студенческий2 меридиан, Номер 10, 2010 Беседу вел Владимир ЛАРИН |