Профессор кафедры социальной политики и социальной работы Института молодёжи с 1993 г.; родился 25 августа 1933 г. в с. Яланец Томашпольского района Винницкой области Украинской ССР; окончил Одесский государственный университет в 1958 г., доктор исторических наук, профессор, академик Международной академии информатизации (1994); 1957-1959 - секретарь Одесского горкома ВЛКСМ; 1959-1963 - инструктор, заместитель заведующего отделом Московского горкома ВЛКСМ; 1963-1973 - заместитель председателя Бюро международного молодёжного туризма "Спутник" ЦК ВЛКСМ; с 1973 г. - заместитель директора Научно-исследовательского Центра, секретарь парткома, проректор Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ; автор многочисленных научных работ, в т.ч. монографий "Молодое поколение интернационалистов", "Молодёжь в борьбе за мир и социальный прогресс", "Молодёжная политика: международный опыт", "Занятость и безработица населения в условиях рыночной экономики: международный опыт", "Миграционные процессы и миграционная политика", "Социально-экономические и политические процессы в России" и др., ряд работ изданы в переводах за рубежом; неоднократно принимал участие в организации и проведении крупных международных мероприятий, в т.ч. Всемирных фестивалей молодёжи и студентов; читал лекции за рубежом; награждён двумя орденами "Знак Почёта", медалями СССР, России, Болгарии, Чехословакии; Почётный работник высшего и профессионального образования России; женат, имеет дочь.
В 70-80-е гг. В.Мошняга принимал активное участие в разработке учебных и методических материалов. Под его руководством разработано и издано исследование "История международного молодёжного и детского движения". С 1990 г. ведёт большую учебно-методическую работу по подготовке специалистов в социальной сфере на факультетах социальной работы и научно-педагогических кадров Института молодёжи. Входит в состав диссертационных советов по историческим и философским наукам Института молодёжи и Московского педагогического университета. Основная сфера научных интересов: русская и всеобщая история, политическая и социальная история, общественные движения, деятельность международных неправительственных организаций.
Научная школа Виктора Пантелеевича Мошняги
Мошняга Виктор Пантелеевич, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета
Моя научная школа
Мои научные разработки по проблемам международных и зарубежных общественных движений, в т. ч. молодежных, начались в середине 60-х гг. XX столетия. Интерес к указанным акторам можно объяснить прежде всего тем, что указанный период характеризовался началом социальной активности молодежи, её протеста против капиталистического общества потребления, устаревшей системы образования и как следствие значительных трудностей на рынке труда для молодёжи.
Субъективным фактором моего интереса к указанным проблемам является тот факт, что как один из функционеров советского Комсомола я занимался различными аспектами международных связей организаций молодежи с зарубежными юношескими организациями, активным участием в деятельности Всемирной федерации демократической молодежи и Международного союза студентов, молодежных туристских объединений.
Это был протест молодежи ведущих государств Западной Европы, Северной Америки, Японии против существующей системы образования, за необходимость проведения реформ в этой области, за гарантию работы после окончания обучения в университетах и средних учебных заведениях.
В этих условиях активизировалось изучение молодежной проблематики в СССР: отделы, сектора, лаборатории, группы по изучению молодежного движения, «молодежных революций» были созданы в ряде институтов АН СССР, в Московском, Ленинградском, Киевском, Томском и других университетах, в т. ч. в ВКШ при ЦК ВЛКСМ. На основе изучения международного молодежного движения, положения молодёжи в зарубежных странах, её борьбы за свои права были подготовлены сотни научных статей, десятки книг, защищён целый ряд диссертаций по указанной проблематике.
Одним из основных направлений исследовательской деятельности советских учёных являлся анализ участия молодого поколения планеты в борьбе за мир и международную безопасность, против угрозы ядерной войны.
Значительное внимание постоянно уделялось исследованию деятельности двух ведущих объединений прогрессивной молодежи и студенчества планеты — ВФДМ и МСС.
Центральным направлением исследования международного молодёжного движения стало изучение места и роли молодёжи, её организаций в решении глобальных проблем современности, прежде всего вопросов развития и мира. Внимание к этим вопросам заметно выросло во всем мире благодаря проведению в 1985 г. по решению ООН Международного года молодежи (МГМ), главными темами которого стали «Участие. Развитие. Мир», и проведение XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 г., в рамках которого работал центр МГМ под моим руководством.
Международный год молодежи стал заметной вехой в развитии молодёжной политики и программ, во многих государствах были предприняты дополнительные усилия на всех уровнях, направленные на развитие долгосрочного планирования по вопросам молодёжи. Во многих случаях согласование, поддержка и действия правительств привели к появлению законодательства о молодёжи и социальных услуг, а также программ в области занятости, образования и профессиональной подготовки молодого поколения, что способствовало изменению отношения к запросам и потребностям молодёжи.
В целом, эти меры благотворно отразились на подходах к молодёжной политике:
во всём мире значительно возросла степень осведомленности о положении, путях и устремлениях молодёжи;
увеличился объём специальных знаний по вопросам молодёжи;
значительно увеличилось число молодёжных организаций и организаций, связанных с молодёжью;
продолжалась разработка новых подходов в межинституциональном сотрудничестве;
в системе ООН были расширены программы, связанные с вопросами молодёжи;
продолжалось укрепление усилий по координации мероприятий в сфере молодёжи как в рамках системы ООН, так и вне её;
развивались различные организационные механизмы и процедуры на всех уровнях (национальные механизмы, консультации и сотрудничество между неправительственными молодёжными организациями, межучрежденческие консультации в рамках системы ООН и подобные мероприятия на региональном уровне).
В мировом масштабе в этой сфере сложился международный консенсус, зафиксированный в «Руководящих принципах дальнейшего планирования и надлежащих последующих мер в области молодёжи», принятых 40-й Сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 г. Эти принципы стали основой для проведения современной молодёжной стратегии, которая рассматривает молодёжь в качестве органического субъекта развития.
По роду работы в ВКШ и его Научно-исследовательском центре я участвовал в 90-е гг. в ряде исследований положения молодёжи в развивающемся мире, результаты которых были представлены в ходе работы целого ряда крупных всемирных и региональных конференций по вопросам молодёжной политики — Европейской конференции по проблемам молодёжи (Будапешт, 1985 г.), Всемирного молодёжного форума (Вена, 1994 г.), Всемирной конференции министров по вопросам молодёжной политики (Лиссабон, 1998) и др.
Указанные и другие акции во многом способствовали разработке специальной Молодежной программы ООН, которая концентрировалась на десяти приоритетах молодежной политики: образование, занятость, голод, бедность, здравоохранение, окружающая среда, наркотики, молодежная преступность, досуг, девушки и участие. В 2000 г. к этому перечню были добавлены еще пять тем: глобализация, информационные технологии, ВИЧ, предотвращение конфликтов и межпоколенческая зависимость.
Указанная молодёжная программа ООН сыграла важную роль в привлечении внимания общественности и государств к положению молодёжи, ориентировала государственные органы на принятие неотложных мер по решению острых проблем, с которыми сталкиваются молодые люди, вступая в самостоятельную жизнь. При этом международные документы нацеливали правительственные и общественные органы и организации на активное и ответственное включение молодёжи во все сферы жизни общества, видя её участие как «всеобъемлющую концепцию социальной интеграции, которая должна стать составной частью философии и практики развития, способствующему благу общества и индивида».
Участие молодежи, принимающее различные формы — политическое, экономическое и социальное — чрезвычайно противоречиво, динамично, изменчиво. Об этом наглядно говорят молодёжные выступления в различные периода во всем мире в послевоенный период. Особым накалом отличались выступления молодёжи и студентов в конце 60-х — начале 70-х годов. В ходе этой борьбы изменялся и сам характер молодёжного движения. В глобальном контексте это привело к растущему влиянию на молодёжь общих ценностных ориентаций и установок, моделей и стереотипов поведения, таких как конкуренция и потребление в противовес таким традиционным этическим и моральным нормам и ценностям, подрывая взаимосвязь, верность своей общине, долгу и т. д. В рыночном обществе человек ценится прежде всего на основе своего успеха, однако пути к достижению такого успеха весьма часто закрыты для молодёжи. С этим связаны многие серьёзные проблемы, с которыми столкнулась молодёжь на рубеже XX и XXI веков.
Вопросам молодёжи и молодёжной политики уделяется серьезное внимание региональными организациями и объединениями. В Европе — это прежде всего Европейский Союз и Совет Европы. В рамках Совета Европы действует такой механизм, как Конференция министров по вопросам молодёжи, которая собирается на регулярной основе. Примечательно, что первая такая конференция состоялась в 1985 г., когда проводился Международный год молодежи. В своей работе эта Конференция руководствовалась положениями как документов ООН, так и своих собственных актов, в частности специальной резолюции Совета министров Совета Европы по вопросам молодёжной политики, принятой в 2003 г. Эти документы лежат в основе целого ряда инициатив и акций молодёжи, предпринятых в общеевропейском масштабе. Так, в 1995 г. появилась акция, предпринятая по инициативе Совета Европы по случаю 50-летия окончания Второй мировой войны, — Европейская кампания молодежи, лозунгом которой стал девиз: «Все разные — все равны!» Эта инициатива недавно отпраздновала свой юбилей — 20-летие. В 2006-2007 гг. она проходила в сотрудничестве с Европейской комиссией и охватила 42 страны.
Приверженность Совета Европы концепции участия молодежи в социальной и политической жизни общества отразилась, в частности, в создании специального Европейского Руководящего комитета по вопросам молодежной политики, куда входят как правительственные, так и неправительственные организации, в том числе молодежные. Совет Европы публикует регулярные доклады, посвящённые положению молодёжи и молодёжной политики в государствах-членах Совета Европы.
Указанные задачи и проблемы молодёжи решаются как в рамках специальных правительственных институтов, так и правительством той или иной страны в целом.
В центре внимания моих коллег по изучению этой проблемы постоянно находилась такая важная тема, как сотрудничество молодёжи различных политических ориентаций, идейных убеждений, религиозных воззрений в борьбе за решение глобальных проблем современности, так и своих жизненных вопросов на общей платформе. Одним из итогов разработки этой темы стала коллективная монография «Проблемы единства действий и сотрудничества в международном молодежном движении» (1977 г.).
Результаты обобщения опыта отечественных и зарубежных исследований проблем международного молодёжного движения стала подготовка и издание научных трудов: «Международное молодежное движение: Вопросы теории и методологии» (1983 г.) и «Зарубежные исследования международного молодежного движения» (1982 г.), моей авторской монографии «Молодежь в борьбе за мир и социальный прогресс» (1981 г.).
Самостоятельным и важным исследовательским направлением являлось изучение молодёжного и студенческого движения социалистических стран, политики правящих коммунистических и рабочих партий в отношении подрастающего поколения, его участия в строительстве социализма.
Отдельное и крупное направление исследований — молодёжное движение развитых капиталистических стран. Особое внимание при его разработке уделялось вопросам положения и социальных перспектив различных категорий молодёжи в буржуазном обществе, формированию политического сознания молодого поколения, его участию в классовой борьбе.
Возрастающее внимание уделялось анализу сложных и специфических проблем молодёжи развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки — её социально-экономическому положению, месту и роли в борьбе за национальное и социальное освобождение.
Закономерно встаёт вопрос — почему на рубеже веков нам, российским историкам, социологам, социальным философам и другим специалистам-исследователям, важно изучение международного опыта молодёжной политики, молодёжного движения за рубежом.
Во-первых, многие социальные процессы всё больше глобализируются, и чем дальше, тем быстрее. Временной интервал значительно сократился. Те социальные явления, которые происходят в западных странах, имеют место и в России. Не случайно, что сегодня у российской молодёжи, как и у зарубежной, много общих ценностей (отношение к семье, проблемы занятости, свобода личности). Общим для молодежи является пассивное отношение к политике как таковой. Протест молодёжи носит больше социальный, нежели политический характер. То есть выступления зарубежной молодёжи стали более прагматичны, более «заземлены».
Во-вторых, необходимость изучения международного опыта подтверждается тем, что исследовательские центры во многих западных странах продолжают накапливать значительный исследовательский опыт в этой сфере. Возьмем, например, Германский институт молодежи в Мюнхене, основанный ещё в 1961 г. Он до сих пор является крупным центром изучения молодёжи не только в Европе, но и в мире в целом. Примечательно, что бывший Институт молодёжи в Лейпциге (тогда ещё в ГДР) после объединения ФРГ стал филиалом упомянутого Мюнхенского института.
В-третьих, изменился характер молодёжного протеста. Сегодня молодёжь выступает не против существующей системы вообще, как это было в 60-70-е гг., а против тех социальных мер западных государств, которые ущемляют интересы молодёжи. В частности, речь идёт о сокращении финансирования образования, численности преподавателей вузов, что, безусловно, сказывается на качестве образования. Поэтому сегодня студенты Германии, Италии, Испании, Франции, Греции выступают против реформы системы образования. Получается, таким образом, что, если университетская молодёжь в прошлый период активно выступала за реформу системы образования, и этого она во многом добилась, то в наши дни она выступает против реформы сложившейся системы образования в силу того, что система образования была достигнута в т. ч. в результате борьбы за неё старших поколений, т. е. их родителей.
Внешне может показаться, что молодёжный протест непоследователен. На самом деле европейские государства отбирают те социальные завоевания у сегодняшней молодёжи, которых добилась молодёжь 60-х гг., то есть дедушки и бабушки сегодняшних молодых людей.
Кстати сказать, молодежный протест 1968 г., как и 2006-го, начался в Сорбонском университете (Франция). Но если в 1968 г. студенты выступали против консерватизма властей, за реформирование общественных институтов, то спустя почти 40 лет университетская молодежь борется за консерватизм, т. е. за те результаты, которых добились их предки, за рабочие места после окончания учебы.
В-четвертых, новым социальным явлением предстает международная молодёжная миграция, которая в современном мире превращается в один из отрядов противоречивого, протестного движения. Проблема мигрантов — это проблема и «параллельных культур», когда иммигранты, прибывающие из, как правило, мусульманских стран в христианскую Европу, создают свой замкнутый мир, «параллельное сообщество». Изучение миграционного феномена за рубежом очень важно для России, поскольку она сама всё чаще сталкивается с такого рода явлениями.
Нам полезно изучение молодёжной политики за рубежом, структуры национальных молодёжных организаций и объединений, так как необходимо вовлечение российской молодёжи в систему международных молодёжных обменов, налаживание прямых контактов между молодёжными организациями России и зарубежных стран, что сыграло бы важную роль в активизации деятельности молодёжных организаций РФ.
В последующие годы даже после распада СССР ряд исследователей зарубежной молодёжи продолжил изучение тех или иных аспектов положения молодёжи зарубежных стран: в сфере образования, занятости, досуга, спорта и туризма. Результатом этих исследований стал выпуск ряда монографий, учебников, курсов лекций.
Вопросы молодёжи, молодёжной политики нашли отражение в книгах «Молодежная политика: Международный опыт» (1991 г.) под ред. В. П. Мошняги, Ю. Е. Булатецкого; В. П. Мошняги «Занятость и безработица населения в условиях рыночной экономики: международный опыт» (1993 г.); А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова «Социология молодежи: теоретические вопросы» (1999 г.); В. П. Мошняги «Социальное развитие и социальная работа: международный опыт» (2000 г.); А. Л. Арефьева «Молодежные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ» (2008 г.); В. Ц. Худавердяна «Социальная политика» (2008 г.); «Социология молодежи. Энциклопедический словарь», составителями и авторами целого ряда статей являются Вал. А. Луков, наряду с А. И. Ковалевой, Ю. А. Зубок, В. И. Чупровым и другими авторами молодёжной проблематики.
По проблемам молодёжи зарубежных стран, деятельности международных организаций молодёжи, международного молодёжного движения защищено значительное количество кандидатских диссертаций, а также около 20 докторских по актуальным проблемам молодёжи зарубежных стран и международного молодёжного движения в целом.
В последние годы мое внимание, как и других исследователей-международников, привлекли различные аспекты глобализации современного мира и роль системы ООН в этом процессе, стремление ООН к тому, чтобы плодами достижений глобализации могли воспользоваться не только ведущие страны, но и все государства мира.
Этим проблемам посвящены мои статьи в журналах по списку ВАК: «Проблемы развития и социальной справедливости в условиях глобализации» (Мир и политика. 2009. №2 (29). С. 88–101); «Правозащитная деятельность международных институтов как фактор гуманизации политического процесса (на примере ООН)» (Право и политика. 2012. №6 (150). С. 1128–1139); «Политика ЮНЕСКО в области реализации права свободно участвовать в культурной жизни общества» (Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 302–307).
http://www.mosgu.ru/nauchnaya/school/07/scientists/Moshniaga/ |