В многотиражной газете автозавод на рубеже 80-х я отвечала за комсомольскую жизнь . Тогда любому начинающему журналисту, во-первых, нужно было запомнить варианты заголовков и не выпендриваться. Среди комсомольских названий предпочитали немудреные, но чёткие. Со временем сверяя шаг. Опережая время. С комсомольским огоньком. С высоким энтузиазмом. Требуя с себя. За вдохновением — на ферму (пардон, это не из той оперы, это про концерт в колхозе), И — блеск! - доблесть идущих впереди. Во-вторых, требовалось вставлять в материалы на любую молодёжную тему несколько неоспоримых истин. Комсомол — первый помощник партии. Если тебе комсомолец имя, имя крепи делами своими. Самая заветная мечта комсомольца - стать коммунистом, ибо нет более чистого, высокого и притягательного звания на земле. Ни одного отстающего рядом. Твори, выдумывай пробуй. Воспитанию — комплексный подход.
Врез
Кстати, новорожденный комсомол был в своей пропаганде гораздо раскованнее (и забавнее - с высоты сегодняшнего дня), чем комсомол 70-80-х. Без указующих штампов. «Стой, юный товарищ! Ты кто таков? Ты с кем идешь, с нами или с царём? Если с нами, то иди к нам, в сюз молодёжи. Учащиеся, вы помните двойки, пощечины жандармов школы, если вы их не хотите, идите в союз молодёжи строить новую свободную школу». Это листовка Симбирского губкома РКСМ, написанная в начале 20-х. Я бы, прочитав, пошла в школу, где пообещали не ставить двоек...
До сих пор удивляюсь, как под эти безликие слова легко выливались эмоции — искренние, между прочим! И на субботники мы ходили с удовольствием. Подметали город, сажали деревья — легко, с шутками. Девчонки хохотали и стреляли глазками в парней. А те демонстрировали силу и кипучую энергию. И этой брызжущей через край молодость, у которой всё лучшее было впереди, не портили жизнь ни комсомольские собрания, ни бесконечные рапорты по всякому поводу, ни Ленинские зачёты.
Сверяем мысли
Когда произнесла я два известных каждому рядовому комсомольцу слова, мои юные коллеги чрезвычайно удивились — а что это? А это главное идейное мероприятие в жизни каждого комсомольца, когда он мог доказать, что живет «по Ленину сверяя дела и мысли»! Шло оно практически круглогодично, дабы не остановить рост трудовой активности и политического уровня и гармонически развивать личность. Комсомолец составлял личный комплексный план под одним для всех девизом «Учимся коммунизму, строим коммунизм!», где расписывал, как он будет повышать все свои уровни и какой вклад внесет в пятилетку. Далее конспектировал Ленина — вечные «Задачи союзов молодёжи» (которые должен был выучить, ещё вступая в комсомол!) и почему-то «Как организовать соцсоревнование». А потом члены аттестационной комиссии строго спрашивали с тебя — и выполнение плана, и цитаты из Ленина. Все те же юные коллеги смеялись, услышав рассказ о том, как комсомолка по имени Наташи отказалась ходить на свидания с парнем, пока он этот самый зачёт не сдаст. И с трудом верили, что для неё в то время это был вполне естественный поступок.
«А что дает мне комсомол?»
Этот заголовок 70-80-х годов был постоянным «хитом» на страницах газет. А сама фраза звучала на каждом заседании заводского комитета комсомола, где одних принимали, а других исключали. В те годы исключение уже перестало быть наказанием и позорным пятном. Но комсомольские чиновники «марку держали»: если не можем не отчислить, то уж мораль-то прочтем непременно. «Почему не хочешь быть в комсомоле?». «А что он мне дает?». «А что ты дал комсомолу? Что полезного сделал для общества? Ты просто хлюпик и эгоист, который числится в комсомоле!» - и так, грозно сверкая очами, до бесконечности. Всё равно, кто хотел, уходили. И комсорги начинали суетиться и выполнять «план роста рядов». Один мой знакомый умудрился вступить в комсомол трижды — на «Контакторе», «Искре» и «Комете». Очень уж друг за рюмкой чая просил не заваливать план по росту рядов. И каждый раз по мягкости характера не сумев отказаться, он писал: «Хочу быть в первых рядах коммунистической молодёжи».
За почином — декада, за декадой — неделя
Когда залезла в архивы, поняла, что я подзабыла главную фишку комсомольской жизни тех лет. Вы думаете союзная молодежь спокойно ходила на работу и выполняла план? Это не по-комсомольски! Жизнь украшали трудовые вахты — к годовщине Октября, Дню Победы, дню рожения Ленина, съездам партии и комсомола. И никаких пошлых повторов! К 100-летию Ленина — 100 ударных дней. К 60-летию Октября — 60 ударных недель (каждая из которых посвящалась одному году из жизни страны!). XXIV съезду КПСС — 24 ударных декады. А XXV съезду КПСС — 25 сверплановых автомобилей плюс социалистическое соревнование комсомольцев за почётное право подписать рапорт Ленинского комсомола тому же съезду. Его победители получали не только переходящий вымпел, право сфотографироваться в Торжественном зале Мемориала у Красного знамени областной комсомольской организации или — уж совсем лучшие - в Ленинграде у легендарной «Авроры», но и стимулировались материально. К примеру, бригадир получал премию 20 рублей, групкомсорг — 15, члены бригады — 10. По тем временам я зарабатывала 100, и в соцсоревновании, к сожалению для моего кошелька, не участвовала. И этот декадно-недельный процесс был практически бесконечен. Комсомольцы отчитывались: «Пересмотрев свои резервы обязуюсь план двух лет пятилетки выполнить к 7 ноября». До сих пор я озадачена: это что же за планы давались на производстве, если несколько раз в год они пересматривались и перевыполнялись?! То ли без соцсоревнования неинтересно было ставить трудовые рекорды, то ли давала сбои знаменитая система социалистического планирования. Или просто не представляли труд без идеологического оформления и чуткого партийного руководства? Конечно, пошлешь бывало правительственную телеграмму делегатам съезда от Ульяновска: «С большим вниманием следим за работой съезда. Нас глубоко тронула речь товарища Брежнева. В ответ на отеческую заботу партии о молодёжи, заверяем, что будем отдавать все силы, знания, опыт, делу построения коммунизма» - и считай день прожит не зря!
Это ты — наша молодость...
Когда комсомол стал историей, чувства сожаления мне пережить не удалось. Но когда вдруг всплывает очередной юбилей, собираемся с комсомольцами-одногодками и... И не можем вспомнить ничего плохого, скучного, отторгающего. Как говориться, и смех тогда был искренней, и чувства чище, и мечты светлее. Или просто жаль, что невозможно вернуться в юность?
А в той песне, строки из которой «комсомол - моя судьба» замусолили донельзя, есть очень хорошие слова: «Пронесу сквозь годы бодрость, веру в дело и в себя». Знаете, тем, кто был комсомольцам не для карьеры и не для «роста рядов», удалось через десятилетия сохранить эту веру. Она поддерживала и помогала жить героям не нашего времени - совсем в другие времена. Ольга САВЕЛЬЕВА